Понятие безработицы, кто является безработным
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Макроэкономика»

 

На тему: «Безработица и занятость в России»

 

 

Студентка: Группы ЗБЭ-09-2 Шифр 09-12

Зернина Елена Ивановна

Преподаватель: М.С. Филиппова

 

 

г. Лысьва, 2010



Содержание

 

Введение

Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости

1.1 Понятие безработицы, кто является безработным

1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса

1.3 Политика занятости

Глава 2 Социально-экономические последствия России

2.1 Жизненный уровень населения

2.2 Государственная политика занятости

2.3 Анализ рынка труда

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в России.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия, причины, виды и последствия безработицы в теории;

2. Изучить закон Оукена и кривую Филипса;

3. Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;

4. Исследовать социально-экономическую ситуацию в стране, а именно:

 4.1. Определить жизненный уровень населения страны;

 4.2. Рассмотреть государственную политику занятости;

 4.3. Сделать сравнительный анализ рынка труда

Объект работы – безработица и занятость.

Предметом исследования является непосредственное изучение основных особенностей безработицы и занятости в России.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 



ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ

Политика занятости

В чем состоит сущность задачи достижения полной занятости в масштабе страны? Она заключается в обеспечении равенства численности трудоспособного населения и количества, необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости населения. В этих целях используются статистический учет потребности в трудовых резервах, метод «затраты - выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики.

При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости26:

а) запрещение принудительного труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;

в) полная занятость предполагает осуществление права на труд и права на защиту от безработицы (которые установлены Конституцией РФ).

В правовом государстве действует система социальных защитных устройств27, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости28. Многие государства предпринимают следующие меры:

Q сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

Q рекомендуют осуществлять на предприятиях разделение рабочих мест между тружениками (для увеличения занятости);

Q досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

Q создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры – для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;

Q сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда29 – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом системы обеспечения экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице30, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из зар. платы занятых и прибыли фирм. В высокоразвитых странах изыскиваются новые пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х гг. приоритетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости; б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы.

На Западе для оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты – сумму уровней безработицы и инфляции. С первым из этих уровней мы ознакомились.



Жизненный уровень населения

«Повестка дня на XXI век» рассматривает повышение уровня жизни населения как доминирующую цель устойчивого развития. В связи с этим социально-экономические индикаторы, характеризующие уровень жизни населения, носят задающий характер, что определяет направленность развития экономики на повышение благосостояния населения.

Социальная политика государства в период 2002-2007 гг. была направлена на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию доходов различных групп населения и масштабы бедности. Реализация мер в области социальной политики позволила остановить падение уровня жизни и обеспечить рост реальных денежных доходов. В 2004 г. реальные денежные доходы выросли на 6%, реальная заработная плата – на 14%. За три года (2005-2007 гг.) денежные доходы должны были вырасти на 13,5%, фактически их прирост составил 38,4, или в среднем 11,5% в год.

Реальные денежные доходы населения и реальная заработная плата увеличилась за период 2003-2007 гг. в 2,2 раза. В 2007 г. реальные денежные доходы выросли на 20%, в 2008 г. – на 25%, реальная заработная плата – на 12 и 30% соответственно.

В связи с замедлением темпов роста инфляции на период 2010-2012 гг. и более сильным ростом экономики, реальная заработная плата в целом за 2010-2012 гг. вырастет на 6,5%. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения – в 2010 г. они вырастут на 3%. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 г. численность безработных, которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек – 8,6% от экономически активного населения.31

Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов населения, является оплата труда. Политика в области оплаты труда была направлена на повышение роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, поддержания экономической заинтересованности и активности населения, создание условий для справедливой оплаты труда и обеспечения необходимых стандартов потребления.

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет, уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.

 

Анализ рынка труда

 

Ситуация на рынке труда характеризуется развитием противоречивых тенденций. Общая численность безработных граждан России, рассчитывается по методологии Международной организации труда (МОТ).

Общая численность безработных граждан России в 2010 году составит 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения. При этом число официально зарегистрированных безработных будет 2,2 мл. человек или 3% экономически активного населения. Между тем, согласно данным Росстата за ноябрь 2009 года, уровень безработицы составил 8,1%, а число безработных достигло 6,1 млн. человек (см. рис. 2.1). Месяцем ранее уровень безработицы в России был ниже - 7,7%. За ноябрь число безработных выросло еще на 0,3 млн. человек (или на 5%), а по сравнению с ноябрем прошлого года численность безработных выросла на 0,8 млн. человек (или на 15,9%). Быстрого решения проблемы безработицы ожидать не стоит - аналитики прогнозируют уровень безработицы в диапазоне 8-9% на протяжении следующего года.32

Впрочем, снижение занятости населения в ноябре по сравнению с октябрем связано с фактором сезонности, отмечают эксперты. Однако перспективы по снижению темпов роста безработицы остаются неутешительными. Например, Роструд прогнозирует рост безработицы в РФ в 2010 году на еще большем уровне - 10%.33

Рост безработицы, продолжающийся, несмотря на небольшую положительную динамику в производстве, вызывает большое беспокойство у властей, экономистов и социологов.

 

Рис. 2.1. Динамика численности экономически активного населения без корректировки сезонных колебаний млн. чел.

 

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по мето-дологии МОТ доля женщин за анализируемый период (сентябрь 2009г.) соста-вила 45,7%, доля городских жителей среди безработных составила 66,4%. Без-работица городского и сельского населения характеризуется превышением уро-вня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В сентябре 2009г. это превышение составляло 1,5 р.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в сентябре 2009г. составил 34,8 года, в том числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 29,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,7%, 20-24 года - 22,4%.

Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20-24 года в августе-сентябре 2009г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008г. на 5-6 процентных пунктов и составил в сентябре 15,7%. Следует отметить, что на возрастную группу населения 20-24 года приходится основная часть выпускников учреждений профессионального образования, выходящих на рынок труда.

Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,1%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в сентябре 2009г. составил 17,6% (в августе 2009г. - 18,5%), в том числе среди городского населения - 17,2%, среди сельского населения - 18,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,1 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 31,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 30,4% безработных. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в сентябре 2009г. составила, соответственно, 40,4% и 25,3%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 27,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2009г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (20,0% - за счет молодежи до 20 лет, 50% - от 20 до 24 лет, 15% - 25-29 лет).

Таблица 2.1

Наименее востребованные специалисты III квартала 2009 года36:

Профессия Количество претендентов на место, I квартал Количество претендентов на место, II квартал Количество претендентов на место, III квартал
Специалисты по гостиничному хозяйству, туризму 2 2,5 2,3
Юристы 2,2 2,2 2,2
Бухгалтеры, финансисты, банковские работники,аудиторы 2,1 2,1 2,1
Переводчики 1,9 2,7 1,9
Специалисты в области телекоммуникаций и связи 2,2 2,5 1,9
Секретари, ассистенты руководителя 2,7 1,7 1,8
Работники СМИ 2,1 1,6 1,7
HR-менеджеры 1,7 1,6 1,4
Специалисты индустрии развлечений и шоу-бизнеса 1,2 1,3 1,4
Логисты, водители 2,4 1,7 1,3
Топ-менеджеры 1,2 1,2 1,2
Охранники 1,9 1,5 1,2
Строители, архитекторы 2,2 1,6 1,2
Дизайнеры, работники полиграфии 1,6 1,3 1,1

 



Заключение

Итак, задачи данной курсовой работы выполнены: раскрыты основные понятия безработицы и занятости; виды, причины и последствия безработицы; изучен закон Оукена и кривая Филипса; исследована социально-экономическая ситуация в стране.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

В данный момент в России преобладает циклическая безработица, вызываемая сменой фаз в промышленном цикле, т. е. зависит от экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Именно она вызывается кризисными спадами производства. Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии (застоя) и спада экономического цикла, т. е. для периодов спада деловой активности. С переходом к оживлению и подъему число безработных становится меньше.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости, финансируемых государством.

Для решения проблемы безработицы необходимо срочно усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест путем оказания службой занятости финансовой помощи субъектам хозяйствования, выделение безработным более весомых ссуд и субсидий на организацию самостоятельной занятости; оказывать содействие занятости особых категорий граждан, сталкивающихся с наибольшими трудностями при трудоустройстве, повысить качество обучения, расширить перечень конкурентоспособных на рынке труда профессий и специальностей для подготовки специалистов из числа безработных по заказу нанимателей под гарантированные рабочие места. Назрела настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования законодательства по усилению социальной защиты безработных и, в частности, увеличению размеров пособий и стипендий безработным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.

Показатели уровня жизни населения в 2009- начало 2010 гг. и их динамика говорят о том, государственная политика в социальной сфере недостаточно эффективна. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе, поэтому главной целью государства в 2010 году должна стать правильная социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения.

 



Список литературы

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

2. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003 Райзберг Б.А. Курс экономики. – М.: Инфра-М, 2004

3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005

4. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007

5. Рофе А.И. «Рынок труда», МИК, 2006

6. Яллай В.А. Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003

 

Дополнительная литература

7. Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь http://vocable.ru

8. URL: http://www.bfm.ru/news/2009/10/20/bezrabotica-v-rossii-minimalnaja-s-nachala-goda.html

9. http://fondrgs.ru/press/smi_detail.php?ID=2393

10. http://www.rb.ru/topstory/economics/2009/12/25/164105.html

11. http://job.ukr.net/articles/nazvany-naimenee-vostrebovannye-specialisty-iii-kvartala-2009-goda/

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Макроэкономика»

 

На тему: «Безработица и занятость в России»

 

 

Студентка: Группы ЗБЭ-09-2 Шифр 09-12

Зернина Елена Ивановна

Преподаватель: М.С. Филиппова

 

 

г. Лысьва, 2010



Содержание

 

Введение

Глава 1 Основные понятия и виды безработицы и занятости

1.1 Понятие безработицы, кто является безработным

1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса

1.3 Политика занятости

Глава 2 Социально-экономические последствия России

2.1 Жизненный уровень населения

2.2 Государственная политика занятости

2.3 Анализ рынка труда

Заключение

Список литературы

 



Введение

 

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в России.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные понятия, причины, виды и последствия безработицы в теории;

2. Изучить закон Оукена и кривую Филипса;

3. Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;

4. Исследовать социально-экономическую ситуацию в стране, а именно:

 4.1. Определить жизненный уровень населения страны;

 4.2. Рассмотреть государственную политику занятости;

 4.3. Сделать сравнительный анализ рынка труда

Объект работы – безработица и занятость.

Предметом исследования является непосредственное изучение основных особенностей безработицы и занятости в России.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 



ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ

Понятие безработицы, кто является безработным

Безработица возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (предложение рабочей силы), над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места (спрос на рабочую силу).

Таким образом, безработица1 – это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости.

Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработный2 – это человек, который хочет и может, но не имеет рабочего места, при этом занимается активным поиском работы и готов приступить к ее выполнению. По российскому законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает:

 

Рабочая сила = Занятые + Безработные (1.1)

 

Рабочую силу страны еще принято называть экономически активным населением.

Чтобы узнать количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 года в российскую статистику (в ней утрачены рекомендации МОТ).

Сначала все лица подразделяются на две группы.

1. Экономически неактивное население3 – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включают:

а) учащиеся дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т. ч. осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население4 – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства благ (товаров и услуг).

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

 

Уа = Эа/Н*100, (1.2)

 

где Уа – уровень экономически активного населения;

Н – численность населения;

Эа – численность экономически активного населения.

В свою очередь, экономически активное население делится на две качественно неодинаковые группы:

1) занятые5 – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;

2) безработные6 – лица 16 лет и старше, которые:

а) не имеют работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);

в) готовы приступить к работе;

г) обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы7 – удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения, определяется по формуле:

 

Уб = (Эа-З)/Эа*100, (1.3)

 

где Уб – уровень безработицы

Эа – численность экономически активного населения;

З – занятость.

В СССР с конца 1930-х гг. официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против тунеядства. С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 1980-х гг.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.