Организм человека все время функционирует, действует: в нем непрерывно происходят какие-то химические реакции, механические действия. Всю эту сложнейшую работу мы до поры до времени не замечаем, она происходит как бы сама собой, но только до тех пор, пока организм не испытает нужды я чем-либо.
Когда у организма возникает недостаток в чем-то, что он в данный момент самостоятельно взять не может, он дает нам знать об этом в виде особого переживания – потребностного состояния. Маленький ребенок выражает это в форме плача, а затем и в речевой форме – в крике: «Хочу есть», «Хочу пить» и т.п. У взрослого это выражается в форме осознаваемого желания. Тогда включается ориентировочный рефлекс, возникает ориентировочно-поисковая деятельность: мы ищем что-то, что может удовлетворить нашу потребность, наше возникшее желание. Мы вырабатываем план удовлетворения этой потребности, находим предмет, который может ее удовлетворить: это есть мотив для определенной деятельности, для каких-то действий, в результате которых мы удовлетворяем возникшую потребность.
Таким образом, мотив – это, с одной стороны, план удовлетворения потребности и предмет, который удовлетворяет эту потребность, а с другой – это стимул, это то, что вызывает определенную деятельность, определенные действия по удовлетворению потребности. Потребность отвечает на вопрос: «В чем мы нуждаемся, что нам нужно для существования и развития?», а мотив – на вопрос: «Для чего мы выполняем данную деятельность?»
При рождении ребенок испытывает лишь природные, биологические потребности в пище, воде, воздухе, тепле, движении, комфортных условиях, энергии. Затем в процессе жизни на базе этих природных потребностей у человека возникают и другие потребности: социальные – потребность в общении, свободе, определенных отношениях с другими людьми, потребность занимать определенное место среди людей, быть личностью и т.д., а также духовные, эстетические потребности – в познании, творчестве, вере во что-то и т.д.
Потребность – это, с одной стороны, то, в чем мы испытываем нужду для своего существования, для своего развития, это то, что мы потребляем, а с другой – это созидание, то, что мы образуем, потребляя.
Потребности вызывают мотивы, мотивы вызывают деятельность по удовлетворению возникшей потребности. Мотивы по отношению к вызванной ими деятельности бывают внутренними и внешними. Внутренние мотивы прямо соответствуют содержанию деятельности, а внешние непосредственно не соответствуют этой деятельности. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Мотивы могут так же быть побуждающими к определенной деятельности, или организующими, направляющими эту деятельность, или, наконец, смыслообразующими – придающими определенный смысл данной деятельности.
Мотивы могут быть реально действующими, вызывающими некоторую деятельность, а могут быть лишь понимаемыми, но не вызывающими никакой деятельности.
Всякая деятельность имеет какой-то мотив или несколько мотивов, вызвавших эту деятельность. Деятельности без мотива не бывает, она всегда мотивирована, но эти мотивы могут человеком не осознаваться.
Совокупность мотивов, вызвавших данную деятельность, называется мотивацией этой деятельности. Среди этих мотивов обычно бывает один главный, доминирующий, который и вызвал эту деятельность, а остальные мотивы – второстепенные, сопутствующие. Однако мотивация может относиться не только к деятельности человека, но и к самому человеку, к его личности.
В процессе жизни ребенка, в процессе его взросления некоторые мотивы, наиболее часто встречающиеся в его жизнедеятельности, становятся как бы присущими ему, и в результате они образуют направленность его личности – мотивационную сферу, или мотивацию личности.
Онтогенез – это формирование основных структур психики индивида в течение его жизни, процесс индивидуального развития организма. Жизненный путь в своей свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Жизненный путь содержит в себе ряд аспектов, исключительно ценных для поддержания психологической устойчивости целостной личности. Обладание образом собственного жизненного пути решительно изменяет мотивацию поведения человека. От примитивного реагирования по типу «стимул-реакция» человек восходит к постановке личностно перспективных, значительных и потому отдаленных целей, планированию предположительно оставшегося ему отрезка жизни, к отделению существенных личностных ценностей и задач от второстепенных или просто сложных. Предпосылками для возникновения представлений о жизненном пути является накопление целостной личностью достаточно обширного жизненного опыта; активнейшая работа подсознания по профилактике уровня нервно-психического напряжения. Жизненный опыт по мере своего накопления постепенно теряет субъективную обозримость и быстроту, поэтому каждый человек оказывается перед необходимостью упорядочить все пережитое. Это выстраивание предположительно проходит несколько этапов:
1) Отбор наиболее значимых событий прошлого; выстраивание их в формально-временной последовательности вплоть до настоящего.
2) Дополнение ее образом своего будущего, совмещение всех трех времен личностного бытия: прошлого, настоящего и будущего. Главной ценностью этого этапа становится перенос ведущих мотиваторов поведения из настоящего в устойчивое и подчиненное человеку будущее.
3) Радикальным, истинно взрослым в совершенствовании картины жизненного пути следует считать ее дополнение образом собственной смерти.
4) Осознание неслучайности прожитого. В реализации этого и последующих этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.
5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни – завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.
Процесс социального развития в онтогенезе носит многоступенчатый характер и осуществляется в течение всей жизни в различных направлениях.
Принято выделять такие периоды онтогенеза: 1) период новорожденности, 2) младенчество, 3) преддошкольный период, 4) дошкольный период, 5) школьный период, 6) период взрослости, 7) старость.
Существует еще одна распространенная периодизация развития по Эльконину: младенчество (ведущим видом деятельности является непосредственное эмоциональное общение); раннее детство (предметно-манипулятивные действия), дошкольное детство (ролевая игра), младшее школьное детство (учебная деятельность), подростничество (интимно-личное общение), юность (учебно-профессиональная деятельность).
Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути: преддошкольная, дошкольная, детство, школьная.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 187.