Глава 1. Основные элементы учета расчетов организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Российские предприятия ведут активный поиск надежных контрагентов с целью получения дополнительных возможностей выхода на новые рынки сбыта и доступа к новым источникам сырья. Возможность самостоятельного формирования партнерских отношений со своим контрагентами во многом определяется рыночным характером экономики, а надежность этих отношений обеспечивает не только выживание фирмы, но и ее устойчивое развитие.

Одним из основных элементов создания партнерских взаимоотношений предприятия с контрагентами является способность предприятия осуществлять в полной мере все расчеты по своим обязательствам по отношению к контрагентам и наоборот.

А для собственников предприятия информация о расчетах, отраженная в балансе предприятия, дает возможность определить степени ликвидности, платежеспособности, эффективности кредитной политики, а также свидетельствует о степени финансовой устойчивости предприятия от внешних источников финансирования.

Учет расчетов организации с контрагентами является важным элементом бухгалтерского учета, т.к. он обеспечивает надежную защиту интересов организации во взаимоотношениях с деловыми партнерами.

Целью данной контрольной работы является определение основных элементов расчетов с контрагентами и изучение вариантов их учета в балансе предприятия.



Глава 1. Основные элементы учета расчетов организации

Сущность расчетов

 

Современное общество не возможно без взаимодействия между индивидуумами и (или) их объединениями. Эти взаимоотношения основаны на процессе передачи из рук в руки на тех или иных условиях того или иного ресурса.

Любую организацию используя системный подход, можно представить как некую систему, состоящую из взаимосвязанных частей. В процессе осуществления производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организация приобретает материальные и трудовые ресурсы, реализует свою продукцию, работу или услуги или осуществляет другие операции, позволяющие ей продолжить свое функционирование в дальнейшем. Таким образом, деятельность организации можно представить как кругооборот средств, который включает в себя процесс приобретения, производства и реализации.

В процессе приобретения происходит снабжение сырьем, материалами, электроэнергией и другим необходимым для производства. Затем внутри организации, как системы, происходит создание продукции или непосредственное оказание услуг. На этапе реализации предприятие продает свою продукцию (работы, услуги) и получает средства, позволяющие начать заново кругооборот средств, т.е. возвращается к процессу приобретения.

Кругооборот средств организации характеризует экономическая сущность и содержание расчетов. Так, приобретение – это расчеты с поставщиками сырья и материалов, информации, капитала. В процессе производства возникают расчеты внутри самого предприятия: с подразделениями, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами. На этапе реализации готовой продукции, работ, услуг возникают расчеты покупателей и заказчиков с продавцом. Таким образом, расчеты являются важной составляющей текущей финансовой деятельности любой организации.

Правовой основой осуществления большинства расчетов являются обязательства, возникающие из договоров.

Договор заключается по средствам оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной, и вступает в силу (становится обязательным для сторон) с момента его подписания обеими сторонами (или с момента получения стороной, отправившей оферту, ее акцепта). Содержание и условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих условий предписано законом. Т.е. при возникновении договора, возникают обязательства, прекращение которых подразумевает взаимные расчеты между сторонами сделки.

Законодательством не дано определение понятию «расчеты», хотя в нормативных документах достаточно часто встречается данный термин. В экономической и юридической литературе существуют различные подходы к определению указанного понятия, т.е. выделяют правовые и экономические точки зрения, но все они сужены до оплаты долга, причем только денежными средствами, игнорируя тем самым все многообразие применяемых в настоящее время форм и видов расчетов, приводящих к прекращению обязательств.

С позиции бухгалтерского учета, характерной особенностью расчетов является одновременные с их осуществлением изменения в структуре имущества (дебиторская задолженность) или обязательствах (кредиторской задолженности) организации. В первом случае при погашении дебиторской задолженности происходит уменьшение одного вида актива (права на получение определенной денежной суммы) и увеличение другого (денежные средства), валюта баланса при этом остается неизменной. Во втором случае при погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением не только суммы самой задолженности, но и размера имущества организации (денежных средств или других активов).

Виды расчетов

 

Расчетные операции сопровождают деятельность любой организации. В настоящее время существует множество вариантов осуществления расчетных операций как внутри самой организации, так и с ее контрагентами. В табл.1 представлена классификация расчетов организации для целей бухгалтерского учета.

Табл. 1

Признак

Виды расчетов

Форма расчетов

1.денежные 2.неденежные

По категории контрагентов

1.физические лица 2.юридические лица

По моменту проведения платежей

1.авансы (предварительная оплата) 2.последующая оплата

По экономическому содержанию

1.с поставщиками и подрядчиками 2.с потребителями и заказчиками 3.с разными дебиторами и кредиторами 4.внутрихозяйственные расчеты

По отношению к среде предприятия

1.внутренние 2.внешние

 

Кроме того, денежные расчеты подразделяются на наличные, когда должник вручает кредитору деньги в натуральной форме, и безналичные, т.е. расчеты по гражданско–правовым сделкам и иным основаниям с использованием для этого денежные средства на банковских счетах. Неденежные расчеты – это исполнение обязательств неденежными средствами. При этом используются такие варианты расчетов, как договор мены, товарообменные (бартерные) операции, взаимозачеты, вексельные расчеты, уступка права требования, исполнение обязательств третьим лицом, перевод долга. Также к неденежным расчетам можно условно отнести и списание дебиторской задолженности. В зависимости от используемой формы расчетов применяются соответствующие счета бухгалтерского учета.

Деление контрагентов на физические и юридические лица связано, как правило, с формой оплаты. Физические лица в основном рассчитываются наличными денежными средствами, а юридические – безналичными.

Использование авансов и/или предварительной оплаты при расчетах с контрагентами, обусловлено желанием организации уменьшить риск неплатежа со стороны организации – партнера.

По экономическому содержанию контрагенты подразделяются на 4 основные группы. Данное разделение отражено и в главных счетах, используемых при расчетных операциях с ними. Это счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (поставщики поставляют предметы и средства труда, а подрядчики выполняют строительные и иные работы для нее по ее заказу), счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 76 «Расчет с разными дебиторами и кредиторами». Отдельное место в составе данных расчетных операций занимает счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», поскольку применяется при расчетах с обособленными подразделениями организации, являющимися отдельными юридическими лицами, либо в связи с передачей ее имущества другой организации в доверительное управление.

По отношению к среде предприятия все расчеты можно разделить на две группы. Первая группа – внешние расчетные операции. Это операции данной организации с другими юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися ее штатными работниками. Вторая группа – внутренние расчетные операции. Это операции по расчетам организации со своими штатными работниками, подотчетными лицами и учредителями. В составе внешних расчетных операций рассматриваются расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, а также внутрихозяйственные расчеты.

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма

Дебет Кредит

1

Приобретены основные средства

08 - 4

60

С

2

Отражена сумма НДС, предъявленная к уплате продавцом на основные средства

9 - 1

60

αС

3

Перечислено поставщику за основные средства

60

51

(1+α)С

4

Приняты к учету материалы (товары), поступившие от поставщика

10 (41)

60

М

5

Отражена сумма НДС по поступившим материалам (товарам)

19 - 3

60

αМ

6

Оплачено поставщику за материалы (товары)

60

51

(1+α)М

7

При приемке груза обнаружена недостача товарно-материальных ценностей:

 

 

 

а) в пределах, предусмотренных договором

94

60

S1

б) сверх величин, предусмотренных договором (предъявлена претензия поставщику

76 - 2

60

S2

8

Претензия погашена поставщиком

51

76 - 2

S2

9

По истечении срока исковой давности сумма претензии отнесена на счет потерь от порчи ценностей

94

76 - 2

S2

10

Сумма потерь от порчи ценностей признана внереализационным расходом

91 - 2

94

 S1 + S2

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма

Дебет Кредит

1

Признана выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг 62 90 - 1 G1

2

Начислен НДС с суммы выручки 90 - 3 68 (α/(1+α))G1

3

Поступила выручка от покупателя (заказчика) 50,51,52 62 G1

4

Признана выручка от продажи ненужных основных средств и материалов 62 91 - 1 G2

5

Начислен НДС с суммы выручки 91 - 2 68 (α/(1+α))G2

6

Поступила выручка от продажи ненужных основных средств и материалов 51 62 G2

 

Содержание хозяйственной операции

Документ

Корреспонди-рующие счета

Дебет Кредит

1

Сумма страховых платежей по договору страхования отражена в составе расходов будущих периодов Договор страхования, бухгалтерская справка - расчет

97

76 - 1

2

Расходы по страхованию, относящиеся к текущему месяцу, включены в состав общехозяйственных расходов. Бухгалтерская справка - расчет

26

97

3

Перечислена сумма страховых платежей организации - страховщику Выписка банка, платежное поручение

76 - 1

51

4

Отражена прибыль по договору простого товарищества Соглашение о распределении прибылей и убытков, бухгалтерская справка - расчет

76 - 3

91 - 2

5

Поступила доля прибыли в соответствии с соглашением Выписка банка, платежное поручение

51

76 - 3

6

Отражен убыток по договору простого товарищества Соглашение о распределении прибылей и убытков, бухгалтерская справка - расчет

91 - 1

76 - 3

7

Перечислено в счет возмещения убытков Выписка банка, платежное поручение

76 - 3

51

 

Содержание хозяйственной операции

Документ

Корреспондирующие счета

Дебет Кредит

1

Переданы организацией своему обособленному подразделению основные средства Накладная на внутреннее перемещение основных средств 79 -1 01

2

Отражена сумма амортизации, начисленная головной организацией на передаваемый объект основных средств Копия инвентарной карточки учета объекта основных средств 02 79 - 1

3

Переданы обособленному подразделению расходы по доставке основных средств Авизо, бухгалтерская справка 79 - 2 23

4

Основные средства переданы в доверительное управление Договор доверительного управления, акт приемки-передачи 79 - 3 01

5

Списана начисленная амортизация по основным средствам, переданным в доверительное управление Договор доверительного управления, акт приемки-передачи 02 79 - 3

6

Получены денежные средства в качестве прибыли от передачи имущества в доверительное управление Выписка банка, платежное поручение 51 79 - 3

7

Имущество, полученное в доверительное управление Договор доверительного управления, акт приемки-передачи 01, 04, 10 и др. 79 - 3

8

Отражена начисленная амортизация по основным средствам, полученным в доверительное управление Договор доверительного управления, акт приемки-передачи 79 - 3 02

9

Перечислены денежные средства за имущество в доверительном управлении Выписка банка, платежное поручение 79 - 3 51

 

При прекращении договора доверительного управления имуществом и возврате имущества учредителю управления делаются обратные записи.

Аналитический учет по счету 79 ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а учет расчетов по договорам доверительного управления имуществом – по каждому договору.



Заключение

 

Современное общество не возможно без взаимодействия между индивидуумами и (или) их объединениями. Эти взаимоотношения основаны на процессе передачи из рук в руки на тех или иных условиях того или иного ресурса. В ходе этого процесса между сторонами возникают обязательства, на основании которых организации осуществляют расчеты.

В разной литературе даются различные описания понятию «расчеты». С позиции бухгалтерского учета, характерной особенностью расчетов является одновременные с их осуществлением изменения в структуре имущества (дебиторская задолженность) или обязательствах (кредиторской задолженности) организации.

Помимо простого осуществления расчетных операций, для организации важно вести полный учет своих расчетов с контрагентами. Учет необходим для того, чтобы организация могла управлять своей дебиторской и кредиторской задолженностью и решать проблемы взаимных расчетов в досудебном порядке, а также поддерживать репутацию организации как кредитоспособного и надежного партнера.

Основной целью учета расчетов с контрагентами является соответствие совершаемых расчетных операций действующему гражданскому, бухгалтерскому и налоговому законодательству, интересам предприятия, их полное и своевременное отражение в бухгалтерском учете предприятия, а также выявление и пресечение негативных тенденций и финансовых потерь, вызванных организацией расчетов.

Существующих в настоящее время нормативных документов по организации и учету расчетных операций на предприятиях, на мой взгляд, достаточно. В плане счетов отражены все возможные варианты учета хозяйственных операций на предприятии, а в федеральных законах, положениях и приказах Министерства финансов даны максимально полные разъяснения по его применению с учетом той или иной специфики деятельности организации.



Литература

 

1. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 26.01.2007).

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996).

3. ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 18.09.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598).

4. ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" (ПБУ 3/2006)".

5. ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 23.04.2002) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 № 3245).

6. Бухгалтерский учет: учебник, под ред. Ю.А. Бабаева. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. – 392с.

7. Каморджанова Н., Каташова И. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие, 2-е изд., - СПб.: Питер, 2006. – 480с.

8. Керимов В.Э., Бухгалтерский управленческий учет: учебник, - 5-е изд., изм. и доп. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 460 с.

9. Кондраков Н.П., Самоучитель по бухгалтерскому учету, - 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. – 560 с.

10. Макальская М.Л., Денисов А.Ю., Самоучитель по бухгалтерскому учету: учебное пособие. – 17-е изд., перераб. и доп. – М.: «Издательство «Дело и Севис», 2007. – 384с.

11. Макальская М.Л., Фельдман И.А., Бухгалтерский учет: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 443 с. – (Основы наук).

12. Медведев М.Ю. Бухгалтерский учет для начинающих: учебно – практические пособие. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. – 452с.

13. Мельник М.В., Ревизия и контроль: учебное пособие, 3-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 528с.

14. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учебно – практические пособие. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2007. – 552с.

15. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет по плану счетов: учебно – практические пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 382с.

16. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия: учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384с.

17. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 474с.

Введение

 

Российские предприятия ведут активный поиск надежных контрагентов с целью получения дополнительных возможностей выхода на новые рынки сбыта и доступа к новым источникам сырья. Возможность самостоятельного формирования партнерских отношений со своим контрагентами во многом определяется рыночным характером экономики, а надежность этих отношений обеспечивает не только выживание фирмы, но и ее устойчивое развитие.

Одним из основных элементов создания партнерских взаимоотношений предприятия с контрагентами является способность предприятия осуществлять в полной мере все расчеты по своим обязательствам по отношению к контрагентам и наоборот.

А для собственников предприятия информация о расчетах, отраженная в балансе предприятия, дает возможность определить степени ликвидности, платежеспособности, эффективности кредитной политики, а также свидетельствует о степени финансовой устойчивости предприятия от внешних источников финансирования.

Учет расчетов организации с контрагентами является важным элементом бухгалтерского учета, т.к. он обеспечивает надежную защиту интересов организации во взаимоотношениях с деловыми партнерами.

Целью данной контрольной работы является определение основных элементов расчетов с контрагентами и изучение вариантов их учета в балансе предприятия.



Глава 1. Основные элементы учета расчетов организации

Сущность расчетов

 

Современное общество не возможно без взаимодействия между индивидуумами и (или) их объединениями. Эти взаимоотношения основаны на процессе передачи из рук в руки на тех или иных условиях того или иного ресурса.

Любую организацию используя системный подход, можно представить как некую систему, состоящую из взаимосвязанных частей. В процессе осуществления производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организация приобретает материальные и трудовые ресурсы, реализует свою продукцию, работу или услуги или осуществляет другие операции, позволяющие ей продолжить свое функционирование в дальнейшем. Таким образом, деятельность организации можно представить как кругооборот средств, который включает в себя процесс приобретения, производства и реализации.

В процессе приобретения происходит снабжение сырьем, материалами, электроэнергией и другим необходимым для производства. Затем внутри организации, как системы, происходит создание продукции или непосредственное оказание услуг. На этапе реализации предприятие продает свою продукцию (работы, услуги) и получает средства, позволяющие начать заново кругооборот средств, т.е. возвращается к процессу приобретения.

Кругооборот средств организации характеризует экономическая сущность и содержание расчетов. Так, приобретение – это расчеты с поставщиками сырья и материалов, информации, капитала. В процессе производства возникают расчеты внутри самого предприятия: с подразделениями, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами. На этапе реализации готовой продукции, работ, услуг возникают расчеты покупателей и заказчиков с продавцом. Таким образом, расчеты являются важной составляющей текущей финансовой деятельности любой организации.

Правовой основой осуществления большинства расчетов являются обязательства, возникающие из договоров.

Договор заключается по средствам оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной, и вступает в силу (становится обязательным для сторон) с момента его подписания обеими сторонами (или с момента получения стороной, отправившей оферту, ее акцепта). Содержание и условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих условий предписано законом. Т.е. при возникновении договора, возникают обязательства, прекращение которых подразумевает взаимные расчеты между сторонами сделки.

Законодательством не дано определение понятию «расчеты», хотя в нормативных документах достаточно часто встречается данный термин. В экономической и юридической литературе существуют различные подходы к определению указанного понятия, т.е. выделяют правовые и экономические точки зрения, но все они сужены до оплаты долга, причем только денежными средствами, игнорируя тем самым все многообразие применяемых в настоящее время форм и видов расчетов, приводящих к прекращению обязательств.

С позиции бухгалтерского учета, характерной особенностью расчетов является одновременные с их осуществлением изменения в структуре имущества (дебиторская задолженность) или обязательствах (кредиторской задолженности) организации. В первом случае при погашении дебиторской задолженности происходит уменьшение одного вида актива (права на получение определенной денежной суммы) и увеличение другого (денежные средства), валюта баланса при этом остается неизменной. Во втором случае при погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением не только суммы самой задолженности, но и размера имущества организации (денежных средств или других активов).

Виды расчетов

 

Расчетные операции сопровождают деятельность любой организации. В настоящее время существует множество вариантов осуществления расчетных операций как внутри самой организации, так и с ее контрагентами. В табл.1 представлена классификация расчетов организации для целей бухгалтерского учета.

Табл. 1

Признак

Виды расчетов

Форма расчетов

1.денежные 2.неденежные

По категории контрагентов

1.физические лица 2.юридические лица

По моменту проведения платежей

1.авансы (предварительная оплата) 2.последующая оплата

По экономическому содержанию

1.с поставщиками и подрядчиками 2.с потребителями и заказчиками 3.с разными дебиторами и кредиторами 4.внутрихозяйственные расчеты

По отношению к среде предприятия

1.внутренние 2.внешние

 

Кроме того, денежные расчеты подразделяются на наличные, когда должник вручает кредитору деньги в натуральной форме, и безналичные, т.е. расчеты по гражданско–правовым сделкам и иным основаниям с использованием для этого денежные средства на банковских счетах. Неденежные расчеты – это исполнение обязательств неденежными средствами. При этом используются такие варианты расчетов, как договор мены, товарообменные (бартерные) операции, взаимозачеты, вексельные расчеты, уступка права требования, исполнение обязательств третьим лицом, перевод долга. Также к неденежным расчетам можно условно отнести и списание дебиторской задолженности. В зависимости от используемой формы расчетов применяются соответствующие счета бухгалтерского учета.

Деление контрагентов на физические и юридические лица связано, как правило, с формой оплаты. Физические лица в основном рассчитываются наличными денежными средствами, а юридические – безналичными.

Использование авансов и/или предварительной оплаты при расчетах с контрагентами, обусловлено желанием организации уменьшить риск неплатежа со стороны организации – партнера.

По экономическому содержанию контрагенты подразделяются на 4 основные группы. Данное разделение отражено и в главных счетах, используемых при расчетных операциях с ними. Это счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (поставщики поставляют предметы и средства труда, а подрядчики выполняют строительные и иные работы для нее по ее заказу), счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 76 «Расчет с разными дебиторами и кредиторами». Отдельное место в составе данных расчетных операций занимает счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», поскольку применяется при расчетах с обособленными подразделениями организации, являющимися отдельными юридическими лицами, либо в связи с передачей ее имущества другой организации в доверительное управление.

По отношению к среде предприятия все расчеты можно разделить на две группы. Первая группа – внешние расчетные операции. Это операции данной организации с другими юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися ее штатными работниками. Вторая группа – внутренние расчетные операции. Это операции по расчетам организации со своими штатными работниками, подотчетными лицами и учредителями. В составе внешних расчетных операций рассматриваются расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, а также внутрихозяйственные расчеты.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 264.