СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1Рынок государственного долга и его структура
1.2Механизм рынка государственного внутреннего долга
2Рынок государственных ценных бумаг. Современное положение
2.1Характеристика деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
2.2ЦБ как агент государства
2.3Банк развития и внешнеэкономической деятельности
2.4Сбербанк РФ как агент государства
3Направления совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИе
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.
Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких обязательств является то, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либо использовать их при уплате налогов.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений и организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной деятельности.
Целью данной работы является изучение деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг и оценка их значимости в процессе формирования внутреннего государственного долга.
Предметом исследования в данной работе является механизм работы рынка государственных ценных бумаг, а объектами изучения – агенты государства: Центральный Банк РФ, Внешэкономбанк, Сбербанк.
Задачей является рассмотрение некоторых агентов достаточно подробно, что бы сделать выводы о необходимости их участия в процессе формирования и погашения государственного долга.
Актуальность избранной темы курсовой работы связана с тем, что в последнее время многие предприятия начали вкладывать значительные денежные средства в операции на рынке ценных бумаг и, в частности, такой доходный сектор, как государственные ценные бумаги, рассматриваемые государством как одно из направлений неинфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств. Поэтому очень важно знать кто и каким образом осуществляет управление государственным долгом.
Новизна работы состоит в изучении современного положения рынка государственных ценных бумаг, изучении агентов государства, действующих на этом рынке, а также рассмотрении перспектив дальнейшего развития институтов управления государственным внутренним долгом.
Параметры выпусков
14.04.2010
21.04.2010
25072
25073
6,0
11,1
1 015
833
23.01.2013
1.08.2012
Результаты аукционов
Объем спроса по номиналу, млрд. руб.
5,12
Объем спроса по рыночной стоимости, млрд. руб.
5,36
Объем размещения по номиналу, млрд. руб.
2,04
Объем выручки, млрд. руб.
2,13
Цена отсечения, % от номинала
103,13
Средневзвешенная цена, % от номинала
103,16
Доходность по цене отсечения, % годовых
5,99
Доходность по средневзвешенной цене, % годовых
5,98
Премия/дисконт к доходности выпуска на вторичном рынке, базисных пунктов
1
В апреле в соответствии с платежным графиком эмитент выплатил купонный доход по 7 выпускам ОФЗ на сумму 5,9 млрд. рублей. По итогам месяца номинальный рыночный портфель гособлигаций возрос на 0,3% — до 1490,9 млрд. рублей. Дюрация рыночного портфеля ОФЗ снизилась на 9 дней и на конец апреля составила 4,4 года.
На вторичном рынке стоимостный объем спроса на облигации (в основном режиме торгов) незначительно уменьшился при некотором увеличении объема предложения ОФЗ. Объем сделок, заключенных в основном режиме торгов (без технических сделок), сократился относительно марта на 31% (до 33,2 млрд. руб.), во внесистемном режиме — на 28% (до 96,6 млрд. руб.) по фактической стоимости. В основном режиме торгов сделки заключались преимущественно с ОФЗ срочностью от 1 года до 3 лет, во внесистемном режиме торгов — с облигациями сроком от 4 до 5 лет.(см. рисунок А.1)
Средняя за месяц валовая доходность ОФЗ снизилась в апреле по сравнению с предыдущим месяцем на 19 базисных пунктов — до 6,67% годовых. Размах колебаний доходности ОФЗ в анализируемый период составил 72 базисных пункта (в марте — 111 базисных пунктов). (см. рисунок А.2).
Кривая бескупонной доходности ОФЗ на конец анализируемого периода была возрастающей на участках до 3 лет и свыше 4 лет, убывающей на участке от 3 до 4 лет. Кривая бескупонной доходности на участке от 2 до 3 лет сдвинулась вверх, а по остальным срокам — вниз. (см. рисунок А.3).
По итогам апреля бескупонная доходность ОФЗ срочностью 3 года повысилась на 8 базисных пунктов. По базовым срокам 5; 10 и 30 лет по итогам месяца бескупонная доходность ОФЗ понизилась на 7; 10 и 11 базисных пунктов соответственно. (см. рисунок А.4).
Рынок госбумаг является сегодня одним из основных сегментов российского финансового рынка, предоставляя участникам возможности инвестирования средств в сверхнадежные инструменты и обеспечивая формирование индикаторов безрисковых процентных ставок, необходимых как рынку корпоративных облигаций, так и иным сегментам финансового рынка, и экономике в целом.
Вместе с тем, за последние годы основной функцией рынка госбумаг стало обеспечение Банка России и участников финансового рынка инструментарием для управления ликвидностью. Так, сделки прямого репо с Банком России, заключаемые на рынке госбумаг, стали основным инструментом ЦБ при проведении денежно-кредитной политики, а сделки междилерского репо, совершаемые участниками рынка госбумаг, позволяют им эффективно размещать и привлекать временно свободные средства под надежное обеспечение.
К существующим на рынке госбумаг проблемам можно отнести недостаточную ликвидность вторичного рынка, что является в значительной степени результатом концентрации бумаг в портфелях крупных пассивных инвесторов. В первую очередь речь идет об инвестировании в госбумаги пенсионных накоплений. Однако по мере дальнейшего роста объема рынка в соответствии с планами Минфина и обсуждаемого расширения инструментария для инвестирования пенсионных средств ликвидность рынка госбумаг будет расти.
Усилия ММВБ по развитию рынка госбумаг направлены на повышение ликвидности рынка, создание дополнительных возможностей и сервисов для участников рынка, Минфина и Банка России, приближение к международным стандартам торговли, клиринга и расчетов в рамках концепции создания в Москве международного финансового центра. При этом на рынке госбумаг продолжают появляться все новые технологий, которые в дальнейшем работают на благо всего российского финансового рынка.
В связи с тем что на рынке госбумаг преобладают среднесрочные и долгосрочные инструменты, у участников отсутствуют ориентиры в определении стоимости "коротких" денег; у дилеров и инвесторов ограничены возможности по формированию и эффективному управлению своими портфелями государственных ценных бумаг. Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать введение программы стрипования.
На сегодняшний день программы стрипования — раздельного обращения купонов и номиналов облигаций — используются в большинстве развитых стран. Одной из причин популярности программ стрипования стало то, что их введение предоставляет Министерству финансов, как эмитенту, возможность предложить участникам пользующиеся спросом краткосрочные финансовые инструменты без изменения политики долгосрочных заимствований и без сокращения дюрации долга. Для Банка России появление нового короткого сегмента рынка государственных ценных бумаг, сопровождающееся повышением активности участников рынка, означает формирование индикатора стоимости коротких денег, общее повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг и, как следствие, возможность более гибко осуществлять денежно-кредитную политику и управлять ликвидностью банковской системы.
Возможность стрипования государственных облигаций увеличивает спрос на них со стороны инвесторов, способствует снижению уровня процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к сокращению расходов Минфина по обслуживанию госдолга.
Предложения по началу работы по программам стрипования ММВБ были подготовлены и направлены в Министерство финансов и Банк России. Нужно учесть, что проект этот долгосрочный, а для его реализации необходима разработка детальной нормативной базы по аналогии с опытом большинства зарубежных стран, где процессы стрипования и реконституции регламентируются нормативными актами министерств финансов или центральных банков. Также необходимо решение вопросов налогообложения стрипов, определение подходов к процедурам стрипования и реконституции с точки зрения бюджетной классификации.
ЦБ как агент государства
Наиболее активное участие ЦБ РФ осуществляет на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Минфина Центробанк выступает на рынке облигаций федерального правительства. Банк России на рынке ГКБО/ОФЗ выполняет следующие функции:
а) агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков Облигаций;
б) Дилера;
в) контролирующего органа.
Выполняя функции агента Министерства Финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России:
— устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКБО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, головному депозитарию и субдепозитариям дилеров;
— устанавливает тpебования к дилеpам, к собственному капиталу дилера, а также кpитеpии отбоpа дилеpов и их количественный состав, заключает договоры с организациями на выполнение функций дилеров;
— устанавливает контроль над ходом аукционов по первичной продаже ГКБО/ОФЗ;
— хранит глобальные сеpтификаты о каждом выпуске, присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер;
— осуществляет на условиях, согласованных с Министеpством финансов Российской Федеpации, дополнительную пpодажу на вторичном рынке не пpоданных на аукционе облигаций в течение сpока их обpащения;
— организует операции по погашению ГКБО/ОФЗ;
¾ объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней до даты проведения торговли.
Наряду с агентской деятельностью Центробанк России может осуществлять деятельность по купле-продаже ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов. При этом Центробанк имеет право делегировать дилерские полномочия своим территориальным управлениям. Приобретение облигайий на аукционе от своего имени и за свой счет Центробанк осуществляет при предоставлении Минфину РФ краткосрочного кредита на покрытие дефицита государственного бюджета; а также при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения ГКБО/ОФЗ. В обоих случаях облигации Центробанк РФ приобретает по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита кредитования федерального правительства. Выполняя функции Дилера, Банк России:
— обладает пpавами дилеpа и может делегиpовать эти пpава своим теppитоpиальным упpавлениям;
— осуществляет торговлю облигациями на вторичном рынке путем выставления во время тоpгов заявок на покупку и продажу облигаций;
— осуществляет сбор заявок Инвесторов на покупку или продажу ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки через Торговую систему.
Выполняя функции контролирующего органа, Банк России:
— осуществляет контpоль за размещением и обращением ГКБО/ОФЗ;
— осуществляет сбор информации о ходе торговли, имеющуюся в торговой системе, об остатках на торговых счетах дилера, об остатках на счетах “депо” дилеров в депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе.
— получает информацию о состоянии счетов “депо” в субдепозитарии каждого дилера;
— пpиостанавливает опеpации любого дилеpа на срок до одного месяца при обнаpужении в опеpациях данного дилера наpушения действующего законодательства или инструкции, а также без объяснения причин в связи с расторжением договора, однако в этом случае Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договоров;
— не может использовать при осуществлении Банком России собственных операций с ГКБО/ОФЗ информацию, полученную в ходе контроля за размещением и обращением облигаций, а также передавать ее третьим лицам.
В 2010 году прошло три аукциона. Они прошли 20, 27 января и 26 мая.
20 января были размещены ОФЗ с постоянным купонным доходом на сумму 45000 миллионов рублей, номинальная стоимость одной облигации – 1000 рублей, процентная ставка купонного дохода – 7,15%. Дата погашения – 23 января 2013 года.
27 января 2010 года - выпуск ОФЗ-ПД на сумму 45000 миллионов рублей, номинальная стоимость одной облигации – 1000 рублей, процентная ставка купонного дохода – 6,85%. Дата погашения – 1 августа 2012 года.
26 мая 2010 года - выпуск ОФЗ-ПД на сумму 40000 миллионов рублей, номинальная стоимость одной облигации – 1000 рублей, процентная ставка купонного дохода – 6,88%. Дата погашения – 20 мая 2015 года.
Также произошло доразмещение облигаций на вторичном рынке. Даты аукционов по доразмещению ОФЗ-ПД (2010 год): 17 и 24 февраля, 3, 17 и 24 марта, 14 и 21 апреля, 2 июня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективы определяются прежде всего состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга - агрегированной характеристикой этого дефицита.
В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Мировой опыт подсказывает, что одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств. Рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.
Создание рынка государственных ценных бумаг, при условии его полноценного функционирования, позволит решить следующие проблемы:
- финансирование бюджета из неинфляционного источника (за счет привлечения финансовых ресурсов с рынка);
- кризис неплатежей (выпуск казначейских обязательств предназначен для покрытия бюджетных долгов - так называемого начального звена в цепочке хронических неплатежей)
- определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка по государственным облигациям будет определяться и диктоваться рынком);
- установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков (ставка по государственным краткосрочным облигациям всегда является отправным пунктом при сравнении различных типов инвестиций), в том числе по срочным и опционным сделкам;
- предоставление участникам рынка высоконадежного, высоколиквидного инструмента для временного размещения финансовых ресурсов, конкурирующего с существующими финансовыми инструментами (расширение спектра финансовых операций позволит диверсифицировать портфели финансовых компаний и таким образом снижать риски и осуществлять более долгосрочное инвестирование);
- вышеупомянутое обстоятельство заметно снизит чувствительность экономики к избыточному росту рублевой денежной массы и в условиях последовательной денежно-кредитной политики правительства и Центробанка даст хорошие результаты в достижении финансовой стабилизации экономики;
- предоставление в распоряжение Банка России инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на открытом рынке;
- организация широкой сети коммерческих посредников, поддерживающих рынок государственных ценных бумаг и охватывающих значительные слои инвесторов;
- внедрение современной электронной технологии торговли, расчетов и депозитарного учета, которая станет своего рода "моделью",примером для подражания в процессе становления отечественного фондового рынка, стимулом для цивилизованного развития всего фондового рынка в России и СНГ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1Рынок государственного долга и его структура
1.2Механизм рынка государственного внутреннего долга
2Рынок государственных ценных бумаг. Современное положение
2.1Характеристика деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
2.2ЦБ как агент государства
2.3Банк развития и внешнеэкономической деятельности
2.4Сбербанк РФ как агент государства
3Направления совершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИе
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.
Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке или получению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсов Центрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому во многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано с инфляцией и расстройством денежного обращения страны.
Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течении года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномерно по времени.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностью обращения таких обязательств является то, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либо использовать их при уплате налогов.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких случаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений и организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной деятельности.
Целью данной работы является изучение деятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг и оценка их значимости в процессе формирования внутреннего государственного долга.
Предметом исследования в данной работе является механизм работы рынка государственных ценных бумаг, а объектами изучения – агенты государства: Центральный Банк РФ, Внешэкономбанк, Сбербанк.
Задачей является рассмотрение некоторых агентов достаточно подробно, что бы сделать выводы о необходимости их участия в процессе формирования и погашения государственного долга.
Актуальность избранной темы курсовой работы связана с тем, что в последнее время многие предприятия начали вкладывать значительные денежные средства в операции на рынке ценных бумаг и, в частности, такой доходный сектор, как государственные ценные бумаги, рассматриваемые государством как одно из направлений неинфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств. Поэтому очень важно знать кто и каким образом осуществляет управление государственным долгом.
Новизна работы состоит в изучении современного положения рынка государственных ценных бумаг, изучении агентов государства, действующих на этом рынке, а также рассмотрении перспектив дальнейшего развития институтов управления государственным внутренним долгом.
Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
Дата: 2019-07-30, просмотров: 201.