Бухгалтерская (финансовая) отчетность – как элемент обеспечения оценки финансового состояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элемен­том информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках фи­нансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей фи­нансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансо­вой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые резуль­таты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предпри­ятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям[1]:

¨ Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа. 

¨ Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

¨ Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

¨ Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

¨ Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

¨ Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

1. Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.

2. Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

3. Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия. 

В соответствии со статьей 13 III главы Федерального закона РФ «О бухгал­терском учёте» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ все организации «... обязаны со­ставлять на основе данных синтетического и аналитического учёта бухгалтер­скую отчётность. Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчёт­ности бюджетных организаций, состоит из:

•бухгалтерского баланса;

•отчёта о прибылях и убытках;

•приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

•аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтер­ской отчётности, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит обя­зательному аудиту;

•пояснительной записки.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для составления бухгалтерской отчетности считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную, - в течение 30 дней по окончании квартала.

Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, представляя данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив). Основа баланса - это классическое уравнение бухгалтерского учета: Активы= Обязательства + Капитал.

Активы - это ресурсы, находящиеся в собственности или под контролем компании, которые как ожидается, будут приносить экономическую выгоду. Активы делятся на две категории: долгосрочные (внеоборотные) и текущие (оборотные).

Внеоборотные активы - это наименее ликвидная часть имущества предприятия, они состоят из: нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений.

Оборотные активы обычно перечисляются в порядке убывания ликвидности. Самой неликвидной частью оборотных активов являются запасы. Запасы, в свою очередь, подразделяются на: сырье, материалы, животные на выращивании и откорме, МБП, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты.

Оборотные активы также включают в себя: НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более или в течение 12 месяцев после отчетной даты), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

Пассив баланса составляют следующие разделы:

Капитал и резервы. К ним относятся: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды накопления и фонды социальной сферы, целевые финансирование и поступления, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года.

Приказом МинФина РФ от 13.01.2000 г № 4 н утверждены новые форма и порядок заполнения бухгалтерской отчетности. Согласно данного приказа раздел Капитал и резервы включает в себя также статью «непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года»

Нормальной экономической ситуацией считается положение, когда основу данного раздела составляют уставной капитал и фонды, формируемые из чистой прибыли. Однако, в России тенденция на предприятиях такова, что основную долю этого раздела составляет добавочный капитал, образованный за счет переоценки. Введение статей непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года отражается на значение коэффициента обеспеченности собственными средствами, т.к. фактически уменьшает размер собственных средств на полученный убыток. На мой взгляд, это нововведение показывает более реальную картину положения предприятия и означает, что после покрытия убытков прошлых лет у предприятия практически не будет собственных средств для расчетов по долгам.

Долгосрочные пассивы (сч. 92, 95) в основном используются для реализации инвестиционных проектов, поэтому их наличие или рост с одной стороны положительная тенденция, а с другой - это долги предприятия, которые в дальнейшем необходимо погасить. Непогашенные в срок кредиты значительно ухудшают финансовую устойчивость предприятия в связи с штрафными санкциями.

Краткосрочные пассивы:

n Заемные средства (кредиты банков, прочие займы сч. 90, 94) - используются для пополнения оборотных средств. Вкладывать краткосрочные кредиты в долгосрочные проекты опасно, может привести к банкротству.

n Кредиторская задолженность, в том числе: поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, задолженность перед бюджетом, авансы полученные.

С одной стороны кредиторская задолженность - это хороший источник для погашения оборотных средств предприятия, т.к. в силу неэффективности законодательной и судебной системы за нее не всегда наступают штрафные санкции, однако существует опасность подачи кредитором, имеющим задолженность более 3 месяцев, на признание предприятия банкротом.

В раздел краткосрочные пассивы также входят: расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей.

Основной формой при анализе финансового состояния является баланс. Со­гласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время состав­ляется в оценке нетто (учет основных средств и МБП по остаточной стоимости без учета износа). Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного анали­тического баланса.

Наряду с бухгалтерским балансом большое значение при оценке финансового состояния имеет содержание отчета о прибылях и убытках, который характеризует финансовые результаты организации за отчетный период.

Отчет о прибылях и убытках содержит следующие числовые показатели:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, валовая прибыль, коммерческие расходы; управленческие расходы, прибыль/убыток от продаж, проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы, прибыль/убыток до налогообложения, налог на прибыль, прибыль/убыток от обычной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

К операционным доходам и расходам, согласно ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 относятся: поступления и расходы, связанные с предоставлением во временное пользование активов организации; предоставлением за плату прав, возникающих из патентов; связанные с участием в уставных капиталах других организаций; от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств; проценты, полученные и уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств.

К внереализационным доходам относятся: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.

К внереализационным расходам также относятся: убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; сумма уценки активов; прочие внереализационные расходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления от, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Финансовый результат - конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия, выраженный в форме прибыли. Прибыль - важнейший показатель, характеризующий деятельность всего коллектива предприятия.

На торговых предприятиях прибыль образуется главным образом в процессе реализации продукции как разница между валовым доходом от реализации продукции и затрат на покупку данной реализованной продукции и суммой НДС и акциза (если продукция предприятия является подакцизной). Следовательно, в основе хозрасчетной деятельности предприятия лежит прибыль. Она выполняет две важнейшие функции:

1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений. Величина прибыли зависит: от объема реализованной продукции, от стоимости покупного сырья, от рационального и эффективного использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов (снижение издержек), от качества работы предприятия (выполнение обязательств перед поставщиками, покупателями, банком);

2) прибыль является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия, а платежи в бюджет из прибыли - важнейшим элементом доходов государственного бюджета.

Это значит, что доходы предприятия должны удовлетворять не только его финансовые потребности, но и потребности государства на финансирование общественных фондов потребления, развитие науки, здравоохранения, образования, обороны страны.

Используется прибыль через заранее установленные ставки, благодаря чему и возникают финансовые отношения предприятия с бюджетом, с учредителями.

В результате финансово-хозяйственной деятельности предприятие получает также внереализационные доходы и несет потери, уменьшающие или увеличивающие прибыль.

Реализационный финансовый результат планируется и учитывается на счете 46 “Реализация продукции” по направлениям реализации, видам или группам реализуемой продукции и т.п. В последующем реализационный финансовый результат перечисляется со счета 46 на счет 80 “Прибыли и убытки”.

Внереализационные доходы и потери учитываются непосредственно на счете 80. По мере возникновения они записываются в дебет или кредит этого счета в корреспонденции со счетами 51, 76, 29 и др. При этом аналитический учет внереализационных доходов и потерь организуется по статьям, установленным отчетностью.

Таким образом, финансовые результаты деятельности предприятия учитываются на активно-пассивном счете 80. По дебету счета записываются убытки и потери, по кредиту - прибыль и доходы.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки.

Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчет о движении капитала показывает изменения, происшедшие в отчетном периоде с собственным капиталом и фондами, и с оценкой чистых активов.

Приложение к бухгалтерскому балансу, в котором раскрывается информация о кредитах и займах, дебиторской задолженности (с расшифровкой организаций - дебиторов), составе нематериальных активов и основных средств, МБП. Затраты, произведенные организацией, в приложении к балансу показываются в поэлементном разрезе (по экономическому содержанию): материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты. В приложении к годовой бухгалтерской отчетности приводятся сведения об имуществе, не принадлежащем организации и учитываемом на забалансовых счетах.

В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности организации должны включаться также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В пояснительной записке должна содержаться информация, раскрывающая самые существенные аспекты финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации и характеристику организации. В случае изменения вступительного баланса на начало года в пояснительной записке объясняются причины этих изменений. В записке объясняются также все изменения в учетной политике, происшедшие в течение отчетного года. Для более полного раскрытия данных отчетности в пояснительной записке рекомендуется приводить данные экономического анализа в динамике.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.