ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективная система корпоративного управления становится первостепенным фактором для поддержания конкурентоспособности российских компаний.

Многие российские компании достигли той стадии развития, на которой недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления может обернуться ослаблением их конкурентных позиций. Растущие потребности российского бизнеса в капитале и в качественном менеджменте вряд ли можно будет удовлетворить, не проведя решительных реформ в сфере корпоративного управления. Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления в большинстве случаев становится основой для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений, получения целого ряда других преимуществ.

Эволюция предприятий от неоклассического представления к институциональному, формирование крупных межотраслевых и межгосударственных промышленных объединений в 80-90-х гг. способствовали развитию теории корпоративного управления. Целью курсовой работы является рассмотрение основ теории корпоративного управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие корпорация и ее признакам;

2. Рассмотреть современные научные гипотезы и принципы корпоративного управления;

3. Сделать обзор новейших публикаций по теории корпоративного управления;

4. Охарактеризовать организационную структуру предприятия ОАО «Сибакадемстрой»;

5. Предложить пути по усовершенствованию управления строительной корпорации ОАО «Сибакадемстрой».

В данной работе были изучены и обобщены труды известных экономистов, периодические издания, справочную литературу, нормативно-законодательные акты, а также информацию из глобальной сети Интернет.



Цели корпорации

 

Цель корпорации представляет собой результат деятельности корпорации на достижение которой направлены ее усилия.

Формирование корпоративных целей состоит из следующих этапов:

1. Выбор миссии корпорации. Миссия корпорации – главное ее предназначение, основная цель ее существования. Миссия является наиболее важным условием успеха и обусловливает устойчивое направление деятельности корпорации несмотря на активное влияние на эту деятельность внешней среды. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.

2. Формирование системы стратегических целей на основе выбранной миссии.

3. Разработка тактических задач, рассчитанных на краткосрочную перспективу и имеющих конкретных исполнителей.

 

Цели объединения предприятий в корпорации

 

Основными целями объединения предприятий в корпорации являются:

- увеличение рыночной доли

- повышение качества товаров

- снижение издержек по сравнению с конкурентами

- расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности

- укрепление репутации перед потребителями

- повышение качества обслуживания

- расширение применения инноваций

- укрепление конкурентных позиций на международном уровне

- рост доходов

- рост дивидендов

- увеличение доходов на инвестируемый капитал

- повышение кредитного и облигационного рейтингов

- рост потоков наличности

- повышение курсов акций

- улучшение и оптимизация структуры источников доходов.

 

Таблица 4.2 - Анализ структуры активов

Показатели

Абсолютные величины

Удельные веса (%) в общей величине активов

Изменения

На начало года На конец года На начало года На конец года В абсолют. Величинах В удельных весах В % к изм. общей велич.
1 2 3 4 5 6 7 8

2003 год

1.Внеоборотные активы 2.Оборотные активы 33859376 29287812 34098229 22735438 53,6 46,4 60,0 40,0 238853 -6552374 6,4 -6,4 -3,78 103,78
Итого активов 63147188 56833667 100 100 -6313521 0 100
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов 0,86 0,67 х х -0,19 х х

2005

1.Внеоборотные активы 2.Оборотные активы 34098229 22735438 32282613 19012904 60,0 40,0 62,9 37,1 -1815616 -3722534 +2,9 -2,9 -95,2 -195,2
Итого активов 56833667 51295517 100 100 +1906918 0 100
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов 0,67   0,59 х х -0,08 х х

2005 год

1.Внеоборотные активы 2.Оборотные активы 32282613 19012904   32987546 26659575 62,9 37,1 55,3 44,7 704933 7646671 -7,6 +7,6 8,4 91,6
Итого активов 51295517 59647121 100 100 8351604 0 100
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов 0,59 0,81 х х 0,22 х х

Внутренний анализ структуры активов показал, что в 2003 году произошло снижение коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов на 0,19 руб. Это говорит о том, что в наибольшей мере на прирост источников средств организации были направлены оборотные активы. В 2004 году наблюдается такая же картина. В 2005 году на прирост источников средств предприятия в наибольшей мере были направлены и оборотные и внеоборотные активы, в результате чего произошло увеличение коэффициента соотношения оборотных и внеоборотных активов на 0,22 руб.

Анализ структуры пассивов предприятия:

Пассивы организации состоят из собственного капитала и резервов, долгосрочных заемных средств и кредиторской задолженности. Структуру пассивов характеризуют коэффициент автономии, равный доле собственных средств в общей величине источников средств предприятия:


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

До последнего времени тема корпоративного управления была в России второстепенной, куда важнее для российских предпринимателей были захват и перераспределение активов, усиление контроля над финансовыми потоками и вывоз капитала. Большинство заявлений компаний о программах совершенствования корпоративного управления на проверку оказывались лишь имиджевыми акциями. Однако с недавних пор ситуация начала кардинально меняться. Это объясняется совокупностью факторов.

Во-первых, в России складывается новая управленческая модель, в которой все больше и больше происходит разделение функций собственности и оперативного управления.

Российские предприниматели, создавшие в девяностые годы крупные компании, начинают обдумывать возможность дистанцирования от оперативного управления своими бизнесами и перехода на позиции активных акционеров. Они в целом завершили создание корпораций, а заниматься ежедневной кропотливой работой, постепенно, шаг за шагом увеличивая эффективность, им неинтересно они строители, а не менеджеры, куда более привлекательной перспективой им представляется использование своих колоссальных финансовых и административных ресурсов для проникновения в новые, неосвоенные сферы бизнеса. Но если еще несколько лет назад они и помыслить не могли о передаче своих функций наемным менеджерам - в России просто не было людей необходимой квалификации, - то за последнее время ситуация сильно изменилась в лучшую сторону: в стране стали доступны менеджеры международного класса. Сравнивая свои способности с навыками менеджеров-профессионалов, предприниматели-строители начинают понимать, что сравнение - не в их пользу.

Во-вторых, российские компании начинают понимать, что наличие доступа к капиталу уже сейчас стало важным конкурентным преимуществом, а с течением времени его роль будет только расти. Привлекательные советские активы в большинстве своем перераспределены или доступны только по рыночным ценам, многие из них стремительно устаревают и не обеспечивают достаточного качества продукции для успешной конкуренции с глобальными брендами на российском рынке. Сейчас российским компаниям необходимо более производительное оборудование, обеспечивающее высокое качество выпускаемой продукции; бренды, способные конкурировать с глобальными; экономия на масштабах, которую можно достичь за счет слияний и поглощений. Кроме того, устойчивый рост необходим российским компаниям для успешного размещения своих акций на фондовых рынках (IPO).

Итак, можно сделать выводы, что в данной курсовой работе мы дали анализ деятельности строительного концерна «Сибакадемстрой» города Новосибирска и подвели итоги анализа эффективности современного управления на строительном предприятии. Можно также добавить, что за 50 лет строительная фирма «Сибакадемстрой» выросла в крупнейший в Сибирском регионе промышленно-строительный концерн, занимающий достойное место в строительном комплексе Сибирского федерального округа. Предприятия концерна «Сибакадемстрой» вносят значительный вклад в экономику Новосибирска, в улучшение жилищных условий горожан, в формирование современного облика города.

Мною были поставлены и выполнены следующие задачи:

1. Раскрыто понятие корпорация и ее признакам;

2. Рассмотреныь современные научные гипотезы и принципы корпоративного управления;

3. Сделан обзор новейших публикаций по теории корпоративного управления;

4. Охарактеризована организационная структура предприятия ОАО «Сибакадемстрой»;

5. Предложить пути по усовершенствованию управления строительной корпорации ОАО «Сибакадемстрой».



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: вопросы корпоративного управления" - №10 (октябрь 2008)

2. «Управление организацией», под ред. Д.э.н., проф. А.Г. Поршнева, Д.э.н., проф З.П. Румянцевой, Д.э.н., проф. Н.А. Саломатина, Изд-во «Инфра – М», М., 2004

3. Антонов В. Теоретические проблемы корпоративного управления / В.Антонов, М.Самосудов // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - N 5. - С.50-61.

4. Кнорринг В.И. «Искусство управления»// Учебник, М., Изд-во «БЕК», 2004.

5. Корпоративное управление за рубежом. Ежеквартальный бюллетень НСКУ № 2-3 (6) (апрель – сентябрь) 2008 г.

6. Осипенко О. Законотворческие поиски "сильных институтов" корпоративного управления: между принципиальной бессистемностью и системной беспринципностью / О. Осипенко. А. Голубева // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 5-6. - С.17-30.

7. Панфилова Е. Некоторые аспекты формирования системы корпоративного управления в промышленной организации // Пробл. теории и практики управл. - 2008. - N 4. - С.48-60.

8. Пономарева О.А. Динамическая концепция структуры капитала: история возникновения, эволюция и основные исследовательские вопросы // Корпоративные финансы. 2008. № 2(6). С. 81-94. [Статья]

9. Пястолов С.М., Сударев О.И. Мифологемы «русской модели управления» в свете институциональной схемы развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 1. С. 71-77.

10. Романов К.И. Эффективность трансформации компаний открытого типа в компании закрытого типа на развитых рынках капитала: обзор исследований // Корпоративные финансы. 2008. № 2(6). С. 95-112.

11. Солодухина Л.Г., Репин Д.В. В поисках решения загадки структуры капитала: поведенческий подход // Корпоративные финансы. 2008. № 1(5). С. 104-119.

12. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2001. – 576с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Схема 1 - Участники корпоративных отношений

 

Входы
Выходы

Схема 2 - Процесс функционирования корпорации



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Схема 3 - Организация комплексной системы корпоративного управления

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективная система корпоративного управления становится первостепенным фактором для поддержания конкурентоспособности российских компаний.

Многие российские компании достигли той стадии развития, на которой недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления может обернуться ослаблением их конкурентных позиций. Растущие потребности российского бизнеса в капитале и в качественном менеджменте вряд ли можно будет удовлетворить, не проведя решительных реформ в сфере корпоративного управления. Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления в большинстве случаев становится основой для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений, получения целого ряда других преимуществ.

Эволюция предприятий от неоклассического представления к институциональному, формирование крупных межотраслевых и межгосударственных промышленных объединений в 80-90-х гг. способствовали развитию теории корпоративного управления. Целью курсовой работы является рассмотрение основ теории корпоративного управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие корпорация и ее признакам;

2. Рассмотреть современные научные гипотезы и принципы корпоративного управления;

3. Сделать обзор новейших публикаций по теории корпоративного управления;

4. Охарактеризовать организационную структуру предприятия ОАО «Сибакадемстрой»;

5. Предложить пути по усовершенствованию управления строительной корпорации ОАО «Сибакадемстрой».

В данной работе были изучены и обобщены труды известных экономистов, периодические издания, справочную литературу, нормативно-законодательные акты, а также информацию из глобальной сети Интернет.



ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и признаки корпорации (хозяйственного товарищества и общества)

 

Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность, и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.

Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.

Корпораций (хозяйственным товариществом или обществом признается организация, которая обладает следующими обязательными признаками:

1) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

2) отвечает по своим обязательствам принадлежащим имуществом;

3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные правд, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, корпорации Должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Так как корпорации являются коммерческими организациями, то основной целью их деятельности является извлечение прибыли и распределение ее между участниками.

Для вступления в корпоративные правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых определяется понятием правосубъектности. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (правосубъектность) корпорации возникают одновременна в момент ее создания, а прекращаются в момент ликвидации корпорации (Приложение 1, Схема 1).

Правоспособность корпорации бывает общая (универсальная) и специальная [сингулярная]. Как правило, большинство корпорации обладает общей правоспособностью, за исключением тех из них которые добровольно ограничили ее в своих учредительных документах. Таким образом, корпорации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которые определен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», корпорация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право корпорации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законам или иными правовыми актами.

Каждая корпорация подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в поряди определенном ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Корпорация считается созданной (или прекратившей существование) Со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.



Цели корпорации

 

Цель корпорации представляет собой результат деятельности корпорации на достижение которой направлены ее усилия.

Формирование корпоративных целей состоит из следующих этапов:

1. Выбор миссии корпорации. Миссия корпорации – главное ее предназначение, основная цель ее существования. Миссия является наиболее важным условием успеха и обусловливает устойчивое направление деятельности корпорации несмотря на активное влияние на эту деятельность внешней среды. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.

2. Формирование системы стратегических целей на основе выбранной миссии.

3. Разработка тактических задач, рассчитанных на краткосрочную перспективу и имеющих конкретных исполнителей.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 232.