Разработка сметы затрат. Порядок составление и применения бюджетов на предприятии. Бюджетный контроль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажен продукции, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.

Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственные программы, цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкретизируются в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходoв составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выполняемых работ и применяемых ресурсов. Смета затрат па производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов и т Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период. Сводная смета увязывает все затраты и результат по основным разделам годового плана развития предприятия.-. В процессе разработки сметы затрат на производство и.-отечественной экономической науке и практике широко; применяют три основных метода:

1) сметный — на основе расчета затрат в масштаб всего предприятия по данным всех других разделов плана .

2) сводный — путем суммирования смет произведет отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;

3) калькуляционный — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.

Сметный метод на отечественных предприятиях наиболее распространен. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находят по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.

1. Затраты на основные материалы, полуфабрикаты И комплектующие устанавливают на основе плана годовой Потребности материальных ресурсов. В смету включают лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию на производство продукции. Потребность в материалах принимают без учета вменения остатков складских запасов. В стоимость материалов включают суммарные затраты не только на изготовление основной продукции, но и на выполнение других работ и услуг в соответствии с планом их реализации на рынке, а также на реконструкцию и расширение различных подразделений предприятия и выпуска готовой продукции, но с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.

2. Затраты на вспомогательные материалы также принимают на основании годовых планов их потребности. В состав этих затрат принято включать также стоимость рас-ходуемых в плановом периоде покупных инструментов и малоценного хозяйственного инвентаря.

 3. Стоимость топлива в смете затрат планируют безотносительно к его использованию в технологических процессах или в хозяйственно-бытовых службах. Общие затраты-устанавливаются без учета остатков энергетических ресурсов.

4. Стоимость энергии включают в смету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупает её у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, пар, газ и др Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом пред приятии, то данные затраты относят на соответствуют,!! элементы сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).

5. Основную и дополнительную заработную плату всех категорий персонала определяют по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ, численности и квалификации работников. Сюда же включают и фонд заработной платы вне штатного состава работающих. Кроме того, на общий фон;; заработной платы промышленно-производственного персонала планируют отчисления на социальные нужды по действующим в плановый период ставкам.

6.Амортизационные отчисления предназначены для возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемо;' продукции. Общий размер амортизационных отчислений -зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и стоимости основных производствен!!!.:' фондов.

7. Прочие денежные расходы включают затраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производств По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующий нормам или опытным данным.

Разработанная смета затрат на производство должна также соответствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых расходов с учетом изменения норматива складских запасов готовой продукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущий периодов и т.п.

Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по цехам основного и

обслуживающего производства. В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:

1) прямые издержки данного цеха на материальные ресурсы и комплектующие детали, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;

 2) комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и др.

Разработку цеховых смет затрат на производство продукции рекомендуется начинать с заготовительных подразделений предприятия, затем вспомогательных цехов, а после них следует переходить к основным цехам. Сводную смету затрат по предприятию составляют путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.

 Смета расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования традиционно включает следующие статьи затрат:

3) содержание машин, оборудования и транспортных средств;

4) затраты на ремонт основных средств;

5) эксплуатация машин и оборудования;

6) внутрихозяйственное перемещение грузов;

7) арендная плата за машины и оборудование;

8) износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

9) прочие затраты;

10) всего по смете.

Общая сумма расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования и цеховых расходов составляет смету общепроизводственных расходов. В смету цеховых расходов входят статьи затрат на содержание аппарата управления цехом, амортизацию зданий и сооружений цехового назначения, аренду производственных помещений, содержание и ремонт зданий, охрану труда, научные исследования и изобретательство, износ малоценных предметов и прочие цеховые издержки. I

Смета общехозяйственных или общезаводских расходов на отечественных предприятиях разрабатывается, как правило, по следующим статьям затрат: I

11) расходы на содержание аппарата управления; 1

12) служебные командировки и перемещения;

13) содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

14) амортизация нематериальных активов;

15) амортизация основных средств общехозяйственного ; назначения; I

16) содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; 1

17) производство испытаний, проведение исследований и содержание общехозяйственных лабораторий;

18) охрана труда; 1

19) подготовка кадров; I

20) арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

21) налоги, сборы и прочие обязательные отчисления.

22) потери от простоев по внешним причинам;

23) информационные, аудиторские и консультационные услуги;

24) недостачи и потери материальных ценностей на складах предприятия;

25) прочие расходы;

26) всего по смете.

 Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов се бестоимости отдельных изделий с учетом годовых объёмов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов . В строках 1—12 даны статьи „исходов основного производства, а в графах 2 — 9 раскрыты элементы затрат на основную программу с учетом изменения остатков незавершенного производства и других планируемых расходов. Затраты вспомогательных цехов (производств) приведены в строке 13 и графе 10.

После составления шахматной таблицы затрат разрабатывается уточненная общая (сводная) смета расходов планируемых предприятием на предстоящий период . Для получения полной себестоимости готовой продукции из общей сметы исключаются расходы на работы  услуги, не связанные с производством валовой продукт а также добавляются коммерческие расходы и учитывается изменение расходов будущих периодов. ;

Себестоимость валовой продукции при однопродуктовом производстве может служить основой для уточнения издержек на изготовление одного изделия по формуле:

                          Зобщ.

                 Сп= _____

                           П

где Сп—себестоимость единицы продукции, руб.;

З общ.-совокупные затраты на производство продукции, руб.;

П   -годовой объём производства продукции, шт.

Правильное планирование издержек производства на единицу продукции служит не только основой анализа затрат и управления стоимостью продукции, но и создаёт планово- экономическую базу для формирования рыночных цен на все товары и услуги.

Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия . Существуют и другие взаимосвязи в частности, бюджет потребностей в материалах влияет на бюджет движения денежных средств, но эта зависимость на схеме не показана.

Поскольку основой для разработки финансовых планов являются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее порядок составления текущих бюджетов.

Операционные бюджеты [15, с. 309].

К операционным бюджетам относятся:

* Бюджет продаж

* Бюджет запасов

* Бюджет производства

* Бюджет потребностей в материалах

* Бюджет прямых затрат на оплату труда

* Бюджет общепроизводственных расходов

* Бюджет цеховой себестоимости

* Бюджет коммерческих расходов

* Бюджет общехозяйственных расходов

* Бюджет капитальных вложений

Бюджет продаж.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.

На базе проведенного рыночного анализа отделом маркетинга, договорам намерений, договорам купли продажи, заключенными отделом продаж и поступивших заявок на покупку продукции формируется бюджет продаж продукции предприятия

Бюджет продаж составляется на сроки:

5 - 15 лет перспективный план продаж;

1 - 12 месяцев тактический план продаж;

10 дней оперативный план продаж.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по ГП и план движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи ГП).

Таким образом, входными данными для данного бюджета являются:

· Существующие договора;

· Поступившие заявки на приобретение продукции;

· Рыночный анализ;

· Бюджет остатков готовой продукции.

И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:

· Бюджет продаж (план продаж по менеджерам);

· План возникновения и погашения обязательств;

· План поступления и расходования денежных средств

Бюджет запасов.

Запасы включают в себя запасы готовой, незавершенной продукции и материалов. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования.

Бюджет запасов бывает :

 - бюджет входящих остатков запасов;

 - бюджет выходящих остатков запасов.

Бюджет производства.

В бюджете производства определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Бюджет производства формируется в натуральных показателях и денежном выражении. После того как сформирован бюджет производства по предприятию производится формирования бюджетов производства по цехам.

Бюджет производства составляется на следующие сроки:

 - на год по квартально;

 - на квартал помесячно;

 - на месяц.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 262.