Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова [11] описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (складывание простейших игрушек), а в старшей и подготовительной группах задачи усложняются. Дети учатся выполнять объёмные игрушки, поделки с подвижными деталями, используя разные способы крепления. З.В. Лиштван [15] рассматривает конструирование, как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе. Разработанная автором программа обучения конструированию включает разные формы его организации: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определённые задачи воспитания. Конструирование из бумаги представлено автором в виде циклов занятий, достоинством которых является то, что каждый из них предполагает использование одного и того же способа действия при изготовлении различных поделок, что подводит детей к обобщению этих способов и обеспечивает возможность пользоваться ими в самостоятельной деятельности. Л.В. Куцакова раскрывает условия по организации занятий по конструированию и художественному труду:
• наличие строительного материала: рисунков, иллюстраций, чертежей;
• оснащение кабинета для занятий техническим и художественным творчеством;
• соблюдение правил по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста;
• создание интересной, увлекательной обстановки;
• умелое руководство педагогом конструктивными действиями дошкольников;
• использование различных форм обучения конструктивному умению;
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В программе раскрыта методика работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Автор предлагает два варианта реализации программы (типовой и инновационный), применимых в традиционных ДОУ и дошкольных учреждениях нового типа. Методическое обеспечение программы, разработанные конспекты занятий приемлемы для различных возрастных групп с учётом разных видов конструирования [14].
В.Г. Нечаева [18] указывает на педагогическую ценность конструктивной деятельности ребёнка, его творческие умения. Автор отмечает, что благодаря обучению конструктивной деятельности дошкольники овладевают элементарными умениями и навыками. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» [25] в старшей и подготовительной группах раскрывается содержание работы по изготовлению подвижных и объемных игрушек; определены операции по работе с бумагой и картоном. Программа «Радуга» [27] рассматривает использование с дошкольниками традиционных материалов в изобразительной деятельности, которые приобщают детей к разнообразным умениям и навыкам, активному овладению способами практических действий. Программа «Истоки» [26] предусматривает овладение детьми разными способами конструирования. Это побуждает к проявлению у детей интереса к созданию движущихся конструкций, и они могут находить простые технические решения. «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» [24] по конструированию в старшей и подготовительной группе образовательно нацеливает на развитие творческих способностей, проявлений у детей творчества в изготовлении игрушек-качалок, масок и элементов декораций для игр-драматизаций и театральной деятельности, игрушек-забав для малышей. Дети совершенствуют умения в конструировании объёмных поделок из бумажных готовых развёрток. В программе «Развитие» [28] основной целенаправленной задачей по конструированию является развитие у детей познавательных и творческих способностей. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому - множество открытий, создание интересных, порой оригинальных конструкций. Исследователи В.В. Рубцов, Н.Н. Поддьяков убедительно доказывают: дети успешно развиваются самостоятельно в процессе практического освоения и преобразования разных объектов. Психологи В.А. Крутецкий, А.А. Люблинская определяют умственную активность, творческое мышление ребёнка [23].
В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотова свидетельствуют, что в конструировании по замыслу и по условиям дети сами получают возможность решать задачу разными путями. В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек. Так, Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова дают методические рекомендации, предлагают цикличность в проведении занятий, чёткую дифференциацию задач обучения конструированию изделий с подвижными частями для детей шестого, седьмого года жизни. В сборнике «Уроки детского творчества» показаны фигурки с подвижными деталями. Соединённые с помощью блочек, фигурки могут двигаться (весёлые зверушки, подвижные животные из подставок под пиво, животные-марионетки, игрушки с ветром). Таким образом, психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений (Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова). В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек.
Вывод по I главе
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. Дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей, более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделок. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию: по образцу, по условиям, по теме, каркасное конструирование, по замыслу, по модели. Каждая из изученных форм обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Непременным компонентом деятельности являются разнообразные навыки и умения. Психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Исследуя современные программы, можно отметить, что особое внимание уделяют постановке конкретных задач: по формированию конструктивных умений и навыков в работе с бумагой и картоном в изготовлении объёмных игрушек. В передовом педагогическом опыте можно встретить интересные подходы в проблеме развития конструктивных умений (Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова). В практических сборниках можно встретить разные варианты подвижных игрушек.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.