Органов исполнительной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от­дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи­ты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют­ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра­тивных споров, а также возможная организация административ­ной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол­нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон­троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен­ных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон­ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп­равления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче­том принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако­ном РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото­рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст­венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя­щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме­сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда­нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани­ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще­ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару­шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про­пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува­жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд­нившие получение информации об обжалованных действиях (ре­шениях) и их последствиях.

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно­ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле­творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

 

Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ

 

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра­вовых актов, конституционность которых проверяет Конституци­онный Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра­вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с за­просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ­ственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституци­онного Суда связана с реализацией права граждан на конституци­онную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституци­онный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нару­шение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа­щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти­туционных экологических прав принимается одно из двух реше­ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст­вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда­ющими возможность не соответствующего Конституции истолко­вания судом или иным органом. В случае признания закона, при­мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч­ном порядке.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 136.