Глава 1. Криминалистическая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема воспитания подрастающего поколения, как на общественном, так и на государственном уровне. Российское государство считает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Однако в условиях обострившихся социальных проблем, связанных с падением жизненного уровня, углубляющимся расслоением общества, распадом системы трудоустройства, низким финансовым обеспечением образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений, подростки все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, согласно официальным статистическим данным, в январе 2009 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 245,3 тыс. преступлений, из числа которых каждое девятнадцатое (5,3%) совершено несовершеннолетними или при их соучастии[1].

Однако эти данные не отражают всего объема случаев, когда фактически имели место подстрекательские действия со стороны взрослых лиц и случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, которые также широко распространены. Так, согласно официальным статистическим данным, в 2005 году было зарегистрировано 16570 случаев вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, в 2006 году - 10302, в 2007 году - 9477, в 2008 году - 9356, в январе 2009 году - 469 случаев[2].

При этом самым тревожным является то, что положение дел с подростковой преступностью, процессы ее развития и преобладающие тенденции в ближайшей перспективе будут в значительной мере определять воспроизводство преступности в целом.

Среди факторов, создающих эти тенденции, следует выделить также увеличение числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего родительского попечения, находящихся в зоне криминального влияния внутри семьи или ближайшего бытового окружения. Исследования последних лет свидетельствуют, что рост преступности несовершеннолетних во многом обусловлен криминогенным влиянием на них взрослых, для реализации криминальных интересов которых подростки вовлекаются в преступную деятельность.

Исходя из этого, научный и практический интерес представляют уголовно-правовые и криминалистические проблемы, связанные с этими процессами.

Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность как криминалистическая проблема достаточно сложна. Особенно сложен и недостаточно разработан вопрос о криминалистической характеристике и методике расследования вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. В работах Бабаева ММ., Ветрова Н.И., Гуковской Н.И., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Игошева К.Е., Каневского Л.Л., Кудрявцева В. Н, Миньковского Г. М, Овчинникова B.C., Панкратова В.В, Примаченка А.А., Расулева А.А, Худякова Е.А., Шость Н.В., Филинкова Л.Г., Яблокова Н.П. и других рассматривались уголовно-правовые и отдельные криминалистические проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Однако они не могли учитывать сложившуюся в последние годы в России криминальную ситуацию - качественно новую как по масштабам преступных проявлений, так и по степени их негативного влияния на основополагающие процессы жизнедеятельности граждан, общества и государства. В связи с этим криминалистический аспект проблемы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, прикладное изучение специфики расследования, личностных характеристик вовлекателей и вовлеченных, способов вовлечения, анализ структуры и динамики этой категории преступлений в настоящее время требует нового осмысления и научной разработки.

Изложенные обстоятельства, наряду с практической потребностью в выявлении особенностей личностных качеств вовлекателя и вовлеченного в совершение преступления несовершеннолетнего, способов вовлечения, систематизация и использование этих данных для повышения качества расследования, обусловили актуальность и выбор темы дипломной работы.

Целью работы является теоретическое построение криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и разработке на ее основе методики расследования преступлений этого вида, направленной на повышение эффективности практической деятельности по раскрытию и расследованию.

В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:

1) разработать криминалистическую характеристику вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, выявить наиболее значимые данные ее составляющие: способы совершения и сокрытия; личностные свойства субъектов противоправной деятельности (вовлекателей и вовлеченных); обстоятельства, способствующие этому, и др.;

2) рассмотреть закономерности расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления на основе материалов следственно-судебной практики;

3) сформулировать особенности первоначального и последующего этапов расследования на основе типичных следственных ситуаций, типичных версий;

4) раскрыть особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий;

5) определить особенности тактики отдельных следственных действий, ориентированных на специфику выявления и привлечения к уголовной ответственности субъектов противоправной деятельности.

Объектом дипломной работы выступают правовые отношения, возникающие в связи с раскрытием и расследованием правоохранительными органами вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления; преступная деятельность лиц, занимающихся совершением данных преступлений, а также состояние правового регулирования данного направления борьбы с преступностью и пути оптимизации раскрытия и расследования этих преступлений.

В качестве предмета исследования выступают нормы уголовно-процессуального закона, а также других нормативных актов, регулирующие раскрытие и расследование уголовных дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания правовой действительности. Наряду с этим при написании дипломной работы использованы общенаучные - анализ и синтез, логический, исторический и частнонаучные методы - системно-структурный, сравнительно-правовой, моделирования, конкретно-социологических исследований.

Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области криминалистики, уголовного права, уголовного процесса, криминологии и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Р.С. Белкина, В.И. Игнашина, Н.Г. Шурухнова, Н.П. Яблокова и других. Законодательную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, указы Президента и постановления Правительства России, ведомственные нормативные правовые акты Генерального прокурора и МВД России; постановления и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Эмпирическую основу исследования составили сведения, полученные в результате изучения и обобщения уголовных дел, а также опубликованной судебно-следственной практики, анализа статистических данных.

Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании состояния, уровня, структуры и динамики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления; закономерностей его проявления. Применен оригинальный подход к трактовке правовой природы типичных следственных ситуаций и следственных версий; разработана оптимальная система следственных действий, осуществляемых на первоначальном этапе расследования процессуальных сроков.

Элементы новизны проявляются также в выводах и предложениях, сформулированных по результатам исследования, проводимого в дипломной работе.

Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы.



Заключение

 

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления составляет в год в среднем около 32% среди преступлений против семьи и несовершеннолетних. Большинство - это вовлечение несовершеннолетних в совершение различного рода хищений, в основном краж, на их долю выпадает около 70% преступлений. Чаще в совершение преступлений вовлекаются несовершеннолетние мужского пола - 92%, женского - 8%.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.150 УК РФ, является лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста. Отсюда и особенность субъективной стороны этого состава - заведомое знание субъектом о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого в совершение преступления. Указанные обстоятельства входят в предмет доказывания по делам рассматриваемой категории.

В предмет доказывания входят признаки преступления, указанные в диспозиции основного состава - в ч.1 ст.150 УК РФ. Это также способы совершения этого преступления: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом. Фактически любой способ вовлечения в совершение преступления образует состав, предусмотренный ст.150 УК РФ.

Особенности методики и тактики расследования этих дел варьируют в зависимости от того, достиг ли подросток возраста уголовной ответственности и совершил ли он конкретно уголовно наказуемое деяние, в совершение которого был вовлечен. В последнем случае все следственные действия с ним должны проводиться с учетом требований Уголовно-процессуального кодекса в части гарантий его права на защиту как подозреваемого.

Методика расследования преступлений отдельных видов, в том числе и расследования вовлечения несовершеннолетнего с совершение преступления, лишь схематично определяет круг сведений о фактических обстоятельствах дела и личности виновного, достаточных для того, чтобы обеспечить раскрытие преступления и решить вопрос о виновности лица, его совершившего. В остальном, рамки следствия и пределы применения конкретных методических рекомендаций следователь определяет самостоятельно, опираясь на собственный опыт и исходя из интересов обеспечения полноты, объективности и всестороннего расследования уголовного дела, что требует от него высокого профессионализма, глубоких знаний и ответственности. Преступление, оставшееся нераскрытым, может свидетельствовать как о некачественно проведенном, поверхностном расследовании, так и о низкой квалификации лица, осуществлявшего следствие. Устранение недостатков, допускаемых при расследовании уголовных дел, улучшение оснащенности следственного аппарата научно-техническими и коммуникативными средствами, повышение квалификационного уровня следователей могут способствовать коренному улучшению качества расследования и повышению раскрываемости не только вовлечения несовершеннолетнего с совершение преступления, но и в целом преступлений иных видов, что является одним из факторов, способствующих общему снижению уровня преступности в стране.

В результате проведённого в дипломной работе исследования сформулированы следующие выводы и предложения:

1. Структура механизма вовлечения несовершеннолетнего с совершение преступления может быть представлена в форме взаимодействия четырех материальных подсистем: субъект, предмет, способ и место (обстановка) преступления. Механизм преступления закономерно обусловливает возникновение криминалистически значимой информации о самом преступлении, его участниках и результатах. Под механизмом преступления систему процессов взаимодействия участников преступления, как прямых, так и косвенных, между собой и с материальной средой.

2. Несмотря на, безусловно, главенствующую роль в исследовании вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления сведений о личности вовлекателя и потерпевшего, особое значение следует обращать и на другие элементы криминалистической характеристики. Так, способ совершения преступления является важным элементом криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего совершение преступление. Она определяет соотношение различного рода явлений, процессов, условий, характеризующих событие преступления, её состояние в значительной мере определяет действия преступника. Данные о способе совершения преступления позволяют судить о действиях субъекта преступления, указывают на нетипичные факторы, повлиявшие на событие преступления.

3. От своевременного и правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела во многом зависит достижение целей расследования.

4. Особенности планирования расследования по определенному делу обусловлены видом и содержанием уже известных следователю элементов криминалистической характеристики преступлений, объекту преступного посягательства и др. Довольно часто, зная те элементы, которые характеризуют последствия преступления, следователь умозаключает о способе совершения преступления, а затем, на основе этих данных, о личности преступника.

Таким образом, процесс расследования и раскрытия вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления в современных условиях требует дальнейшего совершенствования в теоретическом и практическом аспектах. При этом необходимым условием является чёткое определение криминалистической характеристики, выявление всех значимых для познания сущности преступления элементов, наличие между ними взаимосвязи и их содержания.



Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 24.05.1996) (ред. от 06.12.2007) (с изменениями и дополнениями на состояние 01.01.2009 г.).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ принят Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.11.2001) (с изменениями и дополнениями на состояние 01.04.2009 г.).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 (ред. от 06.02.2007)"О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // Российская газета. - 2000. - 14 марта. - С.5.

Статьи, научные публикации

21. Горбатовская, Е.Г. Криминологическая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и практика расследования [Текст] / Е.Г. Горбатовская, Н.С. Матвеева // Прокурорская и следственная практика. - 2005. - № 1.

22. Горбатовская, Е.Г. Характеристика потерпевших от вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (опыт конкретного криминологического исследования) [Текст] / Е.Г. Горбатовская // Криминологическая характеристика убийств: сб. научных трудов. - М., 2007.

23. Исаенко, В.Н. Проблемы теории и практики использования тактических комплексов в расследовании вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления [Текст] / В.Н. Исаенко // Чёрные дыры в российском законодательстве. - 2004. - № 2.

24. Исаенко, В.О. О криминалистической характеристике вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления [Текст] / В.О. Исаенко // Уголовное право. - 2002. - № 7.

25. Кубатбекова, А.С. Субъективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления [Текст] / А.С. Кубатбекова // Бизнес в законе. - 2008. - № 1.

26. Селезнева, Е.А. К вопросу о понятии "вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность" [Текст] / Е.А. Селезнева // "Черные дыры" в российском законодательстве. - 2007. - № 2.

Электронные источники

40. Состояние преступности в РФ за январь 2009 г. [Электронный ресурс] // http://www.mvdinform.ru.

41. Состояние преступности в РФ за январь 2009 г. [Электронный ресурс] // http://www.mvdinform.ru.

42. Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2005 г. [Электронный ресурс] // http://www.mvdinform.ru.

43. Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2006 г. [Электронный ресурс] // http://www.mvdinform.ru.

44. Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2007 г. [Электронный ресурс] // http://www.mvdinform.ru.

45. Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2008 г. [Электронный ресурс] // http://www.mvdinform.ru.



Приложения

 

Приложение № 1

 

АНКЕТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПРАКТИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ (было опрошено 11 следователей и 6 дознавателей Калининского РУВД г. Челябинска)

№ п/п Вопросы анкеты Предполагаемые варианты ответов Результаты опроса в процентном выражении

1

Как часто в своей деятельности Вы сталкиваетесь с преступлениями против несовершеннолетних?

Часто 57,1 %
Редко 41,9 %
Никогда 1 %

2

Какой вид преступлений против несовершеннолетних носит более распространенный характер?

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст.150 УК РФ) 64 %
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст.151 УК РФ) 35,7 %
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК РФ) 0,3 %

3

С какими способами вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления в своей деятельности Вам приходилось сталкиваться?

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний 52 %[52]
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обмана 10,6 %[53]
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем угрозы 3,5 %[54]
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем иного способа 33,9 %[55]

 


[1] Состояние преступности в РФ за январь 2009 г. // http:// www. mvdinform.ru.

[2] Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2005 г. // http:// www. mvdinform.ru;

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2006 г.// http:// www. mvdinform.ru;

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2007 г. // http:// www. mvdinform.ru;

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2008 г. // http:// www. mvdinform.ru;

Состояние преступности в РФ за январь 2009 г. // http:// www. mvdinform.ru.

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" // Российская газета. – 2000. – 14 марта. – С. 5.

[4] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 24.05.1996) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) // Российская газета. – 1996. – 18 июня. – С. 8.

[5] Яценко С.С. Ответственность за преступления общественного порядка. – Киев, 1976. – С. 140.

[6] Миньковский Г. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность – важное направление профилактической работа / Л. Каневский, Г. Миньковский. – Советская юстиция, 1967. – С. 20-21; Ефимов М.П. Борьба с преступлениями против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. – Минск, 1971. – С. 53-54.

[7] Игнатьев А.А. Уголовный закон охраняет права несовершеннолетних. – М., 1971. – С. 61.

[8] Мауленов Г.С. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Киев, 1983. – С. 9.

[9] Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. – Казань, 1983. – С. 53.

[10] Селезнева Е.А. К вопросу о понятии «вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность» // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – № 2. – С. 124-125.

[11] Гаврилин Ю.В. Криминалистика: методика расследования отдельных видов преступлений: Курс лекций / Под ред. профессора Н.Г. Шурухнова. – М., 2004. – С. 328.

[12] Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2004 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2005 г.// http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2006 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2007 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2008 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-февраль 2009 г. // http:// www. mvdinform.ru

[13] Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2007 г. // http:// www. mvdinform.ru

 Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2008 г. // http:// www. mvdinform.ru

[14] Яблоков Н.П. Криминалистика. – 2-е изд. – М.: Норма, 2008. – С. 221.

[15] Гаврилин Ю.В. Указанная работа. С. 331.

[16] Горбатовская Е.Г. Характеристика потерпевших от вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (опыт конкретного криминологического исследования) // Криминологическая характеристика убийств: Сб. научных трудов. – М., 2007. – С. 111-112.

[17] Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2004 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2005 г.// http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2006 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2007 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2008 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-февраль 2009 г. // http:// www. mvdinform.ru

[18] Горбатовская Е.Г. Криминологическая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и практика расследования / Е.Г. Горбатовская, Н.С. Матвеева // Прокурорская и следственная практика. – 2005. – № 1. – С. 13.

[19] Горбатовская Е.Г. Указанная работа. С. 98.

[20] Исаенко В.Н. Проблемы теории и практики использования тактических комплексов в расследовании вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Чёрные дыры в российском законодательстве. – 2004. – № 2. – С. 73-74.

[21] Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2004 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2005 г.// http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2006 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2007 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-декабрь 2008 г. // http:// www. mvdinform.ru

Состояние преступности в РФ за январь-февраль 2009 г. // http:// www. mvdinform.ru

[22] Исаенко В.О. О криминалистической характеристике вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Уголовное право. – 2002. – № 7. – С. 24.

[23] Шурухнов Н.Г. Криминалистика. – М.: Эксмо, 2006. – С. 305-306.

[24] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. редакторы А.Н. Игнатов, В.М. Лебедев, Т.Ф. Минязева. – М., 2005. – С. 513.

[25] Уголовное дело Калининского РУВД г. Челябинска № 475656.

[26] Кубатбекова А.С. Субъективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Бизнес в законе. – 2008. – № 1. – С. 143.

[27] Архив Челябинского областного суда. Дело № 4-377/2006.

[28] Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Н.А. Нырковой, А.И. Чучаева. – М.: Феникс, 2009. – С. 114-115.

[29] Уголовное право: учебник для юрид. вузов / С.Я. Казанцев, Л.Л. Кругликов, П.Н. Мазуренко, Ф.Р. Сундуров. – М.: Академия, 2007. – С. 138.

[30] Уголовное дело Калининского РУВД г. Челябинска № 114521.

[31] Уголовное дело Калининского РУВД г. Челябинска № 128000.

[32] Уголовное дело Тракторозаводского РУВД г. Челябинска № 664530.

[33] Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска. Дело № 139021.

[34] Архив Калининского районного суда г. Челябинска. Дело № 200019.

[35] Сокол Е.В. Организационно-тактические особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2006. – С. 14-15.

[36] Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступлений. – М., 2002. – С. 109.

[37] Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование. Организация. - М., 1970. – С. 41-42.

[38] Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. – М., 2001. С. 142.

[39] Коновалова В.Е. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: Искусство расследования. Монография. – Харьков, 2001. – С. 57-58.

[40] Чупахин Р.В. Тактика допроса обвиняемого при расследовании преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления // Адвокатская практика. – 2008. – № 2. – С. 13.

[41] Уголовное дело Калининского РУВД г. Челябинска № 241555.

[42] Китаев Н.Н. Очная ставка - эффективное следственное действие в арсенале настоящих профессионалов // Российская юстиция. – 2008. – № 4. – С. 22-23.

[43] Мартынчик Е.Г. Очная ставка на досудебном производстве: процессуальные и криминалистические аспекты // Адвокатская практика. – 2004. – № 6. – С. 31.

[44] Исаенко В.О. О криминалистической характеристике вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Уголовное право. – 2002. – № 7. – С. 24.

[45] Коновалова В.Е. Указанная работа. С. 57-58.

[46] Уголовное дело Тракторозаводского РУВД г. Челябинска № 103300.

[47] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под редакцией В. Лебедева. – М.: Спарк, 2004. С. 188.

[48] Скичко О.Ю. нравственные основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Российский следователь. – 2005. – № 9. – С. 23-24.

[49] Воробьев П.Г. О предмете допроса особой категории свидетелей // Адвокатская практика. – 2008. – № 1. – С. 15-16.

[50] Майлис Н.П. Об актуальности использования комплекса знаний в различных направлениях судебной экспертизы // Эксперт-криминалист. – 2008. – № 4. – С. 23.

[51] Тетюев С.В. Судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве (некоторые проблемы теории, нормативной регламентации и практики) // Вопросы ювенальной юстиции. – 2008. – № 5. – С. 9-10.

[52] 15 уголовных дел (за период январь-декабрь 2008 г.).

[53] 3 уголовных дела (за период январь-декабрь 2008 г.).

[54] 1 уголовное дело (за период январь-декабрь 2008 г.).

[55] 9 уголовных дел (за период январь-декабрь 2008 г.).


Введение

 

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема воспитания подрастающего поколения, как на общественном, так и на государственном уровне. Российское государство считает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Однако в условиях обострившихся социальных проблем, связанных с падением жизненного уровня, углубляющимся расслоением общества, распадом системы трудоустройства, низким финансовым обеспечением образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений, подростки все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Так, согласно официальным статистическим данным, в январе 2009 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 245,3 тыс. преступлений, из числа которых каждое девятнадцатое (5,3%) совершено несовершеннолетними или при их соучастии[1].

Однако эти данные не отражают всего объема случаев, когда фактически имели место подстрекательские действия со стороны взрослых лиц и случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, которые также широко распространены. Так, согласно официальным статистическим данным, в 2005 году было зарегистрировано 16570 случаев вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, в 2006 году - 10302, в 2007 году - 9477, в 2008 году - 9356, в январе 2009 году - 469 случаев[2].

При этом самым тревожным является то, что положение дел с подростковой преступностью, процессы ее развития и преобладающие тенденции в ближайшей перспективе будут в значительной мере определять воспроизводство преступности в целом.

Среди факторов, создающих эти тенденции, следует выделить также увеличение числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего родительского попечения, находящихся в зоне криминального влияния внутри семьи или ближайшего бытового окружения. Исследования последних лет свидетельствуют, что рост преступности несовершеннолетних во многом обусловлен криминогенным влиянием на них взрослых, для реализации криминальных интересов которых подростки вовлекаются в преступную деятельность.

Исходя из этого, научный и практический интерес представляют уголовно-правовые и криминалистические проблемы, связанные с этими процессами.

Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность как криминалистическая проблема достаточно сложна. Особенно сложен и недостаточно разработан вопрос о криминалистической характеристике и методике расследования вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. В работах Бабаева ММ., Ветрова Н.И., Гуковской Н.И., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Игошева К.Е., Каневского Л.Л., Кудрявцева В. Н, Миньковского Г. М, Овчинникова B.C., Панкратова В.В, Примаченка А.А., Расулева А.А, Худякова Е.А., Шость Н.В., Филинкова Л.Г., Яблокова Н.П. и других рассматривались уголовно-правовые и отдельные криминалистические проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Однако они не могли учитывать сложившуюся в последние годы в России криминальную ситуацию - качественно новую как по масштабам преступных проявлений, так и по степени их негативного влияния на основополагающие процессы жизнедеятельности граждан, общества и государства. В связи с этим криминалистический аспект проблемы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, прикладное изучение специфики расследования, личностных характеристик вовлекателей и вовлеченных, способов вовлечения, анализ структуры и динамики этой категории преступлений в настоящее время требует нового осмысления и научной разработки.

Изложенные обстоятельства, наряду с практической потребностью в выявлении особенностей личностных качеств вовлекателя и вовлеченного в совершение преступления несовершеннолетнего, способов вовлечения, систематизация и использование этих данных для повышения качества расследования, обусловили актуальность и выбор темы дипломной работы.

Целью работы является теоретическое построение криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и разработке на ее основе методики расследования преступлений этого вида, направленной на повышение эффективности практической деятельности по раскрытию и расследованию.

В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:

1) разработать криминалистическую характеристику вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, выявить наиболее значимые данные ее составляющие: способы совершения и сокрытия; личностные свойства субъектов противоправной деятельности (вовлекателей и вовлеченных); обстоятельства, способствующие этому, и др.;

2) рассмотреть закономерности расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления на основе материалов следственно-судебной практики;

3) сформулировать особенности первоначального и последующего этапов расследования на основе типичных следственных ситуаций, типичных версий;

4) раскрыть особенности тактики первоначальных и последующих следственных действий;

5) определить особенности тактики отдельных следственных действий, ориентированных на специфику выявления и привлечения к уголовной ответственности субъектов противоправной деятельности.

Объектом дипломной работы выступают правовые отношения, возникающие в связи с раскрытием и расследованием правоохранительными органами вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления; преступная деятельность лиц, занимающихся совершением данных преступлений, а также состояние правового регулирования данного направления борьбы с преступностью и пути оптимизации раскрытия и расследования этих преступлений.

В качестве предмета исследования выступают нормы уголовно-процессуального закона, а также других нормативных актов, регулирующие раскрытие и расследование уголовных дел, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания правовой действительности. Наряду с этим при написании дипломной работы использованы общенаучные - анализ и синтез, логический, исторический и частнонаучные методы - системно-структурный, сравнительно-правовой, моделирования, конкретно-социологических исследований.

Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области криминалистики, уголовного права, уголовного процесса, криминологии и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Р.С. Белкина, В.И. Игнашина, Н.Г. Шурухнова, Н.П. Яблокова и других. Законодательную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, указы Президента и постановления Правительства России, ведомственные нормативные правовые акты Генерального прокурора и МВД России; постановления и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Эмпирическую основу исследования составили сведения, полученные в результате изучения и обобщения уголовных дел, а также опубликованной судебно-следственной практики, анализа статистических данных.

Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании состояния, уровня, структуры и динамики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления; закономерностей его проявления. Применен оригинальный подход к трактовке правовой природы типичных следственных ситуаций и следственных версий; разработана оптимальная система следственных действий, осуществляемых на первоначальном этапе расследования процессуальных сроков.

Элементы новизны проявляются также в выводах и предложениях, сформулированных по результатам исследования, проводимого в дипломной работе.

Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы.



Глава 1. Криминалистическая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления

§ 1. Понятие и содержание криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления

 

Современная криминальная ситуация в России обусловила интерес законодателя к проблеме охраны интересов формирования личности несовершеннолетнего, свидетельством чего выступает новая редакция статьи, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, а также принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 14 февраля 2000 г. постановления № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"[3].

Данное Постановление наряду с разъяснением общих вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних содержит ряд рекомендаций относительно квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий, однако понятия "вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность" найти так и не удалось. Так что же понимается под понятием "вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность"?

Итак, под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать преступление против семьи и несовершеннолетнего, предусмотренное ст.150 Уголовного кодекса РФ[4] и заключающееся в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Расширительное толкование понятия вовлечения (в данном случае в преступную деятельность) дает С.С. Яценко, понимая под вовлечением "действия, направленные на подготовку несовершеннолетнего к участию в преступлениях (например, обучение воровским приемам, пропаганда "романтики" преступной жизни), подстрекательство его к совершению одного или нескольких конкретных преступлений, либо на привлечение его к совершению преступлений в качестве соисполнителя или пособника". При этом он подчеркивает, что "предложение взрослого несовершеннолетнему совершить преступление является формой психического воздействия"[5].

Различные модификации приведенных определений понятий вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность чаще всего сводились лишь к более кратким формулировкам[6]. В частности, по мнению А.А. Игнатьева, "вовлечение в преступную деятельность выражается в таких действиях, которые или возбуждают у несовершеннолетнего стремление к совершению преступлений или объективно втягивают его в участие в преступной деятельности"[7]. Еще короче формулирует понятие вовлечения Г.С. Мауленов: "… вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность - это действия взрослого лица, направленные на формирование желания (стремления) у несовершеннолетнего участвовать в совершении одного или нескольких преступлений"[8].

В некоторых конструкциях понятия вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность подчеркивается мысль об исключительной ролевой функции вовлекателя. Так, по мнению Б.В. Сидорова, "вовлекатель, - по смыслу закона, - это "инициатор" преступления, совершаемого несовершеннолетним, но не в смысле необычной его изворотливости и активности, степени участия в преступлении, а, прежде всего, с позиций той ведущей роли, какую он играет как лицо, втянувшее подростка в преступление или преступную деятельность"[9].

Важно отметить, что отельные авторы придерживаются мнения, что вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность должно предполагать такую в буквальном смысле. Так, подчеркивается, что вовлечение обычно предполагает вовлечение не в одно конкретное преступление, а вообще в преступную деятельность (совершение нескольких преступлений). С такой позицией трудно согласиться, так как толкование понятия вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность как склонения их к совершению ряда преступлений фактически сужает состав данного преступления. Это может привести к уклонению от уголовной ответственности за склонение несовершеннолетнего к одному преступлению. Таким образом, в теории и практике утвердилась позиция, что под вовлечением несовершеннолетнего следует понимать деятельность, направленную на возбуждение у него желания (стремления) участвовать в совершении одного или нескольких преступлений[10].

Криминалистическую характеристику вовлечения несовершенно-летних в совершение преступлений составляют следующие основные данные о:

1) подготовительных действиях по вовлечению несовершенно-летних в преступную деятельность;

2) способах вовлечения;

3) обстановке, месте и времени противоправного действия;

4) личностных свойствах несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений;

5) личностных свойствах вовлекателей и др.[11]

Рассмотрим данные о подготовительных действиях по вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность.

Для вовлечения несовершеннолетнего в совершение противоправных деяний преступники реализуют комплекс разнообразных подготовительных действий. Содержательно они, как правило, направлены на:

1) ослабление или устранение контроля подростка над своими действиями (совместное потребление спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих веществ, лекарственных препаратов) - более 65 %;

2) подбор подростков, которых с наибольшей степенью ответственности можно вовлечь в совершение преступлений (их выбор в подавляющем большинстве случаев (55 %) приходится на несовершеннолетних, ранее совершавших противоправные деяния являющих интерес к преступной жизни);

3) поиск объекта преступного посягательства, распределение ролей между несовершеннолетними и т.п. - 30 %;

4) вызов (привитие) любопытства (интереса) к специфике преступной жизни (как правило, это осуществляется путем проведения бесед, демонстрацией бесстрашия, негативного отношения к правоохранительным органам, преимуществ воровских традиций над правовыми нормами и т.п. - 20 %);

5) изготовление, приобретение, приспособление орудий и средств (в том числе транспортных) совершения преступления, обучение несовершеннолетних навыкам их использования в конкретных условиях (10 %) и др.

Для достижения преступных целей взрослые умело, ориентируясь на конкретные жизненные ситуации, используют такие личностные качества несовершеннолетних, как внушаемость, податливость уговорам и угрозам, недостаток жизненного опыта, неспособность критически оценить поведение других лиц и свое собственное, ложно понимаемое чувство товарищества, солидарности и т.п.

Вместе с тем особую роль играют данные об обстановке, месте и времени приобщения несовершеннолетних к преступлениям.

Выбор места осуществления подстрекательских действий в большей мере связан с эмоциональными компонентами и зависит от характера связей с вовлекаемым несовершеннолетним, видом преступной деятельности, личностными качествами несовершеннолетнего и т.п.

В двух случаях из трех взрослые вовлекают подростка в преступную деятельность по месту своего жительства или ее совместно проводимого досуга. В местах учебы или работы - в одном случае из пяти. В неустановленных местах подстрекательские действия выполнены в каждом десятом случае.

Как показывают исследования, в вечернее и ночное в (в промежуток времени с 20 до 2 часов) во время проведения досуга совершаются около 75 % вовлечений, около 25 % - в, дневное и вечернее время (промежуток времени с 10 до 16 часов[12]. Продолжительность промежутка времени, во время которой осуществляются действия по вовлечению, во многом зависит от личности вовлекателя, личностных качеств несовершеннолетнего, необходимости приобретения подростком определенных навыков совершения и сокрытия преступления[13].

Особое внимание необходимо уделить личностным свойствам несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления.

Вовлеченные в преступную деятельность подростки в своей массе характеризуются рядом особенностей, среди которых выделяются: отсутствие самостоятельности; наличие стремлений к связям с представителями криминальной среды; проявление особого интереса к воровским традициям, нормам неофициального поведения, подражание им в обыденной жизни и т.п.

Дифференцированный же подход к этой проблеме позволяет выделить три типа подростков, вовлеченных в совершение преступлений:

1) ситуативный;

2) ситуативно-криминальный;

3) последовательно криминальный.

Данная типология позволяет установить не только основные варианты направленности личности несовершеннолетних, вовлеченных в противоправную деятельность, но и этапы постепенного перехода от ситуационных факторов, влияющих на выбор поведения, к появлению деформаций личности подростка и, как следствие, возможность рецидива.

Несовершеннолетние первого типа совершают преступление под решающим влиянием ситуации, возникающей в результате случайного стечения обстоятельств, легкомыслия или неподготовленности к сопротивлению, как бы не по вине самого несовершеннолетнего. Для последних такие ситуации являются проблемными, с которыми они в жизни не сталкивались и не имеют опыта их правильного разрешения[14].

Безнравственные элементы сознания и поведения личности таких подростков, а также микросреды их обитания, если и имеются, то выражены незначительно. Здесь решающее значение имеет ситуация совершения преступления как результат случайного стечения обстоятельств, легкомыслия или неподготовленности к правильному (правовому) ее разрешению[15].

Ситуативный тип несовершеннолетнего преступника встречается преимущественно среди "пассивно-положительных" и деморализованных подростков, никогда не совершавших правонарушений. К этому типу относятся подростки, впервые вовлеченные в преступную деятельность.

Ситуативно-криминальный тип несовершеннолетнего формируется и действует в противоречивой микросреде; вовлечение в значительной мере обусловлено неблагоприятной (с нравственной и правовой точек зрения) ситуацией. Решающее значение при этом имеет взаимодействие личности и социальной среды, микросреды. В то же время преступное поведение у представителей данного типа может не соответствовать тем планам, которые они строят, ни с позиции их реального образа жизни, ни с позиции привычного их поведения. Ситуативно-криминальный тип включат преимущественно несовершеннолетних, попавших в соответствующую ситуацию в результате неустойчивости общей направленности личности. Эти подростки уже совершали различные правонарушения, привлекались к административной ответственности.

Для несовершеннолетних последовательно-криминального типа характерно систематическое нарушение норм морали и права микросредой их пребывания, а также ими самими. Большинство этих подростков еще до налаживания прямых контактов с лицами, отбывшими уголовное наказание, отличались довольно устойчивым антиобщественным поведением. В это категории могут быть уже и судимые (условно осужденные, освобожденные досрочно и т.п.).[16]

Подростки, вовлеченные в совершение преступления, относятся к возрастной группе 14-17 лет (около 85 %), чаще - мужского пола (более 80 %). Большинство - учащиеся школ, лицеев (75 %). В подавляющем большинстве случаев такие несовершеннолетниё воспитываются в неблагополучных семьях (80 %) с низким уровнем дохода. Нередко их ближайшие родственники злоупотребляли спиртными напитками (35 %). Каждый третий такой подросток ранее совершал правонарушения[17].

Что касается самого вовлекателя, то личностные свойства взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность, являются стержнем, соединяющим звеном: личностные свойства несовершеннолетнего - способ и характер преступления. Значительное количество таких лиц ранее были судимы, что позволило им приобрести дополнительные, специфические личностные качества и криминальный опыт.

К таким особенностям относят:

1) устойчивую преступную направленность;

2) систематичность совершения преступлений с нарастанием их тяжести;

3) стремление к образованию особо устойчивых форм соучастия, стабильных преступных групп и преступных сообществ;

4) стремление к вовлечению в преступную деятельность все новых и новых лиц и т.п.

Деятельность ранее судимых взрослых лиц по вовлечению носит целенаправленный характер, их подстрекательские и организационные усилия, направленные на непосредственное формирование у несовершеннолетних навыков "криминального ремесла", интересов и, в конечном итоге, намерений совершить преступление[18].

Необходимо отметить, что взрослые лица, как правило, вовлекают несовершеннолетних в совершение тех же преступлений, за которые сами привлекались к уголовной ответственности[19].

Лица, судимые 4 и более раз, в 25 % изученных случаев осуществили вовлечение подростков в преступную деятельность в силу сложившейся ситуации, а в 75 % случаев сделали это целенаправленною.

Среди личностных свойств взрослого, вовлекшего несовершеннолетнего в преступную деятельность, наиболее ярким является опыт преступной деятельности, умение осуществлять противодействие расследованию[20]. Социальный статус вовлекателей достаточно низок. Чаще всего это мужчины (85-90%) 20-30 лет (70-75%), со средним (86%) и средне-специальным образованием (30%) [21]. Зачастую трудоустроены, однако являются представителями малопрестижных специальностей (58%). Около 25% - без определенных занятий. В большинстве случаев взрослые, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, не имеют семьи (около 65%), имеют склонности к употреблению спиртных напитков. Значительное их количество (50%) имеют одну, а около 10% - две и более судимостей[22].

Таким образом, исследование криминалистической характеристики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений позволило сформулировать свое понятие. Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность следует понимать принуждение несовершеннолетнего любым способом быть помощником или соучастником взрослому лицу в воплощении своих противоправных деяний с помощью и совместно с несовершеннолетним.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 237.