Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Своеобразный религиозный ренессанс последнего десятилетия потребовал не идеологизированного изучения религии, исследования и анализа вероучений и причин возникновения нетрадиционных религий, сущности их воздействия на безопасность республики. В связи с этим хотелось бы высказать соображения о сущности угроз нетрадиционных конфессий на территории Казахстана. В концентрированном виде эта опасность, а также серьёзная обеспокоенность многих государств, народов и общественности находят выражение в фиксации в медународных соглашениях обязательств государств совместно бороться с этим явлением.

В современном Казахстане общественно – политическая деятельность представителей традиционных религий (православие, ислам, католицизм, буддизм и др.) связано с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей населяющих республику народов, с неприятием ныне пропагандируемых идеалов общества потребления, индивидуалистических, сугубо унитарных прагматических ориентаций.

Уникальность религиозной ситуации в Казахстане связана со многими политическими, историческими, социальными, этническими, культурными факторами. Специфика религии позволила сохранить национально – религиозные нормы и ценности, несмотря на многочисленные репрессии по отношению к духовенству, закрытию церквей и мечетей, депортацию некоторых этнических групп и т. д.

За последние время страну наводнили различного рода миссии, ранее никому не известные в Казахстане. Таким образом, наблюдается рост межконфессиональной напряжённости, вызванный борьбой за вовлечение в свои ряды новых приверженцев. Способствует её обострению активная деятельность в республике зарубежных проповедников, которые, располагая значительными финансами и большим опытом миссионерской работы, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние над верующими. Хоть межконфессиональные противоречия пока, не приводят к каким – то антиобщественным действиям, проявляясь в основном в критике своих конкурентов как "лжепророков" на молитвенных собраниях, в публичных высказываниях духовенства, сама интенсивность её является достаточно тревожным симптомом.

Действующие в Казахстане нетрадиционные религиозные объединения различаются по месту зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами Казахстана и "имнортируются" на казахстанскую землю из других культурных ариалов. Нередко когда в прессе пишут о прибывших из за границы проповедниках, встречаешь определения типа: нашествие, духовная агрессия, интервенция, экспансия и т.п. Совершенно справедливо пишет в своей статье "Религия в реалиях казахстанского общества, или к вопросу о духовном согласии и свободе совести" профессор А.И. Артемьев: "страну наводнили различного рода миссии ранее никому неизвестные в Казахстане, но имеющие свою историю за рубежом, нетрадиционные конфессии, прежде всего методизма и протестантизма, индуизма и ислама, а также такие движения и культы, как Бахаи, Церковь Наукологии (Саентология), Церковь Объединения (Муна), АУМ Синрикё, Белое братство, Церковь Последнего Завета, Движение Новый Век, Храм Исиды, Семья Бога, Церковь Сатаны и т. д. "Пора навести порядок!" – взывают религиозные лидеры традиционных конфессий. – Всем этим "пришельцам" не должно быть места в нашей стране. И здесь как бы уходит на второй план уходит такое понятие, как "свобода совести" – главное завоевание любого демократического общества".

Есть силы, и внутри страны, и вне её, которые очень заинтересованы в том, чтоб в Казахстане отношения между конфессиями обострились. Они мечтают о том, чтобы по всем линиям соприкосновения ислама и христианства возникали войны. Агрессивные силы в целях распространения среди населения нашей республики религиозной идеологии, фальсификации политики молодого государства формируют различные "религоведческие" центры и подрывные организации под религиозными вывесками. Немало подобных организаций и центров, тесно действующих с разведслужбами, создано в США, Великобритании, в западноевропейских и мусульманских государствах. Вполне откровенно по этому поводу высказался сотрудник американской разведки А.Дрейфус: "По средствам церкви мы можем действовать с наибольшей активностью. Церковь имеет для нас важное значение. Это наиболее лёгкий и надёжный способ проникновения в страну". Исходя из этого изречения основана причина приезда в 2001 году главы римской католической церкви папы Иоана Павла II. Таким образом, имея мирные намерения, католическая церковь стремиться расширить сферы влияния в мире, за счёт определённого вытеснения роли других религий, что вызывает озабоченность и недоверие.

Новые "нетрадиционные культы" представляют специфический тип религиозной организации. Как пишут некоторые авторы: "В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жёстким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито "мы - чувство". Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательств перед общинами. В тоже время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют институциональные структур, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религиознофилософских трактатов"[28] .

В этих условиях большинство возникающих в Казахстане новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истиной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многие обращаются к нетрадирционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемая в ряде неорелигий гуманное отношение друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно–государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.

В последние время особую опасность представляет активизирующаяся на территории Казахстана деятельность движения "ваххабизм", использующий экстремизм и террор в своей деятельности. Так на наш взгляд некоторые авторы явно недооценивают угрозы безопасности исламского фундаментализма в центрально - азиатском регионе. Так, например Абенов Е. М. и Арынов Е. М. пишут: "Активность фундаменталистски настроенных мусульман и их руководителей в Центральной Азии не представляет серьёзной угрозы для существующих светских государств. Даже если допустить возможность достижения исламским фактором значительного политического влияния, то нет никаких оснований считать, что это может привести к возникновению на теократического правления, ибо в Центральной Азии, и особенно в Казахстане, исторически широко распространено лишь одно из течений традиционного ислама – суфизм, который не имеет ничего общего с исламским фундаментализмом, более того, осуждающий всякий религиозный экстремизм. Ислам в Центральной Азии в целом, в Казахстане, в частности, синтезированая форма ислама и местных религиозных субстанций".

И всё–таки приходится констатировать некоторые успехи нетрадиционных конфессий в Казахстане. Во взрывооапасной атмосфере растущих этнополитических конфликтов он часто преобретает характер религиозного экстремизма, грозящего целостности и единству многоконфессионального и многонационального региона. Осмысление вопросов нетрадиционных конфессий черезвычайно важно для определения дальнейшей политики властных органов Республики Казахстан с целью избежания повторения допущенных ошибок, учёта этнических и социокультурных характеристик народов и использования в интересах укрепления казахстанского государства. Надо активно работать над тем, чтобы оградить страну от натиска фундаменталистских, экстремистских, сектантских, сатанистских и прочих тенденций, которые разрушают наши национальные ценности, посягают на наши религии.

Для этого необходимо не допустить, чтоб определённые державы использовали религию в политических и экономических целях. А это требует не только принятия мер военного характера, но и развития самой политики борьбы с нетрадиционными религиозными течениями, а именно:

- Государственная политика Казахстана в отношении религии должна быть построена на известном каноне: не игнорирование и не поощрение религии, а жёсткое отношение к ней в рамках закона и Конституции.

- В нынешних условиях отношениях к религии необходимо усилить меры по развитию светскости государства.

- Необходимо раскрывать и публично разоблачать в СМИ деятельность определённых зарубежных центров по использованию религии в корыстных целях.


2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане

 

В последнее время в Казахстане наблюдается активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени государством осуществлены следующие действия в этом направлении [25]:

18 февраля 2005 г.– вступление в силу закона "О противодействии экстремизму". Данный закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму.

23 февраля 2005 г. – вступление в силу закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму". В соответствии с этим законом были внесены поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях".

12 мая 2005 г. – одобрение Мажилисом Парламента проекта закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности". Данный законопроект, внесенный в Парламент правительством 24 февраля этого года, предусматривает внесение поправок в 11 законодательных актов страны, включая Уголовный кодекс, законы "О средствах массовой информации", "О некоммерческих организациях", "Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д.;

24 мая 2005 г – начало рассмотрения рабочей группой Мажилиса Парламента РК законопроектов "О деятельности филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных или иностранных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам некоммерческих организаций". Данные законопроекты были внесены группой депутатов Мажилиса 20 апреля этого года.

8 июля 2005 г. – Президентом Республики Казахстан подписан Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности. В данном законе особое внимание уделено ответственности за деятельность общественных или религиозных организаций запрещённых судом в связи с осуществлением экстремизма. Также данный закон определяет ответственность за распространение продукции средств массовой информации, содержащей пропаганду или агитацию за насильственное свержение конституционного строя, разжигание религиозной розни и т.д. Ужесточены условия осуществления в нашей стране миссионерской деятельности, необходимость учётной регистрации миссионера и усложнение данной процедуры вызвано наплывом в Казахстан религиозных миссий разного толка.

Очевидно, что за последний год наблюдается заметный рост уровня проявлений данных угроз безопасности, причем не только для Казахстана, но и всей Центральной Азии.

В частности, беспрецедентным для Казахстана событием стала ликвидация в ноябре 2004 года органами национальной безопасности группы, входящей в состав международных террористических организаций "Аль-Каида" и "Жамаат моджахедов Центральной Азии". В ходе операции, проведенной в разных регионов страны, было арестовано 13 человек, являющихся гражданами Казахстана и Узбекистана. У них были изъяты литература, видео- и аудиокассеты, содержащие призывы к террору, фальшивые паспорта, компоненты взрывных устройств и боеприпасы. Следствием было выявлено, что эта группа действует на территории Казахстана с 2002 года и ее отдельные члены участвовали в осуществлении терактов в марте-апреле и июле 2004 года в Узбекистане.[25]

Анализ информационных сообщений и материалов КНБ позволяет сделать представление о том, в каком качестве Казахстан представляет интерес для потенциальных экстремистов. Условно эти качества можно определить следующим образом:

1. "Тыловой плацдарм". В данном случае Казахстан рассматривается экстремистами не как объект для совершения возможных терактов, а как своего рода база для осуществления конспиративной работы по подготовке подрывных действий в отношении соседних с республикой государств.

2. "Убежище". Казахстан также представляет собой относительно удобное государство, где можно укрыться от правоохранительных органов тех или иных стран, в которых соответствующими лицами были совершены преступления экстремистского характера. В частности, только в течение 2001-2004 гг. органами КНБ были задержаны и выданы правоохранительным органам тех или иных стран, где, кстати, имеют место заметные проявления экстремизма, подозреваемые в преступлениях экстремистского характера следующие лица: Зиявудин Зиявутдинов, Магомед Гасанов (Россия), Алихон Маллаев, Адилхан Муминов (Узбекистан). Следствие выявило, что они без особых проблем смогли въехать и поселиться в Казахстане, где они прожили продолжительное время.

3. "Транзитная зона". Относительная открытость государственной границы Казахстана и мягкость визового режима позволяет гражданам тех или иных государств часто беспрепятственно въезжать, в том числе нелегально, на территорию Казахстана с целью дальнейшего следования в различные "горячие точки" других государств для принятия участия в боевых действиях на стороне экстремистских группировок.

4. "Источник ресурсов для экстремистской деятельности". В данном случае имеется в виду то, что потенциальные экстремисты используют Казахстан для пополнения своих кадровых, материальных, оружейных и иных ресурсов, необходимых им для осуществления своей соответствующей деятельности. Сюда, прежде всего, входит вербовка ими своих потенциальных сторонников из числа казахстанских граждан, а также проживающих в республике граждан других государств. В частности, руководителями ликвидированной в ноябре 2004 года органами КНБ, о чем уже отмечалось выше, экстремистской группировки были завербованы около 50 узбекистанских и до 20 казахстанских граждан. Также удалось выяснить, что члены этой группы совершили 2 разбойных нападения на квартиры в Шымкенте в целях добывания финансовых средств для своей деятельности.

5. "Полигон для распространения проэкстремистских идей". В этом плане территорию Казахстана используют в своих целях прибывающие из зарубежных стран миссионеры различных религиозных организаций радикального толка, распространяющие свои идеи среди местного населения. Особенно это касается мусульманских проповедников из стран Среднего и Ближнего Востока. В частности, в июне 2003 по решению суда Караганды за пределы Казахстана были выдворены граждане Киргизии А. Багышев, З. Атакеев и Ш. Алимжанов, которые занимались незаконным проповедованием учения религиозной организации "Таблиги Джамаат" в мечетях некоторых городов Карагандинской области. Более же частыми в последнее время стали случаи распространения в разных регионах республики листовок и литературы нелегально действующей исламской организации "Хизб ут-Тахрир".[25]

Все эти факты говорят о том, что основной упор в противодействии возможным проявлениям терроризма и экстремизма нужно делать в сфере миграционной политики государства. Судя по всему, основными факторами, благоприятствующими этим явлениям, являются недостаточный уровень охраны государственной границы республики и паспортно-визового контроля, а также высокий уровень коррупции среди сотрудников соответствующих государственных органов, в том числе миграционной полиции, которые нередко, как это было не раз установлено другими правоохранительными органами, незаконно за деньги выдают документы обращающимся к ним лицам без должной проверки их личностей. Следовательно, в первую очередь необходимо усиливать правовые механизмы, направленные на устранение этих отрицательных моментов.[24]

21 февраля 2006 г. Глава государства подписал Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремистской деятельности. Данные поправки направлены на обеспечение действия норм закона о противодействии экстремистской деятельности и вносят изменения в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы об общественных объединениях, политических партиях, свободе вероисповедания и религиозных объединениях, государственной правовой статистике и специальных учетах.

По мнению многих юристов, с принятием данного закона, в стране практически сложился выверенный блок законодательных актов, направленных не предупреждение терроризма и экстремизма, сохранение общественного согласия в нашем государстве. [26]

Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремистской деятельности направлен на укрепление национальной безопасности, защиту общества от угрозы терроризма и экстремизма, а также на исполнение международных обязательств РК, принятых в связи с ратификацией Республикой Казахстан ряда международно-правовых актов по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Нужно отметить, что проблема проявления религиозного экстремизма имеет более масштабные причинно-следственные факторы, которые невозможно преодолеть принятием нескольких законов. Очевидно, что благодатной почвой для распространения в стране религиозных воззрений радикального характера являются снижение жизненного уровня населения, рост бедности, безработица, низкий уровень образования и культуры, социальная неустроенность и апатия, потеря жизненных и духовных ориентиров и т.п. Особенно это сегодня присуще подросткам и молодежи.

Что касается сферы вероисповедания и религиозных объединений, то здесь необходимо законодательно расширить основы для развития конструктивного взаимодействия между государством и различными религиозными объединениями.[27]

В процессе совершенствования законодательной базы по противодействию терроризму и экстремизму также следует исходить из реального уровня их угроз для безопасности Казахстана и его государственного руководства.

Таким образом, государственная политика безопасности Казахстана предполагает решение следующих задач: подъём экономики страны, проведение независимого и социально-ориентированного экономического курса; совершенствование законодательства Республики Казахстан, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, государственности и местного самоуправления; осуществление политики межнационального согласия и проведение сбалансированной национальной политики; проведение политики равноправного партнерства с ведущими государствами мира; укрепление оборонной мощи страны и воспитание казахстанцев в духе патриотизма; продолжать политику демократизации общественной жизни и экологического оздоровления условий жизни населения; обеспечить политику единства, взаимосвязи и сбалансированности всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации.

Таким образом, в заключение данной главы можно сделать следующие выводы.

1. Обеспечение гарантий национальной безопасности государства возможно лишь учитывая внешние и внутренние неблагоприятные социальные факторы. В то же время внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций. Поэтому политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

2. В настоящее время во внутриполитической сфере Казахстана национальные интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма.

3. В настоящее время в Казахстане проводится политика, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени наиболее важными принятыми правовыми законодательными актами являются закон "О противодействии экстремизму", определяющий правовые и организационные основы противодействия экстремизму, и закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму".

Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования законов обеспечивающих национальную безопасность Республики Казахстан [27]:

- запрещающего пропаганду и агитацию, возбуждающие национальную и религиозную ненависть и вражду;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- запрещающего создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;

- считающего недопустимым установление какой-либо религии в качестве государственной;

- устанавливающего равенство религиозных объединений перед законом.

 




Дата: 2019-07-30, просмотров: 165.