Анализ рентабельности как уровня доходности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производст­ва. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками фи­нансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характери­зуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);

2. Рентабельность производственных фондов;

3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

1. Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);

2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выруч­ке от реализации продукции (без НДС);

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реа­лизации данного вида продукта к его продажной цене.

Расчёт данных показателей по ОАО «Хакасуглепром» представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Показатели рентабельности продукции ОАО “Хакасуглепром”

тыс.руб.

Наименование показателя

КОД

1998 г

1999 г

Отклонение

1 п/год. 2 п/год. Итого

Отклонение

строки +, - % 2000г прогноз 2000г. +, - %
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (В). 010 236 620 135 447 -101 173 -43 68 200 68 200 136 400 953 1
Прибыль от реализации (Пр) 050 18 031 8 270 -9 761 -54 2 728 2 728 5 456 -2 814 -34
Балансовая прибыль (Пб) 140 20 891 1 535 -19 355 -93 2 240 2 240 4 480 2 945 192
Чистая прибыль (Пч) с140-150 15 568 1 090 -14 478 -93 1 523 1 523 3 046 1 956 179
Рентабельность всей реализ. продукции стр.050/ стр010 7,62 6,11 -1,51 -20 4,00   4,00 -2,11 -34
Общая рентабельность стр.140/ стр010 8,83 1,13 -7,70 -87 3,28   3,28 2,15 190
Рентабельность продаж по чистой прибыли 140-150/ стр010 6,58 0,80 -5,77 -88 2,23   2,23 1,43 177

 

На основе данных таблицы построим диаграмму.                                                     Рисунок 3.1.

 

 Изменение показателей рентабельности продукции за 1998-2000 г.

 

 

Показатель общей рентабельности за анализируемый период снизился с 8,8 - в 1998 году до 1,1 - в 1999 году и 3,3 - в 2000 году (с учетом прогноза). Это говорит о том, что каждый рубль реализации приносил в среднем около 9 копеек балансовой прибыли в 1998 году и 3 копеек - в 2000 году.

Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился с 6,58 на начало 1999 года до 0,8 на конец 1999 года и увеличился (по сравнению с 1999 годом) до 2,23 в 2000 году.

Рентабельность всей реализованной продукции также имела тенденцию снижения на протяжении всего рассматриваемого периода и составила 4% в 2000 году (с учетом прогноза). Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности сильно резко снизились в 1999 году и немного выровнялись в 1 полугодии 2000 года. 

В 1999 году вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от вне­реализационных операций показатели рентабельности продукции существенно сни­зились.

2.Рентабельность вложений предприятия.

Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рента­бельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 рубль имущества предприятия, то есть насколько эффек­тивно оно используется.

2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;

3.Рентабельность собственных средств, позволяющая установить зависи­мость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером при­были, полученной от их использования.

4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эф­фективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        

5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность ис­пользования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на дли­тельный срок.

Необходимая информация для расчёта представлена в таблице

Таблица 3.2.

Показатели для расчёта рентабельности                        тыс.руб.

Показатели

КОД

1998 г

1999 г

1 п/год.

2000г. с учетом прогноза

п/п строки 2000г
1 Балансовая прибыль (Пб) 140 (Ф№2)     20 891      1 535      2 240       4 479  
2 Чистая прибыль (Пч) 140-150 (Ф№2)     15 568      1 090      1 523       3 046  
3 Среднегодовая стоимость имущества 300 (Ф№1)   103 001   80 367   64 800     46 242  
4 Собственные средства 490 (Ф№1)     34 401   28 443   28 060     23 093  
5 Доходы от участия в других организациях 080 (Ф№2)              -              -              -               -  
6 Долгосрочные фин. вложения 140 (Ф№1)       8 330      5 412      5 220       3 644  
7 Долгосрочные заемные средства 590 (Ф№1)              -              -              -               -  

На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3.

Показатели рентабельности вложений.                     (%)

Показатели

Расчет

1998 г

1999 г

1 п/год.

2000г. с учетом прогноза

Отклонение +/-

п/п (код строки) 2000г 1999/1998 2000/1999
1 Общая рентабельность вложений 140 (Ф№2)/399 8,1 6,7 8,1 7,9 -   1,4 1,1
2 Рентабельность вложений по чистой прибыли с140-150 (Ф№2)/399 15,1 1,4 2,4 6,6 - 13,8 5,2
3 Рентабельность собственных средств с140-150(Ф№2)/490 45,3 3,8 5,4 13,2 - 41,4 9,4
4 Рентабельность долгосрочных финансовых вложений 080 (Ф№2)/140 (Ф№1) - - - - - -
5 Рентабельность перманентного капитала с140-150 (Ф№2)/490+590 45,3 3,8 5,4 13,2 - 41,4 9,4

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что в 1999 году все показатели рентабельности вложений резко упали по сравнению с 1998 годом, а за 6 мес. 2000 года показатели заметно улучшились. Общая рентабельность вложений в 1998 и 2000 году имеет значение - 8,1, в 1999 году этот показатель имел значение равное 6,7, т.е. на 1,4 меньше чем в 1998 году. То есть на 1 рубль стоимости имущества предприятия в 1998 и 2000 году (с учетом прогноза) приходилось 8 коп. балансовой прибыли, а 1999 году на 1 рубль стоимости имущества 6,7 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 1999 году.

Рентабельность собственных средств также невысока и в течение 1999 года резко упала с 45% до 3,8%, то есть в 12 раз и в 2000 году (с учетом прогноза) увеличилась лишь на 9,4%. Динамика этого показателя  за последние годы позволяет сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат.

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений  предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ОАО «Хакасуглепром». Для повышения рентабельности собственных средств, предприятие может использовать эффект финансового рычага.

ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)хЗС/СС                      ( 3.1. )

                                                            дифференциал          плечо

 

где ЭР - экономическая рентабельность, равная отношению прибыли до выплаты 

процентов и налогов (НРЭИ) к активам;

СРСП – среднерасчетная ставка процента (20%);

ЗС – заемные средства;

СС – собственные средства.

Таблица 3.4.

Показатели для расчета эффекта финансового рычага        тыс.руб.

  1998 г 1999 г  6 мес. 2000г.
Активы, тыс. руб. 103 001 80 367 64 800
СС, тыс. руб. 34 401 28 443 28 443
ЗС, тыс. руб. 68 600 51 924 36 740
ЗС/СС (плечо рычага) 1,99 1,83 1,29
НРЭИ, тыс. руб. 20 891 1 535 2 240
ЭР, % 20,28 1,91 3,46
Дифференциал 0,002 -0,12 -0,11
ЭФР 0,004 -0,22 -0,14

Из приведенных выше расчетов видно, что в 1999-2000 году на ОАО "Хакасуглепром" ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует ЭФР для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, хотя такая необходимость существует.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 249.