Проблема перехода российских организаций на Международные стандарты финансовой отчетности в условиях глобализации мировой экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема стандартизации отчетной информации не только в России, но и в большинстве стран мира возникла по причине чрезвычайно пестрого состава пользователей финансовой отчетности и дифференциации их интересов. Выделяется семь основных групп пользователей: состоявшиеся и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы, общественность. Из каждой группы на следующем уровне можно выделять новые категории пользователей с различными интересами. Особенно значимой с точки зрения дифференциации интересов можно считать группу пользователей в лице государственных органов, отмечается в докладе.

Каждая категория пользователей предъявляет к отчетности специфические требования, хотя общая цель обычно формулируется как формирование полной и достоверной финансовой информации о деятельности субъекта экономических отношений. В любом случае, удовлетворить требования всех пользователей в полной мере удастся только если под каждую категорию пользователей готовить отдельную отчетность. Сложившиеся правила формирования отчетности – это результат компромисса между различными категориями пользователей. В качестве приоритетной группы в концепции МСФО названы инвесторы [15. c. 65].

Фундаментальные изменения в мировой экономике, связанные с ее глобализацией, возрастание роли международной интеграции потребовали унификации бухгалтерского учета, достижения единообразия и прозрачности при составлении финансовой отчетности, особенно, в части формирования и исчисления прибыли, учета и отражения инвестируемых средств. Учет, отчетность, аудит должны основываться на единых принципах и давать пользователям такую информацию об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, которая понятна, сравнима, значима, существенна и надежна, т.е. обладает полнотой и базируется на экономических подходах.

Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок в отрыве от международного нормально развиваться не сможет, поэтому процесс выработки единых мировых стандартов невозможно остановить. Также невозможно нашей стране остаться вне их рамок, потому что в основе международных стандартов лежит обобщение мировой практики в области учета, отчетности и аудита, простота восприятия финансовой информации, четкая экономическая логика. Международные стандарты нужно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации.

Вместе с тем переход на международные стандарты не должен быть самоцелью. В действительности ни одна промышленно развитая страна в мире не использует их полностью как национальные стандарты. Поэтому переход России на международные стандарты учета, отчетности и аудита следует рассматривать как отправную точку реформы и искать такие пути для адаптации международных стандартов к российской специфике, которые обеспечили бы общую сопоставимость финансовой отчетности российских и западных компаний.

Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности в последнее время становится все более актуальной.

Во-первых, трансформированная в соответствии с МСФО финансовая отчетность является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. У инвестора должна быть возможность проследить, как используется предоставленный им капитал.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для ее развития. Однако это не означает автоматического предоставления искомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден.

Компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия, и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Во-вторых, на российском рынке действует большое количество компаний с иностранными инвестициями, которым трансформированная финансовая отчетность необходима для включения в консолидированную отчетность материнских компаний [12, c. 83].

В-третьих, международная практика показывает, что отчетность, трансформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. В частности, 80% респондентов указанного опроса во Франции считают, что использование международных стандартов даст возможность рационализировать и оптимизировать информационные системы их компаний.

С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием служит полезность информации для принятия экономических решений.

Трудно найти различия между российской и международной практикой в отношении провозглашенной цели бухгалтерской отчетности. В обоих случаях она заключается в том, чтобы предоставить достоверную информацию о деятельности организации, полезную заинтересованным пользователям для принятия управленческих решений.

Но, при этом, данные отчетности, составленной по российским правилам, существенно отличаются от финансовой информации, подготовленной в соответствии с МСФО. Например, в отчетности одной из крупнейших отечественных трубопроводных организаций за 2008 г., составленной по международным стандартам, величина основных средств превосходила аналогичный показатель российского отчета соответственно более чем на 5 трлн. руб., а сумма прибыли в отчетности, составленной по российским стандартам, превосходила сумму прибыли в отчетности по международным стандартам более чем на 2 трлн. руб. [6, c. 32].

В основе таких и подобных им отличий – разное понимание ряда основополагающих элементов постановки и ведения бухгалтерского учета. Это касается объяснения достоверности, трактовки активов, применения метода начислений, требований осмотрительности, приоритета содержания перед формой и рациональности, а также возможности профессиональных суждений (оценок) при подготовке отчетности.

Ведение параллельного бухгалтерского учета по российским и международным стандартам – работа трудоемкая, требующая больших материальных затрат. Поэтому для большинства российских предприятий трансформация финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является более приемлемым способом представления финансовой отчетности по международным стандартам.

 

План мероприятий по переходу российских организаций на Международные стандарты учета и финансовой отчетности

 

Мы предлагаем следующий план мероприятий по переходу российских организаций на МСФО:

1. Необходимо формировать нормативную базу по финансовому учету на основе системного подхода исходя из общих требований, предъявляемых к системе стандартов, и с учетом затрат, связанных с ее внедрением.

2. Установить более высокий качественный уровень информационного обеспечения внешних пользователей финансовой отчетности, составленной по МСФО, по сравнению с информационным обеспечением в соответствии с нормами российского законодательства по бухгалтерскому учету.

3. Разработать алгоритм принятия решения о переходе на составление финансовой отчетности по МСФО на уровне отдельно взятой компании, не входящей в круг организаций, для которых применение международных стандартов является обязательным. В основе данного алгоритма должен лежать последовательный анализ выгод и затрат, которые следует учитывать при переходе на МСФО.

4. Использовать следующие пути снижения затрат по организации перехода российских субъектов хозяйственной деятельности на МСФО, предусматривающие увязку следующих процессов:

– разработка методических рекомендаций по применению МСФО и пересчету данных финансового учета в показатели учета для целей налогообложения;

– освобождение организаций, перешедших на МСФО, от соблюдения требований по представлению финансовой отчетности по российским стандартам;

– делегирование контроля за соблюдением МСФО саморегулируемым объединениям бухгалтеров и аудиторов.

5. Представлять сводный, консолидированный отчет по международным стандартам холдингам и группам зависимых компаний, компаниям, которые выпускают деловые ценные бумаги. Данное мероприятие сделает компании более прозрачными для международных инвестиций, позволит привлечь капиталы на международном рынке.

6. Подготовить законопроект, который обязывает представлять отчетность и проводить обязательный аудит по международным стандартам финансовой отчетности.

Предлагаем два основных варианта перехода на МСФО. Первый из них предполагает, что негосударственный регулирующий орган в соответствии с процедурой, прописанной в законе, принимает перевод на русский язык МСФО. Этот же орган принимает национальные стандарты в соответствии с МСФО. В течение переходного периода, срок которого устанавливается законом, в стране действуют две системы стандартов – национальные и международные, в форме официального перевода. Далее устанавливается срок, начиная с которого определенные в законе организации должны применять официальный перевод МСФО, а остальные организации могут их применять. При этом и те, и другие освобождаются от применения национальных стандартов.

Второй вариант перехода на международные стандарты предусматривает, что регулирующий орган в соответствии с процедурой, прописанной в законе, принимает национальные стандарты финансовой отчетности, нацеленные на реализацию требований МСФО. В стране действует одна система стандартов – национальные, которые имеют свои коды, названия и структуру, отличающиеся от кодов, названий и структуры МСФО. При этом, лучше отказаться от наименований ПБУ (правила бухгалтерского учета) из-за негативной репутации этого «бренда», например, назвав эти стандарты ПФО, то есть положения по финансовой отчетности. В законе МСФО следует упомянуть при этом варианте перехода на МСФО только один раз, когда формулируется цель национальной системы регулирования. Эта цель заключается в построении системы регулирования бухучета в соответствии с требованиями МСФО. Больше в законе МСФО не упоминаются, а прописывается процедура принятия только национальных стандартов. Действующие ныне ПБУ сменяет новая серия национальных стандартов, построенных на основе последней редакции МСФО. Основной новеллой в регулировании учета в России выступает смена органа, формирующего нормы, который осуществит работу по преобразованию российского бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. В этом и будет заключаться реформа.



Заключение

 

В результате проделанной работы нами: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрено понятие, функции, назначение, принципы, процесс разработки Международных стандартов учета и финансовой отчетности; охарактеризована проблема перехода российских организаций на МСФО в условиях глобализации мировой экономики; разработан план мероприятий по переходу российских организаций на Международные стандарты учета и финансовой отчетности.

Изучение и анализ теоретических аспектов вопроса международных стандартов учета и финансовой отчетности позволили сделать следующие выводы по результатам работы:

1. Суммируя преимущества МСФО, можно сказать, что для финансовых аналитиков и инвесторов это – понятность, сравнимость, прозрачность, надёжность, меньшие издержки по анализу отчётности; для компаний – меньшие издержки по привлечению капитала, одна система учёта, отсутствие необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность внутреннего и внешнего учёта; для аудиторов – единообразные принципа бухучёта, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном масштабе; для национальных разработчиков стандартов – обмен опытом, основа для национальных стандартов, большее доверие к национальным стандартам, конвергенция стандартов; для развивающихся стран – снижение издержек по разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.

2. Реформа бухгалтерского учёта и финансовой отчетности должна осуществляться с учётом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путём слепого копирования западного опыта. Поэтому на данном этапе реформирования системы бухгалтерского учёта и финансовой отчетности должно стать последовательное сглаживание несоответствий, что будет способствовать более успешному продвижению российских компаний на рынки капитала. При этом, говоря о реформировании необходимо подчеркнуть, что автоматическое, без каких-либо изменений, принятие МСФО невозможно. Ведь, по сути, международные стандарты – это компромисс между ведущими системами учёта в мире.

3. Нами предложены следующие мероприятия по переходу российских организаций на МСФО:

– формирование нормативной базы по финансовому учету на основе системного подхода исходя из общих требований, предъявляемых к системе стандартов, и с учетом затрат;

– установка более высокого качественного уровня информационного обеспечения внешних пользователей финансовой отчетности, составленной по МСФО, по сравнению с информационным обеспечением в соответствии с нормами российского законодательства по бухгалтерскому учету;

– разработка алгоритма принятия решения о переходе на составление финансовой отчетности по МСФО, в основе которого должен лежать последовательный анализ выгод и затрат, которые следует учитывать при переходе на МСФО;

– использование путей снижения затрат по организации перехода российских субъектов хозяйственной деятельности на МСФО, предусматривающие увязку следующих процессов;

– представление сводного, консолидированного отчета по международным стандартам холдингам и группам зависимых компаний, компаниям, которые выпускают деловые ценные бумаги;

подготовка законопроекта, обязывающего представлять отчетность и проводить обязательный аудит по международным стандартам финансовой отчетности.

Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества.

Таким образом, цель работы, заключающаяся в проведении всестороннего анализа международных стандартов учета и финансовой отчетности, выявлении проблем в практике учета и отчетности, нахождении путей их решения достигнута, задачи выполнены.

 

 



Список литературы

Законодательные акты, постановления Правительства, нормативные документы:

1. Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129 – ФЗ, с учетом изменений и дополнений, внесенных ФЗ от 23.07.1998 г. №123-ФЗ и от 28.03.2002 г. №32-ФЗ.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом МинФина Российской Федерации от 6.05.99 №32н

3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 №283.

Научные и литературные источники:

4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2006.

5. Вводный курс по МСФО. Учебное пособие/под. Ред. Горбатовой Л.В. – М.: ICAR Publishing, 2004.

6. Газета «Финансовая газета» – еженедельник, рубрика Международные стандарты финансовой отчетности. Новости. Консультации 1998–2004 гг.

7. Дымова И.А. Бухгалтерская отчетность и принципы ее составления в соответствии с международными стандартами. Методика трансформации. – М.: Современная экономика и право, 2004.

8. Качалин В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP. – М.: Дело, 2000.

9. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

10.Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Аскери – АССА, 2003.

11.Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива. – М.: Финансы и статистика, 2003.

12.Николаева С.А. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования. – М.: Аналитика – Пресс, 2006.

13.Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Инфра-М, 2004.

14.Палий В.Ф. Комментарий к Международным стандартам финансовой отчетности. – М.: АСКЕРИ, 2005.

15.Учет по международным стандартам: Учеб. Пособие. – 3-е изд. /Под ред. Горбатовой Л.В. – М.: Фонд развития Бухгалтерского учета, Издательский дом «Бухгалтерский учет», 2003.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 197.