Социальная реклама – это форма массовой коммуникации, содержательной основой которой является информация о социальных проблемах общества, адресованная большой массе людей, с целью стимулирования их гражданской, социально одобренной активности в русле традиционных для данного общества нравственных ценностей, чем обеспечивается его способность к саморегуляции, обусловленной требованиями развития социума.
Данное определение задает основные компоненты, определяющие управленческие возможности социорекламных коммуникаций для сохранения целостности социума. Это: социально значимая информация; коммуникация; традиционные для данного общества нравственные ценности; гражданская и социальная активность; самоуправление; социальная трансформация.
В Федеральном Законе «О рекламе» дается следующая трактовка социальной рекламы – «это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».
Задачи социальной рекламы формулируются следующим образом:
• формирование общественного мнения,
• привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни,
• активизация действий по их решению,
• формирование позитивного отношения к государственным структурам,
• демонстрация социальной ответственности бизнеса,
• укрепление социально значимых институтов гражданского общества,
• формирование новых типов общественных отношений,
• изменение поведенческой модели общества.
В отличие от коммерческой и политической рекламы социальная реклама нацелена на выработку социального поведения, одобряемого обществом и способствующего его социальной интеграции. В широком смысле она является способом распространения социально значимых ценностей, а также стимулирования гражданской и, шире, социальной ответственности. При этом ее основной задачей является не только привлечение внимания общественности к социальным проблемам, но также призыв к их решению и предложение возможных действий для этого.
Тематические аспекты социальной рекламы[12]
Прикладная социальная реклама – это реклама, направленная на свершение рекламополучателем действия: пожертвования, обращения за помощью, собрания единомышленников. Определяется наличием конкретной адресной информации: телефоном, указание расчетных счетов, дат проведения мероприятий, указание места проведения социальных акций;
Идеологическая социальная реклама – это реклама, направленная на реализацию воспитательных задач, как кратковременного действия, так и безвременного утверждения вечных истин. Определяется отсутствием конкретной адресной информации. Может быть выражена: как сравнение, интуитивные образы и фразы, противоречия, противостояние, шоковые факты или изображения, символы, духовная направленность, социальная окрашенность, побуждение к жалости и состраданию, пробуждение чувства страха и угрозы, рождение позитивных эмоций.
В качестве заказчика социальной рекламы могут выступить некоммерческие организации, ассоциации и государственные структуры.
Некоммерческие организации это, как правило, благотворительные фонды, больницы, церкви. Деятельность их заключается в помощи больным, нуждающимся. Такой характер деятельности во многом определяет направленность социальной рекламы, размещаемой ими. В основном, это привлечение средств либо на строительство храма, либо в различные фонды, либо целевая помощь конкретным людям, нуждающимся в лечении.
Пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса, также можно отнести к социальной рекламе. Если оценивать общий объем социальной рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, именно реклама некоммерческих организаций встречается наиболее часто и, соответственно, находит больший отклик среди людей.
Многие некоммерческие организации, миссией которых является решение конкретных социальных проблем, заинтересованы в использовании возможностей социальной рекламы. Эффективность рынка социальной рекламы является важным показателей работоспособности некоммерческого сектора в целом.
Ассоциации - различные профессиональные, торговые и гражданские ассоциации также пользуются рекламой для достижения своих целей. Часто целью такой рекламы является создание позитивного общественного мнения.
Государственные структуры
Государство является наиболее важным игроком на поле социальной рекламы. Оно устанавливает правила – законы, регулирующие социальную рекламу от момента создания до продвижения ее в общество. Государство может выступать также как заказчик социальной рекламы, так как именно на него возложена обязанность заботиться о гражданах, просвещать их, а, следовательно, и распространять социально значимую информацию.
Специфика государственной рекламы в том, что главное ее предназначение - продвижение государственных интересов.
В настоящее время социальной рекламой занимаются отдельные министерства и ведомства. ГИБДД, МЧС, Министерство здравоохранения, образования, МВД, армия.
Самая запомнившаяся в прошлом и ставшая уже слэнгом – «Заплати налоги и спи спокойно» - рекламная кампания Налоговой службы. Этот государственный институт обладал, пожалуй, наибольшей коллекцией рекламных роликов, плакатов и т.д. Все мы помним фразы, ставшие уже штампами: «Пропало желание - заплати налоги», «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени», «Не спрашивай, любишь ли ты Россию, спроси, платишь ли ты налоги», «1 апреля - последний день подачи налоговой декларации» и т.д.
Принято считать социальную рекламу формой благотворительности. Мы считаем, это не верно, поскольку социальная реклама, обнажающая проблемы современного общества, решает одновременно несколько задач – повышение социальной активности общества и создание положительного образа компании инициатора.
Социальная реклама – обширное поле деятельности, в котором совпадают интересы общественных и коммерческих структур. Мы видим как много вокруг пафосной, бестолковой, безвкусной рекламы каких-либо товаров! Такая реклама не может успешно «продавать» товар. Если нечего сказать, то почему бы не сопоставить торговую марку, бренд и прочее фирменное наименование с социальной рекламой, которую отличает всегда, прежде всего, сильная эмоциональная насыщенность.
Для рекламной компании производство социальной рекламы зачастую выступает как показатель профессионализма и креативности, поскольку социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, чем реклама стирального порошка, или нового ресторана.
На сегодняшний день социальная реклама стала самостоятельным видом коммуникации, она приобретает все большую ценность и востребованность в нашей стране. А если учитывать проблемы современного общества, то стоит предположить, что у социальной рекламы есть большой потенциал для развития.
Кроме того, социальная реклама всегда являлась мощным инструментом формирования общественного мнения, она способствует социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми, влияет на нравственные ценности молодежи, расставляет приоритеты. Все это весьма необходимо российскому обществу в данный период, когда многие нравственные ценности были утрачены.
Часто социальную рекламу используют в политических и коммерческих целях, и тогда она превращается в пропаганду. До определенного момента в этом может не быть ничего плохого, однако, существует граница, переходя которую человек или организация вступает на очень скользкий путь морали и ответственности. В идеале социальная реклама всегда вне политики, она провозглашает общечеловеческие ценности.
Эффективность социальной рекламы обеспечивается следующими её функциями: стабилизирующей (снижение социальной напряженности, сохранение статус-кво государственной власти, относительно равновесное существование социальной системы), социализирующей (усвоение социально одобренных мировоззренческих, идеологических ориентиров, адекватных реальным процессам социального бытия и актуальным для данного периода развития социума ценностям), интегрирующей (стимулирование социального согласия на основе позиционирования страны как сильного цивилизованного государства), мобилизационной (формирование в информационном пространстве образов, стимулирующих осознание и поддержку властных, управленческих решений, социальную и гражданскую активность).
Уровень потребности населения России в социальной рекламе весьма высок, что свидетельствует о необходимости целенаправленного использования потенциала социорекламной коммуникации во благо, в соответствии с объективно неизбежными целями и задачами социальной и информационной политики государства. Назначение социальной рекламы в современном российском обществе в привлечении общественного внимания к актуальным, острым социальным проблемам и путям их решения, совершенствование социальной жизни, формирование общественного самосознания, активной жизненной позиции.
Таким образом, социальная реклама — это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Реклама является одной из форм социальной коммуникации - массовой коммуникации, основными элементами рекламной коммуникации являются: отправитель информации, кодирование информации, сообщение, посредник, канал, декодирование информации, получатель, обратная связь, фильтры и помехи. Такой подход позволяет исследовать рекламу как систему, являющуюся неотъемлемой частью жизни современного информационного общества.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Реклама как вид социальной коммуникации" можно сделать ряд выводов:
Социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. В социологии массовая коммуникация понимается как социально-обусловленное явление, основная функция которого - воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Массовая коммуникация как один из видов общения представляет собой социально-обусловленное явление через смысловую и оценочную информацию.
Процесс коммуникации реализует наиболее общие задачи, такие например, как информировать о событиях и фактах общественной жизни, развивать контакты между людьми, управлять процессом общения. Взаимодействие общества и рекламы оказывается двуединым процессом: общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность, а рекламные технологии, в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическому развитию общества.
Реклама представляет собой структурный компонент информационно-коммуникативного пространства современных социумов и важный элемент массовой коммуникации. Реклама является особой формой коммуникации. Процесс коммуникации реализует наиболее общие задачи, такие например, как информировать о событиях и фактах общественной жизни, развивать контакты между людьми, управлять процессом общения. Помимо этого, реклама решает и свои частные задачи: создает заданные образы, убеждает потребителя в необходимости и возможности приобрести тот или иной товар, формирует у него желание купить рекламируемый товар, ненавязчиво и эффективно.
Взаимодействие общества и рекламы оказывается двуединым процессом: общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность, а рекламные технологии, в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическому развитию общества. Анализ существующих подходов к определению социальной сущности рекламы дает основание утверждать, что реклама должна определяться, прежде всего, как (специфическое) коммуникативное средство воздействия на массовое сознание. При этом в рамках традиционной модели коммуникативного процесса социальную сущность рекламы выявить невозможно. Ни субъект, ни сообщение, ни канал, ни объект, ни эффект, связанные с рекламой, сами по себе не имеют никакой особой «рекламной» специфики.
Таковой может обладать только социальная особенность передаваемого сообщения. Эта особенность заключается в том, что рекламное сообщение служит интересам субъекта (заказчика) распространения данного сообщения, а не объекта (реципиента), которому оно адресовано. В этом заключается важнейшее специфическое отличие рекламы от других видов массовой информации.
Управление рекламой в начале XXI века происходит на основе анализа процессов рекламных коммуникаций и социальную ориентацию аудитории, на которую направлено рекламное обращение. Эффективность рекламного воздействия обусловлено специфическими социокультурными особенностями общества, в котором развивается процесс рекламной коммуникации, такими как традиции, менталитет.
Управленческий ресурс социальной рекламы основан на взаимодетерминирующем круговороте: общество – социорекламные коммуникации – активность граждан – общество (позитивные социальные изменения). При этом интериоризация субъектами властно-одобренных социорекламных символов, идей, смыслов достижима только в условиях социальной справедливости, доверия и диалога.
Библиографический список литературы
1. Белянин А.Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления. – М., 2005.
2. Белянин А.Б. Социальная реклама как социально коммуникативный феномен. - Астрахань, 2007.
3. Белянин А.Б. Социальная реклама: сущность и информационно-коммуникативные функции. – М.: МГАПИ, 2005.
4. Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Реклама как форма социальной коммуникации.- М., 2001.
5. Коломиец В.П. Реклама в социологическом видении// Вестник Московского университета. – М., 2001.
6. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. - М.: Международный ун-т бизнеса и управления.- М.,2003.
7. Подгурецки Ю. Н. Социальная коммуникация.- М.: Гелиос АРВ, 2006.
8. Полукаров В.Л. Рекламная коммуникация. – М., 2002.
9. Потапова У.Ю. Социальная реклама: эффективность функционирования в социальной коммуникации российского общества. – М., 2002.
10. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- М.: Ваклер, 2002.
11. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
12. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. – М., 2005.
13. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации.- Питер, 2004.
14. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. – М., 2007.
15. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. - М., 2002.
[1] Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М., 2002. С.45.
[2] Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Реклама как форма социальной коммуникации.-М.2001. С.78-83.
[3] Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. С.179.
[4] Полукаров В.Л. Рекламная коммуникация. – М., 2002.С.231.
[5] Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Реклама как форма социальной коммуникации.-М.2001. С. 87.
[6] Коломиец В.П. Реклама в социологическом видении// Вестник Московского университета. – М., 2001.С. 234.
[7] Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе коммерции и политике. М.: Армада-пресс, 2001. С. 686.
[8] Белянин А.Б. Социальная реклама как социально коммуникативный феномен. //Актуальные проблемы современного общества. Сборник научных трудов заочной научно-практической конференции. /Под ред. С.П. Свешникова. - Астрахань, 2007.С.123.
[9] Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Указ.соч.С.89.
[10] Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. – М., 2007.С,103-105.
[11] Эксперт № 8, 2003.С. 30.
[12] Потапова У.Ю. Социальная реклама: эффективность функционирования в социальной коммуникации российского общества. – М., 2002.С.76.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.