Ранняя диагностика способностей юных метателей - давняя проблема легкоатлетических метаний. Насколько велики потенциальные возможности спортсменов, как выявить из них наиболее одаренных?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория не дает четких ответов на эти вопросы, а практика решает их интуитивно, на глазок. Необходим специфический тест для раннего отбора и определения перспективности юных метателей. Нами предлагается следующий подход к решению этой проблемы.

Предполагается, что быстрота «пустой руки» в специфическом для метателя движении, обусловлена «генетически». Она не зависит ни от возраста, ни от веса, ни от силы спортсмена, а потому может быть примерно равной и у взрослого мастера, и у юного метателя.

«Если внешнее отягощение невелико, то уровень силы не сказывается на скорости» (В.М. Зациорский «Физические качества спортсмена»). Экстраполируя этот постулат на предмет наших усилий, получаем что и при метании очень легких снарядов юноша и мастер могут показывать примерно одинаковые результаты. Но чем больше вес отягощений, тем больше разница проявления этой специфической быстроты. И она выражается в разительном различии результатов.

При прочих, условно принятых равными, факторах, наш юноша сильно отличается от взрослого мастера, прежде всего - весом и уровнем развития силы. Как же сравнить их возможности? Надо попытаться поставить их в равные условия, дать каждому по снаряду, соответствующему их кондициям. Так называемому - соизмеримому снаряду. Создать условия, при которых юный спортсмен сумеет показать результат мастера спорта международного класса (МСМК). В толкании ядра это будет результат порядка 20 м.

Если при этом:

Юноша показывает искомый результат;

Технический уровень исполнения им движения удовлетворителен;

Антропометрические характеристики юноши и мастера сопоставимы;

4) соотношение их кондиций и масса ядра примерно равны, то одаренность юного метателя сомнений вызывать не должна.

Но кондиции - это большой набор качеств, необходимых метателю. Здесь рост, вес, длина рук, сила ног и туловища, взрывная способность ног, психофизические особенности. Возьмем в качестве примера одну из составляющих кондиций - силу в упражнении «жим лежа».

Ведущие атлеты мира, показывающие в толкании ядра результаты порядка 20 м, имеют, как правило, уровень развития силы в этом упражнении 210-220 кг (мужчины) и 115-125 кг (женщины). Количество кг силы атлетов, приходящейся на 1 кг массы ядра, равно примерно 30 ед. (у мужчин 210-220 кг: 7,257 кг, у женщин 115-120 кг : 4 кг).

Величину силы атлета, приходящуюся на 1 кг массы ядра, при дальности его полета на 20 м, мы условно назвали «нервно-мышечный индекс» - НМИ.

НМИ мастера, равный или примерно равный 30 ед., принимается нами как критерий высокой эффективности деятельности нервно-мышечного аппарата толкателей ядра высокого класса. НМИ юноши, близкий к 30 ед., достигнутый с соизмеримым снарядом, характеризует возможности его нервной системы производить мышечное усилие, по своим параметрам не уступающее аналогичным параметрам мастеров спорта и МСМК. И может служить тестом - оценкой потенциальных возможностей юных атлетов.

Показатели на уровне 30 ед. и ниже будут диагностировать повышенные возможности атлетов, выше - пониженные. Значения НМИ могут меняться с ростом технического мастерства спортсменов. Чем спортсмен техничнее, тем при меньшем уровне развития силы он может добиться искомого результата.

Значения НМИ зависят также от антропометрических особенностей атлета. Здесь могут сыграть свою роль компенсаторные механизмы. Метатель низкорослый, короткорукий обязан компенсировать эти недостатки суперразвитием других качеств. Стать очень сильным, быстрым, техничным. И наоборот: Недостатки в развитии силы отдельные спортсмены компенсируют выдающимися антропометрическими данными, добиваясь низких значений НМИ, что в свою очередь, является признаком высокой одаренности.

В процессе тренировки возможности нервно-мышечной системы возрастают в основном за счет увеличения силовых факторов. Вполне резонно предполагать, что наш юноша сумеет реализовать свои способности и при условии приложения большей силы будущего уровня к более тяжелому будущему снаряду. Поэтому, на наш взгляд, имеет смысл изменить основную стратегическую линию многолетней подготовки метателей. Главным, доминирующим фактором становится достижение уровня МСМК с соизмеримым снарядом. При рациональной тренировке, на фоне возрастающих кондиций, метатель переходит с одного веса снарядов на другой, вплоть до взрослых соревновательных снарядов.

Наверняка найдется немало скептиков, не приемлющих подход по использованию силы в упражнении «жим лежа», как одной из составляющих кондиций в расчете НМИ. Ведь возможно, видимо, подсчитать НМИ и по другим составляющим. Например, по уровню взрывной силы, взяв за пример прыжок в длину, тройной или метание ядер.

Действительно, мы знаем, что единственным производителем усилия в метаниях являются ноги спортсмена, а плечевой пояс (ПП) - суть звено, передающее это усилие на руки и снаряд. Оно должно быть сильным и эластичным, чтобы выдержать скоростно-силовой импульс, создаваемый ногами. Оно только терпит, но не создает. И, тем не менее, экспериментально установлено, что наибольший прирост скорости ядро получает за счет сокращения мышц ПП в фазе финального усилия. Абсолютная величина ускорения ядра в этой фазе зависит от силы и сократительной способности мышц, обеспечивающих приведение плеча и разгибание руки. Корреляционная связь этого упражнения со спортивным результатом очень высокая. Она начинает прослеживаться на уровне II-III разрядов (0,455-0,621) (данные Т. Пресс) и идет по возрастающей, достигая к уровню МСМК почти линейной зависимости. Очевидно, что увеличение абсолютной силы (Fабс) этих групп мышц в итоге создает условия для непосредственного увеличения и силы, прикладываемой к ядру.

В 1969 году В.Н. Тутевич математически доказал, что «зависимость дальности метания различных весов от средней силы F является практически линейной: и каждый кг увеличения силы дает вполне определенный и одинаковый прирост дальности». Безусловно, речь идет о силе, прикладываемой к снаряду. И если: обе эти силы (Fабс и Fприкл) практически линейно влияют на результат, то с некоторой натяжкой мы можем их отождествить.

Принять, что каждый кг увеличения Fабс атлета дает «вполне определенный прирост дальности» (толкания ядра в частности) - что и требовалось доказать. Силу Fабс в упражнении «жим лежа» правомерно использовать как одну из составляющих кондиций метателей. А это, в свою очередь, доказывает корректность подхода по использованию соизмеримых снарядов в качестве теста по определению способностей юных метателей.

В возрастной период 11-15 лет у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движения. Однако в период полового созревания возникает необходимость в дифференцированном подходе к величине физической нагрузки в зависимости от степени половой зрелости юного атлета.

Таким образом, главной особенностью исследования юных атлетов в период 11-12 лет является уровень физического развития и функциональной подготовленности. В этот период особенного значения приобретает контроль за физическими нагрузками юного организма, что связано с высокими темпами полового созревания. А период 13-15 лет (активного развития физических качеств и специальной работы над усовершенствованием навыков, специальных физических качеств, необходимых для участия в соревнованиях) необходим комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельности юного организма к адаптации его к физическим нагрузкам, которые способствуют повышению эффективности тренировочного процесса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. -К,: Здоров’я, 1986, - 160с.

2. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Высшая школа, 1974.

3. Годик М.А. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

4. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 38.

5. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. Ч 2. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С .61-149.

6. Круцевич Т.Ю., Воробьёв М.И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей. - Киев: НУФВСУ, 2005. - 195 с.

7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

8. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников; Под ред. Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.

9. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

10. Пангелов Б.П. Развитие двигательных качеств и спортивная одаренность юных легкоатлетов: Методические рекомендации для студентов физического воспитания и тренеров ДЮСШ. - Переяслав-Хмельницкий, 1989. - С. 1-17.

11. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С. 588.

12. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.

13. Фомин Н.А. Физиология юношеского спорта: Уче6. пос. для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982. - 320 с.


Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.