ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Природные особенности и сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 783,9 млрд. руб.

Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.[18]

Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 6,39 млрд. руб., что примерно в 2,4 раза выше уровня 2006 года. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского, около 69 регионов.

Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций. Размер фонда в 2007 году составил 1,97 млрд. руб.

Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения. В 2007 году Фонд компенсаций составит 153,13 млрд. руб.

Сложившаяся система межбюджетных отношений часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации доходов нВ федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.

Не вызывает сомнения и тот факт, что методика распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ закладывает неверную систему стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной доходной базы.

Однако необходимо признать, что в значительной части эти проблемы обусловлены чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр административно-территориального деления России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения межбюджетных отношений.

 

РАСХОДЫ НА УПРАВЛЕНИЕ

 

Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

ü На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;

ü На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

ü На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

ü На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;

ü Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление.[8] Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.

Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:

· законодательных органов;

· правительства страны;

· законодательных органов и правительств субъектов федерации;

· местных органов власти и управления;

· органов правопорядка;

· органов судопроизводства и прокуратуры.

Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий и организаций. Однако фактически расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. За счет этих средств также создаются исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры и т.п.

Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы.

Управление государством финансируется за счет ассигнований, направляемых на решение общегосударственных вопросов, общая доля расходов на которые в бюджете расширенного правительства в Российской Федерации составляла в 2006-2007 годах 10-11 %.

Это примерно соответствует аналогичным долям расходов в бюджетах таких стран, как Япония, США, Германия и Франция (в среднем 13-15 %). В последнее время эта доля расходов бюджета повсеместно снижается, например, за счет перераспределения бюджетных средств в пользу приоритетных, социально значимых инициатив.

 

Наиболее существенные статьи расходов на общегосударственные вопросы в федеральном бюджете в 2006-2007 гг., млрд. руб.

 

Статьи расходов 2006 2007
Расходы, всего 3514,3 4281,3
Общегосударственные вопросы 500,9 529,7
Судебная система 42,4 59,7
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых таможенных органов и органов надзора 82,1 120,3
Международные отношения и международное сотрудничество 28,5 36,1
Государственный материальный резерв 22,1 42,2
Фундаментальные исследования 32,0 42,6
Обслуживание государственного и муниципального долга 208,3 169,1
Другие общегосударственные вопросы 68,7 39,0

 

Далеко не все расходы, проходящие по разделу «Общегосударственные вопросы», в равной степени относятся к затратам на финансирование государственного управления и местного самоуправления. В федеральном бюджете объем расходов на государственное управление и местное самоуправление в 2006 г.- 13 млрд. руб., в 2007 г. – 15,2 млрд. руб. по сравнению с расходами в бюджете расширенного правительства 108,9 млрд. руб. и 139,1 млрд. руб. соответственно.


 


РОЛЬ БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВЫХ ПЛАНАХ СТРАНЫ

 

По своей внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета. [17]

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства.

В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.

Нельзя также забывать и огромный вклад бюджетного финансирования в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год»

2. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год»

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год»

4. Бюджетный кодекс РФ по состоянию на 1 января 2008 г.

5. Акперов И.Г. Казначейская система исполнение бюджета в РФ. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003

6. Александров И.М. Финансовая система РФ.- М.: Финансы и статистика, 2005

7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000

8. Беляков С.А. Финансирование системы образования в России. - М.: Макс Пресс, 2006

9. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

10. Бюджетная система России: /под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

11.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/под ред. М.В.Романовского и О.В. Врублевской, 2-е изд.- М.: Юрайт, 2000

12. Вышегородцев М.И. Управление бюджетом. – М.: «Дело и Сервис», 2002

13. Годин А.М. бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашко и Ко», 2004

14. Государственные финансы /под ред. проф. В.М. Федосова, С.Я. Огородника и В.Н. Суторминой. Киев, 2001

15. Иванова Н.Г.Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб.: Питер, 2002

16. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Дашков и К, 2007

17. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. – М : «Дело и Сервис», 2006

18. Открытый бюджет России, 2004-2007. Бюджет: мифы и реальность?/ науч. рук. А.В.Буренин. М.: Априком, 2007

19. Путеводитель по российскому бюджету – 2006./ науч. рук. О.К. Ястребова. М.: Возрождение, 2006

20. Родионова В., Вавилов Ю., Гончаренко Л. и др. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2004

21. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 2000

22. Финансы и кредит / под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП ПИПП при издательстве Уральского государственного университета, 2002

23. Финансы предприятий: учебник./Под ред. Н.В. Колчиной. М.: ЮНИТИ, 2002

24. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2002

25. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник./Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000

26. Финансы. Учебник / под ред. Ковалева В.В.-М.: ТК Велби, 2003

27. Финансы: учебник./Под ред. М.В. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2001

28. Экономика /под ред. Архипова. А и др. М.: Проспект, 2003

30. Яндиев М.И. Финансы регионов.- М.: Финансы и статистика, 2002

31. Яндиев М. Уровни бюджетной системы в России //Финансы. 2002 №2. С. 29

32. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России//БиНО. 2008 №2 С. 120

33. Игудин А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов.// Финансы. 2000

34. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования.//Финансы.- 2002 №5 С. 57

35. Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//Финансы.-2002 №5 С.71

36. Мокрый В.С. проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления.//Финансы.-2001 №1 С.54

37. www.cbr.ru – Центральный банк РФ, официальный сайт

38. www.minfin.ru –Министерство финансов Российской федерации, официальный сайт

39. www.budgetrf.ru – Бюджетная система Российской Федерации, официальный сайт

40. www.businesspress.ru– Деловая пресса, электронные газеты

41. www.vedomosti.ru - Ведомости

Дата: 2019-07-30, просмотров: 143.