Общая характеристика законодательства об обществах с ограниченной ответственностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Влияние на правовую модель общества с ограниченной ответственностью оказала высокоразвитая законодательная база стран континентальной и англосаксонской систем права. Заслуживающие внимание нормы содержатся в законодательстве Франции, Германии, США.

Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1890 г. в Германии. В дальнейшем данный вид корпораций был заимствован Австрией, где правовое регулирование соответствующих отношений почти полностью совпадало с нормотворческой практикой Германии. В начале XX века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах Западной Европы.

В настоящее время общества с ограниченной ответственностью действуют во многих развитых странах, но наиболее широкое распространение они получили в государствах континентальной Европы. В Германии действует закон об обществах с ограниченной ответственностью от 4.07.1980г.; во Франции этому виду корпораций посвящен специальный раздел закона о торговых товариществах 1966 г.; В Швейцарии такие общества регулируются отдельными нормами Обязательственного закона. При чем нормы, установленные в Германском законе об обществах с ограниченной ответственностью, оказывают заметное влияние на законодательство и практику других стран.

В настоящее время система законодательства России об ООО имеет пирамидальный характер.

Гражданский кодекс РФ определяет конструкцию ООО и предусматривает минимальные гарантии прав участников и кредиторов общества, регулирует порядок образования, реорганизации, ликвидации ООО и т.д. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», построенный на основе норм ГК РФ, в свою очередь, развивает и детализирует его положения. Он определяет в соответствии с ГК РФ порядок создания и правовое положение ООО, права и обязанности их участников, а также обеспечивает защиту их прав и интересов.

Представляется не совсем корректной позиция некоторых авторов, делающих вывод, что принятие специального закона, регулирующего отношения, означает распространение юрисдикции административного права на ООО. Спорным является мнение, что создание отдельного закона обосновано тогда, когда соответствующее рыночное отношение должно подчиняться и определенным административным правилам и контролю, когда для надлежащего его осуществления необходимо значительное количество норм административного права. Совокупностью этих условий объясняется наличие специальных законов об обществах с ограниченной ответственностью.[30]

Закон об ООО распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации. Однако приведенное правило имеет исключения (ч. 2 ст. 1). Сам Закон об ООО в той же ч. 2 ст. 1 предполагает возможность ограничения сферы его действия.

Во-первых, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об ООО особенности создания и правового положения ООО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Указанное положение не означает, что Закон об ООО не распространяется на банковскую, инвестиционную и страховую деятельность. Речь идет о том, что Федеральными законами будут определены лишь особенности создания и правового положения ООО в данных сферах деятельности. Таким образом, применяется правило: “Специальный закон отменяет действие общего”, и Закон об ООО будет применяться к ООО - банкам, инвестиционным институтам и страховым организациям субсидиарно, т.е. в тех случаях, когда более специальные нормы не установлены иными федеральными законами.

Во-вторых, ограничение по сфере действия Закона об ООО связано с вопросом о численности участников в обществе с ограниченной ответственностью. Вопрос этот с учетом существующей российской практики не мог получить четкого и однозначного решения. Ранее ГК РФ в ч. 1 ст. 88 установил, что число участников ООО не должно превышать числа, установленного Законом об ООО, в противном случае оно подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечение этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Таким образом, вопрос о предельной численности участников ООО разрешен не был. С учетом существующей мировой практики наиболее оптимальным числом представлялось 50.

Кроме того, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ и другими законами и иными правовыми актами, отношения в обществе с ограниченной ответственностью могут быть урегулированы актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 6 ГК РФ), недопустима регламентация отношений актами органов власти субъектов Российской Федерации.

Диспозитивные нормы действующего законодательства позволяют ООО конкретизировать права и обязанности субъектов обществ с ограниченной ответственностью[31]. Альтернативные нормы представляют ООО в лице их органов управления возможность выбрать один из обозначенных в централизованном акте государственного регулирования вариантов решения (поведения). Императивные нормы необходимы для того, чтобы однозначно разграничить сферу интересов, установить приоритеты и предпочтения, предписать модель поведения любого субъекта хозяйственной деятельности.

Система локального нормотворчества субъектов предпринимательской деятельности должна соответствовать определенным критериям. К таким требованиям относят, в частности[32]:

1. Легитимность системы локального нормотворчества — нормы должны быть основаны на законе, то есть разработаны и приняты по прямому предписанию либо в пределах предоставленного законом усмотрения. Локальное нормотворчество нельзя, на мой взгляд, рассматривать лишь как восполнение пробела в законодательстве. Здесь мы имеем дело скорее с формой делегированного права.

2. Требование функциональной (по сфере правового регулирования) полноты и согласованности служит критерием для локального нормотворчества “снизу”. По сфере правового регулирования локальные нормативные акты можно разграничить на несколько основных категорий:

· определяющие основы локального нормотворчества ООО;

· устанавливающие правовой режим и процедуру изменения уставного капитала ООО;

· регулирующие проблему создания фондов и резервов ООО;

· регулирующие процедурные вопросы организации деятельности органов управления ООО;

· обеспечивающие управление персоналом ООО;

· определяющие организацию внутренней производственно-хозяйственной деятельности ООО.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система правового обеспечения деятельности ООО состоит из двух подсистем: централизованного и локального правового регулирования.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 215.