Введение
Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Рассмотрение сущности такого социально-экономического явления, как потребительская кооперация может осуществляться под различными углами зрения, начиная от выявления истоков её возникновения, специфики научных школ, исследующих и описывающих потребительскую кооперацию, и кончая периодизацией этапов её развития и современными формами конкретного проявления.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».
Во-первых, потребительская кооперация есть многофункциональное образование, с доминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных решений и ответственности за риск. Во-вторых, потребительская кооперация-это организация со своей организационной культурой, функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений. И, в-третьих, потребительская кооперация – это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.
Во-вторых, искоренение бедности – посредством, прежде всего, решения проблемы занятости на селе путем новых рабочих мест на предприятиях потребкооперации, задействуя и расширяя производственные мощности; внедрения малых производств; наращивания объемов деятельности; через закупку всего, что выращивается на подворьях, и обеспечение сбыта; через создание подсобных хозяйств; развитие надомничества, народных промыслов, сферы бытового обслуживания.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства. Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. При этом ориентация на усиление в управлении стратегических тенденций обеспечит возможность долговременного динамического развития потребительской кооперации, которая в настоящее время уже не командно-административная по форме, но еще и не рыночная по содержанию, охраняющая и усиливающая свою социальную миссию. Все выше сказанное и обуславливает актуальность исследования потребительской кооперации в современном контексте.
Объект исследования – потребительская кооперация.
Предмет исследования – потребительская кооперация в современной экономике.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, поведения и будущего в российской экономике.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие кооперация, и её сущность;
- определить место потребительской кооперации в экономике страны;
- выявить историческое значение потребительской кооперации;
- проанализировать эталонную модель потребительского общества;
- дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.
Разработанность темы:
Вопросы функционирования кооперативного сектора экономики в России и за рубежом, сущностные особенности реализации отношений кооперативной собственности, их влияния на обеспечение социальных приоритетов дальнейшего социально-экономического развития рассматриваются в работах Глушецкого А., Гутмана Г., Дахова И., Ермакова В., Жида Ш., Игнатовой Т., Калягина Г., Каширина В., Клименко О., Колганова А., Котсониса Я., Некрасова В., Теплова В., Туган-Барановского М., Чаянова А. и др.
Анализу кооперации с позиции отраслевой принадлежности кооперативных структур, в частности роли и значения кооперации в повышении эффективности агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности посвящены исследования Афанасьева В., Гилиной Т., Гончаровой Л., Захарова И., Ицковича А., Панаедовой Г., Шкляра Т. и др.
Структура работы: введение, основная часть – две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему потребительской кооперации и её сущности. Во второй главе рассматриваются современные проблемы, направления совершенствования потребительской кооперации, проблем и поведения в экономике.
Для написания работы использовалась специальная литература по кооперации, теории организации, экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.
Итак, кооперативное сообщество – это объединение граждан или обществ, которое ставит своей целью улучшение экономического и социального положения своих членов с помощью хозяйственной деятельности, основанной на взаимопомощи и основывается на принципах добровольности, равноправия, справедливого распределения результатов труда.
Организации, придерживающиеся кооперативных принципов, в целях лучшего удовлетворения своих членов и их общин, должны активно сотрудничать с такими же сообществами на местном, национальном и международном уровнях с целью достижения единства действий кооперативов всего мира.
Вывод: Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Потребительские общества могут объединяться в союзы на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ с целью координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления.
Основная задача кооперации – удовлетворение потребностей ее участников наиболее эффективным экономичным способом. Другими важными критериями эффективности является социальная эффективность, то есть способность удовлетворять насущные социально-культурные потребности своих членов.
Итак, кооперативные хозяйства сами выбирают правовую форму своей деятельности по критерию рациональности. Можно выделить три основные разновидности этих форм: «чистые кооперативы», «кооперативы акционерного типа», кооперативы, занимающие промежуточное положение между «чистыми кооперативами» и «кооперативами акционерного типа».
Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации обусловлено общими с Россией факторами: углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения.
Развитие кооперации сдерживается рядом причин. Отрицательное влияние оказывает, прежде всего, общее кризисное состояние экономики в целом. Не сформирована в должной мере правовая и нормативная база современных видов кооперации. Традиции и опыт кооперирования в хозяйстве, в России, оказались утрачены.
Заключение
К 1917 г. потребительская кооперация занимала видное место в экономике и социальной жизни Российской Империи и заметное место в мировой экономике, т. к. обеспечивала существенную долю российского экспорта продуктов питания и сырья. Российская потребительская кооперация, используя предпринимательские приемы работы с капиталом развивалась динамично и имела значительную собственность не только в России, но и за рубежом.
Все виды деятельности, которыми занимается потребительская кооперация, направлены не на получение выгоды ради выгоды (получение прибыли – это основная и отличительная черта всех коммерческих образований), а на получение прибыли для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии.
Еще в 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40% населения страны, членами ее были 30 миллионов сельских жителей России. На ее долю приходилось четверть розничного товарооборота, около половины заготовок картофеля, треть закупок овощей, более трети выпечки хлеба.
В настоящее время создана Ассоциация кооперативных организаций России, куда вошли кооперативы разного профиля. Центросоюз (высший орган управления) проводит ежегодные научно-практические конференции, на которых принимаются рекомендации, определяющие перспективы развития кооперации в России.
Возможно, в недалеком будущем кооперация сможет стать основой социальной инфраструктуры российского села, и в этом случае наступит новый расцвет этого интересного экономического механизма, существующего в мире 170 лет.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
1. Конституция РФ. – М.: Закон, 2006. – 812 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. – М.: «АКАЛИС», 2006 – 448 с.
3. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ от 19 июня 1992 г. №3085–1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. №97-ФЗ и от 28 апреля 2000 г. №54-ФЗ).
Специальная литература:
4. Белоусов В.И. Основы прикладной экономики и предпринимательского дела: Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – 456 с.
5. Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. – Новосибирск: ВО «Наука», 2006. – 356 с.
6. Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. – М., 2006. – 425 с.
7. Вахитов В.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие – М., 2007. – 410 с.
8. Вахитов К.И. Кооперация: Теория, история, практика: избранные изречения, факты, материалы, комментарии. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2008. – 385 с.
9. Гутман Г.В., Калмыков В.В., Чукин Н.И., Гутман М.Ю. Взаимосвязь экономической и социальной функции потребительской кооперации. Серия «Экономика». – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2006. – 345 с.
10. Зырянов П.Н. Крестьянская община европейской России в 1907–1914 гг. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 355 с.
11. Калягин Г.В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 378 с.
12. Климов А.П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. – М.: Экономика, 2007. – 306 с.
13. Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. Справочное пособие. Под общ. ред. П.В. Савченко – М.: Экономика, 2006. – 578 с.
14. Крашенинников А.И. Международный кооперативный альянс. – М.: Экономика, 2007. – 288 с.
15. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. – 418 с.
16. Меркулов А.В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. 3-е изд., изм. и доп. – Харьков, 2007. – 263 с.
17. Сахарова Д.Б., Котов И.С. История и теория кооперативного движения. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 487 с.
18. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М., 2005. – 265 с.
19. Устав Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации. – М., 2005.
20. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация. Учебное пособие. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2006. – 285 с.
Периодические издания:
21. Абова Т.Е. Кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики. // Государство и право. – 2006. – №4. – С. 15 – 19.
22. Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. – 2006. – №6. – С. 24 – 28.
[1] Вахитов К.И. Кооперация: Теория, история, практика: избранные изречения, факты, материалы, комментарии. М.: Издательский дом Дашков и К, 2007. - С.23
[2] Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. - С.275
[3] О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ и от 28 апреля 2000 г. № 54-ФЗ), Ст.1.
[4] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - С.310.
[5] Ермаков В.Ф. Проблемы потребительской кооперации // Экономист. - 2006. - № 6. - С. 24 - 28.
[6] Шакиров Ф. Кооперация – важное направление подъема экономики РФ // АПК. – 2006. - №1. – С.16 – 18.
[7] Крашенинников А.И. Международный кооперативный альянс. - М.: Экономика, 2007. - С.322
[8] Калягин Г.В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова), С.120
Введение
Актуальность темы. Становление в России основ рыночной экономики породило не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставило по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования. Одной из таких хозяйственных форм явилась кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер и новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание.
Рассмотрение сущности такого социально-экономического явления, как потребительская кооперация может осуществляться под различными углами зрения, начиная от выявления истоков её возникновения, специфики научных школ, исследующих и описывающих потребительскую кооперацию, и кончая периодизацией этапов её развития и современными формами конкретного проявления.
Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество – это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально – экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».
Во-первых, потребительская кооперация есть многофункциональное образование, с доминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных решений и ответственности за риск. Во-вторых, потребительская кооперация-это организация со своей организационной культурой, функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений. И, в-третьих, потребительская кооперация – это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.
Во-вторых, искоренение бедности – посредством, прежде всего, решения проблемы занятости на селе путем новых рабочих мест на предприятиях потребкооперации, задействуя и расширяя производственные мощности; внедрения малых производств; наращивания объемов деятельности; через закупку всего, что выращивается на подворьях, и обеспечение сбыта; через создание подсобных хозяйств; развитие надомничества, народных промыслов, сферы бытового обслуживания.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства. Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. При этом ориентация на усиление в управлении стратегических тенденций обеспечит возможность долговременного динамического развития потребительской кооперации, которая в настоящее время уже не командно-административная по форме, но еще и не рыночная по содержанию, охраняющая и усиливающая свою социальную миссию. Все выше сказанное и обуславливает актуальность исследования потребительской кооперации в современном контексте.
Объект исследования – потребительская кооперация.
Предмет исследования – потребительская кооперация в современной экономике.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, поведения и будущего в российской экономике.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие кооперация, и её сущность;
- определить место потребительской кооперации в экономике страны;
- выявить историческое значение потребительской кооперации;
- проанализировать эталонную модель потребительского общества;
- дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.
Разработанность темы:
Вопросы функционирования кооперативного сектора экономики в России и за рубежом, сущностные особенности реализации отношений кооперативной собственности, их влияния на обеспечение социальных приоритетов дальнейшего социально-экономического развития рассматриваются в работах Глушецкого А., Гутмана Г., Дахова И., Ермакова В., Жида Ш., Игнатовой Т., Калягина Г., Каширина В., Клименко О., Колганова А., Котсониса Я., Некрасова В., Теплова В., Туган-Барановского М., Чаянова А. и др.
Анализу кооперации с позиции отраслевой принадлежности кооперативных структур, в частности роли и значения кооперации в повышении эффективности агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности посвящены исследования Афанасьева В., Гилиной Т., Гончаровой Л., Захарова И., Ицковича А., Панаедовой Г., Шкляра Т. и др.
Структура работы: введение, основная часть – две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему потребительской кооперации и её сущности. Во второй главе рассматриваются современные проблемы, направления совершенствования потребительской кооперации, проблем и поведения в экономике.
Для написания работы использовалась специальная литература по кооперации, теории организации, экономике: учебники, учебные пособия, справочная информация.
Теоретические сведения о потребительской кооперации
1.1 Кооперация: основные термины и определения
Кооперация – это совокупность экономических организаций, созданных трудящимися для получения максимального вознаграждения их труда, при одновременном отказе от поощрения капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца, а также с целью удовлетворения потребностей кооператоров.
Основные ценности кооперации: единство, взаимопомощь, солидарность, демократия, справедливость, добровольность, сотрудничество, рациональное ведение хозяйства, открытость, независимость.
Люди, ориентирующиеся на эти ценности, не могут не находиться друг с другом в товарищеских отношениях. Поэтому в мире кооперации, включающем в себя один миллиард жителей земли, принято обращение «товарищ».
Кооперативное сообщество (кооператив) – это объединение граждан или обществ, которое ставит своей целью улучшение экономического и социального положения своих членов с помощью хозяйственной деятельности, основанной на взаимопомощи, и нацеленной на максимальное вознаграждение их труда, при одновременном отказе от поощрения капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца.
Кооперативные принципы[1]:
- членство в кооперативе должно быть добровольным и доступным, без искусственных ограничений или дискриминации по социальным, политическим, расовым, религиозным и иным соображениям для всех лиц, которые могут пользоваться услугами этого сообщества, и согласны нести ответственность, связанную с членством;
- кооперативными организациями должны руководить лица, избранные и назначенные членами кооператива, пользующиеся равными правами (один человек – один голос) и участвующие в принятии решений, касающиеся работы их сообществ;
- вознаграждение капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца, не допускается, за исключением форс-мажорных обстоятельств;
- результаты деятельности кооператива распределяются между его членами пропорционально их трудовому участию в реализации планов развития сообщества и зачисляются на лицевые счета кооператоров;
- кооперативы и их объединения должны выделять средства на обучение своих – членов, управляющих и служащих, а также населения в целом принципам и методам кооперации, как экономическим, так и демократическим;
- организации, придерживающиеся кооперативных принципов, в целях лучшего удовлетворения своих членов и их общин, должны активно сотрудничать с такими же сообществами на местном, национальном и международном уровнях с целью достижения единства действий кооперативов всего мира;
- кооперативное движение – это общественное движение, имеющее своей непосредственной целью создание в виде кооперативов, форм самозащиты трудящихся от неблагоприятных условий их жизни;
- организованное кооперативное движение не может быть политически нейтральным, оно должно иметь свое понимание общественных проблем, прежде всего, экономических;
- организованное кооперативное движение не может быть орудием какой-либо партии;
- организованное кооперативное движение не может быть орудием государства.
Итак, кооперативное сообщество – это объединение граждан или обществ, которое ставит своей целью улучшение экономического и социального положения своих членов с помощью хозяйственной деятельности, основанной на взаимопомощи и основывается на принципах добровольности, равноправия, справедливого распределения результатов труда.
Организации, придерживающиеся кооперативных принципов, в целях лучшего удовлетворения своих членов и их общин, должны активно сотрудничать с такими же сообществами на местном, национальном и международном уровнях с целью достижения единства действий кооперативов всего мира.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.