Организация деятельности психологической службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

 

1. Организация деятельности психологической службы

2. Общие этические принципы в работе психологов разных уровней

3. Профессионально – этические принципы психологов психологических служб

3.1. Основные принципы работы с людьми в ПС

3.2.Принципы работы возрастного психолога-консультанта

3.3. Специфика работы с детьми

 



Организация деятельности психологической службы

 

Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:

- психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;

-  психолого – медико - педагогические комиссии .

- школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;

- семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;

- психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;

- профориентационные консультативные центры;

- психологические экспертные службы при медицинских, образовательных, правоохранительных и др. учреждениях;

- геронтопсихологические службы, работающие при медицинских, социальных учреждениях и по территориальному признаку;

- акмеологические центры и т.д.

В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами.

 



Общие этические принципы в работе психологов разных

Уровней

 

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра, такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права и следовательно человек нарушающий этот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология, политика выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми по всему миру.

Принцип конфиденциальности.

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов и других клиентов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и спецификой Центра (Службы).

5. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности педагога-психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

6. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

7. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

8. Руководители учреждений, по запросам которых проводится психологическое обследование (исследование), должны быть предупреждены о том, что на них распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту.

Принцип компетентности.

1. Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии.

2. Психолог применяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими.

3. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

4. В интересах оптимального выполнения своей задачи педагог-психолог сотрудничает с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки.

5. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости педагог-психолог консультируется с экспертом в соответствующей области (руководителем методического объединения и другими специалистами).

6. Психолог по поручению специалистов Управления Образования имеет право проводить анализ использования психологических методик педагогами и другими участниками образовательного процесса.

Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия общества.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

4. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

5. Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окончания этой работы.

Психологических служб

 

Практическая деятельность психологов центра психологической помощи основывается на определенных областях научных психологических знаний, основные из которых:

- теория межличностного взаимодействия в семье, внутрисемейного общения;

- проблемы индивидуального и личностного развития;

- теория постановки психологического диагноза и набора конкретных методов личностной и внутрисемейной диагностики;

- учение о психокоррекционных методах;

- неврачебная психотерапия семьи и личности с системой показаний к тем или иным методам воздействия.

Все эти области тесно взаимосвязаны между собой. Так, теория семьи строится с учетом того, чтобы с помощью ее понятий стала возможной постановка диагноза, и можно было бы выбрать то или иное направление психотерапии. Диагноз, в свою очередь, ставится в понятиях теории с учетом дальнейшей психотерапевтической практики.

Практическая психология - это система своего рода рабочих принципов, профессиональных установок, которые определяют не только стратегию и тактику деятельности специалиста, но и этику практической психологической работы.

Специалисты психологического центра, обладая знаниями и умениями, призваны также вносить свой посильный вклад в дело улучшения жизни людей, ее качества.

Круг тем, которые составляют этику профессиональной психологической работы, в целом можно свести к трем разделам:

- деловой этикет как важная сторона морально-нравственного поведения психолога центра в процессе оказания помощи клиенту;

- этика взаимоотношений с клиентом, в процессе которых реализуются определенные правила в отношении клиента при предоставлении ему психологической помощи;

- деонтология (долженствование) выполнения отдельных видов психологической помощи в работе профессионала.

 

Специфика работы с детьми

 

1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, что предполагает активность выявления психологических проблем со стороны психолога, разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка.

2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходимо создавать заинтересованность ребенка в процессе консультирования.

3. Отсутствие рефлексии у ребенка.

Применительно к перечисленным принципам профессионального этического поведения формулируются и этические нормы профессиональных действий, обеспечивающих возможность эффективного решения деликатных, личностно-значимых проблем. Это способы и приемы, которые применяются психологом во всех ситуациях работы с клиентом.

1. Как давать конкретный совет-рекомендацию? Опыт работы многих психологов выдвинул своеобразный принцип - отказ от конкретных рекомендаций ("Я советов не даю"). Речь не идет о полном отказе от рекомендаций, но при первой встрече с клиентом совет вреден и опасен почти всегда.

Причины этого:

- скороспелый совет вряд ли может вывести человека, выстрадавшего свою проблему, из тупиков уже известных альтернатив. Чаще всего проблемой и является невозможность принять однозначное решение;

- обратившийся к психологу человек ждет не совета в прямом смысле, а конкретной помощи. Как только психолог становится "советчиком", он становится в позицию учителя по отношению к ученику, что автоматически вызывает сопротивление клиента;

- конкретные рекомендации как поступать, становятся для обратившегося возможностью снять ответственность за происходящее с себя и передать ее психологу. Формируется пассивное отношение к проблеме. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь человеку обрести уверенность в себе, способность самому отвечать за собственную судьбу.

Профессиональный совет или рекомендации становятся возможными и действенными лишь по мере углубления контакта, установления доверия между клиентом и консультантом.

2. Второй принцип - анализ подтекста как реагирование специалиста не только на явный смысл обращения и запроса на помощь, но и требование максимально подробного описания ситуации, совместное с клиентом рассмотрение истинных мотивов, планирование в соответствии с этим своих действий.

3. Принцип стереоскопического взгляда на ситуацию. Выносимая на консультацию ситуация должна быть зафиксирована и субъективно (позиция членов семьи) и объективно (средствами психолога). Это принцип всей консультационной работы, а не только этапа постановки диагноза. Психолог должен стремиться раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами.

4. Принцип уважения личности клиента, в соответствии с которым психолог не стремится совершенствовать личность клиента в соответствии с абстрактными идеалами, а исходит из учета потребностей, ситуаций, условий и возможностей самого клиента, из необходимости помочь ему в решении его собственных проблем.

Психолог не берет на себя воспитательных функций школы, детских садов, семьи, карательных функций милиции, не подменяет собой деятельность медицинских учреждений. Его задача - помочь уже сложившимся или только еще формирующимся людям в их личностных и межличностных проблемах, мешающих им чувствовать свою жизнь полноценной, а себя - счастливыми.

5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Личных отношений по возможности надо избегать, чтобы не попасть в ловушку "дружбы" или "симпатии".

В психотерапии существуют два важнейших понятия:

- "перенос", то есть склонность клиента проецировать на отношения с консультантом свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты;

- "контрперенос" - склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом.

Психолог должен понимать, что сохранение его авторитета в глазах клиента во многом связано с тем, что он мало знает о психологе как о человеке, у него нет оснований для оценки его как личности.

Если личных отношений не удалось избежать, нужно передать клиета другому специалисту.

 



Литература

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, - М., 1994.

2. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению. Научно-методическое пособие. - М.,1997.

3. Основы возрастно-психологического консультирования, учебное пособие под.ред.А. Лидерса. – М ., 1991.

4. Г.С. Абрамова Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000.

5. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. - М.,1989.

План

 

1. Организация деятельности психологической службы

2. Общие этические принципы в работе психологов разных уровней

3. Профессионально – этические принципы психологов психологических служб

3.1. Основные принципы работы с людьми в ПС

3.2.Принципы работы возрастного психолога-консультанта

3.3. Специфика работы с детьми

 



Организация деятельности психологической службы

 

Психологическое консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:

- психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;

-  психолого – медико - педагогические комиссии .

- школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;

- семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные;

- психологические консультации, работающие на общественных началах при академических и учебных заведениях;

- профориентационные консультативные центры;

- психологические экспертные службы при медицинских, образовательных, правоохранительных и др. учреждениях;

- геронтопсихологические службы, работающие при медицинских, социальных учреждениях и по территориальному признаку;

- акмеологические центры и т.д.

В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 147.