ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободМеждународного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав. 1.1 Поколения прав человека Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты. В частности, речь идет о становлении капитализма в Европе и Северной Америке, о построении в СССР и странах социалистического содружества социализма марксистско-ленинского типа и, наконец, о распаде колониальной системы. В итоге концепция и структура прав человека включают ряд культурно-исторических напластований, каждое из которых в литературе называют поколением прав человека. 1

Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций в Европе.

теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции"1. Эта концепция исходила из того, что основные права человека и гражданина в силу их естественного и неотчуждаемого характера обладают приоритетом перед позитивным правом государства. Последнее не вправе ограничивать свободу индивида сверх того, что предусмотрено общественным договором.

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека. Принципиальное различие советской и буржуазной концепций прав человека обусловило острое идеологическое противоборство в этой области. Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости. Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. Так, в Преамбуле Африканской хартии прав человека и народов подчеркивается неотделимость гражданских и политических прав от экономических, социальных и культурных прав. При этом пользование экономическими, социальными и культурными правами рассматривается как гарантия осуществления гражданских и политических прав.

Конституция каждой страны - это своеобразное зеркало эпохи, застывший слепок того историко-политического периода, в котором она создавалась. Конституция России 1993 г. навсегда останется отражением эпохи Б.Н. Ельцина, со всеми ее противоречиями, бурным развитием рыночных отношений, ростом цен и темпов инфляции, безудержной приватизацией, резким обнищанием народа на фоне роста либерально-демократических преобразований, освобождения регионов от диктата центра, повышения политической активности населения, развития свободы слова и средств массовой информации.

Действующий в нашей стране Основной Закон далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это, лучшая из пяти действовавших в России Конституций. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт ее существования является одним из важных факторов, сдерживающих процесс окончательного возврата страны к авторитаризму и персонализации власти.

Конституция РФ (ст. 2) объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Тем самым декларируются новые формы взаимоотношений личности, общества и государства. Впервые в истории России в основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.

Права человека и их защита - обязательные элементы в понимании сущности и содержания правового государства. Для российской правовой системы признание прав человека означало необходимость пересмотра всего законодательства, всей системы правового регулирования в целях обеспечения признания, уважения и защиты, прав человека. Отсюда вытекает потребность в изучении возможности формирования особой системы правозащитного регулирования.

Таким образом, теоретические исследования защиты прав человека приобретают повышенную значимость и актуальность. Права человека превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены. Данный аспект детально рассмотрен в работах Т.Д. Матвеевой, А.Я. Азарова, Л.Б. Алексеева, Т.М. Калининой, А.С. Мордовца, А.В. Стремоухова, Д.С. Варданяна и других 1. Эти авторы последовательно проводят мысль об обязательном включении в определение общего понятия "права и свободы человека" указания на необходимость их защиты. Основным доводом в пользу этого выступает тот факт, что защита прав человека основывается на праве человека на правовую защиту 2.

Рассмотрение основных направлений исследования прав человека в отечественной юридической литературе позволяет сделать вывод об их обоснованности, актуальности и значимости. Принимая во внимание своеобразие исторического периода, переживаемого Российской Федерацией, особенности места и роли государства в делах общества и отдельного человека, можно согласиться с П.В. Анисимовым в том, что в практической плоскости именно правозащитный аспект изучения прав человека отличается наибольшим социально-политическим и правовым напряжением, в котором прослеживается определенная тревога за состояние защищенности прав человека в России 1.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 152.