Банкротство отсутствующего должника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нельзя оставить без внимания такую проблему как отсутствующие должники. Через уполномоченный орган и арбитражный суд проходит огромное количество отсутствующих должников. На каждое из этих предприятий должен быть назначен арбитражный управляющий, который получает зарплату, а также требуется оплатить судебные издержки и т.д. Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти Правительством Российской Федерации. Представлять в делах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.[65]

Уполномоченный орган в 2-недельный срок с даты представления конкурсным управляющим документов, подтверждающих его право на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации отсутствующего должника, осуществляет компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации. Уполномоченный орган осуществляет компенсацию только фактических расходов конкурсного управляющего.[66]

Основная масса дел о несостоятельности (банкротстве) отсутствующих должников, возбуждалась ранее по инициативе налоговых органов. По состоянию на 01.01.2003г. в процедуре банкротства находилось 4369 отсутствующих должников, признанных арбитражным судом банкротами, на 01.01.2004г. – 1801, в настоящее время - около 1500 отсутствующих должников находятся в завершающей стадии ликвидации в рамках конкурсного производства. С начала 2003 года процедуры банкротства отсутствующих должников не инициировались, в связи с тем, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.[67]

Одной из важнейших проблем, решаемых законодательством о банкротстве, является выведение из государственного реестра юридических лиц так называемых «отсутствующих должников» - компаний, прекративших свою деятельность, не имеющих персонала и не взаимодействующих с фискальными органами.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.

К отсутствующим должникам Закон о банкротстве относит юридические лица, которые фактически прекратили свою деятельность, в том числе не проводят текущие платежи в течение длительного времени, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.

Так, Инспекция Министерства по налогам и сборам России по г. Жигулевску Самарской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - должник), поскольку последнее в нарушение ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 76 Положения о бухгалтерском учете не представляет отчетность о финансово-хозяйственной деятельности, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, что является основанием для ликвидации ответчика в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, должник является юридическим лицом, учрежденным тремя физическими лицами.

Представленные истцом доказательства о финансово-хозяйственной деятельности ответчика, неоднократное направление в адрес ответчика судебных актов по настоящему делу, которые возвращались органами почтовой связи с отметками об отсутствии ответчика по указанным адресам, позволили охарактеризовать Общество с ограниченной ответственностью "Старт" как отсутствующего должника.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления им деятельности с неоднократным или грубыми нарушениями закона.

Таким образом, вывод суда о том, что в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо, имеющее органы управления и учредителей, а не отсутствующий должник, соответствует материалам дела[68].

Если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.[69]

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсного кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором.

Как правило, арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к производству заявления о признании должника банкротом его рассматривает и принимает решение по делу. В отношении отсутствующего должника Закон предусматривает сокращенный срок рассмотрения дела - двухнедельный, так как в отношении отсутствующего должника не вводится процедура наблюдения и внешнего управления.[70]

Государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан в недельный срок после поучения решения арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства представить кандидатуру конкурсного управляющего. Вместе с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным управляющим сотрудника государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.

Конкурсный управляющий, помимо указанного уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного.

Если в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит имущество (как минимум имущество должника - юридического лица должно позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства.[71]

При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами. Практика показывает, что имущество у такого должника, как правило, отсутствует.

При обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника и после его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего, требования кредиторов в отношении отсутствующих должников - юридических лиц удовлетворяются.

Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного баланса[72].

Возникает вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным управляющим ликвидационный баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет) кредиторов при банкротстве отсутствующего должника не созывается, а на арбитражный суд такой обязанности не возложено Законом.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения.

Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующий должник - юридическое лицо ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.[73]



Дата: 2019-07-30, просмотров: 159.