I . ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

1.1 Роль, цели, задачи и назначение валютных резервов

1.2 Показатели измерений и анализ валютных резервов (формулы, как рассчитываются, примеры)

1.3 Способы управления валютными резервами и их результаты

II. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

2.1. Регламентирование формирования валютных резервов Нацбанка Республики Молдова

2.2 Анализ валютных резервов

2.3 Практика управления валютными резервами

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫМИ РЕЗЕРВАМИ

3.1 Международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова

3.2 Обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами

3.3 Политика управления валютными резервами в кратко- и среднесрочном периоде и ее эффект

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

БИБЛИОГРФИЯ



ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Для того чтобы экономика развивалась в условиях стабильности и предсказуемости валютного курса, существуют валютные резервы Национального банка. Если в стране вдруг происходят неожиданные резкие падения валютного курса, это значит, что правительство и Национальный банк не выполняют свою прямую обязанность – обеспечение стабильной валютно-курсовой политики и поддержание активной внешнеэкономической деятельности государства с помощью валютного резерва.

Актуальность темы. В настоящее время на экономическую политику всех без исключения государств большое внимание оказывают процессы, происходящие в сфере международных финансов. Вполне закономерное стремление упорядочить эти процессы привело к формированию международных валютных систем и мировой валютной системы.

Экономические связи страны с другими государствами находят свое обобщающее выражение в платежном балансе страны. Платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и качество участия страны в мирохозяйственных связях. Проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.

В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять, «по средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей. Экономика любой страны, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, взаимосвязана с внешним миром через механизмы внешней торговли.

Изменения курса национальной валюты по-разному сказываются на различных субъектах рынка. Темой нашего исследования является изучение способов оптимизации корреляции валютного курса и нынешнего торгового баланса страны.

Таким образом, актуальность темы определяет цель нашего исследования – изучить значение валютного резерва и способы его формирования в условиях развивающейся молдавской экономики.

Объектом исследования являются валютные резервы Нацбанка Республики Молдова и способы их образования.

Задачами нашего исследования являются:

- Изучение теоретического обоснования экономического значения валютного резерва.

- Изучение влияния валютного резерва на макроэкономическую ситуацию в стране.

- Анализ валютного резерва Республики Молдова и способов его образования.

- Изучение нормативного регламентирования валютного резерва в Республике Молдова и способов его определения.

- Изучение международного опыта управления валютными резервами страны.

- Обоснование путей совершенствования формирования и использования валютных резервов в Республике Молдова.

В процессе написания дипломной работы использовались методы систематизации, классификации, анализа.

Теоретическими источниками для исследования явились нормативные акты, регулирующие формирование валютных резервов в Республике Молдова, специальная литература, периодические издания и электронные ресурсы Интернет.

Структура работы. Работа состоит введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе нами приведено теоретическое обоснование экономического значения валютных резервов для экономики страны, а также рассмотрены этапы формирования валютных резервов.

Во второй главе нами рассмотрено нормативное регулирование формирования валютных резервов в Республике Молдова, рассмотрены способы расчета нормативов валютных резервов на основании опыта Нацбанка Республики Молдова, проведен анализ валютных резервов Республики Молдова и способов их формирования, рассмотрена практика управления валютными резервами.

В третьей главе нами изучен международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова, дано обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами, рассмотрена.политика управления валютными резервами в кратко- и среднесрочном периоде и ее возможный эффект.

В заключение нами сделаны обобщающие выводы в целом по работе.

Завершается работа библиографическим списком литературы, а также приложениями.



Анализ валютных резервов

 

Как нами было уже показано, валютные резервы Нацбанка – это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

Нацбанк самостоятельно определяет формы и методы управления валютными резервами, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др. Об этом говорится в Законе о национальном банке Республики Молдова. [2]

В целях поддержания валютных резервов на приемлемом уровне Нацбанк РМ осуществляет управление валютными резервами, т.е. формирование их оптимальной структуры и рациональное их размещение.

Нацбанк периодически пересматривает структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

В настоящее время главной резервной валютой, в которой центральные банки держат свои золотые запасы, продолжает оставаться доллар США. Это же характерно и для Молдовы. Однако в Молдове большая доля в валютных резервах принадлежит СДР. (см. Приложение 1)

Нацбанк использует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей. [2]

Чистые международные резервы НБМ в конвертируемых валютах определяются как валовые резервы за вычетом обязательств по резервам в конвертируемых валютах. В целях наблюдения за выполнением программы валовые резервы НБМ определяются как монетарное золото, авуары в СДР, резервная позиция в МВФ, а также легкодоступные валютные авуары НБМ в конвертируемых валютах, включая авуары в ценных бумагах, выраженных в конвертируемых валютах и выпущенных правительствами или центральными банками государств-членов ОЭСР. Из резервных активов исключаются взносы по подписке в капитал зарубежных финансовых учреждений, долгосрочные нефинансовые активы, средства, выделенные Всемирным банком и предназначенные для перекредитования и осуществления проектов, активы в неконвертируемых валютах, иностранные активы, выделенные в залог или связанные какими-либо иными обязательствами, а также проценты, начисляемые по обязательствам по резервам. Обязательства по резервам в конвертируемых валютах определяются как использование кредитов Фонда, а также обязательства НБМ в конвертируемых валютах перед нерезидентами с изначальным сроком погашения до одного года включительно. Из обязательств по резервам исключаются обязательства с изначальным сроком погашения более одного года. [6]

В целях наблюдения за выполнением программы позиции баланса НБМ, выраженные в долларах США, оцениваются по обменному курсу, установленному в программе.

Целевые показатели чистых международных резервов и валовых резервов Нацбанк повышает на паритетной основе, на сумму, эквивалентную любому внешнему (бюджетному) финансированию сверх указанных сумм, или соответственно понижены при неполучении каких-либо средств из-за временных задержек любого фактического перечисления сумм после предполагаемых дат. [2]

Выполнение целевых показателей контролируется на основании счетов НБМ.

НБМ предоставляет Фонду данные по согласованной форме в течение 7 дней по окончании каждого месяца.

В своей деятельности Нацбанк учитывает, что попытки замедлить темпы роста курса национальной валюты приводят к увеличению объемов золотовалютных резервов и, следовательно, к дополнительной денежной эмиссии, намного превышающей потребности экономики. В результате денежно-кредитная система становится разбалансированной, ускоряется инфляция. В экономиках таких стран существенно возрастают риски, снижается качество проводимой экономической политики, темпы роста ВВП замедляются.

Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Нацбанка РМ выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса.

К денежной базе относится сумма:

- наличных денег в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в кассах коммерческих банков;

- обязательных резервов коммерческих банков в Нацбанке;

- средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Нацбанке.

Всю денежную массу можно представить как совокупность денежных агрегатов. Общепринятая практика определения денежных агрегатов следующая: при построении этих агрегатов каждая последующая величина возрастает на предыдущую.

Под «денежным агрегатом» понимается любая из нескольких денежных форм (активов), служащих конкретным выражением денежной массы. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.

Известны следующие денежные агрегаты:

МО — наличные деньги;

Ml — сюда включаются наличные деньги (МО), остатки средств на расчетных, текущих счетах, счета до востребования, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда — кредитные карточки;

М2 — состоит из Ml плюс срочные вклады небольших размеров и другие легколиквидные сбережения (т. е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги);

МЗ — состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров;

М4 — включает МЗ плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии — три, в Англии и Франции — два.

Для расчета совокупной денежной массы в Республике Молдова предусмотрены следующие денежные агрегаты, установленные Нацбанком:

МО — наличные деньги;

Ml — равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования;

М2 — состоит из Ml плюс срочные вклады;

МЗ — включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Наделенный государством эмиссионным правом Нацбанк РМ является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к экономике рыночного типа предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно-кредитной политики на макроуровне, которые могут быть достигнуты благодаря использованию экономико-математических методов анализа, прогноза состояния денежного оборота и его соотношения с соответствующими макроэкономическими показателями, дефицитом госбюджета, уровнем цен и пр.

Проанализируем деятельность Нацбанка РМ на валютном рынке. Эволюция главных показателей внутреннего валютного рынка в течение 2007 года в большей части зависела от: (I) увеличения объема ликвидности иностранной валюты внутренним валютном рынке; (II) обесценивание обменного курса американского доллара в отношении к евро и к другим валютам на международном валютном рынке.

На международном валютном рынке было зафиксировано снижение курса доллара США по отношению к: евро на 12,0%, фунту стерлингов – 5,2% (косвенная котировка), японская йена – 7,4%, швейцарский франк – 8,4% и к канадскому доллару на 14,6%. Из всего изложенного можно сделать вывод, что падение курса американского доллара - это международное явление и не характерно только для региона или только для Республики Молдова.

За 2007 г. чистое предложение валюты со стороны физических лиц составило 1.53 млрд. долларов США, на 40,7% больше по отношению к соответствующему периоду 2006 г. Чистый приток прямых инвестиций, портфельные инвестиции и кредиты, выданные аффилированным лицам, составили – 184,3 млн. долларов США, увеличившись в 15.6 раз, по сравнению с 2006 годом (11.8 млн. долларов США). [34]

 Чистый приток частных внешних кредитов, грантов и техническая помощь составили – 159.0 млн. долларов, увеличившись в 2.3 раза по сравнению с 2006 годом (69.0 млн. долларов США). Данный излишек валюты привёл к укреплению обменного курса национальной валюты по сравнению с курсом доллара США и потребовал от Национального Банка проведение интервенций на внутреннем валютном рынке с целью смягчения чрезмерных колебаний обменного курса.

На протяжении 2007 года с целью пополнения валютных резервов и для смягчения чрезмерных колебаний обменного курса национальной валюты в соотношении с долларом США, НБМ осуществил операции на внутреннем валютном рынке по покупке иностранной валюты в эквиваленте 319.2 млн. долларов США.

 Реальный эффективный курс национальной валюты (рассчитанный, исходя из уровня инфляции в странах коммерческих партнёров, и колебаний среднемесячного обменного курса, в сравнении с декабрем 2000 г.) в 2007 г. составил 102.7%, укрепившись на 10.5 п.п., по сравнению с 2006 г. (92.2%).

В структуре операций на внутреннем валютном рынке удельный вес валют составил: доллар США – 62.1%, евро – 34.2%, российский рубль – 2.8% и прочие неконвертируемые валюты - 0.9%. По сравнению с 2006 годом удельный вес доллара США уменьшился на 4.3 п.п. а удельный вес на евро увеличился на 4.4 п.п.

В период 2007 года валютные резервы увеличились на 515.6 млн. долларов США, с 775.3 млн. долларов США в конце 2006 г. до 1290.9 млн. долларов США в конце 2007 г., которые покрывают приблизительно 3.8 месяца импорта. (см. Приложение 2)

В 2007 г. денежная база увеличилась на 41.3% или на 2687.2 млн. лей и составила 9199.5 млн. лей. Рост денежной базы был обусловлен в основном ростом денег в обращении на 919.5 млн. лей и банковских резервов на 1767.8 млн. лей. Главным фактором, оказавшим влияние на рост денежной базы, стала нетто покупка Национальным Банком Молдовы валюты на межбанковском валютном рынке. Рост денег в обращении был обусловлен ростом заработных плат, пенсий и других выплат, в то время как рост банковских резервов основывается на увеличении обязательных резервов вследствие увеличения депозитов в национальной валюте (1010.0 млн. лей) и рост наличных денег в кассах коммерческих банках как следствие расширения объёма операций с наличностью и расширением сети банкоматов. (см. Приложение 3)

В течение 2007 года денежная масса М2 (деньги в обращении + депозиты в леях) увеличившись на 34.4%, по сравнению с концом 2006 года, составив 16781.1 млн. лей. В структуре денежной массы М2, сальдо депозитов в национальной валюте составило 10696.0 млн. лей (рост на 46.0%), деньги в обращении увеличились на 919.5 млн. лей (на 17.9%). (см. Приложение 3)

Денежная масса М3 (М2 + депозиты в иностранной валюте) увеличилась на 31.1% в соответствующий период, составив 25639.1 млн. лей, включая депозиты в иностранной валюте 1785.2 млн. леев.

Сальдо депозитов 2007 г. составило 19554.8 млн. лей, увеличившись на 41.9% по сравнению с 2006 годом, включая, депозиты в национальной валюте увеличились на 51.9%, а депозиты в иностранной валюте (выраженные в леях) увеличились на 31.5%. В этот период средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам в национальной валюте составила 15.05% годовых, средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам в иностранной валюте составила 5.95% годовых, увеличившись на 3.32% и 0.83% соответственно. (см. Приложение 3)

Эволюция депозитов подтверждает рост доверия к национальной валюты и её большую привлекательности по сравнению с иностранной валютой.

За 2007 г. сальдо кредитов в экономике выросло на 6083.1 млн. леев по сравнению с 2006 годом, составив 19851.0 млн. леев (или на 44.2% больше, по сравнению с 31.6% за соответствующий период 2006 г.), включая, кредиты выданные в национальной валюте возросли на 2911.2 млн. леев (34.2%) и объём кредитов в иностранной валюте увеличился на 3172,3 млн. лей (60.3%). (см. Приложение 3)

В 2007 г. в Республике Молдова функционировали 15 акционерных банков, в т.ч. 3 филиала иностранных банков. Общее количество банковских учреждений составило 1017, из которых 249 филиала и 768 представительств.

За 2007 г. банковская система Республики Молдова зарегистрировала позитивные результаты. Капитал I-го уровня по банковской системе вырос на 665.6 млн. леев (или на 17.5%) и составил 4464,7 млн. лей. Рост капитала позитивно сказался на стабильности банков и их способности поглощать риски от финансовых операций.

Доля иностранных инвестиций в капитале банков 2007 г. составила 65.2%, увеличившись по сравнению с 31.12.2006 г. на 2.5 п.п.

Уровень достаточности капитала с учетом риска продолжает оставаться на высоком уровне, составив 26.7% (нормативный минимальный уровень составляет 12.0%).

За 2007 год общие активы банковской системы выросли до уровня в 30043.1 млн. лей, на 7294.4 млн. леев (32.1%).

Доля неблагоприятных кредитов (субстандартных, сомнительных и безнадёжных) в общем объёме кредитного портфеля уменьшилась на 0.3 п.п. по сравнению с 31.12.2006, и составила 4.1% в 2007. Соотношение между фондом риска по кредитам и общим объёмом кредитов уменьшилось на 0.5 п.п. и составило 4.7%. (см. Приложение 3)

В течение 2007 года в структуре кредитного портфеля в соответствии с направлением инвестиционных операций, существенных изменений не произошло. Наибольшую долю в общем объёме кредитного портфеля 2007 г занимали кредиты, предоставленные промышленности и торговле – 46.8%, затем кредиты сельскому хозяйству и пищевой промышленности – 15.4%, потребительские кредиты – 14.0%, и ипотечные, на строительство и развитие – 12.3%.

Показатели ликвидности отражают способность банков погашать как текущие обязательства, так и долгосрочные обязательства. Таким образом, долгосрочная ликвидность (активы со сроком погашения 2 года и более/финансовые ресурсы со сроком изъятия превышающие 2 года ≤ 1), I принцип ликвидности, в 2007 составила 0.7. Текущая ликвидность (ликвидные активы выраженные наличными, депозиты в НБМ, Государственные Ценные Бумаги, чистые межбанковские кредиты со сроком возврата до 1 месяца/всего активы *100% ≥ 20.0%), II принцип ликвидности составил 33,8% в 2007.

Обязательства коммерческих банков увеличились на 6610.5 млн. лей (35.1%) по сравнению с началом года, и в 2007 г. составили 25429.7 млн. лей. Увеличение обязательств в большей части зависело от роста депозитов. (Приложение 3)

Рост базы получения доходов проявился вследствие наличия значительной доли активов, приносящих доходы, которые составили 85.9% или 25807.9 млн. леев от общих активов. Это позволило банкам получить в 2007 году чистый доход на сумму 818.9 млн. леев, на 335.7 млн. леев (69.5%) больше чем за соответствующий период 2006 года.

Рентабельность активов (чистая годовая прибыль/средние активы) и рентабельность акционерного капитала (чистая годовая прибыль/средняя акционерного капитала) в 2007 составила соответственно 4.1% и 25.3%. По сравнению с концом 2006 года оба показателя увеличились соответственно на 0.7 п.п. и 4.8 п.п.

Чистая процентная маржа (чистая прибыль соответствующая годовой процентной ставке) в 2007 г. составила 6.9%, несущественно увеличившись по сравнению с концом 2006 года, на 0.1 п.п.

Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. Снижение курса национальной валюты становится фактором инфляции. Рост курса имеет антиинфляционный эффект. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа - к ее сокращению. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Политика обмена иностранной валюты в Республике Молдова соответствует требованиям Международного Валютного Фонда:

- отсутствие ограничений на размер конвертируемых сумм;

- возможность репатриации (возвращения) дохода от иностранных инвестиций;

- отсутствие обязательств по переводу экспортных поступлений в национальную валюту.

Однако следует применить некоторые инструменты для совершенствования банковских операции с целью усиления их положительного влияния на экономику страны:

1) Создание условий для активизации инвестиционной деятельности, которая отвечает государственным интересам Молдовы.

2) Расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

3) Повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения и платежа путем снижения уровня инфляции и установления относительно стабильного валютного курса.

4) Укрепление номинального курса национальной денежной единицы стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота — для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.

5) Увеличение денежного предложения, проявляющееся в росте монетизации ВВП и росте денежного мультипликатора. В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег.

6) Либерализация валютного регулирования.

7) Укрепление доверия к банковской системе страны, выражающееся в обеспечении ее ликвидности и расширении ресурсной базы. Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали бы базовыми условиями повышения доверия к национальной валюте и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки будет способствовать рост реальных доходов населения.

8) В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.

В целом экономика Республики Молдова вернулась на траекторию роста, пришедшую на смену десятилетию непрерывного спада и ухудшения уровня жизни. Меры макроэкономической политики, предпринятые в контексте роста внутреннего и внешнего спроса, способствовали прекращению экономического спада и обеспечили значительный рост внутреннего валового продукта (ВВП). В 2000-2006 годы реальный ВВП увеличивался в среднем на 5,9% в год, совокупный рост по отношению к 1999 году составил 49,5%.

Главным источником роста стало потребление в домашних хозяйствах, финансируемое большей частью за счет увеличения внутренних доходов (реальная заработная плата в этот период увеличилась примерно в 2,3 раза), а также за счет доходов резидентов от работы за рубежом. Более скромную лепту в экономический рост внесли инвестиции в основной капитал, которые увеличились на 81,5% по сравнению с 2000 годом и составили в среднем 15,7% от ВВП.

Противодействие инфляционному прессингу осуществлялось путем увеличения усилий по стерилизации и замедлению роста денежной массы.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

БИБЛИОГРФИЯ

 

I Нормативные акты

1. Закон о государственном бюджете на 2008 год № 254-XVI от 23 ноября 2007 года// Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - Nr. 192-193- - 13 декабря 2007 года.

2. О Национальном банке Молдовы. Закон Республики Молдова. N 548-XIII от 21 июля 1995 года. // Monitorul Oficial. - N 56-57. 12 октября 1995 года.

3. О финансовых учреждениях. #G1#G0Закон Республики Молдова N 550-XIII от 21 июля 1995 года. //Monitorul Oficial. - N 1. - 1 января 1995 года.

4. Об основах внешнеэкономической деятельности в Республике Молдова. Закон Республики Молдова. N 849-XII от 3 января 1992 г. // Монитор Парламента Республики Молдова. - 1992 г. - № 1.

5. Об утверждении Стратегии развития национальной платежной системы Республики Молдова. Решение Административного Совета Национального банка Молдовы N 328 от 19 декабря 2002 года. // Monitorul Oficial. - N 178-181. - 27 декабря 2002 года.

6. Регламент по валютному регулированию на территории Республики Молдова. Утвержден Решением Административного совета Национального банка Молдовы, протокол N 2 от 13 января 1994 года.// Monitorul Oficial. - N 54-55. - 18 июня 1998 года.

7. Инструкция о контроле за платежами по импорту товаров, услуг (утвержденной Решением Административного совета Национального банка Молдовы № 136 от 22.05.1998 г., Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 1998 г., № 66-68, ст.168, с последующими изменениями и дополнениями), разработанными во исполнение требований Постановления Правительства Республики Молдова № 1009 от 27.09.2001 г. “О предотгрузочной инспекции импортируемых товаров” и Соглашения о предоставлении услуг по предотгрузочной инспекции импортируемых товаров, заключенного 25.10.2001 г. между Правительством Республики Молдова и SGS Societe Generale de Surveillance SA (Швейцария)#S. отменены Решением АСНБМ №270 от 07.11.2002 г. // Monitorul Oficial al Republicii Moldova, 2001 г. - № 66-68, ст.168.

8. Порядок N 10018-21 организации расчетов и платежей в замкнутых валютах. Утвержден Решением Административного Совета Национального банка Молдовы. // Протокол N 17 от 5 апреля 1994 г.

9. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Закон Республики Молдова. N 1031-XIV от 8 июня 2000 года. // Monitorul Oficial. N 119-120. - 21 сентября 2000 года.

10. О некоторых аспектах осуществления расчетов по сделкам по экспорту/импорту, заключенным на Универсальной Товарной Бирже Молдовы. Постановление Административного Совета Национального банка Молдовы N 46 от 27 февраля 2003 года. // Monitorul Oficial. - N 30-34. - 4 марта 2003 года.

11. О некоторых правилах репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок. Постановление Правительства Республики Молдова N 717 от 30 июня 1998 года. // Monitorul Oficial. - N 66-68. - 16 июля 1998 года.

12. О регулировании репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок. Закон Республики Молдова N 1466-XIII от 29 января 1998 года. // Monitorul Oficial. - N 28-29. - 2 апреля 1998 года.

13. Регламент по открытой валютной позиции банка. Утвержден Постановлением Административного совета Национального банка Молдовы N 126 от 28.11.97 г. (вступление в силу с 01.01.98 г.) Постановление АС НБМ #M12293 3 30504493 7618664 3154 24260 126402297 2392261522 4264994108 347507762 1941012662N 196 от 16.07.98 г#S. (вступление в силу с 01.09.98 г., за исключением п.11 постановления). Постановление АС НБМ #M12293 2 30502958 7814600 3154 24573 682100447 2392261522 4264994108 347507762 1941012662N 356 от 25.11.98 г#S. Решение АС НБМ N #M12293 1 30503073 7912562 3154 24577 1094338247 2392261522 4264994108 347507762 1941012662430 от 29.12.98 г#S. (вступление в силу с 01.01.99 г.). Решение АС НБМ #M12293 0 30503620 7715692 3154 24570 1162775007 2392261523 4264994108 347507762 1941012662N 248 от 22.09.99 г#S. (вступление в силу с момента опубликования в Monitorul Oficial al Republicii Moldova, за исключением пп.1.7.1.-1.7.3, 1.7.5.-1.7.10. решения). #G0//Monitorul Oficial. - N 112-114. - 14 октября 1999 года.

14. О мерах по осуществлению экспортно-импортных операций экономическими агентами из восточных районов Республики Молдова. Постановление Правительства Республики Молдова N 712 от 12 июня 2003 года. // Monitorul Oficial. - N 123-125. - 20 июня 2003 года.

15. Сообщение Главной налоговой инспекции № 62 от 26 ноября 2007 года //Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - № 188-191. – 01.12.2006.

16. Денежная и валютная политика Национального банка Молдовы на 2007 г. (утвержденная Решением N 331 от 07.12.2006). // Мониторул Офичиал. - N 195-198/691. - 22.12.2006.

17. Постановление N 331 от 07.12.2006 о денежной и валютной политике Национального банка Молдовы на 2007 год //Мониторул Офичиал. - 195-198/691. - 22.12.2006.

18. Постановление о денежной и валютной политике Национального банка Молдовы на 2008 год. Денежная и валютная политика Национального банка Молдовы на 2008 г. // Мониторул Офичиал. - 200-2005/691. - 23.12.2007.

19. Закон Республики Молдова о рынке ценных бумаг Nr.199-XIV от 18.11.98. // Мониторул Офичиал ал Р.Молдова. - N 27-28. - 23.03.1999

20. Постановление об утверждении Положения о залоге корпоративных ценных бумаг. На основании Закона № 192-XIV от 12.11.1998 г. о Национальной комиссии по ценным бумагам (Официальный монитор Республики Молдова № 22-23/91 от 04.03.1999 г.) и Закона № 199-XIV от 18.11.1998 г. о рынке ценных бумаг // Мониторул Офичиал ал Р.Молдова. - № 46-47/59. - 14.03.2003.

21. Постановление Правительства Республики Молдова и Национального банка Молдовы № 135 от 8 февраля 2005 года. Стратегия Правительства и Национального банка Молдовы по развитию финансового сектора Республики Молдова в 2005-2010 гг. //

II Специальная литература

22. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. Учебное пособие. М.: Феникс, 2004. - 429 с.

23. Алексеева В.Д. Банковские риски: методы расчета, регулирования и управления. / Учебное пособие. Сыктывкар, 2001 г. - 540.

24. Ануфриев С.А. Роль Банка России в достижении банками оптимального уровня ликвидности. М.: «Аспект», 2002 г. - 198 с.

25. Банковское дело./Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.: «Финансы и статистика», 2003 г. - 600 с.

26. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. М.: Изд. Корпорация "Логос", 2003. – 344 с.

27. Банковское дело. Учебник. // О.А. Лаврушин. М.: КНОРУС, 2005. – 768 с.

28. Бизнес-Элита № 48.17.12.2007

29. Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та 2001, - 192 с.

30. Купчинский В. А., Улинич А. С. Система управления ресурсами банка. М.: Экзамен, 2000. - 224 с.

31. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник, второе издание. М.: ЮНИТИ, 2004. – 735 с.

32. Пышкина Т. В. Макроэкономика. Кишинев: Эврика, 2001 г. – 228 с.

33. Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи./М., 1996 г.

34. Статистический бюллетень Департамента статистики Республика Молдова за 2007 год. // Кишинев, 2008 год.

35. Тигинян А.М. Деньги. Кредит. Банки. Кишинев: Эврика, 2001 г. - с. 204.

36. Тен В. В., Герасимов Б. В. Докунин А. В. Управление активами банка на основе оптимизационных методов. М.: Машиностроение, 2000. - 84 с.

37. Челноков В. А. Банки и банковские операции. Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учебн. для вузов. М: Высшая школа, 2002. - 272 с.

38. Шахов В.В. Страхование./"Юнити", М., 1996 г. – с. 148.

39. Экономика и право / Под ред. А. М. Никитина., Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 815 с.

40. Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич; Под общей ред. А.И Ильина, - 2-е изд. – М.: Новое знание, 2004. – 672 с.

41. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. - 12-е издание, перераб. И дополненное. – М.: Гуманитар. издательство ВЛАДОС, 2006 – 591 с.

42. Тенденции развития денежно-кредитный и финансовых систем стран СНГ (аналитический доклад). / http://investor.md/modules.php?name=News&file=article&sid=41

43. Денежная и валютная политика Национального банка Молдовы на 2008 г. / www.mf.md //

44. «Голландский» синдром молдавской экономики / Анатол КАРАГАНЧУ, доктор хабилитат экономики, Михаил ПОЙСИК, доктор экономики. // Экономическое обозрение. – 2007.10.29.// www.logos.press.md

45. Режим валютного регулирования / Фонд «Бюро экономического анализа» // bureau@beap.dol.ru

46. Экономическое обозрение №39 (679) / 27 октября 2007 г. / Издается с 1990 года. С 1992 года выходит еженедельно. // www.logos.press.md

47. V. Polterovich, V. Popov. Accumulation of Foreign Exchange Reserves and Long Term Economic Growth) - http://www.nes.ru/english/about/10th-Anniversary/papers-pdf/Popov-Polterovich.pdf и http://www.nes.ru/english/about/10th-Anniversary/papers-pdf/Popov-charts.pdf. Краткое изложение выводов на русском: Последняя надежда. - Эксперт, # 48, 22 декабря 2002 г.

48. http://www.nmb.md/daily/article/2003/05/27/0303.html

49. http://www.moldova.md/ru/economie/

50. www.statistica.md

51. www.parlament.md

52. www.allmoldova.md

53. www.logos.press.md

54. http://md.all-biz.info

55. http://www.kompass.md/

56. http://www.yellowpages.md/

57. http://www.allmoldova.com/index.php?action=mainblock&rid=1157310515&id=1188802873&lng=rus.

58. http://www.elita.md/?mode=&sub=&idnews=202&id_arh=

59. http://www.allmoldova.com/index.php?action=mainblock&rid=1157310515&id=1187167415&lng=ru InfoMarket.MD, 15.08.2007

60. www.pravda.md/view.php?id=9081

61. http://capital.market.md/index.php?option=com_content&task=view&id=326&Itemid=32

62. http://www.imf.md/conclstatement2005dec-RUS.html

63. http://www.docs.md/, http://www.logos.press.md/

64. www.socbank.md

65. http://www.moldembassy.ru/news-press-ru/165959/

66. http://investor.md/modules.php?name=News&file=article&sid=41

67. http://www.moldova.ru/index.php?tabName=themes&owner=40&id=2162

 


Приложение 1


Приложение 2

Официальные резервные активы и другие активы в иностранной валюте (примерная рыночная стоимость) (млн. долларов США)

 

A. Официальные резервные активы 1,699.41
1) Резервы в иностранной валюте (в конвертируемых иностранных валютах) 1,699.14
a) Ценные бумаги 437.16
в том числе: эмитентов, имеющих головное отделение в Молдове, но расположенных за границей  
b) Общая сумма валюты и депозитов: 1,261.98
i) в других национальных центральных банках, БМР и МВФ 417.50
ii) в банках, имеющих головное отделение в Молдове  
в том числе: в расположенных за границей  
iii) в банках, имеющих головное отделение за пределами страны 844.48
в том числе: в расположенных в Молдове  
2) Резервная позиция в МВФ 0.01
3) СДР 0.26
4) Монетарное золото  
– объем в чистых тройских унциях  
5) Другие резервные активы (указать)  
– производные финансовые инструменты  
– ссуды, предоставленные небанковским учреждениям-нерезидентам  
– прочие  
B. Другие активы в иностранной валюте (указать)  
– ценные бумаги, не включаемые в официальные резервные активы  
– депозиты, не включаемые в официальные резервные активы  
– ссуды, не включаемые в официальные резервные активы  
– производные финансовые инструменты, не включаемые в официальные резервные активы  
– золото, не включаемое в официальные резервные активы  
– прочие  

 

   

Всего

Внешние активы (нетто)

     

Внутренние кредиты

 

Прочие статьи (нетто)

M3

 

Итого

Итого

Государственные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Частные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Прочие финансовые

Организации,

Практикующие

Финансовые

опер ации3

Требования перед резидентами

 

 

 

 

в нацио- нальной валюте в иностра нной валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте

 

 

1993   39.7 507.4 173.0 334.3 243.3 0.0 91.1 0.0 0.0   0.0   -197.8 349.2 1994   191.9 977.1 308.4 668.7 443.9 0.0 216.8 0.0 0.0   8.0   -415.9 753.1 1995   238.9 1522.8 488.9 1033.9 553.1 0.0 394.0 47.2 0.0   39.6   -517.8 1243.8 1996   269.4 1803.9 468.8 1335.1 520.4 7.5 559.2 206.3 0.0   41.7   -639.2 1434.1 1997   465.8 2305.0 799.5 1505.6 555.7 11.6 564.2 321.2 0.0   52.8   -848.3 1922.6 1998   -629.6 3296.5 1535.7 1760.8 177.4 14.8 675.7 790.6 24.6   77.8   -911.2 1755.8 1999   162.5 3413.9 1778.6 1635.2 130.6 15.7 733.9 643.2 35.8   76.0   -1072.0 2504.3 2000 янв. 200.7 3445.0 1739.4 1705.5 138.1 27.8 728.4 703.7 27.1   80.4   -1126.1 2519.6   фев. 627.7 3229.4 1476.7 1752.7 140.5 26.5 761.8 708.9 31.3   83.7   -1201.4 2655.7   март 540.2 3279.5 1528.3 1751.2 131.9 28.0 774.6 701.8 26.9   87.9   -1070.2 2749.5   апр. 519.6 3310.1 1522.2 1787.9 125.8 27.7 793.6 724.0 28.0   88.9   -1086.5 2743.3   май 554.9 3426.2 1606.4 1819.8 128.3 31.3 807.3 733.9 31.8   87.0   -1245.7 2735.4   июнь 657.0 3451.3 1655.5 1795.8 134.8 29.8 785.2 719.3 32.9   93.7   -1319.5 2788.8   июль 770.1 3348.5 1510.8 1837.7 131.2 27.7 832.2 720.6 33.0   93.0   -1121.5 2997.2   авг. 791.7 3499.7 1623.8 1875.9 127.3 31.4 869.2 720.9 32.5   94.5   -1240.5 3050.9   сен. 846.5 3699.5 1715.2 1984.3 129.9 31.9 958.8 756.1 12.4   95.2   -1364.1 3181.9   окт. 699.4 3861.3 1654.1 2207.1 166.7 37.4 1034.2 837.1 16.0   115.8   -1294.8 3265.9   Внешние активы (нетто)        

Внутренние кредиты

        Прочие статьи (нетто) M3         Итого Требован ия перед сектором местного управле- ния (нетто)3      

Кредиты в экономику2

                        Итого

Государственные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Частные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Прочие финансовые

Организации,

Практикующие

Финансовые

опер ации3

Требования перед резидентами

                            в нацио- нальной валюте в иностра нной валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте           ноя. 640.2 4023.9 1716.3 2307.6 178.5 40.4 1064.1 892.8 15.7   116.0   -1325.9 3338.2   дек. 1102.3 3926.6 1635.4 2291.2 181.5 49.2 1017.7 883.2 35.2   124.4   -1519.3 3509.6   2001 янв. 1112.7 3927.6 1655.9 2271.7 187.7 47.2 993.0 900.4 21.3   122.1   -1521.4 3518.9   фев. 1151.8 4089.4 1797.3 2292.1 188.0 43.8 1030.9 896.1 9.2   124.1   -1713.9 3527.3   март 1069.3 4105.0 1730.8 2374.3 195.5 44.4 1047.8 954.9 2.6   129.1   -1600.3 3574.0   апр. 1026.7 4202.5 1789.6 2412.9 210.2 42.8 1051.1 967.4 -4.1   145.6   -1528.8 3700.4   май 946.2 4347.6 1880.7 2466.9 207.4 43.1 1084.2 982.8 -4.5   153.9   -1476.4 3817.4   июнь 1030.8 4421.2 1877.4 2543.8 210.2 39.7 1111.5 1032.1 -4.8   155.2   -1565.8 3886.2   июль 869.3 4636.4 2049.5 2586.9 201.4 38.0 1163.2 1031.7 -1.9   154.5   -1525.9 3979.8   авг. 1000.2 4742.8 2029.5 2713.3 195.6 36.5 1234.0 1089.1 -1.6   159.8   -1495.5 4247.6   сен. 1220.6 4810.4 1983.4 2827.0 190.8 37.4 1327.0 1112.9 -1.5   160.4   -1607.5 4423.5   окт. 1123.4 4998.6 1995.9 3002.7 200.0 39.7 1437.2 1157.0 -0.5   169.3   -1590.4 4531.6   ноя. 1024.1 5108.3 2047.1 3061.2 198.4 43.1 1445.0 1208.1 -0.5   167.1   -1605.7 4526.6   дек. 1303.2 5151.4 2050.1 3101.3 247.5 46.2 1407.4 1217.0 3.2   180.2   -1667.3 4787.3   2002 янв. 1379.0 4937.1 1862.6 3074.5 235.7 45.0 1391.3 1220.2 2.0   180.3   -1623.6 4692.5   фев. 1347.4 5115.0 2001.0 3114.0 220.9 45.0 1422.5 1224.6 1.9   199.1   -1680.7 4781.6   март 1294.8 5167.0 1964.5 3202.5 215.9 46.1 1490.3 1235.9 1.3   213.1   -1609.1 4852.7   апр. 1314.8 5404.6 2104.5 3300.1 229.8 42.2 1554.6 1258.9 0.9   213.6   -1770.0 4949.4   май 1311.2 5456.2 2123.7 3332.5 231.3 27.6 1559.3 1284.4 1.5   228.3   -1712.6 5054.9    

Внешние активы (нетто)

       

Внутренние кредиты

 

Прочие статьи (нетто)

M3

   

 

Итого

Итого

Государственные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Частные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Прочие финансовые

Организации,

Практикующие

Финансовые

опер ации3

Требования перед резидентами

 

 

   

 

 

в нацио- нальной валюте в иностра нной валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте

 

 

  июнь 1371.7 5587.5 2195.4 3392.1 241.9 24.6 1523.9 1359.9 1.5   240.4   -1772.1 5187.0   июль 1501.8 5580.5 2139.4 3441.2 232.8 24.8 1550.4 1387.2 3.0   243.0   -1686.3 5396.0   авг. 1838.6 5584.0 2078.8 3505.2 253.9 31.1 1556.0 1425.3 -9.4   248.4   -1725.3 5697.3   сен. 2118.2 5803.4 2021.2 3782.2 261.0 24.8 1693.4 1561.3 -13.9   255.6   -1794.9 6126.7   окт. 1951.9 6107.0 2090.6 4016.4 269.5 28.1 1773.8 1671.8 -18.5   291.8   -1852.7 6206.2   ноя. 1839.6 6258.3 2134.8 4123.4 265.6 30.6 1813.6 1734.2 -20.1   299.6   -1834.7 6263.2   дек. 1943.1 6286.4 2094.2 4192.1 279.2 36.1 1844.7 1707.4 9.5   315.3   -1717.9 6511.5   2003 янв. 2183.5 6178.0 1989.4 4188.6 276.9 32.4 1816.3 1739.1 8.9   315.0   -1871.0 6490.5   фев. 2046.7 6494.8 2074.4 4420.4 340.5 32.8 1978.7 1750.0 3.4   314.9   -1878.3 6663.3   март 2226.8 6574.3 1890.4 4683.8 397.8 35.2 2062.6 1848.5 6.5   333.3   -1915.3 6885.8   апр. 2077.1 6831.5 2052.6 4778.9 395.3 32.0 2100.7 1889.1 1.4   360.4   -1903.1 7005.4   май 2205.3 6847.2 2022.7 4824.4 408.2 38.4 2126.5 1866.5 1.4   383.3   -1947.8 7104.7   июнь 2376.1 6879.0 1988.4 4890.6 344.6 35.0 2206.7 1910.3 1.1   392.9   -1954.0 7301.1   июль 2601.0 6935.6 1949.6 4986.0 321.4 32.3 2249.4 1958.0 1.1   423.9   -1969.5 7567.1   авг. 2884.3 7013.1 1857.4 5155.7 331.6 38.8 2290.8 2080.5 1.1   412.9   -1972.2 7925.2   сен. 2880.8 7394.9 1768.4 5626.5 349.5 46.9 2602.9 2183.0 1.1   443.2   -2076.6 8199.0   окт. 2678.8 7556.6 1776.0 5780.6 375.3 48.3 2581.0 2303.7 1.0   471.2   -2150.6 8084.8   ноя. 2615.2 7651.6 1716.9 5934.6 387.2 43.6 2562.4 2458.4 0.5   482.4   -2235.6 8031.1   дек. 2800.1 7877.9 1822.7 6055.2 408.7 40.4 2571.6 2546.0 1.0   487.5   -2168.9 8509.1  

 

Внешние активы (нетто)

       

Внутренние кредиты

 

Прочие статьи (нетто)

M3

 

 

 

Итого

Итого

Государственные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Частные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Прочие финансовые

Организации,

Практикующие

Финансовые

опер ации3

Требования перед резидентами

 

 

 

 

в нацио- нальной валюте в иностра нной валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте

 

 

  2004 янв. 3014.4 7695.4 1712.3 5983.1 408.6 41.5 2558.9 2489.2 4.3   480.7   -2328.8 8381.0   фев. 3033.5 7816.5 1801.3 6015.1 459.7 46.0 2611.5 2410.2 6.3   481.4   -2353.8 8496.1   март 2934.0 8011.9 1843.7 6168.2 471.3 50.2 2797.5 2361.6 5.6   482.0   -2286.8 8659.1   апр. 2747.2 7853.8 1785.4 6068.4 408.6 55.2 2857.9 2241.4 7.9   497.4   -2179.3 8421.7   май 2473.7 8608.6 2446.4 6162.2 390.8 50.6 2864.2 2333.7 9.8   513.1   -2310.6 8771.8   июнь 2736.4 8801.3 2511.2 6290.0 370.1 63.3 2941.0 2355.0 17.2   543.5   -2438.5 9099.1   июль 2936.2 8869.0 2519.2 6349.8 369.2 71.0 2937.8 2397.0 14.2   560.7   -2428.6 9376.6   авг. 3383.6 9059.4 2499.5 6559.9 355.7 77.7 3055.8 2492.1 11.4   567.2   -2533.5 9909.4   сен. 3732.3 9176.6 2329.8 6846.8 342.9 86.8 3090.5 2711.6 2.5   612.5   -2524.0 10384.9   окт. 3766.5 9599.3 2342.8 7256.5 347.3 100.5 3236.2 2917.7 18.6   636.1   -2641.8 10724.0   ноя. 3942.7 9672.5 2315.5 7357.1 379.6 120.6 3185.0 2962.5 47.8   661.5   -2714.2 10901.0   дек. 4896.4 9706.5 2307.2 7399.3 422.3 130.9 3110.1 2996.5 51.2   688.3   2883.2 11719.7   2005 янв. 4707.1 9602.9 2282.2 7320.8 412.5 126.7 3082.9 2919.7 59.0   719.9   -2708.7 11601.4   фев. 4629.5 9875.9 2431.9 7444.0 400.2 129.7 3119.4 2982.8 59.6   752.3   -2668.6 11836.9   март 4818.5 9914.3 2295.0 7619.3 380.2 160.4 3226.2 3011.4 66.3   774.6   -2629.5 12103.3   апр. 5081.2 10103.3 2309.0 7794.3 372.4 152.2 3329.8 3072.2 59.4   808.3   -2575.5 12608.9   май 5419.3 10308.3 2331.9 7976.4 367.6 146.6 3497.3 3059.8 68.9   836.2   -2800.3 12927.3   июнь 5673.1 10383.5 2265.6 8117.9 365.8 150.3 3682.8 2985.4 58.5   875.1   -2710.7 13345.8   июль 6289.0 10241.7 2057.9 8183.8 834.6 339.1 3144.3 2706.0 273.2 70.6 706.2 109.9 -2703.0 13827.6  

 

Внешние активы (нетто)

       

Внутренние кредиты

       

Прочие статьи (нетто)

M3

 

 

 

Итого

Итого

Государственные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Частные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Прочие финансовые

Организации,

Практикующие

Финансовые

опер ации3

Требования перед резидентами

 

 

 

 

в нацио- нальной валюте в иностра нной валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте

 

 

  авг. 6681.6 10529.3 2126.4 8403.0 865.2 336.9 3212.5 2897.1 236.4 44.1 705.8 105.0 -2570.6 14640.3   сен. 6958.2 10846.2 1869.4 8976.9 980.6 360.2 3505.1 2994.2 221.1 47.3 750.6 117.6 -2871.7 14932.7   окт. 6702.6 10643.9 1326.8 9317.1 333.2 48.6 3979.9 3296.0 559.4 172.9 805.5 121.7 -2596.4 14750.1   ноя. 6522.1 10872.1 1249.9 9622.2 318.4 86.8 4060.3 3396.8 573.6 141.3 929.0 116.0 -2625.3 14768.8   дек. 7421.5 11377.5 1387.1 9990.5 401.0 86.8 4219.5 3355.2 533.7 167.2 1100.8 126.2 -2972.2 15826.8   2006 янв. 7641.1 11242.3 1269.4 9972.9 376.4 85.4 4275.9 3311.1 506.0 158.2 1125.7 134.2 -3235.7 15647.7   фев. 7448.5 11520.2 1280.2 10239.9 369.1 82.5 4373.1 3384.1 548.7 160.7 1183.6 138.0 -3221.8 15746.8   март 7686.7 11923.9 1162.3 10761.6 355.9 90.2 4560.2 3553.9 592.9 156.6 1303.9 148.0 -3295.6 16315.0   апр. 7982.5 12311.2 1197.8 11113.4 366.4 96.4 4669.1 3654.2 629.7 168.0 1383.6 145.8 -3306.4 16987.2   май 8285.8 12558.1 1178.6 11379.4 358.4 98.3 4711.8 3702.1 694.1 173.0 1479.9 161.8 -3736.4 17107.5   июнь 8581.8 12928.6 1408.6 11520.0 369.9 103.4 4701.5 3732.5 694.5 195.4 1559.7 163.1 -3720.4 17790.1   июль 8531.6 12856.4 1228.4 11628.0 341.1 60.0 4732.3 3851.8 725.2 217.8 1578.0 121.8 -3921.2 17466.8   авг. 8740.6 13099.1 1129.2 11969.9 324.0 59.0 4817.0 4043.9 759.5 205.5 1632.8 128.2 -4143.8 17695.8   сен. 8994.5 13182.2 862.8 12319.4 323.1 59.7 4898.0 4240.5 743.0 216.5 1705.5 133.2 -4341.4 17835.4   окт. 9433.2 13280.0 674.8 12605.2 307.6 57.0 4981.7 4296.1 754.8 241.3 1813.2 153.5 -4554.0 18159.1   ноя. 9284.6 13739.1 588.6 13150.6 355.3 59.1 5170.8 4481.9 749.7 249.3 1919.0 165.4 -4463.9 18559.9   дек. 9466.1 15041.0 1273.1 13767.8 339.7 110.6 5380.9 4670.3 716.2 300.6 2072.2 177.2 -4949.0 19558.0   2007 янв. 9671.3 14897.8 1166.8 13731.0 347.8 107.7 5353.8 4592.9 723.7 324.2 2112.1 168.8 -4979.2 19589.9   фев. 9563.1 15270.5 1138.9 14131.6 388.2 189.4 5449.7 4749.5 697.5 236.3 2233.8 187.2 -5183.7 19649.9  

 

Внешние активы (нетто)

       

Внутренние кредиты

       

Прочие статьи (нетто)

M3

 

 

 

Итого

Итого

Государственные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Частные

Нефинансовые

Коммерческие

общества3

Прочие финансовые

Организации,

Практикующие

Финансовые

опер ации3

Требования перед резидентами

 

 

 

 

в нацио- нальной валюте в иностра нной валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте в нацио- нальной валюте в иностранн ой валюте

 

 

  март 9214.1 15613.9 792.8 14821.0 384.7 180.0 5706.0 4970.9 715.5 213.7 2431.9 218.3 -4879.6 19948.3   апр. 9486.4 15965.6 686.3 15279.3 272.5 230.2 5913.7 4912.6 781.9 425.9 2522.2 220.3 -4913.9 20538.1   май 9676.2 16842.4 785.6 16056.8 365.0 181.0 5889.8 5583.4 786.4 229.5 2784.4 237.5 -5197.8 21320.8   июнь 9761.4 17398.2 926.6 16471.6 380.5 175.5 5969.1 5880.1 774.9 219.2 2828.6 243.7 -5049.6 22110.0   июль 10004.1 18085.4 907.5 17177.9 293.6 216.6 6130.0 5932.0 829.1 509.3 3021.5 245.9 -5210.2 22879.4   авг. 10551.2 18876.3 896.4 17980.0 379.0 165.0 6114.2 6755.2 830.7 213.5 3226.5 295.9 -5630.8 23796.7   сен. 10742.7 19261.4 706.2 18555.2 393.3 154.5 6263.5 6913.2 837.0 253.4 3401.2 339.1 -5236.9 24767.2   окт. 11224.3 19374.6 195.7 19178.9 391.2 150.0 6396.8 7266.8 823.2 290.0 3552.6 308.3 -5408.7 25190.2   ноя. 11634.4 19829.6 -21.5 19851.0 358.6 157.0 6196.0 7635.7 397.1 295.9 4468.6 342.1 -5824.9 25639.1   дек. 11704.8 21462.2 578.4 20883.8 334.6 170.0 6395.6 8339.1 376.7 310.8 4662.0 295.0 -5822.8 27344.2   2008 янв. 12116.6 21672.4 675.7 20996.7 285.4 133.3 6379.7 8545.6 366.1 317.9 4679.0 289.7 -5968.1 27820.9   фев. 11832.2 22639.7 702.3 21937.4 287.8 128.8 6769.3 8856.2 393.8 324.7 4863.1 313.7 -6123.9 28348.0   март 11453.6 22905.4 163.6 22741.8 282.5 124.8 7175.4 8895.2 425.3 320.2 5150.8 367.4 -5882.6 28476.5   апр. 11114.7 23942.4 614.2 23328.2 284.4 129.6 7622.7 8773.6 436.6 324.5 5353.2 403.5 -5631.9 29425.1   май 11285.9 24153.2 485.3 23667.9 272.6 123.3 7904.7 8737.9 445.5 333.2 5446.8 403.8 -5722.4 29716.7   июнь 11593.8 24113.2 180.3 23932.9 274.2 118.4 8095.5 8767.6 469.2 325.1 5537.9 345.0 -5552.1 30154.9   июль 12136.5 24749.4 422.2 24327.1 277.9 116.0 8663.6 8426.7 1087.4 764.6 4646.1 344.9 -5695.0 31190.9  

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

1.1 Роль, цели, задачи и назначение валютных резервов

1.2 Показатели измерений и анализ валютных резервов (формулы, как рассчитываются, примеры)

1.3 Способы управления валютными резервами и их результаты

II. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

2.1. Регламентирование формирования валютных резервов Нацбанка Республики Молдова

2.2 Анализ валютных резервов

2.3 Практика управления валютными резервами

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫМИ РЕЗЕРВАМИ

3.1 Международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова

3.2 Обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами

3.3 Политика управления валютными резервами в кратко- и среднесрочном периоде и ее эффект

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

БИБЛИОГРФИЯ



ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Для того чтобы экономика развивалась в условиях стабильности и предсказуемости валютного курса, существуют валютные резервы Национального банка. Если в стране вдруг происходят неожиданные резкие падения валютного курса, это значит, что правительство и Национальный банк не выполняют свою прямую обязанность – обеспечение стабильной валютно-курсовой политики и поддержание активной внешнеэкономической деятельности государства с помощью валютного резерва.

Актуальность темы. В настоящее время на экономическую политику всех без исключения государств большое внимание оказывают процессы, происходящие в сфере международных финансов. Вполне закономерное стремление упорядочить эти процессы привело к формированию международных валютных систем и мировой валютной системы.

Экономические связи страны с другими государствами находят свое обобщающее выражение в платежном балансе страны. Платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и качество участия страны в мирохозяйственных связях. Проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.

В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять, «по средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей. Экономика любой страны, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, взаимосвязана с внешним миром через механизмы внешней торговли.

Изменения курса национальной валюты по-разному сказываются на различных субъектах рынка. Темой нашего исследования является изучение способов оптимизации корреляции валютного курса и нынешнего торгового баланса страны.

Таким образом, актуальность темы определяет цель нашего исследования – изучить значение валютного резерва и способы его формирования в условиях развивающейся молдавской экономики.

Объектом исследования являются валютные резервы Нацбанка Республики Молдова и способы их образования.

Задачами нашего исследования являются:

- Изучение теоретического обоснования экономического значения валютного резерва.

- Изучение влияния валютного резерва на макроэкономическую ситуацию в стране.

- Анализ валютного резерва Республики Молдова и способов его образования.

- Изучение нормативного регламентирования валютного резерва в Республике Молдова и способов его определения.

- Изучение международного опыта управления валютными резервами страны.

- Обоснование путей совершенствования формирования и использования валютных резервов в Республике Молдова.

В процессе написания дипломной работы использовались методы систематизации, классификации, анализа.

Теоретическими источниками для исследования явились нормативные акты, регулирующие формирование валютных резервов в Республике Молдова, специальная литература, периодические издания и электронные ресурсы Интернет.

Структура работы. Работа состоит введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

В первой главе нами приведено теоретическое обоснование экономического значения валютных резервов для экономики страны, а также рассмотрены этапы формирования валютных резервов.

Во второй главе нами рассмотрено нормативное регулирование формирования валютных резервов в Республике Молдова, рассмотрены способы расчета нормативов валютных резервов на основании опыта Нацбанка Республики Молдова, проведен анализ валютных резервов Республики Молдова и способов их формирования, рассмотрена практика управления валютными резервами.

В третьей главе нами изучен международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова, дано обоснование мероприятий по улучшению управления валютными резервами, рассмотрена.политика управления валютными резервами в кратко- и среднесрочном периоде и ее возможный эффект.

В заключение нами сделаны обобщающие выводы в целом по работе.

Завершается работа библиографическим списком литературы, а также приложениями.



I . ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 214.