Глава 1. Теоретическая часть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

по дисциплине: «Социология организаций»

на тему: Типологии корпоративной культуры и её диагностика на примере книжного магазина «Эрудит»



Введение

 

Организация - это необыкновенно сложное и многогранное явление, пронизывающее всю человеческую жизнь, предопределяющее, влияющее каждый её аспект. Это не преувеличение, так же, как не может вызывать возражений то, что всю свою жизнь человек проживает в различного рода организациях, находясь в каждой из них поочередно или единовременно.

Сам термин «организация» можно понимать на нескольких «уровнях»: под этим можно подразумевать некоторое свойство, атрибут объекта с упорядоченной структурой; на организацию можно смотреть также и более узко - как на искусственно созданную социальную группу, носящую институциональный характер и выполняющую общую для всех её членов функцию.

Организация - интереснейшее явление. Она имеет как индивидуальную, так и индивидуальную составляющие. Первая характеризуется тем, что в организации присутствуют надличностные образования - ей присущи структура и механизм, адаптирующий её к изменяющимся внешним условиям, культура. Однако организации и всех этих элементов самих по себе не существует, организовано может быть что-то - в нашем случае люди. Таким образом, факторы - надличностный и человеческий - вместе образуют организацию, которая не может быть сведена ни к одному из них в отдельности. Как писал Богданов, «организация - сообщество людей, в совокупности отличающееся разумным поведением».

В своей курсовой работе я буду рассматривать такой важный для функционирования организации элемент, как организационную культуру - совокупность норм, ценностей обычаев, регламентирующих деятельность организации, систему координат, которую принимают все члены, и в рамках которой ведется управление и протекает повседневное функционирование организации. То есть, можно сказать, что организационная культура объясняет, почему организация функционирует тем или иным способом. Тема весьма актуальна и разработана, исследователями составлено множество типологий организационных культур.

Объектом курсовой работы станет организация «Эрудит» (позволю себе в дальнейшем называть её фирмой, хотя она зарегистрирована не как юридическое лицо, а как частный предприниматель - все дела ведутся от имени директора).

Предмет изучения - организационная культура фирмы.

Целью работы является изучение организационной культуры «Эрудита» в соответствии с выбранной классификацией (она среди прочих рассмотрена в теоретической части - это Типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна) и выявление того, к какому типу она относится.

В задачи исследования входит:

1. Определение преобладающих ценностей организации и соотнесение её с вышеуказанной типологией, выявление доминирующего типа.

2. Анализ преобладающего и остальных типов организационной культуры через призму реального функционирования фирмы, то есть определение того, в чем конкретно на практике проявляются черты того или иного типа.

3. Определение удовлетворенности сотрудников существующей организационной культурой.

4. Сопоставление выявленных картин желаемой и действительной культуры и определение адекватности существующей в фирме системы ценностей внешним условиям и ожиданиям работников.

5. Составление рекомендаций для руководства фирмы по устранению возможных противоречий.

Известный специалист в области теории процессов и систем управления Ивери Прангишвили писал о том, что современной управленческой практике не хватает использования научных подходов и результатов научно-исследовательской практики. Безусловно, исследования в области социологии организаций представляют большую ценность для

повышения эффективности управления. В частности, представляются весьма значимыми исследования по диагностике организационной культуры предприятий, так как они чаще всего позволяют дать объяснение и предложить решение проблемы в ситуации, когда «Менеджеры, пытающиеся как-то изменить поведение подчиненных, часто сталкиваются с крайне упорным их сопротивлением изменениям, которое невозможно объяснить разумными причинами».



Определения организационной культуры

 

Говоря об организационной культуре, имеют в виду, в первую очередь, «перечень проблем, которые составляют основу убеждений и ценностей руководства организации»

Организационная культура выражает общие концептуальные положения, на которых построена деятельность организации. Это ценностный фундамент, в который заложено отношение к личности в организации и вне её, к продуктам её деятельности и качеству выпускаемой продукции, клиентам, обязательствам - этот список можно продолжать бесконечно. Носителями организационной культуры являются, конечно же, люди, и она находит свое отражение в соблюдаемых ими традициях, ритуалах, нормах, комплексе правил, которым следуют все участники организации и которые развиваются вместе с ней.

Согласно системному подходу, одним из ключевых условий успешного функционирования системы является определение её цели, миссии. Это является едва ли не самой значимой частью формирования организационной культуры. Действительно, миссия (например, компания “Walt Disney” определяет её как «Дарить людям радость»), какой бы общей, умозрительной и абстрактной она не являлась, представляет собой стержень, на который накручиваются все более и более конкретизированные ценности и приоритеты, цели и задачи; в конце концов, эта цепочка приходит к своему практическому осуществлению - в поведении каждого индивида-члена организации. И опять, суммируясь, эти поведения, которые имеют как бы общий знаменатель, в итоге дают единицу - приходят к осуществлению того глобального, что было задумано изначально.

В своей книге «Организационная культура и лидерство» Эдгар Шейн с самых первых страниц указывает на организационную культуру как на «общий климат организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашаемые ею ценности и ее кредо». Эту формулировку я и приму в качестве рабочего определения.

Культура организации определяет смысл деятельности всех участвующих в ней индивидов, выполняет интегрирующую функцию. Она может считаться потенциалом, ресурсом организации в том случае, если сформирован единый «язык культуры» в рамках данной организации, ценности действительно объединяют людей, а те готовы разрешать конфликты.

 

Глава 3. Практическая часть

Выводы

 

Сегодня фирма находится в выгодном экономическом положении, занимая высокую позицию в конкурентной среде. Профили нынешней и желаемой организационных культур имеют незначительные расхождения. Это позволяет говорить о том, что в настоящее время в «Эрудите» сложилась оптимальная организационная культура с преобладанием клановых коллективистских ценностей, которая не сталкивается с серьезными проблемами. В этом смысле малая численность коллектива способствует эффективности управления, так как он однороден, в нем отсутствуют расколы. По итогам исследования организационной культуры фирмы «Эрудит» с помощью типологии Камерона и Куинна и вопросника OCAI, можно сделать несколько выводов:

1.  Организация имеет выраженный внутренний фокус интеграции.

2. Клановые ценности дружественности, сплоченности, приверженности делу и совместной работы превалируют в организационной культуре фирмы.

3. Эрудит является надежным местом работы, гарантирующим долгосрочную занятость. Фирма имеет стабильный доход и каналы поставки.

4. Организация имеет невысокий уровень ориентации на конкурентную борьбу, что обусловлено небольшим числом конкурирующих компаний в городе и тем, что среди них фирма и без того занимает стабильно лидирующую позицию. В этой связи нет необходимости в смене ориентиров с внутреннего фокуса на внешний, тем более что такие изменения вряд ли будут встречены с одобрением.

5. Дальнейшее развитие фирмы, расширение ассортимента товаров и услуг скорее всего возможно вести даже более высокими темпами, чем оно идет сейчас, это встретит одобрение со стороны работников при условии сохранения целостности коллектива.

6. В свете полученных результатов, говорящих об оптимальности организационной культуры «Эрудита», в качестве главной рекомендации можно указать поддержание дружественной атмосферы в коллективе. Так как выявлена необходимость в постановке новых задач и дальнейшем расширении поля деятельности и готовность сотрудников работать над прогрессивными изменениями, стоит отметить, что какая-либо новая деятельность не должна нарушать сложившейся доверительной обстановки. В частности, деятельность сотрудников должна оставаться командной, должна сохраняться возможность подмены ими друг друга, если это возможно по специфике деятельности, информация о нововведениях должна распространяться открыто.

Проведенное исследование не выявило выраженных проблем в организационной культуре фирмы. Методика диагностики организационной культуры OCAI показала себя как простой и удобный метод исследования. Как мне кажется, для более полной диагностики организационной культуры необходимо сочетание OCAI с другими способами исследования, как то: интервью, опросы с использованием других оценочных методик, наблюдение. Возможно, при более детальном рассмотрении организационной культуры фирмы удалось бы вскрыть какие-либо противоречия и на их основании дать более развернутые рекомендации, чем те, что позволяет сделать методика OCAI.



Список используемой литературы

 

1. Мильнер Б. Теория организации. Учебник. М.: Инфра-М, 2005.

2. Пригожин А. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.

3. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. М.: Питер, 2001.

4. Э. Шейн. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2008.

5. И. Прангишвили. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №2.- С.24-31.

6. Чанько А. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний.//Российский журнал менеджмента. - 2005. - Т.3, №4. - С. 29-54. URL: http://www.management.edu.ru/

7. Институт корпоративной культуры. http://www.corpculture.ru/



Приложение

Вопросник OCAI

 

Здравствуйте!

Эта анкета - часть исследования по диагностике корпоративной культуры предприятия. Пожалуйста, примите участие в нашем опросе. Он полностью конфиденциален, ответы не будут использоваться для установления личности респондентов.

При заполнении следуйте инструкциям, указанным в анкете.

Заранее спасибо за содействие.

Курсовая работа

по дисциплине: «Социология организаций»

на тему: Типологии корпоративной культуры и её диагностика на примере книжного магазина «Эрудит»



Введение

 

Организация - это необыкновенно сложное и многогранное явление, пронизывающее всю человеческую жизнь, предопределяющее, влияющее каждый её аспект. Это не преувеличение, так же, как не может вызывать возражений то, что всю свою жизнь человек проживает в различного рода организациях, находясь в каждой из них поочередно или единовременно.

Сам термин «организация» можно понимать на нескольких «уровнях»: под этим можно подразумевать некоторое свойство, атрибут объекта с упорядоченной структурой; на организацию можно смотреть также и более узко - как на искусственно созданную социальную группу, носящую институциональный характер и выполняющую общую для всех её членов функцию.

Организация - интереснейшее явление. Она имеет как индивидуальную, так и индивидуальную составляющие. Первая характеризуется тем, что в организации присутствуют надличностные образования - ей присущи структура и механизм, адаптирующий её к изменяющимся внешним условиям, культура. Однако организации и всех этих элементов самих по себе не существует, организовано может быть что-то - в нашем случае люди. Таким образом, факторы - надличностный и человеческий - вместе образуют организацию, которая не может быть сведена ни к одному из них в отдельности. Как писал Богданов, «организация - сообщество людей, в совокупности отличающееся разумным поведением».

В своей курсовой работе я буду рассматривать такой важный для функционирования организации элемент, как организационную культуру - совокупность норм, ценностей обычаев, регламентирующих деятельность организации, систему координат, которую принимают все члены, и в рамках которой ведется управление и протекает повседневное функционирование организации. То есть, можно сказать, что организационная культура объясняет, почему организация функционирует тем или иным способом. Тема весьма актуальна и разработана, исследователями составлено множество типологий организационных культур.

Объектом курсовой работы станет организация «Эрудит» (позволю себе в дальнейшем называть её фирмой, хотя она зарегистрирована не как юридическое лицо, а как частный предприниматель - все дела ведутся от имени директора).

Предмет изучения - организационная культура фирмы.

Целью работы является изучение организационной культуры «Эрудита» в соответствии с выбранной классификацией (она среди прочих рассмотрена в теоретической части - это Типология организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна) и выявление того, к какому типу она относится.

В задачи исследования входит:

1. Определение преобладающих ценностей организации и соотнесение её с вышеуказанной типологией, выявление доминирующего типа.

2. Анализ преобладающего и остальных типов организационной культуры через призму реального функционирования фирмы, то есть определение того, в чем конкретно на практике проявляются черты того или иного типа.

3. Определение удовлетворенности сотрудников существующей организационной культурой.

4. Сопоставление выявленных картин желаемой и действительной культуры и определение адекватности существующей в фирме системы ценностей внешним условиям и ожиданиям работников.

5. Составление рекомендаций для руководства фирмы по устранению возможных противоречий.

Известный специалист в области теории процессов и систем управления Ивери Прангишвили писал о том, что современной управленческой практике не хватает использования научных подходов и результатов научно-исследовательской практики. Безусловно, исследования в области социологии организаций представляют большую ценность для

повышения эффективности управления. В частности, представляются весьма значимыми исследования по диагностике организационной культуры предприятий, так как они чаще всего позволяют дать объяснение и предложить решение проблемы в ситуации, когда «Менеджеры, пытающиеся как-то изменить поведение подчиненных, часто сталкиваются с крайне упорным их сопротивлением изменениям, которое невозможно объяснить разумными причинами».



Глава 1. Теоретическая часть

Определения организационной культуры

 

Говоря об организационной культуре, имеют в виду, в первую очередь, «перечень проблем, которые составляют основу убеждений и ценностей руководства организации»

Организационная культура выражает общие концептуальные положения, на которых построена деятельность организации. Это ценностный фундамент, в который заложено отношение к личности в организации и вне её, к продуктам её деятельности и качеству выпускаемой продукции, клиентам, обязательствам - этот список можно продолжать бесконечно. Носителями организационной культуры являются, конечно же, люди, и она находит свое отражение в соблюдаемых ими традициях, ритуалах, нормах, комплексе правил, которым следуют все участники организации и которые развиваются вместе с ней.

Согласно системному подходу, одним из ключевых условий успешного функционирования системы является определение её цели, миссии. Это является едва ли не самой значимой частью формирования организационной культуры. Действительно, миссия (например, компания “Walt Disney” определяет её как «Дарить людям радость»), какой бы общей, умозрительной и абстрактной она не являлась, представляет собой стержень, на который накручиваются все более и более конкретизированные ценности и приоритеты, цели и задачи; в конце концов, эта цепочка приходит к своему практическому осуществлению - в поведении каждого индивида-члена организации. И опять, суммируясь, эти поведения, которые имеют как бы общий знаменатель, в итоге дают единицу - приходят к осуществлению того глобального, что было задумано изначально.

В своей книге «Организационная культура и лидерство» Эдгар Шейн с самых первых страниц указывает на организационную культуру как на «общий климат организации и характерные методы работы с людьми, а также провозглашаемые ею ценности и ее кредо». Эту формулировку я и приму в качестве рабочего определения.

Культура организации определяет смысл деятельности всех участвующих в ней индивидов, выполняет интегрирующую функцию. Она может считаться потенциалом, ресурсом организации в том случае, если сформирован единый «язык культуры» в рамках данной организации, ценности действительно объединяют людей, а те готовы разрешать конфликты.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.