Содержание
Введение
Глава I. Семантика понятия «модернизм» в гуманитарном знании
1.1 Закономерности развития европейской культуры начала XX в.
1.2 Мировоззренческие основания модернистского искусства
1.3 Дифференциация модернизма и модерна
Глава II. Концептуализация понятия «модернизм» в персональных теориях
2.1 Модернистский стиль и дегуманизация культуры (Х. Ортега– и– Гассет)
2.2 Переоценка модернизма в период постмодерна (Ж.– Ф. Лиотар)
Заключение
Библиография
Введение
Для того, что бы проникнуть в глубинный смысл исторических феноменов культуры недостаточно знать эпоху, в которую произошло их становление, теоретическую базу, или только художественную культуру (как систему художественных творений, которые относятся к объекту исследования). Существует необходимость познать уникальность самобытности исторического периода, в которую он происходил, предпосылки и элементы культуры, которые повлияли на становление.
Огромное значение имеет разбор факторов индивидуального характера, таких как настроения и цели людей, создающих принципиально новое в культуре.
Период к. XIX – н. XX вв. ознаменован принципиально новым виденьем искусства, определенным упадническим настроением во всех сферах деятельности человека, эпохой перемен, в которую, совершенно определенно, должна была родиться новое идея, смысл в которой выражается в удовлетворении чувств человека, в изменении окружающего мира, а главное, в изменении ощущения места человека мире. Закономерно, отвергая прежние устои в искусстве, культуре, но в то же время, базируясь и питаясь прошлой базой и историко– культурным запасом, созданного ранее, создаются новые представления о красоте, о внутреннем мире человека, о гармонии и дисгармонии, о прекрасном и безобразном, новая система взглядов на прошлое искусство, не всегда объективное, но однозначно революционное.
По словам теоретика модернизма – испанского философа Ортеги– и– Гасета новое искусство «состоит целиком из отрицания старого»[1]. Данная цитата была взята за некое кредо последователями новой эры в культуре.
Преподаватели Мировой художественной культуры, начиная тему «модернизм» на своих уроках обращают внимание на то, что невозможно четко обозначить дефиницию, а так же за короткое время проникнуть в глубинный смысл этого стремительно нового типа культурного видения. Однако основная проблема заключается в том, что углубляясь в определения и описания течений, входящих в модернизм, зачастую забывают о сущности модернизма, как историко–культурного типа, не стремятся глобально охватить его уникальность и значимость для культуры в целом.
М.С. Каган в своем труде «Введение в историю мировой культуры», говорит о том, что «…лишь в самых редких случаях ученые отваживаются охватить обобщающим взглядом целостное бытие культуры этого времени ...и история предстает как хронологическая последовательность деятельности мыслителей, художников и т. д. … Их сравнение показывает, сколь произволен «набор» таких монографических, портретных очерков, и… в целостную картину развития данной области культуры, не говоря уже об общем развитии культуры, их мозаика не складывается…»[2].
В данной работе будет сделана попытка обобщить и систематизировать существующие подходы и интерпретации феномена Модернизма и дать ему определение как историко– культурному типу.
Объектом исследования является феномен модернизма.
Цель данной работы – обобщить основные черты Модернизма понятия гуманитарного знания.
Задачи:
1. собрать, проанализировать и систематизировать материал по исследуемой теме;
2. исследовать основные подходы к определению феномена Модернизма и его хронологических границ;
3. выявить мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же его характерные черты;
4. ознакомиться с персональными штудиями феномена модернизма (на примере работ Х. Ортега–и–Гассета и Ж.–Ф. Лиотара).
Хронологические рамки исследования – конец XIX – начало XX вв.
Историографическую основу работы составляют исследования по эпохе Модернизма и литература по искусству. В труде М.С. Кагана «Введение в историю мировой культуры» сделана попытка определить Модернизм именно с точки зрения историко– культурного типа. Историографическую базу данной работы составили так же труды мыслителей Х. Ортеги– и– Гассета, «Дегуманизация культуры», в котором он описал признаки Новой культуры, и существенные изменения в сознании нового, современного человека и Ж.– Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», в котором модернизм и постмодернизм рассматриваются как один культурно– исторический тип.
Структура работы включает введение с обоснованием актуальности темы исследования; первую главу, в которой рассматривается закономерности развития европейской культуры XX в., мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же разбираются различия терминов «Модернизм» и «модерн»; вторую главу, где проанализированы работы Х.Отега– и– Гассета «Дегуманизация искусства и Ж.– Ф. Лиотара «Состояние постмодерна»; заключение, где сделаны общие выводы по работе, а так же библиографию исследования.
Заключение
В данной работе была сделана попытка обобщения основных черт Модернизма, как историко–культурного типа, а так же выявление идейного противопоставления Модернизма и Постмодернизма. Были исследованы основные подходы к понятию определения феномена Модернизма и его хронологические границы, а так же выявлены мировоззренческие основания модернистского искусства, его характерные черты.
После проведенного исследования, можно сделать вывод, о том, что Модернизм – не просто художественно– эстетическая система, сложившаяся в 20х годах XX в., как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества, понятие, объединяющее множество относительно самостоятельных идейно– художественных течений, но историко– культурный тип, включающий в себя определенную структуру мышления, связанную с пониманием человека культуры как таковой, а так же видением своего места в ней.
В художественной культуре понятие Модернизм сопряжено с понятием Модерн, отличие их четко формируют дефиниции. Модерн от франц. moderne – новейший, современный характерное направление стиля, он пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. В сфере искусства датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, «забракованные жюри официального Салона»[29]. Но Модернизм – целая эпоха, в художественной культуре, которая ознаменовала собой Новое время, не привязанное к реалистичному освещению действительности. Модернисты в своих работах уходили от точности, схожести их объектов с природой и реальной жизнью; символы, абстракция, внутренний контекст сменили романтическое изображение и реалистическое повествование. «Ничего подобного история мировой культуры еще не знала даже в тех ситуациях, когда потребность в новаторстве определяла характер деятельности людей в культуре…»[30].
Модернизм неоднороден, и непредсказуем; термин «модернизм» характеризуется как «семантически нестабильный, необъятная широта которого часто давала повод недоразумениям и дискуссиям» [31]. Это явление международное и мировое. Как широкая культурная тенденция модернизм проявил себя в разных странах, в разное время, как полагают большинство исследователей, начиная со второй половины XIX в., однако и этот факт неоднозначен.
Как правило, культура XX в. принимается как одно целое, Постмодернизм, следующий за Модернизмом – однако Жан–Франсуа Лиотар предлагает новое видение – Постмодернизм и Модернизм – это один и тип, который длится на протяжении веков.
Фундаментальным основанием концепции Ортеги– и– Гассета было положение о «дегуманизации искусства», как о стремлении истинного искусства прочь от дилетански настроенных масс к чистоте эстетического наслаждения в кругу избранных. Основными средствами такого движения были объявлены стилизация и деформация реальности, дереализация. Модернизм включает в себя обе тенденции, он опирается на субъективизм, уход в глубины человеческого «я», дереализуя таким образом реальность и подчиняя ее субъекту; кроме того, автор стилизует текст, отбирая явления реальности на основе собственных критериев.
Как уже отмечалось в начале этой работы, Модернизм – явление неоднородное, это историко–культурный тип, характеризующийся уходом от реальности, революции в духовном сознании, новым взглядом на жизнь и тенденцией существования «искусства для самого искусства», стремящееся получать наслаждение, играя в него, и не смешивая его с однозначными реалиями жизни.
Библиография
1. Батракова С. П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. – М.: Наука, 1990. – 300 с.
2. Бычков В.В. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. – М.: Гардарики, 2005. – 200с.
3. Введение в культурологию: Курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003. – 158с.
4. Венкова А.В. Культура модернизма и Постмодернизма: читатель и зритель в авторской картине мира.– СПб., 2001. – 21с.
5. Гропиус В. Вступительный текст для «Выставки неизвестных архитекторов». 1919 г. // Цит. по Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Под ред. В. Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. – 220с.
6. Западное искусство. ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. – 376с.
7. Западное искусство XX века: Классическое наследие и современность. М., 1992– 80с.
8. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – том 2 – М.,1998. – 230с.
9. Искусство в истории человека: энциклопедический словарь / под ред. И В. Кузена. – М.: Терра, 2000. – 500с.
10. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. – СПб: Петрополис, 2003. – 230с.
11. Козловский П. Культура постмодернизма. М.,1997.– 330с.
12. Малахов Н. Я. Модернизм: критический очерк. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 142 с.
13. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. М., 1987. – 153с.
14. Культурология XX век. Энциклопедия Т. 2. – СПб.: Университетская книга; "Алетейя", 1998 – 240с.
15. Лиотар Ж.– Ф. Состояние посмодерна. – СПб, 1998. – 90с.
16. Ортега– и– Гассет Дегуманизация искусства. – М.:Правда 2000, – 100с.
17. Ортега– и– Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. – 348 с.
18. Постмодернизм: энциклопедия. / Сост. Грицанов А.А., Можейко М.А. Минск: 2001.– 480с.
19. Руднев В.П. Словарь культуры XX века .– М.:Аграф, 1997. – 220с.
20. Страшкова О.К. Постмодернистские «предчувствия и предвестия» в модернистской "новой драме" конца XIX- начала XX века. // Вопросы филологии - Ставрополь, СГУ. – 2006 – № 1. 202с.
21. Тупицина М. Критическое оптическое: Статьи о современном искусстве. – М., 2000– 145с.
22. Эмиль Золя. Собрание сочинений в 18 томах. Том 11. – М.: Правда, 1957. – 125с.
[1] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. – М., 2000. – с. 21.
[2] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. - СПб: Петрополис, 2003. – С. 213.
[3] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. - СПб: Петрополис, 2003. – с.241.
[4] Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана- СПб: Петрополис, 2007. – с. 213.
[5] Там же.- 214с.
[6] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. - СПб: Петрополис, 2003. – с. 239.
[7] Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. М., 1987. – с. 153.
[8]Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. - СПб: Петрополис, 2003. – с. 240.
[9] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. - СПб: Петрополис, 2003. – с.243.
[10] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. вторая. - СПб: Петрополис, 2003. – с. 245.
[11] Там же, с. 246.
[12] Там же, с. 248.
[13] Батракова С. П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. – М.: Наука, 1990. –130с.
[14] Там же., с 256.
[15] Эмиль Золя. Собрание сочинений в 18 томах. Том 11. – М.: Правда, 1957. – 98с.
[16] Искусство в истории человека: энциклопедический словарь / под ред. И В. Кузена. – М.: Терра, 2000. – с .483.
[17] Там же.
[18] Бычков В.В. Модернизм: Анализ и критика основ, направлений. – М.: Гардарики, 2005. – с.115.
[19] Венкова А.В. Кульутра модернизма и Постмодернизма: читатель и зритель в авторской картине мира.- СПб., 2001. - с. 21.
[20] Там же, с.25.
[21] Там же, с.28.
[22] Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства. – М.,- 2000, - с. 37.
[23] Там же, с. 38.
[24] Там же, с. 42.
[25] Культурология XX век. Энциклопедия Т.1, 2. - СПб.: Университетская книга; "Алетейя", 1998 – с.156.
[26] Лиотар Ж.-Ф.Состояние посмодерна. - СПб, 1998 - с.33.
[27] Там же, с.104.
[28] Там же, с. 160.
[29] Гропиус В. Вступительный текст для «Выставки неизвестных архитекторов». 1919 г. // Цит. по Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Под ред. В. Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. – С.173.
[30] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. – Кн. 2. – СПб: Петрополис, 2003. – С. 174–175.
[31] Соловьева Г.В. Философия В.Соловьева и модернизм // «Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьева». Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. – вып. 32. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С. 35.
Содержание
Введение
Глава I. Семантика понятия «модернизм» в гуманитарном знании
1.1 Закономерности развития европейской культуры начала XX в.
1.2 Мировоззренческие основания модернистского искусства
1.3 Дифференциация модернизма и модерна
Глава II. Концептуализация понятия «модернизм» в персональных теориях
2.1 Модернистский стиль и дегуманизация культуры (Х. Ортега– и– Гассет)
2.2 Переоценка модернизма в период постмодерна (Ж.– Ф. Лиотар)
Заключение
Библиография
Введение
Для того, что бы проникнуть в глубинный смысл исторических феноменов культуры недостаточно знать эпоху, в которую произошло их становление, теоретическую базу, или только художественную культуру (как систему художественных творений, которые относятся к объекту исследования). Существует необходимость познать уникальность самобытности исторического периода, в которую он происходил, предпосылки и элементы культуры, которые повлияли на становление.
Огромное значение имеет разбор факторов индивидуального характера, таких как настроения и цели людей, создающих принципиально новое в культуре.
Период к. XIX – н. XX вв. ознаменован принципиально новым виденьем искусства, определенным упадническим настроением во всех сферах деятельности человека, эпохой перемен, в которую, совершенно определенно, должна была родиться новое идея, смысл в которой выражается в удовлетворении чувств человека, в изменении окружающего мира, а главное, в изменении ощущения места человека мире. Закономерно, отвергая прежние устои в искусстве, культуре, но в то же время, базируясь и питаясь прошлой базой и историко– культурным запасом, созданного ранее, создаются новые представления о красоте, о внутреннем мире человека, о гармонии и дисгармонии, о прекрасном и безобразном, новая система взглядов на прошлое искусство, не всегда объективное, но однозначно революционное.
По словам теоретика модернизма – испанского философа Ортеги– и– Гасета новое искусство «состоит целиком из отрицания старого»[1]. Данная цитата была взята за некое кредо последователями новой эры в культуре.
Преподаватели Мировой художественной культуры, начиная тему «модернизм» на своих уроках обращают внимание на то, что невозможно четко обозначить дефиницию, а так же за короткое время проникнуть в глубинный смысл этого стремительно нового типа культурного видения. Однако основная проблема заключается в том, что углубляясь в определения и описания течений, входящих в модернизм, зачастую забывают о сущности модернизма, как историко–культурного типа, не стремятся глобально охватить его уникальность и значимость для культуры в целом.
М.С. Каган в своем труде «Введение в историю мировой культуры», говорит о том, что «…лишь в самых редких случаях ученые отваживаются охватить обобщающим взглядом целостное бытие культуры этого времени ...и история предстает как хронологическая последовательность деятельности мыслителей, художников и т. д. … Их сравнение показывает, сколь произволен «набор» таких монографических, портретных очерков, и… в целостную картину развития данной области культуры, не говоря уже об общем развитии культуры, их мозаика не складывается…»[2].
В данной работе будет сделана попытка обобщить и систематизировать существующие подходы и интерпретации феномена Модернизма и дать ему определение как историко– культурному типу.
Объектом исследования является феномен модернизма.
Цель данной работы – обобщить основные черты Модернизма понятия гуманитарного знания.
Задачи:
1. собрать, проанализировать и систематизировать материал по исследуемой теме;
2. исследовать основные подходы к определению феномена Модернизма и его хронологических границ;
3. выявить мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же его характерные черты;
4. ознакомиться с персональными штудиями феномена модернизма (на примере работ Х. Ортега–и–Гассета и Ж.–Ф. Лиотара).
Хронологические рамки исследования – конец XIX – начало XX вв.
Историографическую основу работы составляют исследования по эпохе Модернизма и литература по искусству. В труде М.С. Кагана «Введение в историю мировой культуры» сделана попытка определить Модернизм именно с точки зрения историко– культурного типа. Историографическую базу данной работы составили так же труды мыслителей Х. Ортеги– и– Гассета, «Дегуманизация культуры», в котором он описал признаки Новой культуры, и существенные изменения в сознании нового, современного человека и Ж.– Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», в котором модернизм и постмодернизм рассматриваются как один культурно– исторический тип.
Структура работы включает введение с обоснованием актуальности темы исследования; первую главу, в которой рассматривается закономерности развития европейской культуры XX в., мировоззренческие основания модернистского искусства, а так же разбираются различия терминов «Модернизм» и «модерн»; вторую главу, где проанализированы работы Х.Отега– и– Гассета «Дегуманизация искусства и Ж.– Ф. Лиотара «Состояние постмодерна»; заключение, где сделаны общие выводы по работе, а так же библиографию исследования.
Глава I. Семантика понятия «модернизм» в гуманитарном знании
Дата: 2019-07-30, просмотров: 299.