Цели и задачи аудита доходов и расходов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе формирования финансовой информации, от момента сбора регистрации информации, обработки и систематизации, до представления систематизированной информации в виде финансовой отчетности, важен не только объект учета, но и субъект, осуществляющий все процедуры сбора и обработки информации.

Цель аудита учета доходов и расходов:

-   подготовка и представление финансовой отчетности, полезной для потребителей, которая должна быть сопоставимой как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний;

- подготовка и представление финансовой отчетности, достоверно и полно отражающая финансовое положение компании.

Процедуры сбора, регистрации и систематизации информации и окончательная финансовая отчетность во многом зависят от субъективного -мнения лиц, привлеченных к подготовке финансовой отчетности.

При этом возникает угроза преднамеренной или непреднамеренной дезориентации внешнего пользователя, поскольку финансовая отчетность, в некоторой степени, есть результат «субъективного представления об объектах учета».

Приступая к проверке аудитору необходимо изучить все нормативною документы, касающиеся порядка сбора, учета, формирования и признания доходов и расходов и другие.

В задачи аудитора при проверке учета доходов и расходов входит следующее:

- проверить соответствует ли ведение бухгалтерского учета принятой хозяйствующим субъектом учетной политике;

- своевременно ли поступают в бухгалтерию первичные учетные документы и как организован документооборот;

- полно, своевременно и правильно ли проведена инвентаризация имущества и обязательств и как отражены ее результаты в учете и отчетности;

- осуществляет ли главный бухгалтер контроль за законностью ведения хозяйственной деятельности за организацией и ведением бухгалтерского учета;

- обеспечивает ли организация бухгалтерского учета и контроля возможность предупреждения образования недостач, растрат, незаконного расходования имущества;

- своевременно ли ведутся учетные регистры и соответствуют ли данные синтетического учета аналитическому учету;

- и соответствует ли показатели финансовой отчетности данным главной книги.

При ознакомлении с предприятием и изучения его учетной политики, аудитору необходимо обратить внимание на предшествующей составлению годовой отчетности меры.

А именно проведение годовой инвентаризации имущества и обязательств предприятия.

До проведения инвентаризации аудитору следует запросить документы о результатах инвентаризации за прошлые периоды, проанализировать изменения в количестве и структуре запасов, обсудить с администрацией вопросы организации и проведения контрольно-инвентаризационной работы; ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, а также получить информацию обо всех местах их хранения; выявить дорогостоящие объекты и методы их учета; проанализировать систему внутреннего контроля, хранения и документирования движения ценностей; договориться об участии в инвентаризации компетентных специалистов и проинструктировать их.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом.

По окончании инвентаризации протокол постоянно действующей инвентаризационной комиссии с предложениями о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета утверждается руководителем субъекта не позднее 10 дней после окончания инвентаризации.

Сроки и частота проведения инвентаризаций предусмотрены Законом о бухгалтерском учете и отчетности.

При смене материально-ответственных лиц, изменении формы собственности предприятия также требуется обязательное ежегодное проведение инвентаризации в конце года, но не ранее 1 октября отчетного года.

Следует иметь ввиду, что в обязанности аудитора не входит проведение инвентаризации, так как в Законе о бухгалтерском учете и отчетности эта обязанность возложена на руководителя предприятия.


Таблица 1 -Схема инвентаризации на предприятии

 

Объекты инвентаризации Особенности проверки
1 2  
Нематериальные активы При инвентаризации нематериальных активов рекомендуется проверить: правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете;  наличие документов, подтверждающих права организации на его использование (патенты, лицензионные соглашения, товарные знаки и др.).
Основные средства До начала инвентаризации основных средств проверяется: 1) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;  2) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; 3) наличие документов на основные средства, сданные или принятые субъектом в аренду, на ответственное хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов в натуре и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение и инвентарные номера. Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядково-серийной системе.
Товарно-материальные запасы При хранении товарно-материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки товарно-материальных запасов помещение пломбируется и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Не рекомендуется вносить в описи данные об остатках товарно-материальных запасов со слов материально ответственного лица или по данным учета без проверки их фактического наличия. Инвентаризационные описи составляются отдельно на товарно-материальные запасы, находящиеся в пути.
Расчеты с дебиторами и кредиторами Инвентаризация расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационной комиссии путем документальной проверки рекомендуется установить: 1) тождественность расчетов с учреждениями банков, органами казначейства, финансовыми, налоговыми органами, со структурными подразделениями субъектов, выделенными на отдельные балансы; 2) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Инвестиции Проверяется наличие документов, подтверждающих произведенные затраты в ценные бумаги. Инвестиции в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются: правильность оформления ценных бумаг; реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
Денежные средства и бланки строгой отчетности Полный полистный пересчет всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг). Денежная наличность включается в акт по купюрам и сумме.

 

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.

Практика показывает, что учет выявленных излишков и недостач ведет к отклонениям от предписанных норм бухгалтерского учета, например, часто недостачи засчитываются излишками в отношении разных товаров, излишки и недостача неверно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Излишки выявленные в ходе инвентаризации должны быть оприходованы по дебету и по кредиту счета 727 «Прочие доходы от не основной деятельности».

Выявленные недостачи должны быть отнесены на счет 333 «Прочая дебиторская задолженность.

Недостача товаров может быть отнесена на издержки, если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом.

 

2.3 Оценка системы внутреннего контроля

 

Аудитор должен приобретать понимание системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Для оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур, необходимых для снижения данного риска до приемлемого низкого уровня, аудитор должен использовать профессиональное суждение. Система внутреннего контроля - это политика и процедуры внутреннего контроля, принятые руководством субъекта для целей правильного и эффективного осуществления деятельности, включая строгое соблюдение политики руководства, охрану активов, предотвращение и обнаружение мошенничества и ошибок, точность и полноту учетных записей и своевременную подготовку достоверной финансовой информации.

Компоненты системы внутреннего контроля показаны в таблице2.

Таблица 2 –Компоненты системы внутреннего контроля

 

Компоненты Описание компонента Ключевые факторы
1.Контрольная среда Определяет мнение поведения организации, влияет на осознание системы контроля входящими в данную среду, является основой для всех других компонентах СВК Факторы среды контроля: - честность и этические ценности - готовность быть компетентным (уровень квалификации и периодичность повышения) - совет директоров, руководство компании, акционеров весь управленческий персонал - организационная структура предприятия - наделения полномочиями и ответственностью - политика и практика управления человеческими ресурсами
2.Оценка риска Выявление, анализ и управления с субъектами риска имеющими отношения подготовки к фин.отчет., ее достоверному представлению в соответствии с СБУ В процессе оценки необходимо рассматривать: - взаимосвязь рисков и конкретных утверждений фин.отчет. - обработка и подведение итогов фин. Данных - внутренние и внешние события и обстоятельства - специальное рассмотрение обстоятельств
3. Система БУ Система БУ состоит из методов и записей созданных для индентификации сбора, анализа, классификацию учета операции субъектов, а также для обеспечения отражения в отчетности соответствующих активов и обязательств Основное внимание системы БУ уделяется следующим операциям: - эффективность системы БУ должна привести к ведению операции таким образом, чтобы предотвратить искажения в утверждениях руководства касательно финансовой отчетности - система БУ должна представлять полный операционный след.
4 Контрольные процедуры Политика и процедуры помогающие обеспечить выполнение директив руководства, а также то что предпринимаются необходимые меры для снижения риска возникающего при достижении задач субъекта Средства контроля за обработкой информации БУ: - общие средства контроля - прикладные средства контроля - документы и учтенные записи - независимые проверки - выполнение обзора - мониторинг - разделение обязанности

 

Разделение обязанностей подразумевает, что работники компании не выполняют несовместимые обязанности. Обязанности считаются несовместимыми в аспектах осуществляемого контроля, если работник, совершивший ошибку или мошенничество. Занимает должность, позволяющему ему скрыть этот факт при текущем выполнении своих обязанностей. Эффективность СВК должна обеспечивать:

- надежные средства охраны в виде сигнализации системы хранения ключей, печати, открывающихся сейфов;

- ограничение доступа к деньгам и товарно-материальным запасам (ТМЗ);

- наличие в достаточном объеме складских помещений, измерительного и весового оборудования и доступных мест хранения ТМЗ ;

- систематическое обучение персонала, с правилами работы ТМЗ, переэкзаменовка материально-ответственных лиц (МОЛ) на предмет соответствия занимаемой должности;

- внезапные инвентаризации ТМЗ на складах и в кассе и товаров в магазинах.

На стадии планирования аудиторской работы аудитор использует модель аудиторского риска для оценки необходимого количества доказательств и для планирования объемов и сроков работы.

«Аудиторский риск» означает риск того, что аудитор дает несоответствующее аудиторское заключение, когда финансовая отчетность существенна искажена. Аудиторский риск имеет три компонента:

«Неотъемлемый риск» подверженность сальдо счетов или классов операций искажениям, которые могут быть существенными в отдельности или совокупности с искажениями в других сальдо счетов или классах операций, при допущении отсутствия соответствующего внутреннего контроля.

«Риск контроля» - риск того, что искажение, которое может иметь место в сальдо счетов или классах операций, не будет своевременно предотвращено или выявлено и исправлено системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

«Риск необнаружения» состоит в том, что аудиторские процедуры по существу не обнаружат искажение, имеющееся в сальдо счета или классах операций, которое может быть существенным в отдельности или в совокупности с искажениями в других сальдо счетов или классах операций.

Модель аудиторского риска представлена в виде формулы:

AR= IR * CR * DR , где:

AR – совокупный аудиторский риск;

IR – неотъемлемый риск;

CR – риск контроля;

DR – риск необнаружения.

Аудитор должен получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к аудиту. Аудитор должен использовать профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и проведения аудиторских процедур, необходимых для снижения этого риска до допустимо низкого уровня.

Оценка внутреннего контроля на предприятии ТОО «Павлодарзернопродукт» была проведена на основании Стандартов аудита. В соответствии с этим стандартом эффективность и надежность системы внутреннего контроля в организации можно оценить как средняя.

Во-первых, система внутреннего контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета, а именно:

1) в бухгалтерии находятся документы, регламентирующие создание и порядок ведения бухгалтерского учета

2) документы оформляются в соответствии с требованиями законодательства. Они последовательно пронумерованы, оформляются в момент или непосредственно после совершения операции.

3) поступление и движение материальных ценностей ведется не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, что позволяет говорить об эффективности и достоверности бухгалтерского учета материальных ценностей.

Во-вторых, была проанализирована контрольная среда ТОО «Павлодарзернопродукт».

Хозяйственная деятельность предприятия в целом соответствует требованиям действующего законодательства.

Организационная структура ТОО «Павлодарзернопродукт» не предполагает четкого разделения обязанностей, однако предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, т.е. существует разделение выполнения функций управления и учета активов, осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты мере по обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно: создание запасных копий, защита компьютерных программ.

На предприятии ТОО «Павлодарзернопродукт» была проведена аудиторская проверка за 2007 год. По ее результатам внесли ряд существенных дополнений и поправок.

Также контрольная среда включает в себя и эффективную кадровую политику. На ТОО «Павлодарзернопродукт» кадровая политика проводилась устаревшими способами. При подборе кадров не использовались тестирование, анкетирование. Однако существуют и эффективные методы. Например, предприятие отправляет на стажировку и обучение молодых специалистов с целью их дальнейшего трудоустройства. Это говорит о том, что предприятие готовит себе необходимые кадры, компетентных и надежных работников.

Третьим элементом системы внутреннего контроля являются отдельные средства контроля. Так, одной из процедур внутреннего контроля является проведение сверок расчетов. В результате сверок составляются акты взаимной сверки расчетов, подтверждающие задолженности предприятий друг перед другом. Это позволяет осуществлять эффективный контроль за достоверностью отражения дебиторской и кредиторской задолженностей.

Проверка (исследование) учетных документов - приемы установления достоверности осуществления хозяйственных операций. Их целесообразности и эффективности. Ими являются: способы проверки документов, приемы фактического контроля, наблюдение, вычисления, опрос, инспекция и др.

Классификация методических приемов проверки документов опирается на внутренне присущую ей последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. В числе основных способов документального контроля следует выделить:

- формальную;

- арифметическую;

- юридическую;

- логическую;

- сплошную, не сплошную, также выборочную;

- встречную проверку;

- способ обратного счета;

- оценку законности и обоснованности хозяйственных операций;

- восстановление учета.

Все вышеперечисленные методы и приемы аудита обеспечивают получение аудиторских доказательств, которые собираются с целью подтверждения утверждений финансовой отчетности, или обнаружения существенных искажений, содержащихся в утверждениях финансовой отчетности. Применяя выше перечисленные процедуры аудитор при проверки доходов и расходов уделяет внимание на определенные моменты.

Данные годовой инвентаризации. Фактические остатки, на начало приведенные в описях сопоставляем с остатками товарного отчета на эту дату, данными журнала-ордера и Главной книги. Обороты по поступлению и выбытию имущества предприятия и остатки их на конец месяца, приведенные в Журнале-ордере сверяем с оборотами и остатками в Главной книге.

При проверке соответствия фактического наличия имущества по учетным данным помимо показателей годовой инвентаризации аудитор выбирает группу имущества, по которым проводит сплошную проверку в местах их хранения. Объектом внимания на этапе проверки состояния складского хозяйства являются:

- порядок хранения материальных ценностей на складах;

- соответствие мест хранения условиям сохранности.

Обычно контроль оприходованных ценностей осуществляется путем анализа расчетных документов поступающих от поставщиков. При этом проверке подвергаются следующие документы: товарно-транспортные накладные, счета- фактуры , журналы-ордера, Главная книга и баланс.

Для тестирования средств контроля на практике применяют тесты или вопросники по тестированию системы внутреннего контроля. В ТОО «Павлодарзернопродукт» при проверке текущих активов были использованы тесты контроля (Приложение Б ).

Основываясь на результатах тестов внутреннего контроля, аудитору необходимо оценить, насколько структура внутреннего контроля и его функционирование соответствует предварительной оценке риска внутреннего контроля. Оценка отклонений может привести в итоге к тому, что аудитор сделает вывод, что определенный ранее уровень риска внутреннего контроля следует пересмотреть. В таких случаях аудитору следует видоизменить характер, сроки и объем запланированных процедур по существу.

Изучив результаты тестирования, аудитор выясняет, на проверку каких участков направить свои усилия. Этими участками должны быть те, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией. При этом аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать.

В ТОО «Павлодарзернопродукт» при проверке условий хранения ТМЗ были обнаружены следующие допущения:

- кладовщик не заполняет материальный ярлык на каждый номенклатурный номер.

- не опечатывает складское помещение в конце рабочего дня.

- не ведет количественный учет товара.

При проведении тестирования системы внутреннего контроля, финансовой отчетности был получены следующие аудиторские доказательства:

- учетная политика составлена грамотно, но в бухгалтерском учете имеются недочеты (номера счет-фактур и накладных ведутся не по порядку, синтетические счета учета запасов используются не по назначению);

После того как аудитор завершил изучение системы внутрихозяйственного контроля ТОО «Павлодарзернопродукт», оценил риск контроля и выполнил проверки операций, уместно разработать и выполнить аналитические процедуры и тесты статей баланса.

Анализируя бухгалтерские проводки по движению имущества предприятия и его обязательств аудитор определяет наиболее важные счета, сальдо по которым отражается в балансе.

Аудитор определяет для анализа кредиторскую задолженность и формирование себестоимости.

Анализируя кредиторскую задолженность, проводятся ряд процедур необходимых для доказательств: сбор актов сверок по кредиторам, проверка первичных документов (счетов-фактур, накладных), а так же подтверждение факта оплаты по счетам. Затем аудитор анализирует допустимый предел непогашенных счетов. При проверки кредиторской задолженности по ТОО «Павлодарзернопродукт» аудитор подтвердил неточность отражения в балансе из-за округления сумм в главной книге , по времени значительную задержку в оплате счетов кредиторов, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

При анализе себестоимости услуг, а именно своевременности и необходимости списания товарно-материальных запасов, аудитор установил, что материалы приобретаются со значительным запасом, что приводит к потере ликвидности активов, списание материалов проводится после предоставления услуг и что очень важно : доходы по заявке и расходы (использованные материалы, зарплата) отражены в одном периоде. Таким образом наиболее важные статьи баланса на которые могли бы повлиять движения ТМЗ отражены точно.

При тестировании финансовой отчетности- баланса (Приложение А) не было обнаружено существенных искажений. Активы и обязательства предприятия отнесены верно и операции имеют место в том периоде, в котором были совершены. В учете не обнаружено не отраженных операций. Таким образом аудитор оценил степень искажения финансовой информации как несущественную и принял решение о условно положительном заключении.

Утверждения финансовой отчетности - это утверждения руководства субъекта, представляемые прямо или иным образом, которые включаются в финансовую отчетность. Они подразделяются на следующие категории:

- Существование, наличие: актив или обязательство существует на определенную дату;

- Права и обязательства: актив или обязательство принадлежит субъекту на определенную дату;

- Явление, возникновение: в течение отчетного периода была осуществлена операция или произошло событие, имеющее отношение к субъекту;

- Полнота: нет неотраженных активов, обязательств, операций или событий, а также нераскрытых статей;

- Оценка (распределение стоимости): актив или обязательство отражаются по соответствующей балансовой стоимости;

- Измерение: операция или событие отражаются по соответствующей сумме, а доход или расход относятся к соответствующему периоду;

- Представление и раскрытие: статья раскрывается, классифицируется и излагается в соответствии с применяемой концептуальной основой представления финансовой отчетности.

 

2.4 Программа аудита и аналитические процедуры

 

Работа аудитора строго организованный процесс, которому присущ] строго определенные этапы, порядок ведения, составление документации, осуществление аудиторских процедур.

На практике различают следующие этапы проведения аудита и проверки финансовой отчетности:

а) Предварительное ознакомление с предприятием - оценивание экономической среды в которой работает субъект, спад и рост деловой активности, налоговая политика субъекта, маркетинг, реализация продукции.

На этом этапе аудитор формирует свое мнение о предприятии. б) Заключение договора на проведение аудиторской проверки.

Предполагается, что письму-обязательству предшествует предложение клиента аудитору на проведение аудита. Во избежание недоразумений во время выполнения обязательства как аудитор, так и клиент заинтересованы в оформлении данного письма-обязательства до начала выполнения обязательства. В письме-обязательстве аудитор подтверждает согласие принять свое назначение, оговаривает цель и масштаб аудита, степень ответственности, форму отчетов, предмет и сроки проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. В договоре по соглашению сторон могут быть предусмотрены также иные условия, в том числе размеры дополнительной оплаты аудиторской работы в зависимости от полученного экономического эффекта или санкции за некачественное ее исполнение за счет собственных средств договаривающихся сторон.

Расходы, связанные с оплатой аудиторских услуг, выполняемых на условиях договоров, относятся проверяемым хозяйствующим субъектом на затраты, включаемые в себестоимость продукции работ, услуг).

в) Планирование аудита: составление плана и программы.

После ознакомления с предприятием и согласованием сторон аудитор переходит к составлению плана и программы своей работы.

В общем плане на практике выделяются следующие разделы:

- ознакомление с предприятием;

- договор;

- программа;

- процедуры;

- заключение.

В программе более подробно рассмотрены пункты плана с определение времени проведения того или иного раздела плана, а также распределением обязанностей в случае если проверка проводится не одним аудитором. В программе указывается цель аудита, основные участки работы, характер проверки и ее продолжительность.

г) Системное изучение выполнение аудиторских процедур.

Проверка начинается с общего обзора отчетных форм, то есть проводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильное составление баланса. В целях наиболее эффективного проведения аудита тематику аудита составляют в следующей последовательности:

-Аудит расходов

-Аудит доходов.

д) Составление заключения по результатам аудита.

Выполнение аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения или другого официального документа, если иное не предусмотрено в договоре.

Аудиторское заключение составляется с соблюдением соответствующих норм и стандартов и должно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика.

Валовой доход представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности. Установив достоверность суммы дохода от реализации продукции, аудитор должен проверить статью «Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)», по этой статье отражается не полная себестоимость реализованной продукции, а производственная себестоимость.

Не менее тщательно следует проверить статью «Доход от основной деятельности». Величина дохода от основной деятельности определяется путем вычитания из валового дохода суммы общих и административных расходов, расходов на выплату процентов и расходов по реализации, в совокупности составляющих расходы периода.

В отличие от затрат на производство продукции эти расходы не зависят от объема производства и определены как постоянные расходы, не связанные с конкретными видами реализованной продукции или услуг, отсюда их целесообразно исчислять по периодам времени, а не на основе объема продукции.

Хозяйствующий субъект несет расходы периода даже в том случае, когда в течение определенного периода он ничего не продал. С точки зрения их отражения в учете и отчетности, основное отличие расходов периода от производственной себестоимости заключается в том, что расходы периода не относятся на остатки товарно-материальных запасов. Такой подход к их отражению в условиях рыночной экономики диктуется принципами осторожности, соответствия.

Расходы периода - это показатели отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, тогда как показатели производственных затрат сначала включаются в остатки товарно-материальных запасов и отражаются как часть активов хозяйствующего субъекта в балансе, а только потом становятся показателем отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

К расходам на выплату процентов относятся: оплата процентов по кредитам банка; оплата процентов по кредитам поставщиков; расходы по выплате процентов по аренде имущества; выпущенным ценным бумагам и прочие. Аудитор должен проверить правильность корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, связанных с учетом расходов на выплату процентов, а также соответствие данных Главной книги журналу-ордеру № 14 по кредиту счета 831 «Расходы по процентам».

Особое внимание уделяется проверке расходов, связанных с реализацией услуг. В состав этих расходов входят:

- заработная плата работников, отчисления от заработной платы работников, расходы по страхованию собственности, командировочные расходы, амортизационные отчисления и расходы по содержанию основных средств, используемых при реализации запасов и другие;

- расходы по упаковке, погрузке, доставке грузов до пункта отправления; на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на коммунальные услуги; по содержанию помещений для хранения товаров в местах их реализации;

- расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товаров на рынок (затраты на маркетинг), расходы на разработку и издание рекламных изделий;

- участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащим возврату, и другие аналогичные расходы.

Проверяется правильность произведенных бухгалтерских записей и соответствие данных Главной книги журналу-ордеру № 14 по кредиту счета 811 «Расходы по реализации товаров (работ, услуг)».

Предметом внимания должна стать статья «Доход от неосновной деятельности», которая непосредственно не связана с операциями по производству и реализации продукции, и представляет собой совокупность следующих доходов: 1) доходы от реализации нематериальных активов (счет 721); 2) доходы от реализации основных средств (счет 722); 3) доходы от реализации ценных бумаг (счет 723); 4) дивиденды по акциям и доходы в виде процентов (счет 724); 5) доход от курсовой разницы (счет 725); 6) субсидии исполнительных органов власти (счет 726); 7) прочие (счет 727). На этом счете могут быть учтены доходы от списания долгов, от безвозмездно полученного имущества, доходы от дооценки товарно-материальных запасов, нематериальных активов и основных средств, доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, роялти и другие доходы от операций, непо­средственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Типовые корреспонденции при формировании доходов и расходов рассмотрены в приложении В.

Доходы по этим статьям не могут быть получены без осуществления расходов по неосновной деятельности, связанных с реализацией нематериальных активов, основных средств, ценных бумаг и с курсовой разницей. Аудитору необходимо проверить правильность отражения хозяйственных операций на этих счетах, сопоставить данные Главной книги по этим счетам с данными журнала-ордера № 14 по кредиту счетов подраздела 84 «Расходы по неосновной деятельности».

Доходы от основной и неосновной деятельности, представляют собой в совокупности доход от обычной деятельности до налогообложения, или совокупный доход, который в соответствии с Налоговым Кодексом, подлежит налогообложению.

Аудитор должен проверить правильность произведенных расчетов по подоходному налогу, сопоставить данные счета 851 «Расходы по подоходному налогу» с журналом ордером № 14 по кредиту этого счета.

Заключительным показателем доходов является чистый доход, который определяется суммой доходов от обычной деятельности и чрезвычайных ситуаций, под которыми понимаются события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица. Предполагается, что такие события и операции не будут повторяться часто или регулярно (например, стихийные бедствия).

На чистый доход хозяйствующего субъекта оказывают отрицательное влияние убытки от чрезвычайных ситуаций и прекращенных операций, а также от долевого участия в других организациях.

Под прекращенной операцией понимается продажа или ликвидация филиала, представляющего собой отдельное направление деятельности юридического лица. Сущность и сумма каждой чрезвычайной ситуации должна быть раскрыта в пояснительной записке. По каждой прекращенной операции здесь следует раскрыть: 1) сущность прекращенной операции; 2) отраслевые структуры и географические районы, в состав которых операция включается в целях подготовки финансовой отчетности; 3) дата фактического прекращения операции в целях учета; 4) способ прекращения (продажа, ликвидация и т.д.); 5) убыток от прекращенной операции; 6) убыток от обычной деятельности филиала за отчетный период.

Аудитор должен тщательно изучить эти раскрытия, изложенные в пояснительной записке. Схема Т-счетов рассмотрена в приложении Г.

Величину чистого дохода можно определить и путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 571 «Итоговый доход (убыток)», сальдо которого переносится на счет «Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного года».

План и программа аудиторской проверки были разработаны в соответствии со стандартами аудиторской деятельности .

Общий план

Проверяемая организация     ТОО «Павлодарзернопродукт»

Период аудита                        8.01.2008 - 1.02.2008

Количество человеко-часов 200

Таблица 3- Общий план аудиторской проверки

 

Планируемые виды работ   Дата
1 Ознакомление с организационно-управленческой структурой ТОО «Павлодарзернопродукт». Ознакомиться с Уставом предприятия.: основные виды деятельности, форма собственности, структура управления, порядок формирования уставного капитала, источники формирования финансовых ресурсов. 08.01.2008
2 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета. Изучить: - учетную политику. Оценить, насколько полно она отражает основные моменты по ведению бухгалтерского учета - распределение обязанностей и полномочий между работниками , принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности - форму, регистры учета - порядок предоставление отчетности - организацию подготовки, оборота и хранения документов, отражающие хозяйственные операции роль и место вычислительной техники в велении бухгалтерского учета и подготовки отчетности 09.01.2008
3 Проверить: - процедуру отбора, найма и продвижения кадров. - Существуют ли ревизионные комиссии - Наличие средств внутреннего контроля - Внесены ли исправления в бухгалтерский учет и отчетность по замечаниям прошлого аудита 09.01.2008
4 Проверить оформления и хранения документов: - наличие обязательных реквизитов - своевременное отражение операций в соответствующих регистрах 10.01.2008
5 Проверить правильность корреспонденции счетов и соответствие первичных документов выпискам банка. 11.01.2008
6 Изучить обоснованность кредитования, оформление кредитов по видам их погашения. 14.01.2008
7 Проверить состояние расчетов. Убедиться в полноте оприходования полученных ценностей по количеству и стоимости. 15.01.2008
8 Проверить соответствие списанных расходов фактическим затратам. Сверить записи в журналах-ордерах с данными авансовых отчетов и расходными ордерами к отчету кассира. 16.01.2008
9 Проверить правильность отнесение сумм на конкретного дебитора и кредитора, обратить внимание на соответствие расчетов законодательству и правильность арифметических расчетов. 17.01.2008
10 Проверить расчеты начислений налогов бюджету, подоходного налога и удержаний по видам платежей. 18.01.2008
11 Проверить соответствие отпуска материалов в производство лимитам, обоснованности цен на них, соблюдение норм расхода материалов. Установить, соответствуют ли данные учетных регистров данных производственных и материальных отчетов, правильно ли включены в себестоимость отдельные виды затрат. 21.01.2008
12 Убедиться в полноте оприходования основных средств по количеству и стоимости. 22.01.2008
13 Проверить правильность и законность оформления операций по отгрузке готовой продукции ( работ, услуг ) в первичных документах. 23.01.2008
14 Проверить соответствие данных, отраженных в учетных регистрах , с данными в первичных документах. 24.01.2008
15 Сверить данные аналитического учета с записями по счетам синтетического учета. 24.01.2008
17 Проверить соответствие данных, отраженных журналах-ордерах, с данными в Главной книге. 25.01.2008
18 Определить, какой метод учета выручки от реализации выбрало предприятие в своей учетной политике. 28.01.2008
19 Проверить правильность определения выручки от реализации продукции, работ, услуг. 28.01.2008
20 Определить правильность формирования предприятием прибыли и выручки от реализации продукции для исчисления авансовых платежей в бюджет. 28.01.2008
20 Установить, как формировались и использовались фонды в соответствии с их назначением. Проверить наличие и достоверность документов, обосновывающих выплаты. Проверить соответствие создаваемых фондов законодательству, уставу. 29.01.2008  
21 Проверить расчеты, определяющие размер распределяемой прибыли. Определить арифметическую правильность и законность расчета начисления налога на прибыль. 30.01.2008
22 Составление отчета по итогам проведенной проверки. Ознакомить клиента с результатами и объявить вид предполагаемого аудиторского заключения. 31.01.2008

 

При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее:

а) все учитываемые операции действительно имели место; ) хозяйственные операции были соответственным образом разрешены; совершенные операции учитываются, отражаются в учете; операции должным образом оцениваются (т.е., например, зарегистрированные продажи соответствуют суммам отгрузки, они правильно отфактурованы и отражены в учете);

б) операции правильно разнесены по счетам;

в) операции регистрируются своевременно;

г) операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу.

Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности, а также сложность учитываемы хозяйственных операций , внутрихозяйственный риск можно оценить как низкий. Внутрихозяйственный риск равен 50%. Определение риска контроля - это оценка системы внутрихозяйственного контроля с точки зрения способности обнаруживать и предотвращать ошибки. Чем эффективнее система внутрихозяйственного контроля, тем ниже фактор риска контроля.При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия было выявлено наличие отдельных средств контроля, однако отсутствует схема документооборота, нет документа, в котором четко распределены обязанности работников. В связи с этим система внутреннего контроля была оценена как средняя, ей соответствует средний риск, равный 60%. Риск аудита примем равным 4%. Риск необнаружения = 4% /(50% + 60%)- 0,04%. Расчет производится исходя из продолжительности проверки - 25 дней, продолжительности рабочего дня - 8 часов и количества работающих аудиторов - 1 человека. Итого: 25*8* 1= 200 человеко-часов. Проверка проводилась выборочным способом. Для обеспечения репрезентативности выборки был использован систематический отбор изучался каждый третий документ соответствующей категории.

 

2.5 Системное изучение и выполнение аудиторских процедур (сбор и оценка аудиторских доказательств)

 

Согласно учетной политике инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с графиками, утвержденными первым руководителем предприятия, но не реже одного раза в год. Проверка Главной книги показала, что в ней счета расположены не по порядку. В процессе проверки была проведена сверка соответствующих сумм в первичных документах, в журналах - ордерах, в ведомостях аналитического учета и в Главной книги. В проверенных документах все суммы из первичных документов верно отражены в ведомостях аналитического учета.

При проверки условий хранения товаров было обнаружено следующее:

- Не опечатывает складское помещение в конце рабочего дня.

По проведенной проверки были получены следующие результаты и рекомендуется: Во время аудиторской проверки за 2007 год согласно плану были выявлены нарушения, содержания которых изложено в аудиторском отчете .

Учетная политика ТОО «Павлодарзернопродукт» не в полной мере отвечает требованиям бухгалтерских стандартов, необходимо более детально изучить нормативные документы и внести дополнения к приказу «Об учетной политике». А именно: утвердить должность бухгалтера по штату; составить и указать в учетной политике рабочий план счетов; разработать организацию документооборота.

Рекомендуется к приказу об учетной политике разработать приложение для внутренних пользователей (должностные инструкции работников бухгалтерии, составление бухгалтерской документации , порядок хранения и сроки хранения первичных документов и учетных регистров, план счетов и т.д.).В ходе проверки установлено нарушение методологии ведения бухгалтерского учета , инструкции по применению плана счетов.

Предприятие неправильно выделяет НДС по реализованным работам, услугам.

Рекомендуется по итогам проверки исправить допущенные нарушения, и силами работников бухгалтерии осуществить исправления по аналогичным нарушениям в других периодах , не подвергнутых аудиторской проверке.

 

2.6 Составление аудиторского заключения о представлении информации, недостатка СВК и разработка рекомендаций.

 

Аудиторская проверка была проведена в соответствии с действующим на момент проверки законодательными актами и, а также стандартами аудиторской деятельности. Проведена проверка выборочным методом. Бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован. Большинство отчетов (ведомостей хозяйственных операций) строится по принципу журналов-ордеров с учетом специфики предприятия. При проверке были использованы первичные документы, журналы – ордера, ведомости аналитического учета, главная книга за 2007 г., бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, другие формы отчетности.

В ходе проверки была проведена оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Внутренний контроль за совершаемыми хозяйственными операциями возлагается на главного бухгалтера и аппарат бухгалтерии. Внешний контроль, в случае необходимости проверки, осуществляется по решению учредителей аудиторскими фирмами г.Алматы, на основе заключаемых договоров.

Первичные документы и учетные регистры заполнены небрежно, за исключением документов, выполненных на компьютере. В соответствии с законодательством РК все первичные документы должны содержать обязательные реквизиты. Однако на предприятия некоторые счета – фактуры, накладные не содержат наименование организации, от которой составлен документ, измерители хозяйственной операции, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции. Согласно учетной политике инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в соответствии с графиками, утвержденными первым руководителем предприятия, но не реже одного раза в год. Однако фактически последняя инвентаризация проводилась при смене директора 15 октября 2003года. При проведении инвентаризации аудитором были выявлены излишки товарной продукции, а также пересортица товара по артикулам и наименованию.

Проверка Главной книги показала, что в ней счета расположены не по порядку. При арифметической проверке выявлены неправомерные арифметические округления, не учитываются тиын .

Проверке были подвергнуты следующие первичные документы:

- Счета – фактуры;

- Накладные;

- Доверенности;

- Карточки складского учета;

- Акты приемки запасов по количеству и качеству.

 

Аудиторское заключение.

 

Я провела аудит доходов и расходов ТОО «Павлодарзернопродукт» на 1 января 2008 года и соответствующих отчетов о доходах и расходах и о движении денег. Ответственность за эту финансовую отчетность несет руководитель ТОО «Павлодарзернопродукт». Я несу ответственность за выраженное мнение по этой финансовой отчетности на основе проведенного мной аудита.

Я провела аудит в соответствии с положениями (стандартами) аудита, утвержденными в Республике Казахстан. Эти положения (стандарты) обязывают меня планировать и проводить аудит таким образом, чтобы получить разумную уверенность отсутствия в финансовой отчетности существенных искажений. Аудит включает в себя проверку на основе выборочных тестов данных, подтверждающих цифровой материал в финансовом отчете. Аудит также включает в себя оценку применяемых бухгалтерских принципов, равно как и оценку представления финансовой отчетности в целом.

Я считаю, что в ходе проверки собрано достаточно данных для заключения.

По моему мнению отчетность во всех существенных аспектах верно отражает достоверную и точную картину состояния имущества и обязательств ТОО «Павлодарзернопродукт» на 1 января 2008 года, в соответствии с методами ведения бухгалтерского учета, утвержденного в Республике Казахстан.

Аудитор

Дата: 01.02.2008 г.

Адрес: г.Павлодар ул.Кутузова 168 кв.3


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успех деятельности предприятия непосредственно зависит от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений. В условиях рыночной экономики весьма важное значение приобретают конкретность и оперативность процесса управления, объективность и научная обоснованность принимаемых решений. Все управленческие решения вне зависимости от сроков должны быть обоснованными, мотивированными и оптимальными. Принятие последних направлено на наиболее рациональное, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на устранение излишних издержек и потерь.

Каждый субъект, являющийся юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, и наделенный собственными оборот­ными средствами, открывает в соответствии с постановлением Прав­ления Национального Банка РК от 02.06.2000 г. № 266 "Об утвержде­нии Инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан" в банках текущие, корреспондентские или сберегательные счета для хранения свободных денежных средств и для проведения расчетов.

Предметом исследования данной работы является организация учета и аудита доходов и расходов в ТОО «Павлодарзернопродукт».

Объект исследования – Товарищество с ограниченной ответственностью ТОО «Павлодарзернопродукт».

Целью работы является исследование существующей методики организации учета и аудита доходов и расходов на примере ТОО «Павлодарзернопродукт».

Проведенный аудит доходов и расходов выявил несущественные ошибки и подтвердил достоверность финансовых результатов.

В целом в плане эффективного управления предприятием руководству фирмы было сделано ряд рекомендаций:

- к приказу об учетной политике разработать приложение для внутренних пользователей (должностные инструкции работников бухгалтерии, составление бухгалтерской документации , порядок хранения и сроки хранения первичных документов и учетных регистров, план счетов и т.д.)      

- исправить допущенные нарушения, и силами работников бухгалтерии осуществить исправления по аналогичным нарушениям в других периодах , не подвергнутых аудиторской проверке, внести изменения в учетные и отчетные данные, особенно по исчислению налоговых платежей.

ТОО «Павлодарзернопродукт» является финансово устойчивым, что подтверждает анализ финансово-хозяйственной деятельности проведенный на основании финансовой отчетности фирмы. В дальнейшем учреждение планирует расширять круг своей деятельности, это поможет в будущем приобрести новых клиентов, снизить себестоимость на некоторые виды услуг.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Закон РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” от 26 1995 года № 2732 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 августа 2003 года).

2. Законы РК “Об аудиторской деятельности в РК” от 20 ноября 1998 года № 304-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 февраля 2005 года). СБУ 7 «Учет ТМЗ» и методические рекомендации к нему.

3. Абдиманапов Д. Д., Юсупжанова А. К. Организация учета ТМЗ. Бухгалтерский учет и аудит. 2001. № 2, с. 44-54

4. Куранбаев К. С. Организация инвентаризации. Бухгалтерский учет и аудит. 2003. № 4. с. 34-41

5. Радостовец В.К., Радостовец В. В. , Шмидт О. И. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы. Центраудит-Казахстан. 2002. с. 728

6. Сайдалина С.Б. Учет денежных средств, займов, ТМЗ, Заработной платы. Производственный учет.-Алматы:Издательский дом “Бико”,2005.-272с.

7. Таменова И. Р. Учет ТМЗ. Бухгалтерский учет и аудит. 2005.№ 4.

8. Тулегинова Т. К. Налоговый и бухгалтерский учет ТМЗ. Бизнес класс. 2002. № 4. с. 10-13

9. Шамрай И. Проблемы организации службы внутреннего аудита в системе управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования. Поиск. Серия естественных наук. 2000. № 3. с. 148-154

10. Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета. Приказ Минфина РК от 18 сентября 2002 года № 438. Файл бухгалтера.2002. № 42

11. Подборка материалов в рубриках «Комментарии специалистов» и «Вопросы читателей». Бюллетень бухгалтера, 2003 г., №21, с. 18




Дата: 2019-07-30, просмотров: 276.