План
№ п/п | Наименование | Страница |
I. | Введение и цель работы | 2 |
II. | Понятие общества с ограниченной ответственностью | 5 |
III. | Участники общества | 9 |
IV. | Уставный капитал общества | 12 |
а) | формирование уставного капитала общества при его учреждении | 14 |
б) | увеличение уставного капитала общества | 18 |
в) | уменьшение уставного капитала общества | 26 |
V. | Ответственность участников общества | 29 |
а) | ответственность учредителей | 29 |
б) | ответственность общества | 29 |
в) | ответственность участников общества | 33 |
г) | ответственность членов органов управления | 33 |
VI. | Заключение | 36 |
VII. | Библиография | 37 |
VIII. | Нормативный материал | 38 |
I. Введение
Уже несколько лет в российском праве происходит существенное реформирование всех его основных отраслей, которое, несомненно, вызвано изменившимся стратегическим курсом экономической и социальной политики. Реформирование ключевых отраслей права затронуло все без исключения его основные институты. Довольно быстро учеными-юристами были разработаны и предложены новые правовые концепции для решения возникших в связи с этим вопросов законодательного характера, которые постепенно легализуются законодательной властью. Точнее сказать, концепции эти были давно уже выработаны, и, если не нашими учеными, то учеными стран со сходной правовой системой. С переменным успехом, не имея традиций и опыта в области цивилизованного законотворчества, российский законодатель пытается отладить сложнейший механизм нормативного регулирования нарождающихся в стране рыночных отношений. Несмотря на то, что в Государственной Думе постоянно ведутся активные дебаты и слушания, они, зачастую носят характер, не свойственный государственному органу такого назначения, а именно, они почти всегда носят характер политической борьбы. Поэтому, к примеру, у правоведов возникает недоумение, почему по поводу сравнительно незначительных законодательных актов ломается много копий, а вопиющие по своей необходимости и актуальности законы долгое время лежат “под сукном”. Это вызывает известный диссонанс между принимаемыми новыми законодательными актами и старыми их корреспондентами и, в итоге, между задуманным и результатом. Сегодня стала отнюдь не редкостью та ситуация, когда бланкетная норма закона отсылает своего пользователя в никуда, а так называемое “указанное” право заполнило своими нормами львиную долю правового поля России. Но впадать в другую крайность, как это свойственно нашему народу, тоже не стоит: “быстро” принимать сложные по своей природе законодательные акты равносильно тому, что не принимать никаких.
Постепенно правовой вакуум в сфере, в частности, гражданского законодательства исчезает. С большими усилиями российский законодатель принимает важнейшие нормативные акты гражданско-правового характера, которые способствуют созданию здоровой основы для развития рыночных отношений. Касается это в равной мере всех институтов гражданского права. Наверное, наибольшее преобразование претерпел институт юридических лиц, который в настоящее время является одним из самых сложных, многообразных, требующих от своего исследователя широких познаний не только в области позитивного права, но и в теоретической области, а также хорошо знать историю развития того или иного вида корпорации.
В этом плане вопрос правового регулирования функционирования обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) представляется быть одним из самых актуальных, тем более, что на сегодня эта форма организации среднего и мелкого бизнеса в России является самой распространенной.
Эти ООО на протяжении ряда лет (с 1990 г. по 1994 г.) вообще относились к товариществам, и, кроме того, их деятельность регулировалась всего лишь одной статьей - ст.11 Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Ясно, что в таких условиях получило развитие “местное”, или “локальное”, творчество участников и команд управления товариществ с ограниченной ответственностью. В итоге - неизбежные казусы в учредительных документах из-за отсутствия нормативных документов, касающихся многих проблем создания и деятельности коммерческих структур.
Первым документом, внесшим некоторую ясность, стал новых Гражданский Кодекс РФ (1994 г.), где основам регулирования процесса создания и деятельности ООО была посвящена ст.66-68 и 87-94. Но основную роль в развитии правовой базы для ООО и устранения белых пятен в регулировании их деятельности стал вступивший в силу Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон).
Однако уже первые месяцы применения Закона показали, что, во-первых, не все его нормы понятны участникам и командам управления ООО из-за достаточно сложной их юридической конструкции.
Во-вторых, Закон, устранив одни белые пятна, породил другие, не предложив их однозначного решения.
Наконец, в-третьих, Закон сформулировал несколько вариантов решения некоторых вопросов, тем самым перед участниками ООО поставлена проблема выбора.
Цель работы. В настоящей работе я попытаюсь осветить основные понятия законодательства об обществах с ограниченной ответственностью вызывающих наибольшую сложность в понимании, а также провести анализ нового Закона в объеме курсового проекта. Также хотелось бы отметить трудность и скудность теоретического материала об обществах с ограниченной ответственностью, что затрудняет проведение его анализа, необходимого для работ данного плана.
III. Участники общества
Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица.
В соответствии пунктом 2 ст. 7 Закона, государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено федеральным законом. Государственные органы принято разделять на государственные органы власти и государственные органы управления. Очевидно, эти последние вправе создавать ООО.
Одним из обязательных признаков юридического лица является наличие обособленного имущества и самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом. Все юридические лица принято разделять на тех, которые обладают правом собственности на обособленное имущество и на тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними имущество. ООО с момента регистрации приобретает право собственности на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов. ООО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В случае несостоятельности (банкротства) ООО по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для ООО указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества ООО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона).
ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. ООО может впоследствии стать обществом с одним участником.
ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Положения настоящего Закона распространяются на ООО с одним участником постольку, поскольку настоящим Законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
Данные положения Закона являются довольно интересными, поскольку, как известно, они заимствованы из зарубежного права, где давно разработана и успешно применяется концепция "компании одного лица". В такой компании единственный ее учредитель выступает, как говорится, сразу во всех ипостасях: он и орган управления (должностное лицо), и работник, и участник. В связи с этим могут возникать различные курьезные ситуации. К примеру, банкротство единственного участника может автоматически повлечь за собой банкротство ООО, в то время, как банкротство одного из членов ООО, где десятки участников, может пройти совершенно безболезненно для него. С точки зрения уголовного права единственный учредитель также, в случае совершения им противоправных деяний, содержащих состав преступления, будет единственной фигурой, представляющей "интерес" для органов предварительного расследования. В случае осуждения такого предпринимателя, дальнейшее функционирование юридического лица, созданного им, будет под большим вопросом. Таким образом, при применении Закона необходимо постоянно учитывать конкретные обстоятельства возникших правоотношений, состав их участников и другие существенные особенности.
Закон ограничивает максимальное количество участников пятьюдесятью. В случае если число участников ООО превысит установленный настоящим пунктом предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока ООО не будет преобразовано и число участников ООО не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом. К числу таких государственных органов можно отнести, к примеру, прокуратуру.
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я осветил основные понятия законодательства об обществах с ограниченной ответственностью вызывающих наибольшую сложность в понимании: формирование уставного капитала и ответственности участников ООО, а также их возможный порядок толкования.
Отмечена трудность Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”, что выражено в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Приказов Минфина РФ.
Надеюсь моя работа поможет студентам высших учебных заведений более качественно и грамотно уяснить смысл положений ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
VII. Библиография
1. Гражданское право. Учебник./ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева - СПб.: издательская группа ИНФРА-М - КОДЕКС, 1998.
2. Могилевский С.Д. “Общество с ограниченной ответственностью”. Академия Народного хозяйства при Правительстве РФ, 1999 г.
3. Кашанина В.Г. Хозяйственные товарищества и общества: правовые основы внутрифирменной деятельности. - М.: ТЕИС, - 1997.
4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации./Под ред. Багринского В.А., Витрянского В.В.- М.: СПАРК, 1998.
5. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Учебник в II томах. - М.: СПАРК - 1997.
VIII. Нормативный материал
1. Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
2. Федеральный закон РФ "О бухгалтерском Учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
3. Федеральный закон РФ от 26.12.95 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
4. Федеральный закон РФ от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
5. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 года № 326 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9.12.99 г. № 90/14 “О некоторых вопросах применения ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.96 г. № 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ”.
8. Приказ Минфина РФ № 71 от 05.08.96г. и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг № 149 "О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".
План
№ п/п | Наименование | Страница |
I. | Введение и цель работы | 2 |
II. | Понятие общества с ограниченной ответственностью | 5 |
III. | Участники общества | 9 |
IV. | Уставный капитал общества | 12 |
а) | формирование уставного капитала общества при его учреждении | 14 |
б) | увеличение уставного капитала общества | 18 |
в) | уменьшение уставного капитала общества | 26 |
V. | Ответственность участников общества | 29 |
а) | ответственность учредителей | 29 |
б) | ответственность общества | 29 |
в) | ответственность участников общества | 33 |
г) | ответственность членов органов управления | 33 |
VI. | Заключение | 36 |
VII. | Библиография | 37 |
VIII. | Нормативный материал | 38 |
I. Введение
Уже несколько лет в российском праве происходит существенное реформирование всех его основных отраслей, которое, несомненно, вызвано изменившимся стратегическим курсом экономической и социальной политики. Реформирование ключевых отраслей права затронуло все без исключения его основные институты. Довольно быстро учеными-юристами были разработаны и предложены новые правовые концепции для решения возникших в связи с этим вопросов законодательного характера, которые постепенно легализуются законодательной властью. Точнее сказать, концепции эти были давно уже выработаны, и, если не нашими учеными, то учеными стран со сходной правовой системой. С переменным успехом, не имея традиций и опыта в области цивилизованного законотворчества, российский законодатель пытается отладить сложнейший механизм нормативного регулирования нарождающихся в стране рыночных отношений. Несмотря на то, что в Государственной Думе постоянно ведутся активные дебаты и слушания, они, зачастую носят характер, не свойственный государственному органу такого назначения, а именно, они почти всегда носят характер политической борьбы. Поэтому, к примеру, у правоведов возникает недоумение, почему по поводу сравнительно незначительных законодательных актов ломается много копий, а вопиющие по своей необходимости и актуальности законы долгое время лежат “под сукном”. Это вызывает известный диссонанс между принимаемыми новыми законодательными актами и старыми их корреспондентами и, в итоге, между задуманным и результатом. Сегодня стала отнюдь не редкостью та ситуация, когда бланкетная норма закона отсылает своего пользователя в никуда, а так называемое “указанное” право заполнило своими нормами львиную долю правового поля России. Но впадать в другую крайность, как это свойственно нашему народу, тоже не стоит: “быстро” принимать сложные по своей природе законодательные акты равносильно тому, что не принимать никаких.
Постепенно правовой вакуум в сфере, в частности, гражданского законодательства исчезает. С большими усилиями российский законодатель принимает важнейшие нормативные акты гражданско-правового характера, которые способствуют созданию здоровой основы для развития рыночных отношений. Касается это в равной мере всех институтов гражданского права. Наверное, наибольшее преобразование претерпел институт юридических лиц, который в настоящее время является одним из самых сложных, многообразных, требующих от своего исследователя широких познаний не только в области позитивного права, но и в теоретической области, а также хорошо знать историю развития того или иного вида корпорации.
В этом плане вопрос правового регулирования функционирования обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) представляется быть одним из самых актуальных, тем более, что на сегодня эта форма организации среднего и мелкого бизнеса в России является самой распространенной.
Эти ООО на протяжении ряда лет (с 1990 г. по 1994 г.) вообще относились к товариществам, и, кроме того, их деятельность регулировалась всего лишь одной статьей - ст.11 Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Ясно, что в таких условиях получило развитие “местное”, или “локальное”, творчество участников и команд управления товариществ с ограниченной ответственностью. В итоге - неизбежные казусы в учредительных документах из-за отсутствия нормативных документов, касающихся многих проблем создания и деятельности коммерческих структур.
Первым документом, внесшим некоторую ясность, стал новых Гражданский Кодекс РФ (1994 г.), где основам регулирования процесса создания и деятельности ООО была посвящена ст.66-68 и 87-94. Но основную роль в развитии правовой базы для ООО и устранения белых пятен в регулировании их деятельности стал вступивший в силу Федеральный закон РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон).
Однако уже первые месяцы применения Закона показали, что, во-первых, не все его нормы понятны участникам и командам управления ООО из-за достаточно сложной их юридической конструкции.
Во-вторых, Закон, устранив одни белые пятна, породил другие, не предложив их однозначного решения.
Наконец, в-третьих, Закон сформулировал несколько вариантов решения некоторых вопросов, тем самым перед участниками ООО поставлена проблема выбора.
Цель работы. В настоящей работе я попытаюсь осветить основные понятия законодательства об обществах с ограниченной ответственностью вызывающих наибольшую сложность в понимании, а также провести анализ нового Закона в объеме курсового проекта. Также хотелось бы отметить трудность и скудность теоретического материала об обществах с ограниченной ответственностью, что затрудняет проведение его анализа, необходимого для работ данного плана.
II. Понятие ОБЩЕСТВА с ограниченной ответственностью
В соответствии с Законом, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Данный вид корпораций - это изобретение германских юристов, сделанное в конце XIX века и вызванное самостоятельными требованиями практики, показавшей недостаточную эластичность акционерных компаний, с одной стороны, и ограниченные возможности полных товариществ, препятствующих их широкому распространению, с другой. В 1892 году Рейхстаг принял Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Gesellschaft mit beschrenkter Haftung - GmbH).
Сочла возможным заимствовать этот институт и Австрия, сохранив все существенные черты германского закона. Несколько позднее ООО получили распространение и в России.
Любопытно, что в США, Англии, Голландии, Бельгии ООО не существует. Там уже давно укоренились акционерные общества, которых становилось больше. Германия и Россия стали исключением. Германия и Россия в силу своих географических особенностей опоздали в территориальном переделе мира. Они практически не имели колоний, которые позволили бы накопить богатство. Концентрация капитала в этих странах уступала сосредоточению материальной мощи в Англии и подобных ей странах. Вот почему акционерные общества, пригодные для использования довольно большой массы капитала, в странах континентальной Европы возникли позднее, да и, возникнув, они первоначально были экзотическим явлением. Да и сейчас в Германии, Франции число ООО значительно превышает число акционерных обществ.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, ООО относятся к категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим положением такие организации (за исключением унитарных предприятий и других предусмотренных законом) обладают общей (универсальной) правоспособностью. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании разрешения (лицензии). На сегодня основным нормативным актом, устанавливающим такой перечень является Федеральный закон РФ от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 года № 326 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Законом предусматриваются случаи, когда, независимо от желания учредителей ООО, будет иметь специальную правоспособность: "...Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, ООО в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности" (п. 2 ст. 2 Закона). Примерами таких специфических видов деятельности могут являться страховая и банковская деятельность.
ООО должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке и на других языках. Полное фирменное наименование ООО на русском языке должно содержать полное наименование ООО и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование ООО на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование ООО и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.
Фирменное наименование ООО на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно - правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (абз. 3 ст. 4 Закона).
В соответствии с Законом, ООО может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников ООО, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.
Создание филиалов ООО и открытие их представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований Закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
ООО может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с Законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основания признания ООО зависимыми и дочерними по комментируемому Закону не содержит дополнительных особенностей для обществ по сравнению с ГК РФ.
Взаимная ответственность основного и дочернего ООО также определяется в соответствии ГК РФ, то есть действует принцип раздельной ответственности данных юридических лиц по своим обязательствам. Исключение составляют случаи солидарной ответственности основного ООО по долгам дочернего при заключении последним сделок во исполнение указаний основного ООО, а также случаи субсидиарной ответственности основного ООО при банкротстве дочернего, если арбитражный суд установит в этом вину основного ООО. Интересным представляется положение Закона о том, что участникам дочернего ООО предоставляется самостоятельное право требовать возмещения основным ООО (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему ООО. Думается, что правильнее было бы говорить о праве самого ООО как юридического лица (со всеми вытекающими из этого последствиями) требовать возмещения убытков другим лицом, по вине которого ему были причинены убытки. Кроме того, неясно, как участник ООО может самостоятельно подавать такой иск в юрисдикционный орган.
ООО, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов долей уставного капитала другого ООО, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.
III. Участники общества
Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица.
В соответствии пунктом 2 ст. 7 Закона, государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено федеральным законом. Государственные органы принято разделять на государственные органы власти и государственные органы управления. Очевидно, эти последние вправе создавать ООО.
Одним из обязательных признаков юридического лица является наличие обособленного имущества и самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом. Все юридические лица принято разделять на тех, которые обладают правом собственности на обособленное имущество и на тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними имущество. ООО с момента регистрации приобретает право собственности на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов. ООО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В случае несостоятельности (банкротства) ООО по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для ООО указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества ООО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона).
ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. ООО может впоследствии стать обществом с одним участником.
ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Положения настоящего Закона распространяются на ООО с одним участником постольку, поскольку настоящим Законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
Данные положения Закона являются довольно интересными, поскольку, как известно, они заимствованы из зарубежного права, где давно разработана и успешно применяется концепция "компании одного лица". В такой компании единственный ее учредитель выступает, как говорится, сразу во всех ипостасях: он и орган управления (должностное лицо), и работник, и участник. В связи с этим могут возникать различные курьезные ситуации. К примеру, банкротство единственного участника может автоматически повлечь за собой банкротство ООО, в то время, как банкротство одного из членов ООО, где десятки участников, может пройти совершенно безболезненно для него. С точки зрения уголовного права единственный учредитель также, в случае совершения им противоправных деяний, содержащих состав преступления, будет единственной фигурой, представляющей "интерес" для органов предварительного расследования. В случае осуждения такого предпринимателя, дальнейшее функционирование юридического лица, созданного им, будет под большим вопросом. Таким образом, при применении Закона необходимо постоянно учитывать конкретные обстоятельства возникших правоотношений, состав их участников и другие существенные особенности.
Закон ограничивает максимальное количество участников пятьюдесятью. В случае если число участников ООО превысит установленный настоящим пунктом предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока ООО не будет преобразовано и число участников ООО не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом. К числу таких государственных органов можно отнести, к примеру, прокуратуру.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 184.