Международная экономика объединяет два понятия: во-первых, понятие мирового хозяйства* и, во-вторых, понятие международных экономических отношений. Поэтому сущность и функционирование международной экономики требуют раскрытия и анализа отмеченных понятий.
В современном мировом хозяйстве нашли свое проявление как общие, так и специфические экономические категории. Этим определяется теоретическое и практическое значение раскрытия тенденций, противоречий и перспектив его развития.
Глубинной основой международной экономики являются общечеловеческие социально-экономические ценности. К основным из них, являющимся достижениями цивилизационного развития человечества во всем мире, принадлежат: семья и ее домашнее хозяйство; государство и его экономическая политика как фактор роста общественного богатства; товарно-денежные отношения, объединяющие в единую противоречивую хозяйственную систему семьи, их домашние хозяйства, государства, их группировки; собственность, определяющая положение как отдельного человека, коллектива людей, так и целого государства в мире; производство на всех его фазах, обеспечивающее само существование человечества и его развитие в целом и каждой отдельной личности.
Экономические основы развития мирового хозяйства, которые закладываются в сфере обращения, начинают проявляться уже на этапе создания местного рынка. Хотя капитал и зародился в сфере обращения, тем не менее, путь к победе над традиционной (феодальной, патриархально-клановой, общинной и т. п.) земельной и мелкотоварной собственностью он начал прокладывать с промышленности. Формирование мирового хозяйства иллюстрируют три стадии становления и развития классического предпринимательства в промышленности экономики более развитых стран: предпринимательская простая кооперация (с зарождения предпринимательства в промышленности и приблизительно до середины XVI в.), мануфактурное производство (XVI —XVIII вв.), крупное машинное производство (XVIII —XX вв.). В период промышленного переворота в экономически более развитых странах (начиная с середины XVIII в.) и развер-
* Понятия "мировое хозяйство" и "мировая экономика" тождественны. Во всех языках мира, кроме английского, для обозначения понятия "хозяйство" употребляются два слова: национальное и взятое из английского (economics, economy). Последнее связано с тем, что именно в Англии исторически возникла предпринимательская деятельность современного типа и проводились широкие научные разработки о ней, прежде всего в работах классиков экономической теории электротехнической революции (последняя треть XIX — начало XX в.) исторически завершается формирование мирового хозяйства.
Если переход от одного технологического способа производства к другому определяется совершенствованием средств труда, прогрессом в использовании результатов науки и техники, внедрении новых технологий, то условием становления мирового хозяйства является историческая эволюция института семьи, государства и собственности, сцементированных развитием товарно-денежных отношений, переходом их функционирования из сферы обращения в сферу производства. Основные этапы развития мировой экономики приведены на рис. 43.
Экономическая наука считает, что в будущем мировое хозяйство будет единым организмом, функционирующим на рыночной основе и характеризующимся высоким уровнем инноваций, быстрыми изменениями в формах соединения факторов производства, отсутствием господства условий труда над непосредственным производителем, новым трудовым стилем.
Характерными чертами современного мира являются разнообразие и многовариантность форм его составных частей, с одной стороны, и возрастающее единство, взаимозависимость этих частей — с другой. Если разнообразие мира порождает множество интересов, на основе которых и развертываются противоречия, то взаимосвязь его составных частей приводит к появлению общего интереса, который служит его возрастающему единству и поиску путей преодоления противоречий.
Основными тенденциями развития современного мира являются кардинальные социально-экономические изменения, ускоренное развитие производительных сил общества, возрастающая взаимозависимость государств мирового сообщества. Эти тенденции находятся в диалектическом взаимодействии.
Общественный прогресс требует налаживания конструктивного, творческого взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты и создает для этого необходимые предпосылки. Обеспечение мира и социального прогресса как общечеловеческого интереса становится доминантой современной эпохи. Общечеловеческие интересы существовали всегда, но в условиях усиления угрозы ядерного и экологического уничтожения они приобрели приоритетное значение.
Возможность и необходимость обеспечения этих интересов лежат в долгосрочном сосуществовании различных стран с их разнообразной спецификой экономических систем. Последние основываются на доиндустриальной, индустриальной и научно-производственной системах производительных сил. В различных странах эти системы сосуществуют в разнообразных сочетаниях и составляют национальные производительные силы. В связи с углублением международной специализации и кооперации производства, международного разделения труда и с развитием международного обмена на всех стадиях общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта) происходит интернационализация производительных сил национальных хозяйств.
В условиях научно-технического прогресса международное разделение труда как объективная основа развития мирового рынка, мирового хозяйства в целом и высшая форма общественного территориального разделения труда обогащается качественно новыми чертами. Современные производительные силы требуют такого разделения труда, которое делает экономически неэффективным или даже просто невозможным обеспечение производственных и других потребностей каждой отдельной страны лишь за счет ее собственных сил. Участие в международном разделении труда становится предпосылкой нормального развития производства.
Главным звеном международного разделения труда и развивающихся на его основе международных экономических отношений являются транснациональные компании (ТНК). Например, одна из них — всемирно известная "Тойота" — разместила в 116
Мировая экономика | |||
1 | 1 |
I этап
II этап
III этап
IV этап
Последняя треть XIX в. — начало 20-х годов XX в.
Завершение территориального раздела мира и начальное формирование объединенной рыночной мировой экономики на предпринимательских началах
Страны
Колониальные и зависимые, экономически слаборазвитые (2)
1)Преобладание рыночных отношений в связях между (1);
2)Доминирование внешнеэкономических отношений в связях между (1) и (2);
3)почти полное отсутствие экономических связей в (2)
Начало 20-х годов XX в. — начало 90-х годов XX в.
Распад мировой предпринимательской экономики
Совокупность стран с развитыми рыночными взаимосвязями
Экономически слаборазвитые (2)
1)рост экономической рыночной целостности между (1) и (2);
2)неравномерность экономического развития;
3)разрыв в уровнях экономического развития
4)-начало формирования региональных экономических объединений
С начала 90-х годов XX в.
Становление целостности мировой экономики на рыночных началах
Страны развитой рыночной экономики, развивающейся рыночной экономики, переходной к рынку экономики
1)развитие рыночной экономики;
2)трансформация МЭО;
3)разнообразие социально-экономических и организационно-экономических отношений;
4)неравномерность экономического развития;
5)становление новых развитых стран;
6)приобретение производительными силами общемирового характера
Со второй половины XXI в.
Рыночная и технико-экономическая целостность мировой экономики
Особенности социально-экономического развития отдельных подразделений странах мира 26 сборочных и производственных предприятий, имеет 6 сбытовых компаний и 116 фирм-распределителей.
Международное разделение труда определяет рост международной специализации и кооперирования производства.
Вместе с развитием производительных сил и рыночных отношений меняется соотношение между разновидностями — по уровню структуры — международного разделения труда: общим (между крупными сферами экономики различных стран — промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и т. п.), частным (между отраслями и внутри отраслей крупных сфер экономики как межфирменным) и единичным (на отдельных предприятиях, фирмах многонационального базирования как между кооперированными специализированными предприятиями). Частное и особенно единичное международное разделение труда тесно связаны с процессом региональной экономической интеграции, а также с функционированием транснациональных компаний, совместных предприятий, свободных экономических зон и т. п. Частное и единичное международное разделение труда проявляются также в растущих предметной, подетальной (поузловой) и технологической (постадийной) специализации и кооперировании производства. Границы внутреннего рынка становятся тесными для крупномасштабного специализированного производства. Специализация производства все более развивается не по конечной продукции, а по полуфабрикатам, деталям, узлам, комплектующим изделиям и т. п.
Развитие внутри- и межфирменного разделения труда непосредственно приводит к появлению элементов прямой производственной кооперации между субъектами разделения труда, функционирующими в различных странах. В свою очередь, возникновение прямой производственной кооперации требует надежных экономических связей и усиливает зависимость масштабов и глубины специализации и кооперирования от состояния межгосударственных отношений. Это обусловливает развитие процесса межгосударственной экономической интеграции.
Участие национальных хозяйств в международном разделении труда не ограничивается торгово-экономическими формами. Оно проявляется также в развитии взаимоотношений в науке, технике и производстве на основе кооперирования специализированных крупных, средних и мелких предприятий. Развитие производительных сил через международное разделение труда ведет к интернационализации производства. Вместе с интернационализацией производительных сил и производства развиваются мировой рынок, а на этой основе и мировое хозяйство, и его инфраструктура.
Отсюда международное разделение труда выражает отраслевую и все более внутриотраслевую и внутрифирменную специализацию и кооперацию, взаимодействие производительных сил в международном масштабе и одновременно является специфическим межгосударственным общественным отношением в процессе мирового производства и реализации его результатов. Базой развития международного разделения труда являются уровень и характер общественного производства, т.е. уровень развития производительных сил и характер экономических производственных отношений в отдельных странах и во всем мире. Чем выше уровень общественного производства, тем больше возможностей для участия в международном разделении труда. Рост международного разделения труда является путем для увеличения эффективности производства и на этой основе — путем развития человеческой цивилизации.
Таким образом, основой функционирования мирового хозяйства является международное разделение труда, которое определяет специализацию производства стран в соответствии с их природно-климатическими, историческими и экономическими условиями, которая, в свою очередь, на определенном этапе проявляется как процесс интернационализации производства и всей хозяйственной жизни. На этой основе развиваются процессы экономической интеграции, обусловливающие тенденцию к экономическому единству мира, глобализации экономических явлений и процессов. Необходимость совместного решения глобальных проблем современности, в частности социально-экономических и экологических, является одним из факторов усиления этой тенденции. Вместе с тем экономическому единству мира свойственны определенные противоречия: тенденции к объединению в рамках всей мировой экономики не всегда согласуются с региональной интеграцией, которая может привести к определенной обособленности, замкнутости отдельных интеграционных группировок. В целом же общемировая интеграция обусловливает формирование взаимозависимого, взаимосвязанного, противоречивого, но в значительной мере целостного, хотя и с полиосновной структурой, мирового хозяйства.
Итак, видим, что современное мировое хозяйство является сложной системой национальных хозяйств отдельных стран и их группировок, которые взаимосвязаны международными экономическими отношениями (МЭО) на основе международного разделения труда.
Мировое хозяйство как система состоит из социально-экономической, организационно-экономической и функциональной подсистем, которые подчиняются определенным внутренним и внешним закономерностям.
Социально-экономическая подсистема выражает существование в мировом хозяйстве различных групп стран: развитой рыночной экономики, развивающихся и переходных к рынку. Отдельные национально организованные хозяйства стран развитой рыночной экономики, развивающихся стран рыночной экономики и государств переходной от централизованно управляемой к рыночной экономике в своем противоречивом единстве составляют материальную основу, вещественное содержание мирового хозяйства и одновременно являются основными его социально-экономической подсистемы. Международные экономические отношения связывают эти хозяйства в целостную систему. Современная форма существования мирового хозяйства является следствием многовекового развития производительных сил и углубления разделения труда.
Основные составляющие социально-экономической подсистемы современного мирового хозяйства определяют по таким критериям, как
1) уровень и характер развития производительных сил в их взаимосвязи с организационно-экономическими отношениями, т. е. со степенью развития рынка внутри той или иной страны;
2) специфика многоукладное™ экономики;
3) особенности государственного регулирования хозяйственной жизни (соотношение внеэкономических и экономических форм и методов регулирования, роль государства в этом процессе). Для того чтобы отнести конкретную страну (или группу стран) к определенной социально-экономической подсистеме, необходимо наличие всех трех упомянутых критериев.
Производительные силы, как уже было раскрыто, находятся в основе экономики общества. Наиболее адекватными потребностям развития производительных сил оказались законы товарного производства и предпринимательства. В конечном счете они обусловили как образование мирового хозяйства, так и его дальнейшее развитие. Известно, что сущность предпринимательства состоит в стремлении к самовозрастанию капитала. Любую преграду капитал расценивает как ограничение, которое обязательно должно быть преодолено. Выход капитала за национальные границы неотделим от становления и развития предпринимательства и мирового хозяйства. Отсюда общим в современных составных частях социально-экономической подсистемы мирового хозяйства является развитие товарно-денежных отношений на основе многоукладной экономики, конкуренции между укладами, которые в наиболее общей форме отражают последствия развития предпринимательства как в национальных границах, так и вне их. При этом именно предпринимательство является одновременно и причиной, и следствием глубинных процессов в производительных силах, которые в национальных границах на определенном этапе ограничивают стремление к самовозрастанию капитала.
Хотя социально-экономическое развитие в некоторых странах (например, в Скандинавских) происходит в направлении от рыночной экономики к смешанной, а от смешанной — к экономике согласований, товарно-денежные отношения остаются объективной основой взаимосвязи непосредственных субъектов мирового хозяйства, как и общий интерес в экономическом прогрессе и в решении глобальных социально-экономических проблем.
В общем интересе в экономическом прогрессе и в решении глобальных социально-экономических проблем, как в фокусе, сходятся и концентрируются проблемы, связанные с развитием человека, обеспечением его будущего. Не случайно среди критериев оценки конкурентоспособности различных стран на фоне мирового хозяйства качество рабочей силы занимает первое место, опережая такие показатели, как качество продукции, рыночная ориентация и уровень нового поколения бизнесменов. Качество рабочей силы, в свою очередь, зависит от приспособления современного человека к изменяющимся под влиянием научно-технического прогресса условиям естественной и социально! среды, от современной урбанизации, от успехов борьбы с эпидемиями и тяжелейшим заболеваниями и т. п.
Оптимальное решение подобных проблем общепланетарного масштаба требует взаимодействия как научно-технических, так и социально-политических факторов, координации усилий государств, формально принадлежащих к различным социально-экономическим подсистемам, определения для каждого государства посильного вклада и условий участия.
Особенным в различных составляющих социально-экономической подсистемы мирового хозяйства являются различные уровень и характер развития производительных сил в их взаимосвязи с организационно-экономическими отношениями и различия в государственном регулировании хозяйственной жизни.
Внутри каждой из составляющих существуют свои степени различий, поскольку каждая из них не является однородной (США и Испания, Аргентина и Малави и т. п.), Динамизм производственных и общественных процессов отражает эту неоднородность, особенно с точки зрения трансформации отношений собственности и менеджмента. I Подобные преобразования должны прежде всего способствовать изменению структуры! производства и экспорта в соответствии с критериями мирового рынка.
В группе стран, переходной от централизованно управляемой к рыночной экономике, по различиям в уровнях трансформации экономики по пути продвижения к рынку» в государственном регулировании хозяйственной жизни различают по крайней мере четыре группы стран:
1) страны, которые активно приближаются к рыночной экономик (Венгрия, Чехия, Польша, страны Балтии и т. п.);
2) страны которые приближаютсяк рынку, используя институты командно-административной системы (Китай, Вьетнам);
3) страны, которые возникли в результате распада бывшего СССР и еще не совсем определились в подходах к развитию рыночных отношений, поэтому находятся в начальной стадии хаотичного движения к рынку;
4) страны, которые пытаются развивать отдельные элементы рынка под влиянием объективной реальности (Куба, Северная Корея и т. п.). Между приведенными группами стран нет четких границ, отдельные страны занимают промежуточную позицию. Например, Монголия занимает место между I второй и третьей группами, однако ближе ко второй.
Социально-экономическая сущность системы современного мирового хозяйства состоит в диалектической взаимосвязи национальных хозяйств стран, которые принадлежат к трем социально-экономическим подсистемам, осуществляемой через международные экономические отношения.
Система мировых рыночных отношений функционирует и развивается по общим экономическим законам*. Прежде всего — это законы стоимости, спроса и предложения, действию которых свойственны как общие признаки, так и специфические для мирового товарного производства особенности. Диалектическое единство этих призна-
* Известна альтернативная позиция М. Вебера, который не признавал правомерности применения понятм закона к сфере истории и социально-экономических отношений. Тем не менее, какой бы ни была специфин действия экономических законов в отличие от законов природы, они выражают устойчивые закономерности тенденции развития экономических систем и их противоречий.
В общем интересе в экономическом прогрессе и в решении глобальных социально-экономических проблем, как в фокусе, сходятся и концентрируются проблемы, связанные с развитием человека, обеспечением его будущего. Не случайно среди критериев I оценки конкурентоспособности различных стран на фоне мирового хозяйства качество I рабочей силы занимает первое место, опережая такие показатели, как качество продукции, рыночная ориентация и уровень нового поколения бизнесменов. Качество рабочей I силы, в свою очередь, зависит от приспособления современного человека к изменяющимся под влиянием научно-технического прогресса условиям естественной и социальной среды, от современной урбанизации, от успехов борьбы с эпидемиями и тяжелейшими заболеваниями и т. п.
Оптимальное решение подобных проблем общепланетарного масштаба требует взаимодействия как научно-технических, так и социально-политических факторов, координации усилий государств, формально принадлежащих к различным социально-экономическим подсистемам, определения для каждого государства посильного вклада и условий участия.
Особенным в различных составляющих социально-экономической подсистемы мирового хозяйства являются различные уровень и характер развития производительных сил в их взаимосвязи с организационно-экономическими отношениями и различия в государственном регулировании хозяйственной жизни.
Внутри каждой из составляющих существуют свои степени различий, поскольку каждая из них не является однородной (США и Испания, Аргентина и Малави и т. п.). Динамизм производственных и общественных процессов отражает эту неоднородность, особенно с точки зрения трансформации отношений собственности и менеджмента. Подобные преобразования должны, прежде всего, способствовать изменению структуры производства и экспорта в соответствии с критериями мирового рынка.
В группе стран, переходной от централизованно управляемой к рыночной экономике, по различиям в уровнях трансформации экономики по пути продвижения к рынку и в государственном регулировании хозяйственной жизни различают по крайней мере четыре группы стран:
1) страны, которые активно приближаются к рыночной экономике (Венгрия, Чехия, Польша, страны Балтии и т. п.);
2) страны, которые приближаются к рынку, используя институты командно-административной системы (Китай, Вьетнам);
3) страны, которые возникли в результате распада бывшего СССР и еще не совсем определились в подходах к развитию рыночных отношений, поэтому находятся в начальной стадии хаотичного движения к рынку;
4) страны, которые пытаются развивать отдельные элементы рынка под влиянием объективной реальности (Куба, Северная Корея и т. п.).
Между приведенными группами стран нет четких границ, отдельные страны занимают промежуточную позицию. Например, Монголия занимает место между второй и третьей группами, однако ближе ко второй.
Социально-экономическая сущность системы современного мирового хозяйства состоит в диалектической взаимосвязи национальных хозяйств стран, которые принадлежат к трем социально-экономическим подсистемам, осуществляемой через международные экономические отношения.
Система мировых рыночных отношений функционирует и развивается по общим экономическим законам*. Прежде всего — это законы стоимости, спроса и предложения, действию которых свойственны как общие признаки, так и специфические для мирового товарного производства особенности. Диалектическое единство этих признаков и особенностей определяет качественное своеобразие мировых рыночных отношений, отличает их от других форм рыночных отношений.
Общая взаимосвязь производителей на началах товарно-денежиых отношений существует в любой социально-экономической полсистеме современного мирового хозяйства. Одновременно действие законов стоимости, спроса и предложения претерпевает модификацию на основе конкретных экономических производственных отношений, а также производительных сил, государственного управления и т. п. в каждой подсистеме. Кроме того, модификацию этих законов обусловливает изменение содержания экономической системы.
Главным критерием эквивалентности сегодня становится обмен на основе интернациональных стоимостей, которые формируются как среднемировые величины в результате конкурентной борьбы между различными государствами и другими субъектами мировых отношений. Каждый из них в обмен на овеществленный в своих товарах мировой интернациональный труд получает одинаковое количество такого же труда в других товарах, которые покупает на мировом рынке. Экономия национального труда, которая реализуется в мировом товарообмене, достигается благодаря международному разделению труда, дающему возможность произвести большее количество товаров и снизить национальную стоимость, затратив при этом то же количество труда.
Интернациональные затраты общественно необходимого труда на производство товаров определяют неличину интернациональной стоимости. Национальные затраты общественно необходимого труда стран, которые экспортируют на мировой рынок наибольшее количество определенной продукции, формируют интернациональные затраты и, как следствие, интернациональную стоимость. Однако в формировании последней принимают участие не все товары, которые производятся в различных странах, а лишь те, которые экспортируются на мировой рынок. Отсюда степень влияния национальной стоимости на интернациональную зависит от доли отдельных стран в общем объеме продажи отдельных товаров на мировом рынке.
Страны, которые принимают участие в международном разделении труда и обмене, находятся в неодинаковых условиях. Это определяется не только уровнем развития, структурой экономики и емкостью внутреннего рынка, но и отличиями географического положения, составом и размерами природных ресурсов. На мировом рынке страны, затраты которых на изготовление того или иного продукта выше среднего интернационального уровня, оказываются неконкурентоспособными, те же, у которых подобные затраты ниже, имеют более высокий доход от экспорта своих товаров.
Существует много специфических факторов, которые в той или иной мере препятствуют формированию интернациональной стоимости. Влияние этих факторов (внешнеторговые и валютные ограничения, колебания курсов валют, биржевые "лихорадки") сказываются на мировых ценах. Однако кратковременные колебания цен не отображают долгосрочных тенденций, а собственно в последних и проявляется универсальное действие закона стоимости как регулятора мировых рыночных отношений.
Качественная эволюция, которую переживает современное мировое хозяйство, состоит в дальнейшей трансформации мировых производительных сил и соответственно экономических производственных отношений и обусловливает особенности деятельности других, кроме названных законов стоимости, спроса и предложения, экономических законов — закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, закона возрастания потребностей, закона экономии времени, закона возрастания производительности труда и т. п.
Б своей совокупности особенности действия экономических законов в мировом хозяйстве отражают усовершенствованные формы и культуру хозяйствования, которые выкристаллизовываются в процессе общественного отбора, происходящего одновременно с развитием и углублением международного разделения труда. Один процесс особенностей определяет качественное своеобразие мировых рыночных отношений, отличает их от других форм рыночных отношений.
Общая взаимосвязь производителей на началах товарно-денежных отношений существует в любой социально-экономической подсистеме современного мирового хозяйства. Одновременно действие законов стоимости, спроса и предложения претерпевает модификацию на основе конкретных экономических производственных отношений, а также производительных сил, государственного управления и т.п. в каждой подсистеме. Кроме того, модификацию этих законов обусловливает изменение содержания экономической системы.
Главным критерием эквивалентности сегодня становится обмен на основе интернациональных стоимостей, которые формируются как среднемировые величины в результате конкурентной борьбы между различными государствами и другими субъектами мировых отношений. Каждый из них в обмен на овеществленный в своих товарах мировой интернациональный труд получает одинаковое количество такого же труда в других товарах, которые покупает на мировом рынке. Экономия национального труда, которая реализуется в мировом товарообмене, достигается благодаря международному разделению труда, дающему возможность произвести большее количество товаров и снизить национальную стоимость, затратив при этом то же количество труда.
Интернациональные затраты общественно необходимого труда на производство товаров определяют величину интернациональной стоимости. Национальные затраты общественно необходимого труда стран, которые экспортируют на мировой рынок наибольшее количество определенной продукции, формируют интернациональные затраты и, как следствие, интернациональную стоимость. Однако в формировании последней принимают участие не все товары, которые производятся в различных странах, а лишь те, которые экспортируются на мировой рынок. Отсюда степень влияния национальной стоимости на интернациональную зависит от доли отдельных стран в общем объеме продажи отдельных товаров на мировом рынке.
Страны, которые принимают участие в международном разделении труда и обмене, находятся в неодинаковых условиях. Это определяется не только уровнем развития, структурой экономики и емкостью внутреннего рынка, но и отличиями географического положения, составом и размерами природных ресурсов. На мировом рынке страны, затраты которых на изготовление того или иного продукта выше среднего интернационального уровня, оказываются неконкурентоспособными, те же, у которых подобные затраты ниже, имеют более высокий доход от экспорта своих товаров.
Существует много специфических факторов, которые в той или иной мере препятствуют формированию интернациональной стоимости. Влияние этих факторов (внешнеторговые и валютные ограничения, колебания курсов валют, биржевые "лихорадки") сказываются на мировых ценах. Однако кратковременные колебания цен не отображают долгосрочных тенденций, а собственно в последних и проявляется универсальное действие закона стоимости как регулятора мировых рыночных отношений.
Качественная эволюция, которую переживает современное мировое хозяйство, состоит в дальнейшей трансформации мировых производительных сил и соответственно экономических производственных отношений и обусловливает особенности деятельности других, кроме названных законов стоимости, спроса и предложения, экономических законов — закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, закона возрастания потребностей, закона экономии времени, закона возрастания производительности труда и т. п.
В своей совокупности особенности действия экономических законов в мировом хозяйстве отражают усовершенствованные формы и культуру хозяйствования, которые выкристаллизовываются в процессе общественного отбора, происходящего одновременно с развитием и углублением международного разделения труда. Один процесс дает обществу возможность неуклонно повышать эффективность труда, другой — более рационально организовывать общественное производство и продуктивнее распоряжаться его результатами. Дополняя и стимулируя друг друга, эти процессы обусловливают развитие мирового хозяйства.
Организационно-экономическую подсистему современного мирового хозяйства определяет сочетание региональной и функциональной подструктур.
Региональная подструктура мирового хозяйства представлена экономическими объединениями стран, которые основываются на территориальном принципе и имеют целью решение широкого круга экономических проблем. К ней принадлежат межгосударственные региональные общеэкономические объединения и региональные экономические комиссии Организации Объединенных Наций (ООН).
Функциональная подструктура представлена межгосударственными экономическими организациями по определенным вопросам функционирования мирового хозяйства. Это специализированные экономические объединения ООН по общефункциональным и отраслевым направлениям; межгосударственные отраслевые организации; международные отраслевые организации предпринимателей; международные кооперативные организации.
В региональной подструктуре выделяют экономические интеграционные объединения, которые действуют на основе комплекса общих экономических интересов. Жизнедеятельность этих объединений обеспечивают также географическая и культурная близость, природный фактор, общность научных интересов различных стран региона. Экономический и экологический аспекты современного этапа развития науки и техники расширяют сферу взаимных интересов. Организационно-экономические условия, межгосударственная унификация общественных потребностей способствуют созданию предпосылок для совместных действий.
Из межгосударственных региональных экономических объединений в Европе можно выделить: ЕС, EFTA, NAE. В ЕС (Европейское Сообщество, с 1 января 1994 г. — Европейский Союз), в состав которого входят Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и Австрия, преобладают центростремительные тенденции. Сегодня этот Союз трансформируется в целостное хозяйственно-политическое образование: осуществляется постепенный переход от национальных экономических структур к целостной евроэкономике.
Достаточно устойчивой относительно противостояния росту протекционистских тенденций в международной торговле зарекомендовала себя EFT А (Европейская ассоциация свободной торговли), в которой с 1995 г. остались Норвегия, Швейцария, Исландия. Общей чертой всех членов организации является высокая доля внешней торговли в экономике. Отсюда и интерес к ликвидации преград в развитии торговли.
Для выполнения функций посредника в экспорте в другие страны излишка продукции скандинавских оптовых товариществ, а также части продукции потребительских кооперативов (преимущественно сельскохозяйственных) Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия создали NAE (Скандинавский кооперативный экспорт). Эта организация занимается также экспортом мебели, которую изготовляют на кооперативных предприятиях этих стран, в Германию, Японию, Великобританию, США и другие страны.
На Североамериканском субконтиненте создано одно из крупнейших в мире региональных экономических объединений — NAFTA (Североамериканская ассоциация свободной торговли), сначала с 1988 г. в составе двух из наиболее экономически развитых стран — США и Канады, а затем с 1993 г. и развивающейся страны — Мексики. Опыт NAFTA весьма важен для вхождения Украины в мировое и европейское рыночное пространство.
Важные организационно-экономические сдвиги происходят в Азии, где созданы: ASEAN — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Бирма); СМАС — Общий рынок арабских стран — экономическая организация группы арабских стран в структуре Лиги арабских государств (Общий рынок образуют Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Сирия, Сомали, Судан) с целью противостояния экономическому давлению со стороны западных стран и их экономических группировок; RCD — Региональное сотрудничество с целью развития (Иран, Пакистан, Турция), к которому присоединяются страны Центральной Азии из бывшего СССР.
Значительно больше подобных межгосударственных объединений на Африканском континенте. OAU — Организация африканского единства, в которую входят все независимые государства Африки, кроме ЮАР. В пределах этой организации особое место принадлежит Комиссии по вопросам науки, техники и исследований. В ее компетенцию входит широкий круг вопросов экономического развития стран континента. При Комиссии функционирует Межафриканский исследовательский фонд, который расположен в Лагосе (Нигерия).
Достаточно противоречивой с момента своего основания (1965 г.) стала ОСАМ — Совместная Афро-Маврикийская организация. Первоначально она ставила своей задачей содействие экономическому, политическому и социальному сотрудничеству стран-участниц. В 1974 г. она отказалась от рассмотрения политических вопросов и сосредоточила внимание на развитии экономических, технических и культурных связей. В состав организации входят: Бенин, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Маврикий, Руанда, Сейшельские Острова, Сенегал, Того, ЦАР.
Практически такие же задачи решает OMVS — Организация по освоению бассейна реки Сенегал. Членами этого международного института являются Мавритания, Мали и Сенегал. Страны OMVS координируют исследования и работы, связанные с освоением природных ресурсов на своих территориях, реализуют отдельные проекты по ирригации, сельскому хозяйству, животноводству, гидроэлектроэнергетике, добывающей и обрабатывающей промышленности, транспорту и связи. Аналогичные функции предусматривает OMDKRB — Организация по эксплуатации и развитию бассейна реки Кагери, куда входят Бурунди, Руанда, Танзания, Уганда.
Постоянный консультативный комитет Магриба МРСС образуют Алжир, Мавритания, Марокко, Тунис. Страны-участницы проводят консультации по экономическим вопросам на правительственном уровне, обмен технической информацией в сферах промышленности, телекоммуникаций, транспорта, связи, занятости и труда, развития судоходства, туризма.
Среди других межгосударственных общеэкономических организаций в Африке следует назвать UEAC — Союз государств Центральной Африки (Заир, Чад, ЦАР); UDEAC — Таможенный и экономический союз Центральной Африки (Габон, Камерун, Конго, ЦАР); ECOWAS — Экономическое сотрудничество государств Западной Африки (Бенин, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Кабо-Верде).
В связи с возрастающей взаимозависимостью государств и интернационализацией хозяйственной жизни различные межгосударственные экономические объединения начали возникать также в Латинской Америке. Например, РА (Амазонский пакт), в состав которого входят Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор, был создан с целью совместного изучения, освоения, использования и охраны ресурсов Амазонии и ускорения интеграции экономических структур стран-участниц. GA — Андская группа — объединяет Боливию, Колумбию, Перу, Венесуэлу, Чили. Она реализует программу ускоренного экономического роста путем интеграции экономик, согласования экономической политики, в том числе по иностранному капиталу.
Амазонский пакт, Андская группа, а также Ла-Платская группа (ОСР), объединяющая Аргентину, Боливию, Бразилию, Парагвай, Уругвай, являются субрегиональными группировками, действующими в пределах ALADI — Латиноамериканской ассоциации интеграции, куда кроме уже названных стран входит также Мексика. Страны — участницы Ассоциации заключают между собой соглашения о преференциальной торговле, экономическом взаимодополнении, сотрудничестве в сельском хозяйстве, науке, технике, развитии туризма и охране окружающей среды. По договору Монтевидео II (1980 г.) страны Ассоциации разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика); среднего уровня развития (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Уругвай) и менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор). Предусматривается предоставление преференций менее развитым странам со стороны более развитых.
Договор Чагуарамас предусматривает политическое и экономическое сотрудничество стран Карибского содружества (CARICOM), в состав которого входят Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Кристофер и Невис, Антилья. Чрезвычайно малые размеры территорий побуждают эти страны к согласованию позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместным выступлениям на международной арене.
В 1975 г. создана Латиноамериканская экономическая система (SELA), в которую вошли Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Перу, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка и Суринам. Страны-участницы отрабатывают совместные позиции по международным экономическим и социальным вопросам и в отношении третьих стран и организаций, решая задачи содействия внутрирегиональному сотрудничеству с целью ускорения социально-экономического развития.
Торговые палаты 45 стран Азии и Африки образовали Афро-азиатскую организацию экономического сотрудничества (AFRASEC), определив ее основной задачей содействие ускорению процесса индустриализации в странах Азии и Африки, осуществлению обмена в коммерческой, финансовой и технической областях.
С целью координации политической деятельности и сотрудничества в сфере экономики, транспорта, культуры, гражданства, виз 21 государство Арабского Востока (Афроазиатский регион) создали Лигу арабских государств (LAS).
Ломейская конвенция между 66 странами Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (АКТ) и государствами ЕС является не только юридической формой регулирования торгово-экономических отношений, но и промышленного, финансового и технического сотрудничества между странами-участницами.
Специфическим евроазиатским международным региональным объединением является Содружество независимых государств (СНГ), о создании которого было объявлено в декабре 1991 г. В него входят 12 бывших республик СССР из 15 (без стран Балтии), в том числе Украина. Образование СНГ сыграло, прежде всего, политическую роль в роспуске СССР. Что касается процессов экономической интеграции стран СНГ, то они идут весьма сложно и противоречиво, поскольку первоосновой их должна быть, во-первых, рыночная экономика каждого участника и, во-вторых, а это сегодня главное, суверенность государств-участников, которая проходит период становления и развития. Неслучайно в марте 1999 г. на регулярной встрече в верхах стран СНГ была поставлена задача становления и формирования простейшей формы региональной экономической интеграции — зоны свободной торговли стран-участниц.
Возрастают роль и значение еще одной евроазиатской организации регионального экономического сотрудничества — организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), созданной в 1992 г. при системообразующей роли Турции и Украины.
В ее состав входят: страна развитой рыночной экономики — Греция; страны, переходящие к рынку, из числа бывших республик СССР — Украина, Россия, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, а также Албания, Болгария, Румыния; развивающаяся страна — Турция. Среди ассоциированных членов — Австрия, Италия, Египет, Тунис, Словакия и другие страны, а также международные организации — МВФ, Мировой банк. В рамках ЧЭС идет становление зоны свободной торговли.
Региональная структура современного мирового хозяйства соответствует прежде всего тенденции к объединению индивидуальных, монополистических и национальных капиталов. Это обусловлено как логикой развития производительных сил, так и потребностями разделения труда, специализацией и кооперацией производства, его концентрацией и централизацией.
Региональные экономические комиссии ООН (ЕСЕ — Экономическая комиссия для Европы; ESCAP — Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана; ЕСА — Экономическая комиссия для Африки; ECWA — Экономическая комиссия для Западной Азии; ECLA — Экономическая комиссия для Латинской Америки) призваны содействовать экономическому развитию и сотрудничеству стран соответствующего региона, проводить исследования, разрабатывать рекомендации правительствам соответствующих стран. Имея развитые институциональные структуры, эти комиссии определяют первоначальные направления своей деятельности, исходя из конкретных обстоятельств непропорциональности развития экономических основ двух тенденций — центробежной и центростремительной.
В региональной подструктуре мирового хозяйства следует различать общее и особенное.
Общее состоит в том, что любые объединения создаются для реализации общего интереса стран-участниц. Благодаря участию в международном разделении труда страна получает доступ к освоенным предыдущими и сегодняшним поколениями природным ресурсам в различных районах планеты, к созданным человечеством производительным силам, накопленным знаниям и навыкам. Доступ, по выражению К. Маркса, к "общим производительным силам общественного мозга" дает возможность каждой стране, ее народу в определенной мере, с большими или меньшими затратами удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Отсюда и объективная заинтересованность государств в функционировании мирового хозяйства. Этот общий экономический интерес и является цементирующей основой целостности мирового хозяйства.
Функционирование мирового хозяйства означает дальнейшее углубление взаимозависимости его субъектов. Развитие региональной экономической интеграции усиливает координацию экономической политики, прежде всего стран развитой рыночной экономики. Не всегда эти процессы проходят согласованно, хотя в этих странах достигнуто определенное общественное согласие о модели развития. Отсюда особенное в региональных подсистемах проявляется, во-первых, в специфике интересов отдельных членов подсистем, во-вторых, в неодинаковых возможностях различных экономических группировок в достижении общего интереса.
Таким образом, международная экономическая интеграции основывается на развитии производительных сил, международном обобществлении производства благодаря его интернационализации и соответствующей эволюцией экономических отношений. Развитие производительных сил выражается в углублении международного разделения труда, которое обусловливает усиление разнообразия связей в производстве, технологиях, торговле, финансах и т.п. Результатом международного обобществления производства является интернационализация хозяйственной жизни. Все это приводит к усложнению экономических отношений, а также политических и правовых связей между странами.
Существует несколько ступеней развития региональной экономической интеграции. Наиболее простой формой является зона свободного товарообмена, как, например, EFTA,
NAFTA и др. Для такой начальной ступени характерным является снятие ограничений товарообмена между странами — участницами соответствующего договора в отношении количественных показателей и тарифных барьеров. Следующей ступенью является таможенный союз, когда такие ограничения устанавливаются как общие в отношении третьих стран. Важной ступенью развития региональной экономической интеграции является создание общего рынка. При этом ликвидируются нетаможенные барьеры, вводится свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы, валютных ресурсов между странами-участницами. Высшей ступенью региональной экономической интеграции становится экономический союз, классическим примером которого является ЕС, где вырабатывается и воплощается в жизнь единая экономическая политика, вводится единая валюта и т.п. ЕС развивается в направлении к специфическому федеративному объединению с немалыми трудностями и противоречиями. Однако чтобы подойти к такой ступени, члены ЕС прошли продолжительный путь национального развития. Что же касается интеграции, то ей было положено начало в отдельных отраслях производства (в металлургии, атомной и угольной промышленности и т. п.) вскоре после Второй мировой войны. Начиная с Римского договора 1957 г. она приобрела комплексные формы. Знаменательной вехой в развитии не только экономической, но и политической интеграции стран — членов ЕС стало Маастрихтское соглашение 1992 г. Ряд стран Европы, в том числе Украина, ведут переговоры об ассоциации с ЕС.
Задачи модернизации экономики, освоения новейших достижений науки и техники в развивающихся странах рыночной экономики могут быть решены благодаря установлению стабильных и широких контактов со странами развитой рыночной экономики. Это, в свою очередь, возможно при условии производства сравнительно конкурентоспособной продукции, что требует совершенствования рыночного механизма хозяйствования, создания смешанной экономики, введения других элементов социально ориентированной экономики. Подобные задачи встают и перед странами переходной — от централизованно управляемой к рыночной — экономики. Таким образом, проблема создания в этих двух социально-экономических подсистемах механизма экономического саморегулирования во многом совпадает с задачей адаптации этих стран к современным реалиям мирового хозяйства.
Кроме того, страны переходной — от централизованно управляемой к рыночной — экономики параллельно решают чрезвычайно сложную проблему становления своей государственности, делают попытку подвести под нее экономическую основу. Решение таких проблем замедляет экономические преобразования, поскольку отвлекает и силы, и средства, необходимые еще и для преодоления сопротивления старых структур.
Пути вхождения Украины в европейское экономическое пространство могут быть достаточно разнообразными, но определяться они будут темпами внутренней трансформации системы. Эта трансформация, если представить ее в несколько упрощенном виде, должна характеризоваться акцентом на собственные силы и ресурсы с учетом объективной необходимости закладывания новых основ сотрудничества Украины с другими государствами бывшего СССР (когда связи с ними приобрели характер внешних экономических связей) и определения механизма экономической стратегии, направленной на развитие экономических отношений с Западом.
Важное международное значение имеет также позиция Запада по предоставлению Украине непосредственной срочной поддержки на пути к цивилизованной рыночной системе и в разработке международной программы участия стран Запада в реконструкции государств Восточной Европы (в том числе Украины). При контроле программы со стороны западных стран и международных финансовых институтов одновременно она обязательно должна быть открытой для инициативы и участия государств Восточной Европы как равноправных партнеров.
Функциональную подструктуру современного мирового хозяйства составляют объединения стран (и других субъектов рыночной системы), которые действуют исходя из конкретных экономических интересов (торговых, валютных, отраслевых и т. п.). Диалектическая зависимость между региональной и функциональной подструктурами современного мирового хозяйства состоит в том, что они в своей совокупности способствуют разрешению противоречий между социально-экономическими подсистемами мирового хозяйства, а собственно функциональная подструктура обусловливает разрешение противоречий региональной подструктуры.
В функциональной подструктуре современного мирового хозяйства следует выделить специализированные экономические объединения ООН:
1) АСС — Административный комитет по координации, постоянный орган ООН, который осуществляет взаимосвязь и координирует работу со специализированными учреждениями системы ООН и Международным агентством по атомной энергии (IAEA);
2) UNPC — Комиссия ООН по вопросам народонаселения, которая занимается проблемами демографии и демографической статистики в международном масштабе;
3) СТС — Комиссия ООН по транснациональным корпорациям (ТНК), основные функции которой состоят во всестороннем и глубоком анализе вопросов, связанных с деятельностью ТНК, с целью изучения возможности выработки всеобщего соглашения между заинтересованными сторонами;
4) CDP — Комитет по планированию развития;
5) CNR — Комитет по природным ресурсам;
6) ESCAP Statistical Committee — организация, призванная оказывать помощь странам региона Азии и Тихого океана в становлении и развитии национальных статистических служб, а также разрабатывать рекомендации по вопросам статистической методологии и проведения статистических опросов;
7) ILO — Международная организация труда, главными задачами которой являются содействие улучшению условий труда, регламентация рабочего времени и набора рабочей силы, борьба с безработицей, гарантия зарплаты, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни, защита работников от профессиональных заболеваний и несчастных случаев и т. п.;
8) PCNIDS — Подготовительный комитет для новой международной стратегии развития, который составлял проекты Международной стратегии развития на 1981 —1990 гг. и 1991 —2000 гг. с целью содействия социально-экономическому прогрессу в развивающихся странах рыночной экономики, а в настоящее время и в странах, которые переходят к рынку, обеспечения их равноправного и эффективного участия в выработке и реализации всех решений и постановлений в сфере международного экономического сотрудничества;
9) UNDP — Программа развития ООН, которая является основным каналом предоставления многосторонней технической и доинвестиционной помощи (направление экспертов, поставки оборудования, подготовка национальных кадров и т. п.) развивающимся странам рыночной экономики и странам, которые переходят к рынку.
Кроме специализированных, к функциональной структуре принадлежат отраслевые экономические объединения в рамках ООН, а именно: IAEA — Международное агентство по атомной энергии; UNIDO — Организация ООН по вопросам промышленного развития; FAO — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН; ICAO — Организация международной гражданской авиации; UNCTAD — Конференция ООН по торговле и развитию, которая занимается всей совокупностью вопросов содействия развитию международной торговли на равноправной и взаимовыгодной основе; IBRD — Международный банк реконструкции и развития; IMF — Международный валютный фонд; WHO — Всемирная организация здравоохранения; WIPO — Всемирная организация интеллектуальной собственности и др.
Межгосударственные отраслевые организации также входят в функциональную подструктуру современного мирового хозяйства. Среди них видное место занимают EURATOM — Европейское сообщество по атомной энергии; ECSC — Европейское объединение угля и стали; OPEC — Организация стран — экспортеров нефти; AOAD — Арабская организация сельскохозяйственного развития; ICO — Международная организация по кофе; ЕСАС — Европейская конференция гражданской авиации; IOSC
"Intelsat" — Международная организация спутниковой связи; GATT-WTO — Генеральное соглашение по тарифам и торговле — Мировая организация торговли; ADB — Азиатский банк развития; ALAB — Арабо-Латиноамериканский банк; EBRD — Европейский банк реконструкции и развития и др.
В функциональной подструктуре действуют также и международные отраслевые объединения предпринимателей:
SITA — Международное товарищество авиационной электросвязи;
ISMA — Международная ассоциация производителей фосфатов;
IRU - Международный союз автомобильного транспорта;
IUMI — Международный союз морского страхования и др.
Целостность социально-экономической подсистемы мирового хозяйства, ее составных частей на основе рыночных отношений, общих интересов в решении глобальных экономических и других проблем и т. п. способствует развитию организационно-экономической подсистемы и ее составляющих. В свою очередь, социально-экономическая и организационно-экономическая подсистемы мирового хозяйства с их составляющими цементируются функциональной подсистемой, выражающейся в международных экономических отношениях, которые обстоятельно рассматриваются в разд. 31. В такой взаимосвязи всех подсистем современного мирового хозяйства кроется внутренний источник его развития.
Функциональная подсистема еще раз подтверждает, что в современных условиях развитие каждой страны неотделимо от ее участия в широком обмене материальными, научными, духовными ценностями. Экономические связи функционируют как между отдельными государствами внутри и между различными группами стран социально-экономической подсистемы, так и между экономическими объединениями государств. Эти связи приобретают разнообразные формы МЭО — от торгового обмена до специализации и кооперирования производства и региональной экономической интеграции.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 227.