Содержание
1. Методы социологической науки
2. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания
2.1 Понятие культуры
2.2 Культура социальной организации
2.3 Культура социального управления
2.4 Культура социальной деятельности
2.5 Культура воспитания и образования
3. Большие и малые группы: понятие, виды, сходство и отличие
4. Социальный консенсус в обществе
Список использованной литературы
Понятие культуры
С существованием и развитием общества связанно такое понятие как культура. Культура (от лат. cultura - возделывание, обработка) - устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям, народам). Первоначально термин «культура» означал возделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом, человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.
Культура имеет социальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты), такие, как средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т. д.
Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т. д.
Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом. Не случайно так называемые феральные (дикие, живущие в природных условиях) люди перестают быть человеком, у них нет связанной речи, мышления и человеческих чувств. Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих четырёх взаимосвязанных функциях культуры.
1) Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию"
2) Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.
3) Регулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.
4) Наконец, благодаря своей объединяющей функции культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. При этом культура общества создается многими поколениями, каждое из которых добавляет к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт. В результате обеспечиваются непрерывные расширение, обновление и обогащение культуры, преемственность поколений и культурно-исторического единства общества.
Существуют различные взгляды относительно того, какие социальные элементы включает культура как целостная система. Наиболее распространено представление о культуре как о диалектическом единстве двух составляющих: материальной и духовной.
В первой половине ХХ в. возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры - это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей (здания, сооружения, машины, оборудование, предметы быта, театры, книги, библиотеки, картины, скульптуры). Социальная составляющая культуры - это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов (социальные ценности и нормы). Духовная составляющая культуры - это идеи, ценности, нормы, языки, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Основными элементами культуры является:
1) Сознание. Это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. Абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, и предвидеть будущее;
2) Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек в отличие от животных, оценивает свои и чужие действия и намерения.
3) Язык - важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды.
4) Деятельность - осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность, в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. В новых поколениях способствует развитию самого человека и способам его жизнедеятельности.
Список использованной литературы
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001
2. Козырёв Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005
3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М.: Финансы и статистика, 2009.
4. Лавриненко В.Н.. Социология - учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2009.
5.Рязанов Ю.Б., Малыхин А.А. Социология. Пособие для вузов. 2005
Содержание
1. Методы социологической науки
2. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания
2.1 Понятие культуры
2.2 Культура социальной организации
2.3 Культура социального управления
2.4 Культура социальной деятельности
2.5 Культура воспитания и образования
3. Большие и малые группы: понятие, виды, сходство и отличие
4. Социальный консенсус в обществе
Список использованной литературы
Методы социологической науки
Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания - свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.
Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщим методом социологии является материалистическая диалектика. Его суть состоит в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики, как объективность, историзм и системный подход.
Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов — положительных и отрицательных Объективность социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания. Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности, аргументации.
Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов, их возникновение, становление и развитие в соответствующих исторических ситуациях. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта и самостоятельно разработать обоснования современной социальной политики. Используя принцип историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
Системный подход — способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во второй половине XX в.
Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенного параметра, обусловливающего поиск совокупных элементов системы, связей и отношений между ними, их структуру. В связи с тем, что любая система находится в определенной среде, системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода — учитывать, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.
При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоёв, отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии, методы статистики, факторного, латентно–структурного, коррекционного анализа.
При изучении общественного сознания, общественного мнения различных социальных общностей – классов, слоёв, групп, их потребностей и притязаний используются следующие методы:
1. Метод анализа документов. В нём различают качественный (традиционный) анализ и количественный (формализованный, или контент-анализ). Качественный анализ применяется, если исследователь работает с редким документом, показывая своеобразие языка, стиля изложения и выявляя его уникальность. Контент-анализ основан на подсчёте «поисковых образов», то есть слов или словосочетаний в изучаемом тексте. Наличие определённого количества индикаторов позволяет раскрыть социально значимую тему, содержащуюся в источнике.
2. Метод опроса. Он может проводиться с помощью анкеты или интервью. Имеет место также почтовый опрос. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповое анкетирование применяется по месту работы, учёбы; индивидуальное – по месту жительства.
В интервьюировании различают следующие виды:
а) формализованное, когда общение интервьюера и респондента строго регламентировано и вопросник детально разработан;
б) фокусированное, когда респондентов заранее знакомят с предметом беседы и интервьюер обязательно задаёт все вопросы, но может менять их последовательность. Главной задачей этой формы интервью является сбор мнений и оценок респондентов по поводу конкретной ситуации;
в) свободное интервью означает, что заранее подготовленный вопросник и разработанный план беседы отсутствуют, лишь определяется тема интервью;
г) телефонное интервью представляет собой опосредованный опрос, эффективность которого заключается в его оперативности.
3. Метод наблюдения позволяет собирать информацию независимо от рациональных, эмоциональных и других свойств респондентов и изучает социальную проблему в динамике. Различают следующие виды наблюдения:
а) неструктурализованое, когда отсутствует детальный план действий наблюдателя;
б) структурализованное – имеется подробный план и инструкция для фиксации результатов наблюдения;
в) включенное, когда социолог непосредственно включён в изучаемый социальный процесс и контактирует с наблюдаемым;
г) невключённое, когда наблюдатель соблюдает инкогнито;
д) полевое, которое протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
е) лабораторное, когда эксперимент проводится в официально оборудованном помещении;
ж) систематическое, отличающееся тем, что проводится регулярно в течение определённого периода. Оно может быть длительным, непрерывным или цикличным;
з) несистематическое, которое проводится незапланированно, в неожиданной ситуации.
4. Метод экспериментальной оценки применяется в том случае, если необходимо прогнозировать изменение социального явления, представляя его состояние через 1-5 лет. Такую информацию могут предоставить только эксперты. Особенно интересна «дельфийская техника», когда происходит не просто обмен мнениями между экспертами, а вырабатывается согласованное мнение путём многократного повторения опроса одних и тех же экспертов.
Таким образом, применение социологических методов исследования позволяет разобраться в настоящих и прогнозировать будущие социальные явления и процессы. Они помогают корректно решить поставленную проблему, объяснить различные факты социальной жизни.
2. Культура социальной организации, социального управления, социальной деятельности, социального образования и воспитания
Понятие культуры
С существованием и развитием общества связанно такое понятие как культура. Культура (от лат. cultura - возделывание, обработка) - устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям, народам). Первоначально термин «культура» означал возделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом, человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.
Культура имеет социальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты), такие, как средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т. д.
Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т. д.
Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом. Не случайно так называемые феральные (дикие, живущие в природных условиях) люди перестают быть человеком, у них нет связанной речи, мышления и человеческих чувств. Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих четырёх взаимосвязанных функциях культуры.
1) Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию"
2) Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.
3) Регулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.
4) Наконец, благодаря своей объединяющей функции культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. При этом культура общества создается многими поколениями, каждое из которых добавляет к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт. В результате обеспечиваются непрерывные расширение, обновление и обогащение культуры, преемственность поколений и культурно-исторического единства общества.
Существуют различные взгляды относительно того, какие социальные элементы включает культура как целостная система. Наиболее распространено представление о культуре как о диалектическом единстве двух составляющих: материальной и духовной.
В первой половине ХХ в. возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры - это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей (здания, сооружения, машины, оборудование, предметы быта, театры, книги, библиотеки, картины, скульптуры). Социальная составляющая культуры - это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов (социальные ценности и нормы). Духовная составляющая культуры - это идеи, ценности, нормы, языки, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Основными элементами культуры является:
1) Сознание. Это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. Абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, и предвидеть будущее;
2) Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек в отличие от животных, оценивает свои и чужие действия и намерения.
3) Язык - важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды.
4) Деятельность - осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность, в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. В новых поколениях способствует развитию самого человека и способам его жизнедеятельности.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 189.