Если для возбуждения дела по спору достаточно обратиться с оформленным по правилам, установленным АПК, исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо наличие определенных материальных процессуально-правовых условий.
Материально-правовые условия
Материально-правовые условия включают:
а)наличие субъекта банкротства, т.е. лица, которое, в соответствии с законодательством, может быть объявлено банкротом (иными словами - обладающего конкурснспособностью). К таким лицам относятся юридические лица, за исключением казенных предприятий, религиозных и политических организаций, учреждений, и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (до вступления в силу соответствующего федерального закона граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в силу п.2 ст.231 Закона, конкурсноспособностью не обладают). Не может быть возбуждено дело о банкротстве таких участников гражданских отношений, как Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, поскольку закон не наделил их конкурсноспособностью. В то же время банкротом может быть объявлен такой особый участник правоотношений, как крестьянское (фермерское) хозяйство, не обладающее, в соответствии с ГК, правами юридического лица;
б)наличие у должника признаков банкротства. К числу признаков закон относит (ст.З, 6, п.2 ст.33 Закона) наличие у должника долга по неисполненным в течение трех месяцев денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей, минимальный размер которого должен в совокупности составлять: для юридических лиц - не менее 100 000 руб., для граждан - не менее 10 000 руб.
При отсутствии хотя бы одного из названных материально-правовых условий арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом (ст.43 Закона).
Процессуально-правовые условия
Процессуально-правовые условия включают:
а) направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом. Круг лиц, которые могут обратиться с заявлением, Законом ограничен. В соответствии со ст.7 Закона правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признаниидолжника банкротом обладают только: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным обязательствам (ст.2, 4 Закона), т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ).
Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых, кредиторов право на участие в деле о банкротстве и, соответственно, на подачу заявления о признании должника банкротом Закон предоставляет и другим лицам, которые, также условно, могут быть названы административно-правовыми кредиторами. Таких лиц Закон называет уполномоченными органами, к их числу, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. N 185 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства", в настоящее время относится только Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСДН). При банкротстве кредитных организаций уполномоченным органом выступает Центральный банк РФ.
В любом случае правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает сам должник, т.е. лицо, обладающее конкурсноспособностью и имеющее признаки банкротства;
б) соблюдение определенного порядка получения долга, что можно уподобить досудебному урегулированию спора, существующему в исковом производстве в некоторых случаях.
Так, конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган по денежным обязательствам, прежде чем обращаться с заявлением о признании должника банкротом, должен попытаться взыскать долг в исковом порядке и в порядке исполнительного производства (п.З ст.6, п.2 ст.7, ст.39, 40 Закона). Отсутствие доказательств обращения с иском и возбуждения исполнительного производства является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.
До обращения уполномоченного органа с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей органы исполнительной власти, наделенные правом взыскания обязательных платежей и сборов (налоговые и таможенные органы), обязаны принять решение о взыскании недоимки за счет имущества должника. Отсутствие такого решения также является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.
Обращение с заявлением
Лицо, имеющее право на подачу заявления о признании должника банкротом, обязано оформить его в соответствии с требованиями, установленными АПК и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". При этом требования к содержанию заявления предъявляются Законом о банкротстве более жесткие, чем АПК к исковому заявлению. Заявление должника должно содержать все те данные, которые перечислены в ст.37 Закона, к нему, помимо документов, предусмотренных АПК (доказательств направления с уведомлением о вручении копии заявления конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника - унитарного предприятия, в совет директоров и иным лицам и доказательств уплаты государственной пошлины), должны быть в обязательном порядке приложены документы, перечисленные в ст.38 Закона. Заявление конкурсного кредитора и уполномоченного органа должно соответствовать требованиям, установленным в ст.39 Закона, к заявлению прилагаются документы, указанные в ст.40 и 41 Закона.
Принятие заявления
Процесс принятия заявления о признании должника банкротом в основном аналогичен порядку, установленному АПК. Здесь можно выделить две особенности:
а) если заявление подано с нарушением установленных правил или дело неподведомственно арбитражному суду (например, отсутствуют признаки банкротства или заявитель просит признать банкротом лицо, не обладающее конкурсноспособностью), арбитражный суд соответственно сразу возвращает заявление - ст.44 Закона (институт оставления заявления без движения, предоставляющий время для устранения недостатков заявления, в делах о банкротстве не применяется) - либо отказывает в принятии заявления - ст.43 Закона. Введение нормы о возможности отказа в признании заявления внешне находится в противоречии с АПК (нормами АПК отказ в принятии даже заведомо неподведомственного арбитражному суду спора не предусмотрен*(223), вопрос о подведомственности спора решается в судебном заседании, например предварительном, предоставляющем возможность сторонам высказать свою точку зрения на это), тем не менее это обстоятельство объяснимо. Возбуждение судом дела о банкротстве всегда создает для должника некоторые проблемы, как имущественные, так и личностные: подрывает его деловую репутацию, может повлечь разрыв хозяйственных связей, увольнение работников, лишить инвестиций и т.п. Возможность отказа в принятии неподведомственного суду дела о банкротстве направлена на предотвращение злоупотреблений, которые могут допускаться недобросовестными участниками экономических отношений*(224);
б) принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или уполномоченным органом, автоматически производство по делу о банкротстве, как это предусмотрено ч.З ст.127 АПК в отношении исков, не возбуждается. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. Для понимания причин появления такой нормы необходимо обратиться к истории российского законодательства о банкротстве и судебной практики.
В соответствии со ст.56 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. арбитражный суд с момента принятия заявления кредитора вводил в отношении должника процедуру наблюдения, существенным образом ограничивающую дееспособность должника, кроме того, введение наблюдения, как и вообще принятие судом заявления о признании должника банкротом, часто негативно сказывается на деловой репутации любого участника экономического оборота. Этим обстоятельством нередко пользовались недобросовестные лица, использующие механизм банкротства в целях передела собственности: они обращались в суд с заявлением о признании интересующего их лица банкротом на основании не соответствующих действительности документов, обосновывающих наличие у должника задолженности, суд вводил наблюдение, назначал временного управляющего, часто связанного с заявителем, механизм банкротства начинал функционировать, все остальное было, как говорится, делом техники.
Конституционный Суд РФ постановлением от 12 марта 2001 г. N 4-П признал ст.56 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не соответствующей Конституции, предписав арбитражным судам вопрос о введении наблюдения, т.е. о возбуждении дела о банкротстве, решать только после получения от должника разъяснений и возражений на заявление. При разработке и принятии Закона 2002 г. законодатель учел эти обстоятельства и установил норму, разделяющую принятие арбитражным судом заявления и возбуждение дела о банкротстве путем введения процедуры наблюдения.
В соответствии со ст.42, 48 Закона после принятия заявления, поступившего от конкурсного кредитора или уполномоченного органа, судья назначает в срок, не меньший чем 15 дней и не больший чем 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом, заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, извещая о времени и месте заседания заявителя, должника, заявленную саморегулируемую организацию и подразделение ФСДН.
Поскольку конкурсный кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом только после предъявления иска о взыскании долга и возбуждения исполнительного производства, обоснованность его требований проверяется путем установления, вступило ли решение в законную силу и не исполнено ли оно. Заявление уполномоченного органа по обязательным платежам подлежит проверке по существу, если должник отрицает наличие недоимки.
По результатам заседания суд выносит следующие определения: либо о признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения (т. е. о возбуждении дела), либо об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу (об оставлении заявления без рассмотрения), если требования заявителя признаны необоснованными.
Обеспечительные меры
По терминологии законодательства о банкротстве эти меры называются мерами по обеспечению заявленных требований кредиторов, поскольку последние являются основными участниками дела о банкротстве, чьи права и интересы должны быть защищены в ходе рассмотрения дела.
Основной функцией таких мер является обеспечение сохранности имущества должника, поскольку именно за счет реализации имущества производятся расчеты с кредиторами. Принятие мер по обеспечению заявленных требований кредиторов производится арбитражным судом в порядке, установленном АПК: среди таких мер обычно применяются арест имущества, запрет на отчуждение имущества и совершение других сделок.
Обеспечительные меры действуют до момента введения наблюдения, одной из задач которого является обеспечение сохранности имущества должника (т. е. наблюдение выполняет и обеспечительные функции) - п.З ст.46 Закона. В то же время в ходе наблюдения, введение которого значительно ограничивает дееспособность должника, в том числе в части распоряжения имуществом, арбитражным судом могут быть приняты и дополнительные обеспечительные меры, такие как запрет должнику на совершение без согласия временного управляющего любых сделок (ч.2 ст.46 Закона). Хотя в Законе о банкротстве прямо не указано на возможность принятия предварительных обеспечительных мер, их принятие возможно и в деле о банкротстве в порядке и на условиях, установленных ст.99 АПК.
Подготовка дела к судебному разбирательству
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится по правилам и в порядке, установленном АПК (ст.50 Закона).
Вместе с тем подготовка дела о банкротстве имеет и свои особенности, в частности:
а)не предусмотрено проведение предварительного судебного заседания в порядке, установленном ст.136 АПК. Дело в том, что специфика рассмотрения дела о банкротстве не требует проведения такого заседания по следующим причинам: целью проведения предварительного судебного заседания, в соответствии со ст.134, 136 АПК, является определение круга доказательств, подлежащих исследованию в судебном разбирательстве, в том числе их раскрытие, выяснение позиций сторон по существу спора, определение круга лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты рассмотрением спора. Все эти задачи решаются арбитражным судом при подготовке дела о банкротстве иными процессуальными средствами.
Во-первых, вопрос об обоснованности требований заявителя-кредитора или уполномоченного органа решается в специальном заседании (ст.48 Закона).
Во-вторых, несостоятельность должника подтверждается достаточно ограниченным, определенным кругом доказательств: в основном письменными доказательствами (бухгалтерскими и иными финансовыми документами), для выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства - экспертизой (п.З ст.50 Закона), практически не используются свидетельские показания, вещественные доказательства и объяснения.
В-третьих, основными участниками дела о банкротстве помимо должника являются кредиторы. Их выявление является одной из задач временного управляющего, размер их требований определяется арбитражным судом, в том числе путем проведения заседаний по проверке возражений по требованиям кредиторов, по рассмотрению заявлений, жалоб и ходатайств временного управляющего, должника и кредиторов. Таким образом, можно сказать, что в ходе подготовки дела о банкротстве арбитражный суд проводит несколько предварительных судебных заседаний, в ходе которых решаются частные вопросы подготовки.
В-четвертых, многие вопросы подготовки дела к судебному разбирательству, которые по делам искового производства приходится решить суду, в деле о банкротстве решаются в ходе осуществления процедуры банкротства - наблюдения;
б)подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству, помимо арбитражного суда, осуществляется временным управляющим входе осуществления наблюдения.
В соответствии со ст.2 Закона наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. В данной формулировке перечислены основные задачи наблюдения. Проиллюстрируем их в сравнении с основными задачами подготовки дела, рассматриваемого арбитражным судом в порядке искового производства:
а)обеспечение сохранности имущества должника. Фактически выполняет роль мер по обеспечению прав кредиторов (обеспечительных мер в исковом производстве);
б)проведение анализа финансового состояния должника. Основное обстоятельство, подлежащее выяснению при рассмотрении дела о банкротстве, установление несостоятельности или состоятельности должника. Таким образом, анализ финансового состояния должника есть не что иное, как сбор основных доказательств по делу о банкротстве (естественно, что должник, кредиторы и иные участники дела могут представлять и свои доказательства);
в)составление реестра требований кредиторов. Данным способом определяется основной состав лиц, участвующих в деле о банкротстве;
г)проведение первого собрания кредиторов. Его целью является выявление мнения большинства основных участников дела о банкротстве по существу дела, т.е. в отношении дальнейшей судьбы должника.
В то же время правовую природу наблюдения можно охарактеризовать и как способ реализации (исполнения) судебного акта - определения арбитражного суда о введении наблюдения. Основной задачей определения арбитражного суда, в силу ч.1 ст.184 АПК, является решение вопроса, требующего разрешения в ходе судебного разбирательства. Определение о введении наблюдения выполняет две основные функции: им возбуждается производство по делу о банкротстве (т.е. запускается механизм (маховик) банкротства) и ограничивается дееспособность должника в целях обеспечения прав кредиторов. Назначение, при введении наблюдения, временного управляющего, роль которого можно уподобить роли комиссара в армии, преследует установление лица, ответственного за исполнение определения.
Совокупность перечисленных характеристик наблюдения позволяет дать, с процессуальных позиций, следующее его понятие:
наблюдение - процедура банкротства, целью которой является исполнение судебного акта арбитражного суда и осуществление подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 167.