I. Русские портретисты первой половины XIXвека.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Русские портретисты первой половины XIXвека.

 

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

 

Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788–1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в Риме и Неаполе.

 Первый же портрет – приемного отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) – выделяется своим эмоциональным колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве.

Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Это всегда неизменно присуще каждому из его портретов – и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809 ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).

Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), П.А. Оленина (ГТГ). В этих образах перед нами Россия, русская интеллигенция от отечественной войны 1812 года до декабрьского восстания.

Портреты Кипренского предстают перед нами сложными, задумчивыми, изменчивыми в настроении. Открывая различные грани человеческого характера и духовного мира человека Кипренский всякий раз использовал разные возможности живописи в его ранних романтических портретах. Его шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827 ГТГ), портрет Авдулиной (1822 ГРМ). Печаль и задумчивость героев Кипренского возвышенна и лирична.

 

«Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз. –

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

 

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Престрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид, –[1]

 

Написал Кипренскому Пушкин в благодарность за свой портрет. Пушкин дорожил своим портретом и портрет этот висел в его кабинете.

Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова (1815, рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург; В.А.Жуковского (1816). Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей). Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836.

 

III глава. Русские портретисты второй половины XIX века

 

Список литературы

 

1. Алешина Л.С. Русское искусство XIX – начала ХХ века –М., « Искусство» 1972.

2. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке – М., «Республика» 1999.

3. Гомберг – Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана – М., 1961.

4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искуство – М., «Высшая школа», 2005.

5. Искусство портрета. Сборник – М., 1928.

6. Краткий словарь терминов изобразительного искусства.

7. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда – М., «Искусство», 1992.

8. Матафонов С.М. Три века русской живописи – Сиб., «Китеж» 1994.

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе – М., 1938.

10. Рогинская Ф.С. Передвижники – М., 1997.

11. Щульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З. Культура России IX – ХХ вв. уч. пособие – М., «Простор» 1996.

12. Яковлев В.М. О великих русских художниках – М., «Издательство Академии художников СССР» 1952.


[1] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе. М., 1983, С.9.

[2] Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.З., Культура России IX – XX вв. уч. пособие – М. «Простор», 1996 С. 205 

[3] Искусство портрета. Сборник. М., 1928 С.77.

[4] Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1959 С.126.

[5] Гомберг – Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана – М., 1961. С. 44.


I. Русские портретисты первой половины XIXвека.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.