ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКОМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКОМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

 

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ВРЕД ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА НА ТРАНСПОРТЕ

 

Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении транспортного средства.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (статьей 98 установлено, что жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством РФ)[46] и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[47] в разделе о перевозках пассажиров этот вопрос не регулируют. Презюмируется, что, если подобная ситуация возникла, она должна регулироваться нормами гражданского законодательства, т.е. ст. 800 Гражданского кодекса Российской Федерации[48].

В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира ответственность перевозчика согласно ст. 800 Гражданского кодекса РФ[49] определяется по правилам гл. 59 ГК (ст. 1064-1101). Это означает, что перевозчик как владелец источника повышенной опасности отвечает за сохранность жизни и здоровья пассажира независимо от наличия вины (ст. 1079 ГК), а причиненный вред возмещается перевозчиком в полном объеме (ст. 1064 ГК). Несмотря на договор между пассажиром и перевозчиком, ответственность последнего — в отличие от его ответственности за несохранность груза или багажа — является внедоговорной (деликтной), следовательно, более строгой и неограниченной. Кроме того, ст. 800 ГК устанавливает, что законом или договором перевозки может быть предусмотрена еще более высокая ответственность перевозчика. Согласно ст. 1099 ГК допускается также возмещение причиненного пассажиру морального вреда.

 

Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте

 

Статья 113 Устава железнодорожного транспорта РФ[50] устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законные интересы пассажиров обеспечиваются также ответственностью железных дорог по обязательствам вследствие причинения вреда. Железные дороги в одинаковой степени отвечают перед пассажиром, т.е. лицом, заключившим договор перевозки (имеющим проездной документ, билет), и перед безбилетным пассажиром. Причем ответственность железных дорог наступает независимо от того, в каком поезде следовал пассажир - дальнем, местном или пригородном.

Деятельность железных дорог связана с повышенной опасностью для окружающих (используются транспортные средства), поэтому они несут ответственность не только за виновное, но и за случайное причинение вреда пассажиру. В силу ст. 1079 ГК железные дороги обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В приложении 2 дипломной работы приведен образец Акта служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте.

Дисциплинарная ответственность

 

Дисциплинарная ответственность – это ответственность, к которой работодатель вправе привлечь своего работника за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 22 и 192 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 328, 329 Трудового кодекса РФ[54] (ч. 4 раздел 12, гл.51) особенностями регулирования труда работников транспорта являются работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Согласно ст. 330 Трудового кодекса дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ[55] (ч. 5 раздел 13, гл. 62) ответственностью за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права являются:

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ утверждено Положение "О дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 25 августа 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. В этом нормативном правовом акте подчеркивается, что он определяет особые условия соблюдения работниками железнодорожного транспорта дисциплины, поскольку нарушение ее на железнодорожном транспорте создает угрозу жизни и здоровью людей, безопасности движения поездов, сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, а также приводит к невыполнению договорных обязательств.

Под действие этого Положения подпадают все работники организаций железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и работники центрального аппарата Министерства путей сообщения РФ, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте и т. д.

Согласно гл. 5 ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ"[56] дисциплиной труда на железнодорожном транспорте общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым федеральным законом Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования.

Забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. утвержден Устав о дисциплине работников морского транспорта. Таким образом, работники морского транспорта несут специальную дисциплинарную ответственность. Раздел IV данного Устава посвящен дисциплинарным взысканиям. За совершение дисциплинарного проступка к работнику морского транспорта в соответствии с п. 13 Устава кроме мер, указанных в ст. 192 ТК, применяется предупреждение о неполном служебном соответствии в случаях:

а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;

б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

в) нарушения законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

 



Уголовная ответственность

 

Уголовная ответственность установлена в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ[68], из которого и состоит уголовное законодательство РФ.

В науке уголовного права преступления данной категории принято называть транспортными преступлениями, под которыми понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование всех видов транспорта и причинившие вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.

Родовым объектом преступлений, включенных в главу 27 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта — состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий.

Предмет преступления — транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.

Составы большинства транспортных преступлений сконструированы как материальные, предусматривающие наступление общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 263, 264, 266, 268, 269 УК) или крупного ущерба (ст. 267 УК). Части 2 ст. 263, 264, 266, 267, 268, 269 УК предусматривают последствия в виде смерти человека. Гибель двух и более лиц предусмотрена ч. 3 ст. 263, 264, 266, 267, 268, 269 УК.

Уголовная ответственность наступает только лишь при установлении причинной связи между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации рассматриваемых видов транспорта и наступившими вышеназванными последствиями.

Все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта с учетом их законодательной систематизации в самостоятельной главе мы классифицируем на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263–266, 268, 271 УК); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 269, 270 УК)[69].

Согласно гл. 27 ст. 263 Уголовного кодекса РФ[70] нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Дополнительным объектом преступления по ч. 1 выступает здоровье, по ч. 2 и 3 — жизнь человека.

Объективная сторона по конструкции представлена материальным составом. Она характеризует наличие трех обязательных признаков: общественно опасное деяние, вредные последствия и причинная связь ними. Общественно опасное деяние выражено в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чтобы разобраться, какие правила были нарушены, надо посмотреть, в частности, ФЗ от 10 января 2003 г. № 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"[71], Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.[72], Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"[73], Кодекс РФ об административных правонарушениях[74], Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.[75], Водный кодекс 1995 г.[76]

Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом — проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п.

Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью. Понятие тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.

Необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта и наступившим тяжким вредом здоровью. Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению тяжкого вреда здоровью.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает, что последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека не наступит, либо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступления такого вреда. Неправильные действия по вождению и эксплуатации, совершенные с умыслом, образуют составы иных преступлений, например, против собственности (умышленное уничтожение или повреждение имущества — ст. 167 УК), общественной безопасности (терроризм — ст. 205 УК) либо против безопасности государства (диверсия — ст. 281 УК). Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК).

Субъект преступления — специальный: лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации указанных видов транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).

В ч. 2 установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В ч. 3 ст. 263 УК особо квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти двух или более лиц[77].

Согласно ст. 264 УК РФ[78] нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством (троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства), правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации транспортного средства. Дополнительным объектом выступают по ч. 1 интересы здоровья, по ч. 2 и 3 жизнь человека.

Объективная сторона имеет свою специфику. Ответственность фактически наступает за причинение указанных в законе последствий, но при установлении причинной связи между наступившими последствиями и предшествующим им нарушением правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Для правильной квалификации необходимо уточнить, какие конкретные правила были нарушены, а для этого в обязательном порядке надо изучить ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196 "О безопасности дорожного движения"[79], Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090[80]. В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. № 50 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила ими нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам. Под транспортным средством понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 куб. см и способные развивать скорость не менее 50 км/ч.

Под транспортными средствами, о которых говорится в ст. 264–268 УК наряду с автомобилями следует понимать автомототранспортные средства, подлежащие регистрации в Государственной автомобильной инспекции, пассажирские и грузовые трамваи и троллейбусы, все виды тракторов, а также строительные, погрузочные (автопогрузчик, автокран), уборочные, дорожные (автогрейдер, асфальтоукладчик и др.) сельскохозяйственные (например, комбайны) и тому подобные специальные самоходные машины, мотоциклы, мотоколяски, мотонарты и иные механические средства, выполняющие не только транспортные, но и иные функции.

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения как водитель транспортного средства, пешеход, пассажир. Организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Эксплуатация — это комплекс мер по обеспечению нормального технического состояния, сохранности и применения (использования) транспорта в соответствии с его предназначением. Она должна осуществляться в процессе управления транспортным средством — технический осмотр машины, устранение неисправностей, соблюдение правил парковки и т.д. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Обязанность поддерживать транспортные средства, участвующие в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на их владельцев либо эксплуатантов.

Порядок эксплуатации регламентируется как указанными Правилами, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру машин, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению машин и т.д.

Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости движения, в выезде на встречную полосу движения, в игнорировании дорожных знаков и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств — в перевозке пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, стоянке машины в неположенном месте, буксировке на слабом тросе и т.п. По ст. 264 УК не могут квалифицироваться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных работ и т.д. В этих случаях посягательство направлено на иной объект: нормальные безопасные условия труда и т.д.

Для определения тяжести вреда здоровью, причиненному потерпевшему или потерпевшим, обязательно назначение судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, обязательным признано проведение автотехнической экспертизы для определения исправности транспортного средства.

По ч. 3 ст. 264 УК ответственность наступает при условии причинения в процессе нарушения правил дорожного движения смерти двум или более лицам при условии, что гибель нескольких человек была следствием одного нарушения. Если в результате нарушений наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то инкриминируются все, но содеянное квалифицируется по той части, которая предусматривает более тяжкие последствия.

Причинение вреда личности при осуществлении на самоходных машинах производственных процессов не подпадает под признаки рассматриваемого состава и должно квалифицироваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела как преступление против личности или как нарушение правил по технике безопасности.

Потерпевшими могут быть любые лица, которые пострадали от транспортной аварии, в том числе и родственники виновного или иные близкие ему лица.

Следует учитывать, что уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает вне зависимости от места, где было допущено нарушение. Дорожное движение в основном осуществляется по дорогам, но может происходить и в условиях бездорожья, во дворе, поле, на автомобильных стоянках и т.п.

Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

При привлечении к уголовной ответственности за преступление, совершенное по неосторожности в форме преступной небрежности, следует иметь в виду, что закон требует в каждом конкретном случае устанавливать не только обязанность, но реальную возможность лица предвидеть наступившие вредные последствия. Последняя может быть ограничена как объективными условиями, в которых возникло дорожно-транспортное происшествие, так и субъективными особенностями человека.

Водитель автомашины не должен нести уголовной ответственности за аварию вследствие самоуправных действий другого лица, которые по обстоятельствам дела водитель не мог предвидеть и предотвратить.

Если по делу установлено, что причинение вреда здоровью или смерти потерпевшего охватывалось умыслом виновного, содеянное следует рассматривать как умышленное преступления против здоровья и жизни.

В тех случаях, когда виновным последовательно совершены два самостоятельных преступления: одно — автотранспортное, а другое против здоровья и жизни личности, его действия надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.

Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Для квалификации деяния по ст. 264 УК не имеет значения, имел ли виновный водительские права. При поездке на учебной машине с двойным управлением ответственность за нарушенные правила вождения несет инструктор, так как согласно Правилам дорожного движения обучающий вождению приравнивается к водителю. Вместе с тем следует учитывать, что согласно Правилам дорожного движения обучаемый также считается водителем транспортного средства. Поэтому в случаях, когда будет установлено, что нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств произошло по вине курсанта, пренебрегшего указаниями инструктора, то не исключается привлечение к уголовной ответственности обучаемого лица.

Действие водителя, виновного в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 264 и 125 УК.

Если водитель был виновен в нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им автомототранспортным средством, то неоказание помощи потерпевшему должно квалифицироваться по ст. 125 УК.

С учетом этих обстоятельств следует решать вопрос, как об основном, так и о дополнительном наказании — лишении права управлять транспортными средствами (ч. 1 ст. 264 УК) [81].

Согласно ст. 270 УК РФ[82] неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, - наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступления имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи по общему правилу исключает состав данного преступления.

Состав формальный и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал "sos". Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая к серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров (оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет).

По объективной стороне преступления на квалификацию влияет место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства. Обстановка — терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна сознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

Субъект преступления специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.

Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.

Согласно ст. 271 УК РФ[83] несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов - наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, затрагивающие безопасность международных полетов. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов.

Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывает влияния на квалификацию.

Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Правила международных полетов над территорией РФ регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе РФ", Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и др., а также некоторыми положениями международного права.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.[84] указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях.

Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолета террористами, согласно ст. 40 УК).

Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с другими преступлениями: контрабанда согласно УК РФ[85] (ст. 188), терроризм (ст. 205), захват заложников (ст. 206), угон воздушного судна (ст. 211), диверсия (ст. 281) и т.п. В этом случае нарушение правил международных полетов квалифицируется по совокупности[86].

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящем дипломном исследовании были изучены вопросы, связанные с обеспечением перевозчиком безопасности жизни и здоровью пассажиров на транспорте: правовое регулирование деятельности транспорта и организационные меры, направленные на обеспечение безопасности и здоровья пассажиров, а также подробно изучена ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта и виды ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная.

На основании изложенного материала в дипломной работе на тему: "Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте", можно сделать следующие выводы:

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной, каждый из которых выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью.

Перевозки пассажиров на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом РФ, транспортными кодексами и транспортными уставами, а также целым рядом Правил перевозок пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. Транспортное законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.

Защита прав пассажиров осуществляется на основе закона о защите прав потребителей, который подробно регламентирует права потребителя, устанавливает нормы их реализации и ответственность исполнителя. Данный закон является одним из наиболее действенных российских нормативно-правовых актов. В итоге можно сказать, что закон о защите прав потребителей является главной опорой защиты прав пассажира, но многие граждане-потребители транспортных услуг пока не знают своих прав и вследствие этого многие неправомерные действия перевозчиков остаются без наказанными.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется не правилами о договоре перевозки, а нормами деликтного права (гл. 59 ГК). В этом случае перевозчик отвечает за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (в том числе безбилетного), выступая как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Правила о внедоговорной ответственности владельца источника повышенной опасности носят более жесткий характер. Кроме того, законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК).

Перевозчик по договору перевозки пассажира может нести как договорную (в случае задержки отправления пассажира, нарушения срока его доставки), так и деликтную (в случае причинения вреди жизни и здоровью пассажира). Но в любом случае вина перевозчика презюмируется. Ответственность перевозчик несет в виде выплаты штрафа, возмещения убытков, а в некоторых случаях – возмещение морального вреда.

Пассажир же может нести только договорную ответственность в рамках гражданского права, а также дисциплинарную, административную и уголовную – в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении транспортного средства.

Устав железнодорожного транспорта РФ (ст. 113)[87] устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законные интересы пассажиров обеспечиваются также ответственностью железных дорог по обязательствам вследствие причинения вреда. Железные дороги в одинаковой степени отвечают перед пассажиром, т.е. лицом, заключившим договор перевозки (имеющим проездной документ, билет), и перед безбилетным пассажиром. Причем ответственность железных дорог наступает независимо от того, в каком поезде следовал пассажир - дальнем, местном или пригородном.

Деятельность железных дорог связана с повышенной опасностью для окружающих (используются транспортные средства), поэтому они несут ответственность не только за виновное, но и за случайное причинение вреда пассажиру. В силу ст. 1079 ГК железные дороги обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Воздушный кодекс РФ (ст. 117)[88] предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна", определяется в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст. 123 ВК).

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ – не может превышать 2 млн. руб.

В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

Кодекс торгового мореплавания РФ (ст. 186)[89] гласит, что перевозчик несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).

Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна либо в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой судна на мель, взрывом или пожаром на судне или недостатками судна.

Статья 190 КТМ гласит, что ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175 тысяч расчетных единиц в отношении перевозки в целом. В случае, если вред возмещается в форме периодических платежей, общая сумма таких платежей не должна превышать указанный предел ответственности перевозчика.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (статьей 98 установлено, что жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством РФ)[90] и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[91] в разделе о перевозках пассажиров этот вопрос не регулируют. Презюмируется, что, если подобная ситуация возникла, она должна регулироваться нормами гражданского законодательства, т.е. ст. 800 Гражданского кодекса Российской Федерации[92].

Таким образом, закон отдает приоритет интересам сохранности здоровья и жизни пассажиров над интересами транспортных организаций. Впрочем, соблюдение и тех и других обеспечивается институтом обязательного страхования ответственности перевозчика.

В дипломной работе изучаются следующие виды юридической ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации: гражданско-правовая, административная, уголовная и иная ответственность.

Под "иной" ответственностью подразумевается прежде всего дисциплинарная ответственность, предусмотренная Трудовым кодексом РФ, а для отдельных категорий работников - уставами и положениями о дисциплине, установленными федеральными законами.

За нарушения законодательства РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности может наступить и иная ответственность, нежели гражданско-правовая, административная, уголовная или дисциплинарная ответственность.

При написании дипломной работы были использованы нормативные акты, учебная литература и научные статьи.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Договор перевозки пассажира и багажа

 

 

 Договор N ____

 перевозки пассажира

 

 г. ________________ "___" _________ 200__ г.

 

 _______________________________________________________, именуемое в

 (наименование предприятия, перевозящего пассажира)

дальнейшем "Перевозчик", в лице _______________________, действующего на

 (должность, Ф.И.О.)

основании ____________________, с одной стороны, и ________________________

 (устава, положения) (Ф.И.О. пассажира,

_________________________, именуемый в дальнейшем "Пассажир", с другой

 его паспортные данные)

стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

 

 1. Предмет договора. Общие положения

 

 1.1. В соответствии с настоящим договором Перевозчик обязуется

перевезти Пассажира и его багаж ___________________________________________

 (наименование багажа, его вес, размеры

__________________________ в следующий пункт назначения: _________________,

 и другие характеристики) (наименование)

выдать багаж Пассажиру или другому лицу, управомоченному на его получение,

а Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз

багажа.

 1.2. Заключение настоящего договора удостоверяется билетом, а также

багажной квитанцией.

 1.3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном __________________

__________________________________________________________________________:

 (указать транспортный устав или кодекс)

 - перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

 - перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных

норм.

 1.4. Плата за проезд и провоз багажа составляет: ______________________

__________________________________________________________________________.

 1.5. Проезд и провоз багажа оплачиваются в следующем порядке и в

следующие сроки: __________________________________________________________

__________________________________________________________________________.

 1.6. Перевозчик обязуется доставить Пассажира и его багаж в пункт

назначения в срок, определенный в порядке, предусмотренном ________________

__________________________________________________________________________.

 (указать транспортный устав или кодекс)

 1.7. Время отправления и прибытия транспортного средства:

__________________________________________________________________________.

 

 2. Ответственность за нарушения обязательств

 по перевозке

 

 2.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств

по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ,

транспортным уставом или кодексом.

 2.2. Стороны настоящего договора за нарушение ими обязательств по

перевозке предусматривают следующую ответственность:_______________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

 3. Ответственность Перевозчика

 за задержку отправления Пассажира

 

 3.1. За задержку в отправлении транспортного средства, перевозящего

Пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт

назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях)

Перевозчик уплачивает Пассажиру штраф в размере, установленном

_________________________________________, если не докажет, что задержка

 (указать транспортный устав или кодекс)

или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения

неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров,

или иных обстоятельств, не зависящих от Перевозчика.

 3.2. В случае отказа Пассажира от перевозки из-за задержки отправления

транспортного средства Перевозчик обязан возвратить Пассажиру провозную

плату.

 

 4. Ответственность Перевозчика за утрату,

 недостачу и повреждение (порчу) багажа.

 Ответственность Перевозчика за причинение

 вреда жизни или здоровью Пассажира

 

 4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа,

происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Пассажиру или лицу,

управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача

или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые

Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

 4.2. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается Перевозчиком

в следующем размере:

 - в случае утраты или недостачи багажа - в размере стоимости

утраченного или недостающего багажа;

 - в случае повреждения (порчи) багажа - в размере суммы, на которую

понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного

багажа - в размере его стоимости;

 - в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его

ценности, - в размере объявленной стоимости багажа.

 Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете

Продавца, а при отсутствии счета - исходя из цены, которая при сравнимых

обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

 4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного

утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает

Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного,

недостающего, испорченного или поврежденного багажа.

 4.4. Документы о причинах несохранности багажа (коммерческий акт, акт

общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке,

подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами,

удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для

ответственности Перевозчика, отправителя либо получателя багажа.

 4.5. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или

здоровью Пассажира, в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

 

 5. Заключительные положения

 

 5.1. Во всем ином, не урегулированном в договоре, стороны будут

руководствоваться нормами ГК РФ, а также нормами __________________________

__________________________________________________________________________.

 (наименование транспортного устава или кодекса)

 5.2. Договор составлен в ____-х экземплярах.

 5.3. Адреса сторон:

 Перевозчик: ___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 Пассажир: _____________________________________________________________

 (фамилия, имя, отчество)

паспорт: серия _____________, номер _______________, выдан ________________

___________________________________________________________________________

адрес:_____________________________________________________________________

 

 Перевозчик Пассажир

 _________________________ _________________________

 (подпись)

 

 М.П.

 


Приложение 2

 

АКТ №  

служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте

(составляется на каждого пострадавшего)

 

(субъект железнодорожного транспорта)

     
(дата составления)   (место составления)

1. Дата и время транспортного происшествия

                 
(число)   (месяц)   (год)   (час)   (минут (местного времени))

2. Место транспортного происшествия

 

 

(наименование станции, пути, переезда, перегона, километр, пикет и т.д.)

3. Сведения о пострадавшем:

фамилия, имя, отчество

 

пол: мужской, женский (ненужное зачеркнуть)

возраст (полных лет)       

 

место жительства

 

4. Обстоятельства транспортного происшествия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сведения об очевидцах транспортного происшествия

 

(фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы и жительства)

 

 

 

 

6. Погодные условия на момент транспортного происшествия

 

 

 

7. Сведения о состоянии объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на момент транспортного происшествия

 

 

(освещенность сигнальными фонарями и состояние железнодорожного подвижного состава, пассажирских платформ, заградительной сигнализации, применение экстренного торможения и др.)

 

 

 

 

8. Исход транспортного происшествия (смертельные или тяжелые травмы)

9. Состояние лиц, управлявших железнодорожным подвижным составом (алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение)

(в соответствии с медицинским заключением)

10. Причины транспортного происшествия

 

 

(указать основную и сопутствующие причины транспортного происшествия со ссылками на нарушенные требования законодательных и иных нормативных правовых актов)

 

 

11. Учет транспортного происшествия

(субъект железнодорожного транспорта, который учитывает транспортное происшествие)

Подписи лиц, производивших служебное расследование транспортного происшествия:

         
(наименование должности)   (подпись)   (Ф.И.О., дата)

 

         
(наименование должности)   (подпись)   (Ф.И.О., дата)

 

         
(наименование должности)   (подпись)   (Ф.И.О., дата)

М.П.

(субъекта железнодорожного транспорта)

 

 


[1] Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Российская газета. – 2009. - 7.

[2] Гражданский кодекс РФ (Часть вторая). [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.]. // Собрание законодательства РФ. - 2009.

Уголовный кодекс РФ. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. – 2008.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

Кодекс торгового мореплавания РФ. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 1999. - № 85-86.

Воздушный кодекс РФ. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 50-51.

Трудовой кодекс РФ. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[3] Устав железнодорожного транспорта РФ. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. – 2003.- № 8.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. [Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ : принят ГД ФС РФ 18 октября 2007 г.]. // "Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 46. - ст. 5555.

[4] Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным с поставкой газа, нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения[4].

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая). [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 2009.

[6] Сборник транспортных договоров с комментариями / Петрова Ю.А. // Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 5 октября 2007 года.

[7] Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Российская газета. – 2009. - № 7.

[8] Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О железнодорожном транспорте в РФ" [принят ГД ФС РФ 24.12.2002 : по состоянию на 30.04.2009 г.]. // Российская газета. – 2008.

[9] Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 "Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". [По состоянию на 14декабря 2006 г. с изм от 21 февраля 2007 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 2006.

[10] Гражданское право: Учебник. Том II / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2006. — 608 с.

[11] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. – 2003.- № 8.

[12] Постановление Правительства РФ от 25.09.1992 г. № 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ" (ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003).

[13] Постановление Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 338 "О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта РФ" (ред. от 26.04.2002 г.).

[14] Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" (ред. от 20.12.2004).

[15] Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". // Вестник ВАС РФ. – 2006. - N 1.

[16] Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 "Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". [По состоянию на 14декабря 2006 г. с изм от 21 февраля 2007 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 2006.

[17] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 1999. - № 85-86.

[18] Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 N 324 (ред. от 14.07.2006) "Об утверждении положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания". [По состоянию на 14 июля 2006 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2006.

[19] Постановление Правительства РФ от 24.05.2000 N 404 "О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в российском международном реестре судов". [По состоянию на 17 декабря 2007 г.] // Российская газета. – 2007.

[20] Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[21] Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". [Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 № 10186 : по состоянию на 8 октября 2008 г.].

[22] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 50-51.

[23] Министерство транспорта РФ www.mintrans.ru

[24] Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 72 "Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте". [по состоянию на 18 января 2007 г.]. // Российская газета. – 2007.

[25] Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. [Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ : принят ГД ФС РФ 18 октября 2007 г.]. // "Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 46. - ст. 5555.

[26] Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 "Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)". // Российская газета. – 2006. - № 253.

[27] Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1992 г. № 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в РФ" [по состоянию на 26 января 2007 г.]. // Российская газета. – 2007.

[28] Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок". [по состоянию на 26 июня 2008 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 2008.

[29] Закон РФ "О защите прав потребителей". [Закон от 07.02.1992 № 2300-1: изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2009 г.] // Российская газета. – 1996. - № 8.

[30] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 50-51.

[31] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 50-51.

[32] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2008.

[33] Там же

[34] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2008.

[35] Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[36] Там же.

[37] Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[38] Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[39] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. – 2003.- № 8.

[40] Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" [принят ГД ФС РФ 24.12.2002 : по состоянию на 30.04.2009 г.]. // Российская газета. – 2008.

[41] Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". [Федеральный закон от 24 июля 1998 № 127-ФЗ : принят ГД ФС РФ 2 июля 1998 : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. - 2008.

[42] Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". [Федеральный закон от 24 июля 1998 № 127-ФЗ : принят ГД ФС РФ 2 июля 1998 : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. - 2008.

[43] Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ : принят ГД ФС РФ 18.10.2007 : по состоянию на 3 декабря 2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009]. // Российская газета. – 2007. - № 254

[44] Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". [принят ГД ФС РФ 18.10.2007 : с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009]. // Российская газета. – 2007. - № 254.

[45] Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". [Принят ГД ФС РФ от 15.11.1995 : по состоянию на 30 декабря 2008]. // Российская газета. – 2008.

[46] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 50-51.

[47] Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. [Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ : принят ГД ФС РФ 18 октября 2007 г.]. // "Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 46. - ст. 5555.

[48] Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник /4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 552с.

[49] Гражданский кодекс РФ (Часть вторая). [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.]. // Собрание законодательства РФ. - 2009.

[50] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. – 2003.- № 8.

[51] Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[52] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 1999. - № 85-86.

[53] Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Степаненко Ю.В. // Административные правонарушения на транспорте. – 2006.

[54] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[55] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[56] Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" [принят ГД ФС РФ 24.12.2002 : по состоянию на 30.04.2009 г.]. // Российская газета. – 2008.

[57] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая). [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.]. // Собрание законодательства РФ. - 2009.

[58] Там же.

[59] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая). [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.]. // Собрание законодательства РФ. - 2009.

[60] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 50-51.

[61] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

[62] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

[63] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

[64] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

[65] Там же.

[66] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

[67] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. [Принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

[68] Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. –2008.

[69] Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник для вузов. – М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2006.

[70] Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. –2008.

[71] Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" [принят ГД ФС РФ 24.12.2002 : по состоянию на 30.04.2009 г.]. // Российская газета. – 2008.

[72] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. – 2003.- № 8.

[73] Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 23.04.2007) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ"). // Российская газета. – 1998. - № 116.

[74] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 256.

[75] Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[76] Водный кодекс Российской Федерации [Федеральный закон от 03 марта 2006 № 74-ФЗ : принят ГД ФС РФ 12.04.2006 : по состоянию на 23 июля 2008]. // Российская газета. – 2008.

[77] Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник для вузов. – М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2006.

[78] Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. –2008.

[79] Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". [Принят ГД ФС РФ от 15.11.1995 : по состоянию на 30 декабря 2008]. // Российская газета. – 2008.

[80] Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 28.02.2006) "О правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"). // Российская газета. – 2006.

[81] Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник для вузов. – М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2006.

[82] Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. –2008.

[83] Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. –2008.

[84] Конвенция о международной гражданской авиации" [рус., англ.] [Заключена в г. Чикаго 07.12.1944 : по состоянию на 01 января 2000 г.]. – Документ опубликован не был. – СПС Консультант Плюс

[85] Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. –2008.

[86] Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учебник для вузов. – М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2006.

[87] Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. – 2003.- № 8.

[88] Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. – 2008.

[89] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 1999. - № 85-86.

[90] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. – 2001. - № 50-51.

[91] Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. [Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ : принят ГД ФС РФ 18 октября 2007 г.]. // "Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 46. - ст. 5555.

[92] Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник /4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 552с.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКОМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.