Зарубежные системы медицинского страхования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

С социально-экономической точки зрения медицинское страхование является одной из важных составляющих нормального функционирования национальных систем здравоохранения. Бесспорная актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что в отличие от других вопросов страхования, медицинское является формой защиты от рисков, угрожающих самому ценному в личностном и общественном плане - здоровью и жизни человека. Медицинское страхование может быть добровольным и обязательным. В первом случае оно является подотраслью личного страхования граждан, а во втором - входит в систему социального страхования населения как обязательная форма.

Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.

Обязательное медицинское страхование должно регламентироваться законодательством по вопросам сферы его распространения, механизмов определения страховой суммы, порядка сбора и способа использования страховых фондов и т.д. это обязательно отражается на необходимости тщательной государственной регламентации. С другой стороны - страхование это элемент рыночных отношений с обязательными требованиями к рентабельности этой системы для обеспечения возможности расширенного воспроизводства. Тонкость сочетания элементов рыночности с элементами социальной защиты отражается на противоречивости процесса совершенствования отношений в этой сфере в России, что и обусловило актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России и других странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

определить основные принципы финансирования здравоохранения в России;

проанализировать современное состояние сферы здравоохранения и основные тенденции развития;

определить какую роль играет страхование в системе финансирования России;

изучить российские и зарубежные системы страхования, выявить преимущества и недостатки;

изучить пути совершенствования финансирования здравоохранения в России.

Объектом курсовой работы является страхование как источник финансирования здравоохранения в России.

Предметом курсовой работы являются организационно-экономические отношения, возникающие при финансировании в сфере здравоохранения.

Методологической и теоретической основой курсовой работы являются:

а) системный подход к исследуемым процессам;

б) исследования ученых и специалистов в области финансирования здравоохранения;

в) практический опыт построения системы страхования в здравоохранении в России и зарубежных странах;

г) концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, методических и аналитических документах органов государственного управления.

Информационной базой курсовой работы послужили справочно-статистические материалы Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфина России, официальные СМИ, аналитические отчеты, а также обобщенный практический опыт работы в этой сфере.



Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации

Направления совершенствования финансирования здравоохранения

Заключение

 

Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, в настоящее время, по-видимому, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением.

Проанализировав ситуацию сложившеюся в сфере здравоохранения в мире можно сделать вывод, что в большинстве стран в качестве основного инструмента финансирования используют страхование.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии получения медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных средств.

В настоящее время система российского здравоохранения находиться в глубочайшем кризисе. Проблемы в этой сфере обусловлены в основном недофинансированием из бюджета, нерациональным использованием ресурсов, устаревшей материально-технической базой, низкой заработной платой, структурными диспропорциями, устаревшие методами управления лечебными учреждениями.

Ключевой проблемой здравоохранения является недостаточность стимулов к повышению эффективности использования ресурсов, дефицит ответственности за состояние здоровья населения.

Средств бюджета и государственных внебюджетных фондов на нужды здравоохранения, несмотря на их ежегодный рост, не хватает для покрытия всех расходов на оказание медицинской помощи. Система ОМС остается малоэффективной в аспекте страховой защиты имущественных интересов граждан, связанных с расходами на лечение и восстановление здоровья. Нуждается в совершенствовании сложившийся порядок обязательного медицинского страхования. В этих целях необходимыми являются: повышение ответственности фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности, а также обеспечение прозрачности финансирования учреждений здравоохранения. Система страхования также должна быть подвергнута пересмотру в целях исключения дублирования финансирования учреждений в сметно-страховой системе.

Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием.

Для решения накопившихся проблем необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности в социальной сфере, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Важно четко осознать, что деятельность по реформированию здравоохранения - это не разовая акция и не проект, рассчитанный на один-два года. Реформа потребует длительной работы. Что-то нужно будет сделать сразу, а что-то придется долго настраивать по мере накопления реального опыта преобразований. В рамках обозначенной проблемы эволюции отечественной системы ОМС принципиальным вопросом является вопрос о том, будет ли действующая система ОМС сохранена с "косметическими" изменениями или продолжится ее качественное развитие.

Необходимо изменить систему приоритетов развития страны таким образом, чтобы здоровье и жизнь отдельного человека заняли в ней гораздо более высокое, чем сейчас, место. Укрепление здоровья должно рассматриваться в качестве ключевой задачи, ответственность за решение которой должны разделить государство, бизнес, гражданское общество, семья. По результатам исследования можно сделать вывод, о том что сам принцип финансирования здравоохранения выбран правильно. В развитых странах финансирование здравоохранения осуществляется именно с использованием добровольного и обязательного страхования. Главной проблемой российского здравоохранения является даже не то что эта сфера недостаточно финансируется - проблема заключается в том что здравоохранение финансируется неэффективно. По моему мнению, не следует менять сам принцип финансирования через страховые компании, который уже показал свою эффективность в развитых странах. Но в России этот метод не работает, и механизм работы системы страхования остается декларативным.

В России нет органов контролирующих использование средств фонда ОМС. Пациенты никак не могут повлиять на качество оказываемых им услуг, не могут самостоятельно выбирать не лечебные заведения, ни страховые компании. Зарплата врачей и другого медицинского персонала не зависит от того насколько качественно они выполняют свою работу. Для того чтобы изменить сложившеюся в здравоохранении ситуацию нет необходимости не увеличивать финансирование этой отрасли, так как это не повысит эффективности работы данной системы, не менять сам принцип финансирования через страхование, так как он эффективен. До тех пор пока качество услуг оказываемых здравоохранением не будет контролироваться самим населением, не будет эффективен никакой принцип финансирования. Таким образом, принцип построения системы финансирования российского здравоохранения аналогичен системе здравоохранения в Германии, Японии, но работает неэффективно по причине формального подхода к здравоохранению, как общества, так и государства.

Для решения этих задач целесообразно предпринять действия в следующих направлениях:

определение приоритетов в обеспечении гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

усиление регулирования условий оказания платных медицинских услуг;

улучшение лекарственного обеспечения для целевых категорий населения;

усиление регулирования ценообразования на лекарственные средства;

пересмотр распределения ресурсов в рамках федеральных и региональных целевых программ;

инициирование разработки в субъектах РФ планов первоочередных и среднесрочных мероприятий по повышению доступности медицинской помощи и формированию рациональной сети медицинских организаций;

повышение уровня концентрации финансовых ресурсов системы здравоохранения;

внедрение методов оплаты медицинской помощи и систем оплаты труда, стимулирующих повышение результативности деятельности медицинских учреждений.



Введение

 

С социально-экономической точки зрения медицинское страхование является одной из важных составляющих нормального функционирования национальных систем здравоохранения. Бесспорная актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что в отличие от других вопросов страхования, медицинское является формой защиты от рисков, угрожающих самому ценному в личностном и общественном плане - здоровью и жизни человека. Медицинское страхование может быть добровольным и обязательным. В первом случае оно является подотраслью личного страхования граждан, а во втором - входит в систему социального страхования населения как обязательная форма.

Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.

Обязательное медицинское страхование должно регламентироваться законодательством по вопросам сферы его распространения, механизмов определения страховой суммы, порядка сбора и способа использования страховых фондов и т.д. это обязательно отражается на необходимости тщательной государственной регламентации. С другой стороны - страхование это элемент рыночных отношений с обязательными требованиями к рентабельности этой системы для обеспечения возможности расширенного воспроизводства. Тонкость сочетания элементов рыночности с элементами социальной защиты отражается на противоречивости процесса совершенствования отношений в этой сфере в России, что и обусловило актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в изучении организационно-экономического механизма финансирования здравоохранения в России и других странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

определить основные принципы финансирования здравоохранения в России;

проанализировать современное состояние сферы здравоохранения и основные тенденции развития;

определить какую роль играет страхование в системе финансирования России;

изучить российские и зарубежные системы страхования, выявить преимущества и недостатки;

изучить пути совершенствования финансирования здравоохранения в России.

Объектом курсовой работы является страхование как источник финансирования здравоохранения в России.

Предметом курсовой работы являются организационно-экономические отношения, возникающие при финансировании в сфере здравоохранения.

Методологической и теоретической основой курсовой работы являются:

а) системный подход к исследуемым процессам;

б) исследования ученых и специалистов в области финансирования здравоохранения;

в) практический опыт построения системы страхования в здравоохранении в России и зарубежных странах;

г) концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, методических и аналитических документах органов государственного управления.

Информационной базой курсовой работы послужили справочно-статистические материалы Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минфина России, официальные СМИ, аналитические отчеты, а также обобщенный практический опыт работы в этой сфере.



Зарубежные системы медицинского страхования

 

Принципиальные подходы к организации финансирования здравоохранения

Источниками финансирования национального здравоохранения в зарубежных странах обычно являются:

средства государственного и местного бюджетов;

фонд общеобязательного государственного социального медицинского страхования;

средства фондов добровольного страхования;

благотворительные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;

средства накопительных фондов территориальных объединений и благотворительных фондов;

денежные средства, полученные за оказание платных медицинских услуг;

прочие источники, незапрещенные законодательством.

Исторически сложились три основные системы финансирования здравоохранения:

бюджетное здравоохранение, при котором обязанности по оплачиванию основных видов медицинской помощи возложены на государство;

страховое здравоохранение, при котором финансирующей стороной являются, в основном, работодатели, выплачивающие обязательные страховые взносы в соответствующие фонды;

частная платная система, при которой за любую медицинскую услугу пациент расплачивается за счет собственных средств в полном объеме после оказания ему этой услуги.

Обязательное медицинское страхование во многих развитых странах строится на общем принципе: богатый платит за бедного, здоровый - за больного. [1]

Зарубежный опыт показывает, что для нормального развития рынка страховых услуг работать со средствами фондов обязательного медицинского страхования должны страховщики и учреждения здравоохранения. Отличительной особенностью медицинского страхования является специфический механизм финансирования здравоохранения, который базируется на открытости и множественности источников формирования страховых фондов.

А.С. Немченко, А.Л. Панфилова, журнал "Провизор", НФА Начало формы

Финансирование системы здравоохранения за рубежом строится на сочетании различных элементов с преобладанием той или иной формы. Большая часть медицинских услуг финансируется через обязательные формы медицинского страхования либо государством через бюджет.

Часть медицинских услуг оплачивается населением непосредственно либо через добровольное медицинское страхование. Конкретные инструменты финансирования здравоохранения достаточно разнообразны: цены, страховые премии по добровольному страхованию, взносы по обязательному медицинскому страхованию, бюджетные поступления.

Соотношение денежных потоков, идущих по этим четырем каналам, существенно различается по разным странам. Например, в Германии, здравоохранение которой основано на обязательном страховании, это соотношение складывается следующим образом: через платные услуги медицина получает около 5%, премии по добровольному страхованию - 10, обязательные страховые взносы - 75, налоги - 10% всех финансовых ресурсов.

В целом по ЕС расходы на медицинское обслуживание оставляют 9,5% к ВВП, достигая максимума в Швеции (11,5%) и Нидерландах (13,9%). В общих расходах на социальную защиту населения расходы на медицинское обслуживание составляют от 30 до 46%. [2]

Страхование жизни в Российской Федерации и в зарубежных странах имеет одинаковую теоретическую и практическую основу. Однако истекшие десятилетия государственной монополии в страховании, сегодняшнее состояние экономики России и платежеспособного спроса юридических и физических лиц, а также отсутствие осознанных ими возможностей и необходимости страховой защиты имущественных интересов обусловливают современное состояние и развитие страхования в целом и страхования жизни в РФ, в частности. Этим объясняются некоторые отличия страхования жизни в экономически развитых зарубежных странах от этих видов страховой деятельности в России. [3]

 

Таблица 1

Характер финансирования национальных систем здравоохранения

№ п/п

Страна

Источники финансирования здравоохранения

субсидии государства (%) взносы предпринимателей (%) страховые взносы граждан (%) прямые доплаты граждан (%)
1. Бельгия 27 50 2 21
2. Германия 14,2 72,5 6,4 6,9
3. Франция 1,8 73 3,7 21,5
4. Великобритания 78 10 3,8 8,2
5. Италия 36,2 45,5 3,3 15
6. Швеция 71 18,4 2 8,6
7. Швейцария 34,7 28,7 16,6 20
8. США 41,8 1,2 30,8 26,2


Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.