Основой успешной реализации любого товара, в том числе и фармацевтического, является высокая оценка его качества потребителем. Потребители отдают предпочтение тому товару, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и использование максимально по сравнению с другими аналогичными товарами.
Совокупность потребительских свойств товара определяет его потребительскую ценность. Потребительская ценность более высокая у тех товаров, которые максимально соответствуют по показателям качества требованиям покупателей и другим характеристикам, определяющим спрос. Цена и качество являются важнейшими рыночными характеристиками товара. Однако их оптимальное соотношение еще не гарантирует рыночного успеха продукции. На оценку товара и его приобретение влияют вкусы, привычки, способ мышления покупателя. Мнение потребителя определяет потребительскую ценность товара и, в свою очередь, специфические конкурентные позиции товара на рынке.
Потребительские свойства товара, формирующие его полезный эффект, имеют в основном чисто технологические характеристики. Они определяются особенностями изделия, а также его дизайном.
Потребитель, оценивая свойства отдельных позиций, принимает во внимание соотношение цена—качество в сравнении с позициями конкурентов. Он осуществляет отбор оптимального варианта из перечня предлагаемых товаров на основе анализа описаний и другой информации; придается значение и таким составляющим, как цвет, упаковка, эстетика внешнего вида, эргономические особенности, престижность, популярность товара.
Продавцу (производителю) при формировании ассортиментной или товарной политики необходимо учитывать потребности не «среднестатистического» потребителя, а ориентироваться на конкретных покупателей целевого рынка. С учетом всех факторов потребления более высокое качество, с точки зрения покупателя, будет иметь товар, который связан с минимальными затратами на приобретение права собственности на него. Поэтому фирмы должны учитывать, насколько затраты пользователя влияют на принятие решения о приобретении товара.
В структуре продаж аптек значительный удельный вес занимают анальгетические лекарственные средства группы НПВС. Анальгетические и жаропонижающие лекарственные средства относятся к группе препаратов, которые имеются фактически в каждой семейной аптечке, что обусловливает особенности потребления и спроса на них. В связи с этим целью наших исследований стало выявление закономерностей в структуре предпочтений потребителей этой группы препаратов и определение влияния качественных и товарных характеристик лекарственных средств на выбор покупателей.
Потребитель рассматривает товар, в частности лекарственные средства, прежде всего как определенный набор свойств: эффективность, безопасность, доступность, цена и др. Разные потребители считают актуальными для себя лишь некоторые из них. При этом потребитель склонен придавать разные весомые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными. Потребитель создает набор убеждений об определенном лекарственном средстве по степени присутствия в нем каждого отдельного свойства. Предпочтения потребителя могут основываться на знаниях подлинных свойств, собственном опыте, а также знаниях, являющихся результатом избирательного восприятия.
На основе данных, полученных из СМИ, мы имеем следующие представления о значимости потребительских свойств данной группы препаратов для покупателей:
Рис. 1. Причины покупки анальгетических и жаропонижающих лекарственных средств
Как мы видим из диаграммы, на первом месте находятся эффективность и безопасность – это свойства, которые должны быть присущи любому лекарственному препарату. В меньшей степени на мнение потребителей при выборе препаратов данной группы влияют известность данного ЛП, ЛФ, в которой выпускается ЛС, тип упаковки и внешнее оформление.
Таким образом, выявленные потребительские оценки анальгетических и жаропонижающих лекарственных средств представляют практический интерес для фармацевтических фирм и могут быть использованы при разработке ими программы маркетинга.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 280.