Анализ основных экономических показателей маркетинговой деятельности предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Маркетинговые функции на анализируемом предприятии возложены на отдел маркетинга.

Задачи отдела регламентируются Положением об отделе маркетинга (Приложение 2).

Так как ООО "Олимп" начал осуществлять свою деятельность с конца 2006 г., то экономические показатели анализируются за 2007-2009 гг.

Основные фонды предприятия образуют средства труда, функционирующие в сфере обращения товаров народного потребления.

Стоимость основных фондов представлена в таблице 2.2

 

Таблица 2.2 Стоимость основных фондов ООО "Олимп" за 2007-2009 гг., руб.

Годы На начало Поступило Убыло На конец
2007 533917 171333 18780 676470
2008 676470 100000 10000 776470
2009 776470   16917 759553

 

Из таблицы 2.1 видно, что стоимость основных фондов в 2009 году возросла на 242553 рубля, или на 45,4%, в связи с покупкой нового торгового оборудования.

Для расчета фондоотдачи и фондовооруженности используется показатель среднегодовой стоимости основных фондов, которая рассчитывается по формуле:

 

ОФср = (ОФ1+ОФ2) / 2, (2.1)

 

где ОФ1,2 - стоимость основных фондов на начало и конец периода;

ОФср - среднегодовая стоимость основных фондов.

Среднегодовая стоимость основных фондов представлена в Таблице 2.3

 

Таблица 2.3 Расчет среднегодовой стоимости основных фондов, руб.

Показатель 2007г. 2008г. 2009 г. Отклонение
ОФ1 533917 676470 776470 242553
ОФ2 676470 776470 759553 83083
ОФср 605193,5 726470 768011,5 162818

Из таблицы видно, что среднегодовая стоимость основных фондов в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 162818руб., что объясняется покупкой нового оборудования.

Зная, что товарооборот в 2007 году составил 21448 тыс. руб., в 2008 - 28133, а в 2009 - 27797 тыс. руб., можно рассчитать фондоотдачу, которая характеризует величину оборота, приходящегося на единицу стоимости основных фондов. Фондоотдача рассчитывается по формуле:

 

Фотд. = Т / ОФср, (2.2)

 

где Т - товарооборот; Фотд. - фондоотдача;

ОФср - среднегодовая стоимость основных фондов.

Расчет фондоотдачи представлен в Таблице 2.5

 

Таблица 2.5 Расчет фондоотдачи, руб.

Показатель 2007 г. 2008г. 2009 г. Отклонение
Товарооборот 21448000 28133000 27797000 6349000
ОФср 655193,5 787124,5 768011,5 112818
Фондоотдача 32,735 35,741 36, 193 3,458

 

Увеличение фондоотдачи на 3,5 р. или на 10,56% говорит о том, что товарооборот значительно увеличился, и что рубль, вложенный в основные фонды, "оборачивает" большую товарную массу.

Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств. Оборотные средства - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.


Таблица 2.6 Анализ структуры оборотных средств предприятия

Наименование статей

Абсолютная величина тыс. руб.

Структура

%

изменения

 

2007г. 2008г. 2009г. 2007г. 2008г. 2009г. тыс. руб. % % к итогу

Оборотные активы

1. Запасы

503 487 473 0,18 0,23 0,25 -30 0.07 0.0001

2. Налог на добавленную стоимость

7590 6123 5884 2,68 2,87 3,07 -1706 0,39 0.01
3. Дебиторская задолженность (пл. в течение 12 м)

41694

53509 83491 14,72 26,65 42,52 41797 28,8 4,24
4. Краткосрочные финансовые вложения

146927

65435 12189 52,04 35,64 6,35 -134738 -45,51 -23,6
5. Денежные средства

7021

4532 1243 2,48 1,73 0,65 -5778 -1,83 -0,05
Итого

203735

130086 103280 71,92 66,89 53,84 -100455 -18,08 -13,0
                     

 

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Рассмотрим и проанализируем оборотные средства предприятия (Таблица 2.6)

На конец 2009 г. года наблюдается небольшое снижение запасов 30 тыс. руб., а также уменьшение денежных средств на 5778 тыс. руб. Дебиторская задолженность возросла на 41797 тыс. руб. Краткосрочные финансовые вложения снизились на 134738 тыс. руб.

Заработная плата является важнейшим показателем экономической устойчивости предприятия. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.

В современном понимании формы и системы оплаты труда можно определить как организационно-экономические механизмы соотнесения затрат и результатов труда работника с размером причитающейся ему заработной платы. Формы оплаты труда определяются как способы установления зависимости величины зарплаты работника от полученных результатов его труда в течение определенного времени, а системы оплаты труда - это, по существу, технология реализации этой зависимости.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятий, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются, как ранее было отмечено, предприятием самостоятельно

При оплате рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие считает такую систему наиболее целесообразной.

Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношения в их размерах между отдельными категориями персонала предприятие определяет самостоятельно и фиксирует их в коллективном договоре, иных локальных нормативных актах. В ООО "Олимп" используется повременная форма оплаты труда. Информация о ФОТ и производительности труда сотрудников представлена в таблице 2.7


Таблица 2.7 Фонд оплаты труда, тыс. руб.

Показатели 2007 год 2008 год

2009 год

Отклонение

В% к 2007 году
      План Факт % выполнения От плана От 2007 г.  
Товарооборот 21448 23678 25417 27797 109,36 2380 6349 129.6
Среднесписочная численность работников, чел 12 13 14 15 107 1 1 125,0
Среднегодовая выработка на одного работника, тыс. р. 1787,3 1798,4 1815,5 1853,1 102,1 37.6 65,8 103,7
Расходы на оплату труда: сумма, тыс. руб. уровень в% к обороту 700 3,26 7618,66 820 3,23 1058 3,81 129.02 11 7,96 238 0.58 358 0,55 151,14 116.87
Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. р. 4,8 4,8 4.8 5,8 120.8 1,0 1.0 120.8

 

Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов на осуществление торговой деятельности предприятия. Издержки отражают затраты на транспортировку, хранение и приведение в удобную для реализации форму, а также расходы по продаже товаров. Издержки обращения характеризуются следующими основными показателями:

Абсолютной суммой издержек обращения, дающей представление об объеме текущих затрат предприятия, но не позволяющей оценивать эффективность затрат.

 

2007 год - 2019,6 тыс. руб., а в 2009 год-2095,8 тыс. руб.


Уровнем издержек емкости торговой деятельности, равной отношению суммы издержек обращения к сумме товарооборота в процентах. 2007 год - 9,42%; 2009 год - 7,54%, в 2009 году издержки обращения по сравнению с 2007 годом увеличились на 76,2 тыс. руб., а уровень издержек по отношению к товарообороту понизился на 1,88%. Снижение уровня издержек обращения при повышении расходов на оплату труда свидетельствует о положительной динамике развития предприятия.

Также в 2009 году наблюдалось увеличение издержек обращения по отношению к плановому показателю на 95,8 тыс. руб. или на 0,32% к обороту.

 

Таблица 2.8 Издержки обращения, тыс. руб.

Показатели 2007 г. 2008г.

2009 г.

Отклонение

В% к прошлому году
      План Факт % от плана от прошлого годa  
Товарооборот 21448 23678 25417 27797 109,36 2380 6349 129,6
Общая сумма издержек обращения 2019.6 2086 2000 2095,8 104,79 95,8 76,2 103,77
В том числе расходы на оплату труда 700 761 820 1058 129,02 238 358 151,14
Уровень издержек обращения в% к обороту 9,42 8,8 7,86 7.54 95,93 -0,32 -1,88 80,04

 

Рассмотрим, как повлияли товарооборот и уровень издержек на изменение суммы издержек обращения:

 

ИО = Тоб*УИОб / 100 = 6349*9,42/100=598 тыс. руб. (2.3)


Сумма издержек обращения увеличилась на 598 тыс. руб. вследствие возрастания товарооборота на 6349 тыс. руб.

 

ИО = УИОб*Тоб / 100 = - 1,88*27797/100=-522 тыс. руб. (2.4)

 

Издержки обращения понизились на 522 тыс. руб., так как понизился уровень издержек обращения.

Совокупное влияние факторов: 598-522=76 тыс. руб.

Сумма издержек обращения возросла на 76 тыс. руб.

Определяющую роль в издержках обращения играют расходы на оплату труда. Они являются их основной статьей и в 2009 году по сравнению с 2007 годом они возросли на 358 тыс. руб. или на 51,14%.

Из проведенного анализа. можно сделать вывод о благоприятной экономической политике в организации, так как за последнее время произошло увеличение фонда оплаты труда на 358 тыс. р. при увеличении издержек всего лишь на 76,2 тыс. руб.

 

Таблица 2.9 Динамика товарооборота по месяцам и кварталам, тыс. руб.

Месяцы и кварталы Фактический за 2007 г. 2008 г.

2009г.

Отклонение

В% к 2007г
      План Факт % выполнение плана От плана От 2007г.  
Январь 1765 1991 1800 1869 103,8 69 104 105,9
Февраль 1782 1995 2100 2287 108,9 187 505 128,3
Март 1803 2000 2300 2340 101,7 40 537 129,8
I 5350 5986 6200 6496 104,8 296 1146 121,4
Апрель 1750 1876 2000 2280 114,0 280 530 130,3
Май 1448 2011 2255 2341 103,8 86 893 161,7
Июнь 1762 2351 2100 2216 105,5 116 454 125,8
II 5260 6238 6355 6837 107,6 482 1577 130,0
Июль 1783 2235 2105 2430 115,4 325 647 136.3
Август 1793 1765 2300 2502 108,8 202 709 139,5
Сентябрь 1804 1534 2100 2409 114,7 309 605 133,5
III 5380 5534 6505 7341 112,9 836 1961 136,4
Октябрь 1808 1907 2100 2351 112,0 251 543 130,0
Ноябрь 1820 2040 2207 2620 118,7 413 800 144.0
Декабрь 1830 1973 2050 2152 105,0 102 322 117,6
IV 5458 5920 6357 7123 112,0 766 1665 130,5
Итого 21448 23678 25417 27797 109,4 2380 6349 129,6

 

Анализ общего объема реализации начинается с определения степени выполнения предприятием годового плана путем сравнения фактического оборота за отчетный год с суммой продажи услуг по плану. Анализируя общий объем товарооборота, необходимо установить выполнение плана по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала - по месяцам. Данные о выполнении товарооборота представлены в таблице 2.9

Из таблицы видно, что ООО "Олимп" успешно выполнило план товарооборота во всех. месяцах отчетного года. Перевыполнение плана реализации товара составляет 4,8%в первом квартале, 7,6% - во втором, 12,9% - в третьем и 12% в четвертом квартале. Годовое перевыполнение плана составляет 9,4%). Товарооборот распределен по кварталам неравномерно, наиболее напряженным был третий квартал. Этот период приходится на летнее время года, когда покупательский спрос на спортивные товары вырастает. Наименее напряженными стал первый квартал. При сравнении фактических показателей 2009 года с показателями предыдущего, можно увидеть годовое отклонение в 6349 тыс. руб., что составляет 29,6%. Влияние фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на изменение годового товарооборота можно рассмотреть путем факторного анализа:

 

ТОизм = ОФ*Фотд = 1 12,818*32,375=3693,1тыс. руб. (2.5)


За счет изменения среднегодовой стоимости основных фондов товарооборот увеличился на 3693,1 тыс. руб.

 

ЛТобЛФотд = Фотд*ОФотч = 3,458*768,011 = 2655,8тыс. руб. (2.6)

 

За счет изменения фондоотдачи товарооборот увеличился на 2655,8тыс. руб.

Рассмотрим совокупное влияние факторов: 3693,1+2655,8=6348,9 тыс. руб. Оба фактора привели к увеличению товарооборота на 6349 тыс. руб.

На изменение суммы товарооборота в большей степени повлияло увеличение среднегодовой стоимости основных фондов предприятия. Изменение товарооборота за счет увеличения численности:

 

ДТобДЧ = АЧ*Выр. баз = 3*1787,3=5361,9 тыс. руб. (2.7)

 

За счет увеличения численности на три человека, товарооборот вырос на 5361,9 тыс. руб.

Изменение товарооборота за счет увеличения выработки:

 

АТобДВыр = ДВыр*Чотч = 65,8* 15=987 тыс. руб. (2.8)

 

При увеличении выработки на 65,8 тыс. руб. товарооборот увеличился на 987 тыс. руб.

 

5361,9 + 987 =6349тыс. руб.

 

Товарооборот увеличился на 6349 тыс. руб. под воздействием обоих факторов.

Одним из результатов хозяйственной деятельности предприятия выступает размер его доходов. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение следующих трех важнейших задач:

1. Основная часть доходов предприятия является источником возмещения всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности предприятия.

2. Часть доходов предприятия служит источником выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств предприятия перед государством.

3. Определенная часть доходов предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде.

Валовой доход изучают как по сумме, так и по уровню. В частности, можно определить степень выполнения плана по валовому доходу, а также провести факторный анализ влияния изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок на изменение суммы валового дохода.

 

Таблица 2.10 Валовой доход, тыс. руб.

Показатели 2007г. 2008г.

2009г.

отклонения

В% к 2007
      План Факт % выполнения От плана От 2007  
Товарооборот 21448 23678 25417 27797 109,36 2380 6349 129,6
Общая сумма валового дохода от реализации товаров 4172,8 4500 4958 5462 110,16 504 1289,2 130,9
Средний уровень валового дохода в% к обороту 19,45 19,0 19,5 19,65 100,77 0,15 0,2 101,03

 

Из таблицы 2.10 видно, что уровень валового дохода в 2009г. по сравнению с 2007 годом увеличился на 0,2%, что говорит о повышении доли предприятия в ценах на товары. Заметно увеличилась сумма валового дохода: по сравнению с прошлым годом она возросла на 1289,2 тыс. руб., что составляет 30,9%. При проведении факторного анализа можно получить следующие результаты:

 

ЛВДЛТоб = ДТоб*УВДбаз. / 100 = 6349* 19,45/100 = 1234 тыс. руб. (2.9)

 

Сумма валового дохода увеличилась на 1234 тыс. руб. из-за увеличения объема товарооборота.

 

ЛВДЛУВД = ЛУВД*Тоб отч. / 100 = 0,2*27797/100 = 55 тыс. руб. (2.10)

 

Увеличение уровня валового дохода повлекло за собой увеличение суммы валового дохода на 55 тыс. руб. Совокупное влияние факторов: 1234+55 = 1289тыс. руб. Оба фактора привели к увеличению валового дохода на 1289 тыс. руб. В большей степени на это увеличение повлиял рост товарооборота. Прибыль, как экономическая категория, отражает финансовый результат торговой деятельности предприятия, а также отражает эффективность или неэффективность деятельности. В зависимости от того, будет в конечном итоге прибыль у организации или нет, зависит развитие предприятия в целом, либо наоборот.

 

Таблица 2.11 Прибыль от продаж, тыс. руб.

Показатели

2007 г.

2008г.

2009 г.

Отклонение

сумма %
Товарооборот 21448 23678 27797 6349 29,6
Общая сумма валового дохода 4172,8 4500 5462 1289,2 30,9
В% к товарообороту 19,45 19,0 19,65 0,2 1,03
Издержки обращения 2019,6 2086 2095,8 76,2 3,78
В% к товарообороту 9,42 8,8 7,54 -1,88 80,04
Прибыль от продаж 2151,53 2500 3366,22 1214,99 56,48
В% к товарообороту 10,03 10,56 12,1 1 0,7 6,03

 

Из таблицы видно, что прибыль от продаж возросла в 2009 году на 1214,99 тыс. руб, что составляет 56,48%. Путем факторного анализа можно рассмотреть, какие составляющие повлияли на это изменение:

 

ДПДТоб = ДТоб*Рент. баз/100 = 6349* 10.03/100 = 636.8 тыс. руб. (2.11)

 

Увеличение товарооборота на 6349тыс. руб. привело к росту прибыли на 636,8 тыс. руб.

 

ДПДУВД = ДУВД*Тоб. отч/100 = 0,2*27797/100 = 55,6 тыс. руб. (2.12)

 

Прирост уровня валового дохода повлек за собой повышение прибыли на 55,6 тыс. руб.

 

ДПДУИО = ДУИО*Тоб. отч/100 = 1,88*27797/100 = 522,58 тыс. руб. (2.13)


Снижение уровня издержек обращения на 1,88% привело к увеличению прибыли на 522,58тыс. руб.

Рассмотрим совокупное влияние факторов: 636,8+55,6+522,58=1214,99

Под воздействием всех трех факторов сумма прибыли возросла на 1214,99тыс. руб.

На увеличение прибыли в большей степени повлияло увеличение товарооборота (52,41%), снижение уровня издержек, а наименьшее влияние оказал рост уровня валового дохода.


3. Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия

 

Проведенный анализ деятельности предприятия ООО "Олимп" и структуры рынка позволил достаточно точно определить направления совершенствования маркетинговой деятельности: совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия.

 









Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала

 

В условиях неопределенности рыночной среды, характеризуемой нестабильной политической и экономической ситуацией, в которой работают российские предприятия, резко повышается значимость, принимаемых на предприятии решений в сфере маркетинга и, прежде всего, решений высших менеджеров.

Качество, управленческих решений, помимо квалификации самого менеджера, зависит также и от полноты и достоверности маркетинговой информации, имеющейся в распоряжении менеджера в процессе принятия решения.

Ответственными за предоставление руководству информации, необходимой для принятия управленческих решений, относительно поведения предприятия на рынке, являются маркетологи.

Маркетологи вынуждены сосредоточить свои усилия в плане информационного обеспечения на высшем руководстве предприятия, что конечно не исключает дублирование важнейшей маркетинговой информации в адрес других менеджеров.

В связи с этим представляется актуальным выделить факторы, ограничивающие или искажающие маркетинговую информацию, поступающую к высшему руководству предприятия.

Условно эти факторы или ситуации называются информационными фильтрами.

Как известно из теории передачи сигналов, фильтр - это устройство определенным образом ограничивающее (преобразующее) протекающий сквозь него поток.

Таким образом, информационный фильтр ограничивает протекающий сквозь него поток информации.

1. Фильтр "ОРГАНИЗАЦИОННОГО НЕСОВЕРШЕНСТВА" проявляется в отсутствии на предприятии единого центра обработки и анализа маркетинговой информации, поступающей к руководителю предприятия от ряда подразделений (различные коммерческие и экономические службы), представленной в различном исполнении (формате). Это может быть докладная записка и устное сообщение и данные, сведенные в таблицы.

При этом, задача приведения и сравнительного анализа маркетинговых данных целиком ложится на высшего руководителя и без того перегруженного чисто административными проблемами. Часто это означает, что самая ценная аналитическая информация, теряется.

Не проводится также сопоставление маркетинговой информации от подразделений на достоверность, что также снижает качество информационного обеспечения руководства.

Негативное влияние данного фильтра может быть уменьшено разработкой в отделе маркетинга системы индикативной информации для руководителя. Маркетологи сводят всю разнородную маркетинговую информацию, предназначенную для руководителя предприятия в единый формат, содержащий ограниченное число индикаторов, представляющих динамику наиболее общих маркетинговых показателей работы предприятия и регулярно вводят ее в компьютер шефа в виде графиков, диаграмм и пр. в едином формате.

2. Фильтр "НИЗКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ-1" проявляется в отсутствии на предприятиях хороших специалистов в области поиска и представления маркетинговой информации, а значит качество проведения этих работ, как правило невысокое.

Действенным, но дорогим методом борьбы с этим фильтром является приглашение сторонних специалистов для проведения маркетинговых исследований по интересующим предприятие проблемам. В условиях же тотального безденежья остается надеяться на быстрое "взросление" маркетинга на предприятиях.

3. Фильтр "НИЗКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ-2" проявляется в неумении высшего руководства работать с маркетинговой информацией. Многие высшие руководители не любят признаваться в непонимании или незнании чего - либо, опасаясь уронить свой авторитет перед подчиненными и, вследствие этого отторгают не понятую информацию.

Маркетолог, учитывая этот момент должен, во-первых, излагать материал максимально простым языком, и, во-вторых, пытаться выяснить, какая форма представления информации наиболее приемлема для данного руководителя и не впадая в амбиции постепенно "приручать" руководителя к потреблению маркетинговой информации, например, посредством повторной подачи важной информации в другой форме представления (текст, таблицы, графики).

4. Фильтр "МЕТОДА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ" проявляется во введении ограничивающих условий, характерных для того или иного математического метода применяемого при обработке маркетинговой информации.

5. Фильтр "УСПЕШНЫХ УСТАНОВОК" проявляется в стремлении менеджеров использовать стандартные методы решения возникающих проблем, уже отработанные ранее на подобных задачах (опыт управленца).

6. Фильтр "РЕАЛЬНОЙ ВЛАСТИ" проявляется в неприятии информации менеджерами, имеющими реальную власть на предприятии, если эта информация угрожает их положению.

7. Фильтр "СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕДНЕГО МЕНЕДЖМЕНТА" проявляется в отторжении средним менеджментом управляющих воздействий со стороны высшего руководства, поскольку средний менеджмент иногда не понимает всей сути происходящего и воспринимает его как угрозу своему положению.

Анализ, проведенный во второй главе дипломной работы, позволяет сделать вывод о наличии на предприятии, в первую очередь, фильтров "организационного несовершенства", "фильтра низкой квалификации - 1" и "фильтра низкой квалификации - 1".

Так, важность роли, которая отводится маркетинговым исследованиям в управлении фирмой, требует большей организационной обособленности этой деятельности, которая находит свое выражение в создании структурного подразделения фирмы, специализированного на проведении маркетинговых исследований. Обычно такое подразделение носит название службы или отдела маркетинговых исследований, но иногда может быть названо иначе (например, отдел маркетинговой информации и т.д.).

Для ликвидации последних двух "фильтров" на предприятии необходима разработка и внедрение внутренней системы переподготовки и повышения квалификации персонала руководящего звена и специалистов в области маркетинга.

В качестве потенциальных направлений реализации данного мероприятия предлагаю следующие:

посещение работниками отдела маркетинга и менеджерами среднего звена учебных курсов в сфере маркетинга и его подотраслей, организуемых на базе учебных и информационных центров (маркетинговый центр на базе Хабаровской Государственной Академии экономики и права, маркетингово - консультационный центр "Мегатавр", Российско - Американский Научный Центр, Японский центр - г. Хабаровск);

посещение межвузовских студенческих научных конференций и семинаров;

заключение контракта с известными в своей области специалистами на предмет оперативного консультирования;

внедрение системы дистанционного обучения;

формирование на предприятии собственного библиотечного фонда профессиональной направленности (приобретение книжных изданий; организация подписки предприятия на периодические издания: "Маркетинг", "Маркетинговые исследования", "Маркетинг в России и за рубежом", "Проблемы теории и практики управления", "Рекламные технологии" и т.д.; подписка на электронные рассылки в сети Интернет).

Необходимо отметить, реализация указанных мероприятий обеспечит повышение уровня внутренней мотивации персонала, способствующей интенсивному росту эффективности произведенных предприятием денежных затрат в процессе осуществления данного проекта.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.