Тимур порвал с Хусейном, соблюдая юридические формальности. Он заставил признать себя правителем побежденного Балха. 10 апреля 1370 года (ему было 34 года), он взошел на трон, объявил себя наследником, продолжателем дела Чингистая и Чагатая. Но присвоение титула не было явно обозначено. Только в 1388 году он на законной основе получает титул султана. Однако Тимур не осмелился устранить ленивых правителей династии Чингисхана, несмотря на то, что Кабулшах, возведенный когда-то на трон самим Хусейном и им самим, активизировал в последнее время свои действия, направленные против Тимура в пользу Хуссейна. Тимур думал, что можно обойтись без ханского титула, но он вскоре понял, что для того, чтобы подчинить себе трансоксианскую знать, ему необходимо было укрепить свой авторитет, используя неоспоримое юридическое право. Он ограничился тем, что физически устранил Кобулшаха и заменил его другим верным чингисханидом – Соургатмишем, который был ханом тимуридского Мавераннахра с 1370 по 1388 годы. После смерти Соургатмиша на его место он назначил сына повелителя Махмудхана, который правил с 1388 по 1402 год.
Сразу же после этих событий он начал наводить порядок в землях империи. Столицей своей зарождающейся империи он сделал город Самарканд потому, что этот город был в центре всего Мавераннахра. И начал Тимур этот город расстраивать и украшать. Надо заметить, что кроме его увлечений, таких как игра в шахматы и охота, было еще и архитектура. Он очень любил строить, украшать. Позже нельзя было найти ни одного места в Самарканде и близлежащих землях, которое было пустым. Именно в его годы правления сюда были свезены тысячи и тысячи ремесленников, строителей и т. п. И они создали поистине уникальное творение - город-цветок - Самарканд.
Во главу своего сильного центpализованного госудаpства, Тимуp поставил аpмию. Она, по его мнению должна быть хоpошо обеспеченной и польностью подчиняться, то есть не должно быть никакого неповиновения. Hадо отметить тот факт, что Тимуp особое внимание обращал на аpмию.
Структуру своего государства он сохранил такой же как и во времена Чингисхана считал, что разделение на тумены и т. п. наиболее подходит для его типа государства, т. к. возможно было довольно легкое управление и в случае мобилизации можно было легко взять людей для нее. Кроме самоличного административно-территориального деления он также осуществлял различные реформы. Например, он начал раздавать землю в пожизненное владение и наследство (так называемый суюргал). Он раздавал своим приближенным, родственникам и просто людям, которые по его мнению заслуживали этого, не только провинции, но и целые страны. Но управление центром он осуществлял самолично.
Государство управлялось с центра главным Диваном (советом или канцелярией), в регионах же управление было представлено областными диванами. В их задачи входило - сбор налогов, поддержание порядка, при необходимости мобилизация населения, строительство дорог, караван-сараев, бань и других общественных построек. Также они вели книгу приходов и расходов, она велась на узбекско-тюркском и персо-таджикском языках. Время от времени из центра приезжали на проверку, при этом проверялось абсолютно все.
Тимур разделил население на 12 классов:
1. Духовные и религиозные лица, шейхи, потомки Али, ученые, законоведы которые были допущены в его общество.
2. Интеллигенция, опытные люди, которые ему давали советы.
3. Благочестивые люди, советы и пожелания которых были важны для Тимура.
4. Эмиры, шейхи, офицеры и другие, т. е. военное руководство с которыми он держал совет.
5.Войско и народ.
6. Советники (достойные люди обладавшие мудростью).
7. Визири и секретари (государственный аппарат).
8. Врачи, астрологи и архитекторы услугами которых он всегда пользовался.
9. Историки, которые записывали все события происходящие в то время.
10. Старцы, дервиши, и другие люди удаленные от мира для изучения религии и созерцательной жизни.
11.Мастера и ремесленники.
12. Путешественники, торговцы, посланники и другие люди (Кстати они и составляли в основном шпионские миссии Тимура в других странах).
Также, в его постановления, были определены 12 принципов, которыми он руководствовался.
1. Правитель должен управлять только от себя, т.е. никто не должен руководить им.
2. Соблюдение справедливости, а также он (правитель в дальнейшем) должен избрать неподкупного и добродетельного первого министра (визиря). 3. Приказания и запрещения требуют твердости. Нужно самому принимать решения, так чтоб никто не мог изменить их.
4. Он должен быть непоколебим в своих решениях.
5. Какие бы ни было приказания монарха, должно последовать немедленное их исполнение. Ни один подданный не может быть настолько могущественным и смелым чтобы остановить их исполнение, даже если бы казалось что эти приказания могут понести тяжелые последствия.
6. Безопасность требует чтобы, правители не полагались на других в государственных делах, и не вверяли бразды правления в чужие руки.
7. Он не должен пренебрегать ничьими советами и пожеланиями.
8. В делах правления, он не должен руководствоваться поведением и речами кого то ни было.
9. Уважение к власти повелителя должно так крепко сидеть в сердцах подданных и войска, чтобы никто не смог ослушаться государя.
10. Все что монарх не сделает, чтобы он сам был непоколебим в приказаниях раз и навсегда отданных, ибо твердость - это самая большая сила для правителя.
11. В управлении, при обнародовании приказов, монарх должен остерегаться признать кого-нибудь сотоварищем и он не должен принимать к себе товарища в управлении.
12. Другая важная предосторожность - это узнать тех, которые окружают его, и быть постоянно настороже в отношении их.
Далее он сформулировал правила для формирования армии; раздачи жалованья войску, военному руководству, чиновникам; раздача доходов с областей, содержание детей и потомков и наказания сыновей, внуков и других родственников, эмиров и визирей. В государственном аппарате он определил основные постановления для министров - лиц служащих твердых
и верных столпов величия. В основном для министров он определил 2 критерия - финансы (может провороваться или использование служебного положения в личных целях) и предательства. В этих постановлениях, он сформулировал основы уголовного и гражданского судопроизводства, преступления и наказания за них. В военной сфере Тимур создал правила производств в эмиры и правители; правила для повышения солдат от самого низшего до самого высокого рангов; приемы поощрения солдат и военного руководства; правила раздачи литавр и знамен; и правила обмундирования и вооружения.
Вспомогательным органом управления для Тимура был Совет (Диван). Он состоял из четырех визирей (министров) :
1-й. Визирь провинции и народа. Он сообщал о событиях и делах происходящих в администрации, а также о состоянии народа. Он доставлял в казну суммы податей и налогов, а также советы о распределении всей массы сборов, давал точный отчет о количестве населения, его культуре, о развитии торговли и положении полицейского надзора.
2-ой. Военный визирь. Его обязанности состояли в представлении росписей войск и реестров жалования, в ознакомлении с расположением отрядов для предупреждения разбросанности и в совете обо всем, что касается военного дела.
3-й. Визирь охраняющий от расхищения имущество отсутствующих, умерших, дезертировавших и распоряжающийся им при отсутствии наследников; он же следил за пожертвованиями, и налогами.
4-й. Визирь управляющий делами всей империи. Он следил за деятельностью и финансами всех учреждений империи, наблюдал за казной вплоть до расходов на содержание лошадей и других вьючных животных. Помимо них еще существовали три визиря в пограничных областях и внутри государства, для неусыпного надзора за охраной провинции и управлением государственным имуществом. Эти семь визирей были подчинены Диванбеги (начальнику дивана), и обсудив с ним все дела, касающиеся финансов они доводили их до его сведения.
Существовал также азларбеги - начальник прошений, который заботился о том, чтобы эти прошения достигали престола. Духовный судья доносил ему о делах касающихся религии, а гражданский - о делах касавшихся его ведомства. Были и представители духовной власти, докладывающие ему о состоянии пенсионов назначенных потомкам пророка, о жаловании другим духовным лицам, равно как и о распределении других вкладов и фондов, определенных на дела религии. Он имел также секретарей для протоколирования всего, что происходило в совете (вопросы распределения войск, назначения эмиров и многое другое) и секретарей аудиенции для записи публичного совета всех основных событий. Последнее - это были постановления о назначении начальников (эмиров) улусов, кушуни и тумыней, правила отношения руководителя к подчиненному и наоборот и правила обращения с друзьями и врагами. Как видно все эти правила представляют собой опыт жизни своей и других скомпилированный в одном произведении. Этими правилами или (уложенями) Тимур руководствовался всю жизнь, и некоторые его потомки использовали эти уложения в своем правлении.
Завоевание Тимуром Хорезма.
Победоносное шествие Тамерлана начиналось от Волги до Дамаска, от Смирны до Ганга и Юлдуза, и его военные кампании в различных странах не придерживались никакой географической логики. Тимур из Ташкента устремляется в Шираз, из Тауриса – в Ходжент, идя навстречу любой вражеской агрессии; поход на Русь имел место между двумя персидскими военными кампаниями, завоевание Центральной Азии проходило между двумя походами на Кавказ. Тимур, после побед, уничтожал своих врагов сознательно в назидание другим. Тем не менее оставшиеся в живых забывали преподнесенные уроки и в скором времени начинали оказывать сопротивление, и каждый раз приходилось начинать заново.
Он шесть раз завоевывал Или (где ему удавалось наводить порядок только во время проведения военной кампании), дважды – Восточную Персию, трижды организовывал походы для завоевания Западной Персии, совершил две военные кампании против Руси, Трижды завоевывал Хорезм.
Хорезм позднее был разделен между кыпчакским ханством, в распоряжение которого находились дельта Сырдарьи с Ургенчем, и чагатайским ханством, властителем южного региона с Катом (Шах Аббасвали) и Хивой. Тюркский предводитель из племени кунрад по имени Хуссейн Чуфи воспользовался беспорядками, имевшими место в Кыпчаки, для того, чтобы основать после 1360 года независимое государство Хорезм. Он извлек выгоду из войн, которые происходили в Мавераннахре до пришествия Тимура, чтобы отнять у трансоксианцев Кат и Хиву. Но Тимур, став властителем Мавераннахра, потребовал у него земли этих двух городов (1371 г.). Получив отказ Хусейна Чуфи, он захватил Кат и напал на своего врага в Ургенче. Хуссейн Чуфа умер во время осады города. Его приемником стал брат - Юсуф Чуфи, который запросив мира, получил его, передав Тимуру Кат (регион Хивы). Юсуф Чуфи испытал некоторое время спустя сожаление по этому поводу и напал на страну Кат. Тимур возобновил войну (1373 г.), но вскоре утихомирился, заполучив для одного из своих сыновей (Джахангира) дочь Юсуфа, прелестную Ханзаду. Однако в 1375 году война возобновилась, но Тимур был вынужден уйти в Самарканд, где восстали двое его военачальников.
Последовавший затем мир оказался недолговечным. Пользуясь тем, что Тимур воевал против Белой Орды на севере нижнего течения Сырдарьи, Юсуф Чуфи в самом сердце Трансоксианы опустошил окрестности Самарканда. Следовало покончить с таким опасным соседом, который, как только армия Тимура отправлялась в поход, начинал создавать угрозу для его столицы. После того, как в 1379 году Юсуф вновь спровоцировал Тимура, продвинувшись к границам Ургенча, встала необходимость встретиться с ним в решающей схватке. Тимур победил. Присоединение Хорезма расширило границы Мавераннахра.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 247.