Тема: «Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы    XX века»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине

«История государственного управления в России»

 

Студент Орлов Ю. С.

Шифр 020155 группа 21-У

 

Тема: «Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы    XX века»

 

Срок сдачи работы 8.12.2033

Руководитель работы Зубрицкая В. И.

Задание принял к исполнению 16.09.2003

Подпись студента______________

 

Введение

Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Что такое перестройка, каков был ее замысел, и каким было ее действительное содержание? Представители различных социальных групп и политических направлений в обществе дают на эти вопросы далеко не одинаковые ответы. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка». Первый подход — под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР. Второй подход: перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические манипуляции. Сторонники третьего подхода употребляют слово «перестройка» для обозначения того периода, который был связан с действительностью М.С. Горбачева на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования социализма.

Началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества.

Цель курсовой работы – исследование развития системы органов власти и управления в СССР в 80-е – 90-е годы.

 

Задачи курсовой работы:

§ Истоки и причины перестройки;

§ Положение в стране в начале 80-х гг.;

§ Система государственного управления СССР по Конституции 1977 года;

§ Государственный аппарат власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.);

§ Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов;

§ Преобразования в экономике;

§ Создание политических партий и движений;

§ Внешняя политика СССР;

§ Итоги перестройки.

 

 

1 Истоки и причины перестройки

Конституция 1977 года

7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР утвердил Основной Закон - Конституцию СССР. Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936 гг.).

Констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”. В качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, политической – советы. Закреплялась “руководящая и направляющая” роль коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, преамбула. В целом 9 разделов:

1 Основы общественного строя и политики

2 Государство и личность

3 Национально-государственное устройство

4 Советы народных депутатов и порядок их избрания

5 Высшие органы власти и управления

6 Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках

7 Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

8 Герб, флаг, гимн, столица

9 Действие Конституции и порядок её применения

Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану её прав и свобод.

 Однако, тезис об общенародном государстве, провозглашенный еще в 1961 г., был не более чем декларацией, хотя Конституция закрепляла новые формы демократии: референдумы, всенародное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об усилении монопольной власти КПСС: в ст.6 подчеркивалось, что ядром политической системы развитого социализма, руководящей и направляющей силой советского общества является КПСС [5, С. 303].

Как и прежде, структура государственных органов состояла из высших органов власти и управления, раздел 6 определял структуру и компетенцию органов государственной власти и управления в союзных республиках (Приложение А).

Структура, прерогатива и полномочия Верховного Совета и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978 г. Верховный Совет принял Закон о Совете Министров СССР, где был четко определен правовой статус правительства, как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР, правомочного решать все вопросы государственного управления. Одним из основных направлений деятельности Совета Министров, как указывалось в ст.2 Закона, являлось укрепление сплоченности всех наций и народностей страны в целях строительства коммунизма (Приложения Б, В).

На основе новой Конституции была реорганизована система правоохранительных органов: в 1979 г. были приняты законы о Верховном суде, о прокуратуре, государственном арбитраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979 г. был принят Закон о структуре и компетенции Народного контроля.

На практике высшие органы власти не контролировали правительство: важнейшие решения принимались без их ведома, например, ввод войск в Афганистан в 1979 г. и др.

Фактически вся полнота власти находилась в руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала бюрократический аппарат. Число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965 г. до 160 к 1985 г., общая численность управленцев составила 18 млн. человек (1,6 млн. работало в высших и средних звеньях министерств, 11,5 млн. - в аппарате предприятий и организаций, 3,5 млн. - технический и обслуживающий персонал). На содержание аппарата управления в середине 80-х годов уходило 10% государственного бюджета [11, С. 155].

 

 

Внешняя политика СССР

 

С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания:

а) приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми;

б) перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений;

в) деидеологизации международных отношений;

г) строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы;

д) понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов.

В заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.  

Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений.  Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.

В марте 1989 года во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

С ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи значительно сократился объем внешней торговли. Прекратились поступления товаров легкой и пищевой промышленности от европейских социалистических стран, составлявшие значительную часть внутреннего товарооборота СССР. Отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось в 1990 году в 2,9 раза по сравнению с 1989 годом. Гуманитарная помощь продуктами и медикаментами, составившая 26 тыс.т. к январю 1991 года, не смогла спасти положение. Наряду с позитивными процессами, "перестройка" во внешнеполитической сфере привела к разрыву связей с бывшими союзниками из социалистических и освободившихся стран, к свертыванию экономических и торговых отношений с ними, что еще более увеличило внутренние трудности, способствовало углублению экономического и политического кризиса [9, С. 125].

Прекращение "холодной войны" вместе с разрушением Берлинской стены и ликвидацией Организации Варшавского Договора не привели к желаемому всеобъемлющему миру на основе "нового политического мышления". Военно-политический блок НАТО, созданный для войны с СССР, не только не был распущен, но еще более укрепился. Внутри страны начались вооруженные конфликты. Военно-политическая обстановка осложнилась.

 

 

Итоги перестройки

 

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократи­ческого и экономического рынка (преобладал пер­вый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господство­вала идеальная для бюрократического капитализ­ма форма - лжегосударственная форма деятель­ности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм прав­ления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.

Перед новой независимой Россией стояли очень труд­ные и масштабные задачи. Первоочередной и самой на­сущной была экономическая реформа, призванная вы­вести страну из кризиса и обеспечить россиянам достой­ный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хо­зяйствования, пробуждение предпринимательской ини­циативы частных собственников.

За годы «перестройки» было сделано удивительно ма­ло для реального реформирования хозяйственного меха­низма. Принятые союзным руководством законы расши­ряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагива­ли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следст­вие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производствен­ных связей между предприятиями разных союзных рес­публик, возросшее самовластье директоров, недально­видная политика искусственного, за счет дополнитель­ной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это при­вело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономи­ческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономи­ческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России [3, С. 372].  

Предстояло продолжить процесс формирования сво­бодного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складыва­лась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, по­явилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее вет­ви. Требовалось реформировать государственно-полити­ческую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу го­да большинство товаров исчезло из государственной тор­говли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, го­сударственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населе­ния различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение мно­гих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода [14, С. 3].

Серьезные сомнения возникли у западных кредито­ров в платежеспособности СССР. Суммарный внеш­ний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реаль­ном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязатель­ства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой [10, С. 68].

 

 

Заключение

 

В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произо­шла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер пи­сали:

« приближаясь к своему 70-летию, государ­ство, рожденное в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя ми­ровая империя. Над советской зоной - от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы - ни­когда не заходит солнце... Успехи системы оче­видны». Именно таким было мироощущение Запада, панически боявшегося советской агрес­сии [10, С. 63].

Несмотря на такие мироощущения, крах коммунистической системы все-таки произошел. 1985-1991 годы - конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, част­ная собственность узаконивается, о реально-го­сударственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура открыто превра­щается в капиталистическую. К концу этого пе­риода строй похож уже не на «империализм» в классически - ленинском описании, а на что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму. По­литически все это идет на фоне тотального раз­грома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внеш­нем мире, так и внутри страны. Поражение за­канчивается распадом, исчезновением прежне­го могущественного государства СССР.

В бывших республиках образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.

 

Лист аббревиатур

 

ВВП – Внутренний валовой продукт

ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи

ВС – Верховный Совет

Список использованной литературы

 

1 Акопов С.Г. История России. 1953-1996. Личности и эпохи/ С. Г. Акопов, Н. Д. Гуреев. - М.: «Наука», 1997. – 514 с.

2 Зевелева А. И. Политические партии России: история и современность/А. И. Зевелева, Ю. П. Свириденко, В. В. Шелохаева. – М.: «РОССПЭН», 2000. – 631 с.

3 Медников В.В. Экономика России: путь реформ (1917-1995)/ В. В. Медников, Г. П. Маховикова. - Спб.: «Терра», 1997. – 478 с.

4 Орлов А. С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: «Проспект», 2000. – 544 с.

5 Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 – 2-е изд., с изм. и доп./ В. Б. Цыганов – Екатеринбург: «Полиграфист», 2000. - 320 с.     

6 Чистякова О. И. История отечественного государства и права: Учебник: В 2 ч., Ч. 2/ О. И. Чистякова – М.: «Право», 1997. – 315 с.

7 Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 93-112.

8 Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз? / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 112-122.

9 Медведев Р. А. Почему распался Советский Союз?(продолжение) / Р. А. Медведев // Отечественная История – 2003. - №5. – С. 119-129.

10 Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. - №6. – С. 60-70.

11 Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики – 1998. - №7. – С. 153-159.

12 Чернова М. От застоя к перестройке / М. Чернова // История ПС – 1997. - №33. – С. 58-63.

13 Широков Н. А. В стране растет преступность. По данным статистики. / Н. А. Широков // Аргументы и факты – 1991. - июль. - №23. С. 5.

14 Яковлев А. Н. Маленькие тайны великого времени: О перестройке, 1985-1990 гг.: Беседа с доктором исторических наук А. Н. Яковлевым: Записал В. Л. Старков / А. Н. Яковлев // Аргументы и факты – 2000. – май. - №18. – С. 3.

 

2 Приложение А

(обязательное)

 

Система высших органов власти и управления по Конституции 1977 года

3 Приложение Б

(обязательное)

 

Система органов государственной власти в СССР (1977-1991гг.)

 

Верховный Совет СССР

Совет Союза Совет национальностей

 

Верховный Совет союзной республики
Краевой совет народных депутатов

Городской совет народных депутатов
Областной совет народных депутатов

Верховный совет автономной республики
Совет народных депутатов автономной области

Поселковый совет народных депутатов
Сельский совет народных депутатов
Районный совет народных депутатов

 

 

Рисунок 2.Б

4 Приложение В

(обязательное)

 

Система органов государственного управления в СССР (1977-1991гг.)

 

 

 


Рисунок 3.В

Приложение Г

(обязательное)

 

Органы государственной власти и управления в 1989 – 1990 гг.

 

Верховный Совет СССР

Совет Союза Совет национальностей

     
 
Верховный суд СССР
Совет Министров СССР
Комитеты конституционального надзора СССР
Комитет народного контроля СССР
Генеральный прокурор СССР
Председатель Совета Министров СССР
Съезд народных депутатов СССР

 


Рисунок 4.Г

5 Приложение Д

(обязательное)

 

Органы государственной власти и управления в 1990 – 1991 гг.

 

Председатель комитета конституционного надзора СССР
Верховный Совет СССР

Совет Союза Совет национальностей

Администрация президента
Комитеты конституционального надзора СССР
Генеральный прокурор СССР
Президент СССР
Съезд народных депутатов СССР

 


Рисунок 5.Д

Приложение Е

(справочное)

 

Степень доверия москвичей различным органам власти

 

Таблица 4 - Степень доверия москвичей различным органам власти в марте                                                 

              1991г., % 

Орган власти

Да

50/50

Нет

Не знаю

Янв. Фев. Янв. Фев. Янв. Фев. Янв. Фев.
Президент СССР 28 19 20 24 39 47 13 10
Кабинет министров СССР - 11 - 18 - 53 - 18
ВС СССР 18 16 19 18 48 50 15 16
ВС РСФСР 47 40,5 24 26,5 16 19 13 15
МосСовет 34 41 21 23 30 26 15 10

 

Приложение Е

(справочное)

 

Степень доверия москвичей различным органам власти

 

Таблица 4 - Степень доверия москвичей различным органам власти в марте                                                 

              1991г., % 

Орган власти

Да

50/50

Нет

Не знаю

Янв. Фев. Янв. Фев. Янв. Фев. Янв. Фев.
Президент СССР 28 19 20 24 39 47 13 10
Кабинет министров СССР - 11 - 18 - 53 - 18
ВС СССР 18 16 19 18 48 50 15 16
ВС РСФСР 47 40,5 24 26,5 16 19 13 15
МосСовет 34 41 21 23 30 26 15 10

 

Приложение Ж

(справочное)

 

Год Рост потребительских цен, %
1985 100
1986 103
1987 106
1988 111
1989 116
1990 125
Январь 1991 134
Февраль 1991 153
Март 1991 176
Апрель 1991 300
Май 1991 311
Июнь 1991 348
Июль 1991 410
Август 1991 493

Рост потребительских цен

 

Таблица 5 - Рост потребительских цен с 1985 по август 1991, %

 

 

6 Содержание

  Введение                                                                                             4

1 Истоки и причины перестройки                                                           6

1.1 Положение в стране в начале 80-х гг.                                              6             

1.2 Конец Брежневской эпохи                                                                9

1.3 Курс на перестройку                                                                         11

2 Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е гг.        14

2.1 Конституция 1977 года                                                                14

2.2 Система власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.) 16

2.3  Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов                                                                                             18




Заключение                                                                                          37

Лист аббревиатур                                                                                39

Список использованной литературы                                                     40

Приложение А - Система высших органов власти и управления по Конституции 1977 года                                                      42

Приложение Б - Система органов государственной власти в СССР (1977-1991гг.)                                                                     43

Приложение В - Система органов государственного управления в СССР (1977-1991гг.)                                                                44

Приложение Г - Органы государственной власти и управления в 1989 – 1990 гг.                                                                               45

Приложение Д - Органы государственной власти и управления в 1990 – 1991 гг.                                                                               46

Приложение Е - Степень доверия москвичей различным органам власти 47

Приложение Ж - Рост потребительских цен                                                      48

Список использованной литературы

 

15 Акопов С.Г. История России. 1953-1996. Личности и эпохи/ С. Г. Акопов, Н. Д. Гуреев. - М.: «Наука», 1997. – 514 с.

16 Зевелева А. И. Политические партии России: история и современность/А. И. Зевелева, Ю. П. Свириденко, В. В. Шелохаева. – М.: «РОССПЭН», 2000. – 631 с.

17 Медников В.В. Экономика России: путь реформ (1917-1995)/ В. В. Медников, Г. П. Маховикова. - Спб.: «Терра», 1997. – 478 с.

18 Орлов А. С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник./ А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: «Проспект», 2000. – 544 с.

19 Цыганов В.Б. История государственного управления в России: Учеб. пособие: В 2 ч., Ч.2 – 2-е изд., с изм. и доп./ В. Б. Цыганов – Екатеринбург: «Полиграфист», 2000. - 320 с.     

Козлов В. А. Крамола инакомыслия в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР / В. А. Козлов // Отечественная История – 2003. - №4. – С. 93-112.

Ольсевич Ю. Экономический кризис: причины или следствия «перестройки»?: к дискуссиям на Западе / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики – 1992. - №6. – С. 60-70.

Остапкович Г. О социиально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. / Г. Остапкович //Вопросы экономики – 1998. - №7. – С. 153-159.

Яковлев А. Н. Маленькие тайны великого времени: О перестройке, 1985-1990 гг.: Беседа с доктором исторических наук А. Н. Яковлевым: Записал В. Л. Старков / А. Н. Яковлев // Аргументы и факты – 2000. – май. - №18. – С. 3.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине

«История государственного управления в России»

 

Студент Орлов Ю. С.

Шифр 020155 группа 21-У

 

Тема: «Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы    XX века»

 

Срок сдачи работы 8.12.2033

Руководитель работы Зубрицкая В. И.

Задание принял к исполнению 16.09.2003

Подпись студента______________

 

Введение

Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Что такое перестройка, каков был ее замысел, и каким было ее действительное содержание? Представители различных социальных групп и политических направлений в обществе дают на эти вопросы далеко не одинаковые ответы. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка». Первый подход — под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР. Второй подход: перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические манипуляции. Сторонники третьего подхода употребляют слово «перестройка» для обозначения того периода, который был связан с действительностью М.С. Горбачева на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования социализма.

Началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества.

Цель курсовой работы – исследование развития системы органов власти и управления в СССР в 80-е – 90-е годы.

 

Задачи курсовой работы:

§ Истоки и причины перестройки;

§ Положение в стране в начале 80-х гг.;

§ Система государственного управления СССР по Конституции 1977 года;

§ Государственный аппарат власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.);

§ Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов;

§ Преобразования в экономике;

§ Создание политических партий и движений;

§ Внешняя политика СССР;

§ Итоги перестройки.

 

 

1 Истоки и причины перестройки

Дата: 2019-07-30, просмотров: 243.