От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия ребенка складывается ощущение «со мной все хорошо», «я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».
*****
Душевная копилка ребенка работает день и ночь, ее ценность зависит от того, что мы бросаем туда.
*****
Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью и надеждой.
*****
Наказывая ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
*****
Не разговаривайте с ребенком с равнодушным и безразличным видом.
*****
Заводите свои красивые, светлые и добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь теплее и радостнее. Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребёнка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень- функциональное удовольствие: играющему ребёнку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребёнка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания — мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют ив соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы. Широкова Г.А.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста Значение проблемы эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека – внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надёжным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.
Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. http://www.5ballov.ru/referats/preview/42151
2. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200200517
3. http://krokha.ru/?action=jarticle&id=909
4. http://referats./psychology/2297639.html
5. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36712.php
6. http://www.eti-deti.ru/shkolnik/98.html
7. http://www.detskiysad.ru/psih.html
8. http://www.gmk-abakan.ru/vosp/razvitie-polozhitelnyx-emocij-rebyonka/
9. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301115.shtml
10. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
11. Изард И. Эмоции человека. М., 1980.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
13. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 2 М., 1984.
14. Психология Эмоций. Тексты. М., 1984.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Т.2., С-Пб., 1998
16. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика; Учеб. пос. для высших учеб. зав./Е.И.Изотова, Е.В.Никифорова.-М.:Академия,2004.-288с.:ил.-(Высшее проф. образование).
17. Люсин Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории "эмоция" // Познание, общество, развитие / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 1996.
18. Реан А.А. и др. Психология и педагогика: Учеб. для вузов/Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.-СПб.:Питер,2000.-432с.:ил.-(Учебник нового века).
19. Рогов Е.И. Эмоции и воля.-М.:Владос,1999.-240с.: ил.-(Азбука психологии).
20. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.- М., 1984.
21. Челищева М.Н. Влияние игровой деятельности на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста //www.dets.psyholog.bu
22. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пос./А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А. Шаграева. -М.: Академия, 2003. -176с. -(Высшее образование).
23. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций//М: Наука, 1970
24. Додонов Б.И. В мире эмоций// К: Издательство политической литературы Украины, 1987
25. Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний.// Академия наук СССР, М: Наука, 1972
26. Возрастная и педагогическая психология _ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статья Е. А. Бродникова « Развитие эмоций у детей»
Когда ребенок рождается у него уже есть три врожденные эмоции и главная направлена на самосохранение. Если появляется угроза, то ребенок плачет, он испытывает страх.
Вторая врожденная эмоция - гнев, она возникает, если у ребенка нет свободы движения - плачет.
Третья - неудовольствие и тоже выражается плачем, возникает если ребенок не получает некоторых сигналов о том, что он защищен.
В общем все эти эмоции направлены по сути на самозащиту и развитие. И все они негативные, вот так, мы рождаемся с негативными эмоциями.
Если смотреть в литературе, то положительная эмоция появляется только в 4-5 месяцев, но я с этим не согласна, впрочем как и многие мамы. А исследователи чаще мужчины. У ребенка точно положительная эмоция появляется где-то в месяц, когда у него появляется комплекс оживления. Ведь это уже радость, и ребенок показывает эту радость от того, что видит маму всем своим видом. Хотя комплекс оживления и направлен на привлечение человека, ухаживающего за ребенком. Но сколько взаимной радости появляется в этот момент.
В 3 месяца ребенок уже в состоянии испытывать гнев, а в к 5 месяцам может быть уже и отвращение, страх. В 7 месяцев у ребенка уже бывает настроение. До этого он испытывал эмоции только ситуативно, в зависимости от конкретных действий, предметов, а теперь у него может быть плохое или хорошее настроение и это зависит скорей всего от мамы. Если у мамы хорошее настроение, то и у ребенка хорошее. Конечно же, если ничего не болит.
В 1,5 года у ребенка может быть уже обида, а к 2 годам ребенок достаточно большой, чтобы испытывать очень много эмоций. К 2 годам появляются социальные эмоции, такие как ревность, зависть, удивление, отзывчивость.
3 года - это время одного из самых ярких кризисов и в связи именно с кризисом возникает одна из важнейших эмоций - гордость достижений. Она связана с "Я сам!!!"
А вот дружба может возникнуть только к 4 годам. Ведь для дружбы ребенок должен достаточно дорасти.
К 5-6 годам ребенок уже может сказать, что он чувствует, но это при условии, что с ним говорят об эмоциях и чувствах. У многих мам возникает вопрос: "А зачем вообще заниматься эмоциями?!!! Ведь они сами развиваются."
Они конечно же развиваются, но развиваются только в общении. Если ребенок находится в детском доме или с ним не общаются, только холодно выполняют необходимые процедуры: кормят, пеленают, то у такого ребенка не возникает комплекс оживления. Этот ребенок вообще не испытывает положительных эмоций. Представляете ребенка 5 лет, который все время хмурый, не улыбается, не смеется, все общение скатывается на самозащиту - кусается, дерется. Он скорее похож на звереныша, чем на человеческое дитя.
Грустная картина, но в наше время не такая уж и редкость. В чем же причина такого? Да все очень просто. У мамы карьера, планы, своя жизнь, учеба, да все, что угодно. Только вот места ребенку в ней не запланировано. И вдруг случилось, что-то делать уже поздно. Да вроде и надо рожать, появляется ребенок, у мамы даже может быть гнев в отношении ребенка, ведь он "лишил" ее жизни, радости, общения. Бабушка тоже еще молодая и не спешит все бросить и нянчиться с дитем. А у ребенка младенчество самый важный период для всего и в первую очередь для развития базового доверия к миру, для развития положительных эмоций, таких как радость, удивление, любопытство. Вы ведь уже поняли, что с отрицательными эмоциями мы рождаемся и в таких условиях только они продолжают развиваться, да еще так крепко подкрепляются всей окружающей средой.
Но даже если ребенок долгожданный, у мамы может не хватать сил, она устала, а помощи никакой, да еще муж требует ужина полностью сервированного. А на кого она будет изливать свои негативные эмоции? Чаще всего на того, кто беззащитен, не может ответить - на ребенка. Ну а если еще ребенок болезненный, часто плачет.
Пишу и вспоминаю себя в это время. Одна в городе, ни друзей, ни родственников. Только муж, но он на работе. Даже поговорить не с кем. И все радости - стирать, готовить, мыть, гладить. Но еще и до полугода каждую ночь плач часов до 3 - 4. Каждую ночь. Можно с ума сойти. Но знаете, что спасло меня? Именно раннее развитие. Странно вроде? Как это?
Надо было делать пособия, игрушки, надо было делать, делать и не погрязать только в грязных подгузниках, пеленках, бутылочках, диком безденежье. У нас была музыка, мы читали, читали стихи - Есенина, Пушкина, Левитанского. То, что нравилось мне. Мы танцевали под музыку вместе.Мы рассматривали репродукции, дивные, красивые. Нам было радостно. Мы общались. А может быть это было к лучшему, что я была одна. Вот странная крамольная мысль. Но ведь я была вынуждена общаться с этим маленьким, еще ничего не понимающим ребенком. И я была вынуждена принимать, понимать, воспринимать, чувствовать, радоваться и передавать эту радость, заражать этой радостью. Еще пара слов в пользу того, что эмоциями надо заниматься. Попробуйте провести эксперимент с собой: в ситуации, когда вы сердитесь скажите себе (если есть возможность, то вслух), что вы сердитесь, скажите, из-за чего вы сердитесь. И понаблюдайте за своим состоянием. Чаще всего ваша сердитость вдруг начинает убывать, а то и вовсе пройдет.
А теперь представьте ребенка. Он нечто чувстует, оно его полностью захватывает, но он не понимает, что это с ним, почему это и что с этим делать. а слов у него нет, он не может сказать. Да если еще взрослые наседают - что это с тобой. Трудно быть ребенком в этой ситуации. Если же ребенок знает свои состояния, понимает себя, то это значительно облегчает переживание таких состояний. Но это и помогает гораздо лучше понять состояния других людей.
Вспоминается один мальчик, он всех боялся, а боялся и поэтому был очень агрессивным. Причем, дрался на всякий случай. Когда показывала ему картинки теста, то очень быстро стало ясно, что он совершенно не понимает состояний людей. Там, где человек сердится, он говорил - смеется, где удивляется - сердится. Так же и сам он не мог изобразить ни одной эмоции правильно. Попробуйте поставить себя на его место, вы думаете, что человек радуется (когда сердится на самом деле) и вы уже запомнили, что для его радости вам надо его ударить или укусить и вы это делаете для его радости, а все вдруг начинают ругаться, да еще и наказывают вас. Странный мир, вы делаете все как лучше, а получается непонятно что. Долго пришлось заниматься с ним, чтобы он наконец начал понимать хоть немного, что на самом деле происходит вокруг него. Так давайте не допускать подобного с нашими детьми, ведь они все как инопланетяне и им надо научиться понимать окружающих, чтобы быть уверенными в этом мире, чтобы у них были адекватные отношения и со сверстниками и со взрослыми.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.