Автор замечает, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, но удобно рассматривать их в последовательности их возникновения по ходу совершения сделок.
1. Издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
Поиск может вестись на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и покупателями; он может принимать экстенсивные и интенсивные формы.
2. Издержки ведения переговоров - это затраты на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов.
3. Издержки измерения. Измерение - это квантификация информации. Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате введения стандартов мер и весов.
В рамках рассмотрения издержек измерения Капелюшников упоминает о преимуществах торговой марки.
Торговые марки используются в тех случаях, когда и измерение в момент покупки, и предоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных экземпляров трудно осуществимы.
Фирменный знак сигнализирует, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могут полагаться на производимые им самим измерения.
Ведь если будет обнаружен дефектный экземпляр, то под ударом окажется репутация фирмы и ее потери намного превзойдут любой возможный выигрыш от манипуляций с качеством товара.
Важным способом минимизации издержек измерения является также вертикальная интеграция (организация фирмы).
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности также составляют значительную часть издержек.
К ним относятся расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав.
Автор сообщает, что Норт относит сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является во многих случаях более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.
5. Издержки оппортунистического поведения (этот термин введён Уильямсоном и означает недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру). Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д.
Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.
Капелюшников очень подробно рассматривает две основные формы оппортунистического поведения - "отлынивание" и "вымогательство" - но для нашего кейса эта информация не так существенна.
6. Издержки "политизации" - издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций.
Трудности и потери, возникающие при попытках достижения взаимного согласия, служат источником издержек поиска, издержек ведения переговоров и др.
Значительные издержки возникают при принятии коллективного решений. Процесс выработки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств.
Также велики затраты на издержки влияния. Это потери в эффективности из-за искажения информации агентами, которые поставляют ее вышестоящим инстанциям и которые пытаются таким образом воздействовать на их решения.
Это также время и усилия, которые тратятся в попытках повлиять с выгодой для себя на решения, принимаемые другими.
Нас заинтересовала проблема трансакционных издержек, которые несут предприниматели, открывая собственный бизнес в России.
Эта проблема действительно актуальна, потому что, как показывает опыт, затраты на трансакционные издержки во много превосходят затраты на издержки трансформационные.
Например, издержки поиска информации оцениваются самими предпринимателями как наиболее существенные.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.