О бщая характеристика банка «Хоум Кредит»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика банка «Хоум Кредит»…………………………….....7

1.1. Характеристика банка, его структуры и системы управления…………...7

1.2. Маркетинг банковских услуг……………………………………………...12

1.3. Экономический анализ деятельности банка………………………….….29

1.3.1. Анализ финансового состояния коммерческого банка за два года……………………………………………..………………………….……...29

1.3.2. Оценка результатов анализа финансового положения коммерческого банка за два года…………………………………………………………………45

2. Потребительское кредитование на российском рынке……………………..55

2.1. Понятие потребительского кредитования. История создания….……....55

2.2. Виды предлагаемых потребительских услуг…………………………..…74

2.3. Современный рынок потребительских услуг…………….……………...83

3. Анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования, предложения по ее усовершенствованию……………………………………..90

3.1. Виды потребительского кредитования Хоум Банка……………………..90

3.2. Структура кредитного портфеля…………………………………………..98

3.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке потребительского кредитования………………………………………………102

Заключение…………………………………………………………………...…108

Список литературы……………………………………………………………..110

Приложение…………………………………………………………………….111



ВВЕДЕНИЕ

 

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).

Наличие товарного производства и денег обусловливает существование и функционирование кредита. С развитием товарного производства кредит становится обязательным атрибутом хозяйствования. Кредит содействует закреплению хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, так как он является необходимым условием производственных фондов и фондов обращения в условиях расширенного воспроизводства, даёт возможность беспрерывно совершать процесс оборачивания и как следствие влияет производству и реализации продукции.

На практике оценку финансового состояния банка осуществляют органы государственного регулирования банковской деятельности (в лице Центрального Банка), непосредственно банки и независимые экспертные группы или рейтинговые агентства.

Затяжной характер кризиса вызывает всё новые проблемы. Многие банки пересматривают политику своего развития, перестраивают работу, смещают акценты в деятельности. Банковская система пришла в движение. Волна неплатежей продолжает “подсаживать” банки, в том числе в области потребительского кредитования.

Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей. Актуальность данной темы состоит в том, что потребительское кредитование продолжает набирать обороты в России. Пожалуй, сегодня уже трудно найти человека, который никогда не слышал о возможности купить что угодно за чужой счет. Устоять перед этим практически невозможно, и банки выдумывают все новые и новые предложения, чтобы завлечь клиентов. кредита.

Данная работа поможет понять, какую роль играет потребительское кредитование для финансовой деятельности банка.

Итак целью исследования является анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования, что соответствует теме дипломной работы.

Задачами будут являться:

- ознакомление с общей характеристикой банка, его структурой и экономическими показателями

- изучение теории потребительского кредитования

 - анализ финансового состояния и финансовой деятельности банка

- анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования

- предложение мероприятий по улучшению работы банка и оценка планируемых результатов.

Объектом исследования будет ООО «Хоум кредит энд Финанс Банк».

Основным видом деятельности Банка является предоставление конкурентоспособных продуктов и финансовых услуг в сегменте банковской розницы.

Эмитент осуществляет свою деятельность в 80 регионах Российской Федерации в тесной кооперации с федеральными и региональными партнерами.

Партнерами Банка на рынке потребительского кредитования в настоящее время являются крупные федеральные и региональные торговые сети, а также отдельные магазины столицы и регионов России. Постоянно расширяя партнерскую сеть, Банк делает основной акцент на развитии долгосрочных и взаимовыгодных деловых взаимоотношений с надежными и опытными компаниями. На 30 сентября 2008 количество точек продаж (магазинов), в которых доступны продукты Банка составляет свыше 30 000.

В регионах Российской Федерации работает 93 представительства Банка. Услуги Банка доступны более чем в 115 офисах России, клиентами Банка стало более 15 млн. человек, а объем предоставленных кредитов увеличился на 47,6% до 49,7 млрд. рублей по сравнению с 3 кварталом 2007 года.

Результаты одного из последних исследований уровня удовлетворенности российских потребителей услугами Банка (Market, Brand & Advertising) демонстрируют, что индекс в сегменте кредитования наличными составляет 66 и максимально приблизился к европейскому показателю, который составляет 68.

В соответствии со стратегией развития на региональных рынках и дистрибуции кредитных продуктов в 2005 году Банк начал развитие собственной сети кредитно-кассовых офисов в различных регионах России.

Поэтому Хоум Кредит занимает одну из ведущих позиций в области потребительского кредитования на российском банковском рынке.



Маркетинг банковских услуг

 

Маркетинг - система мер по повышению конкурентоспособности предприятия с помощью приспособления к требованиям рынка, т.е. к требованиям потребителей.

Задачи маркетинга можно разделить на три группы:

1. аналитические:

- сегментация рынка и выбор сегментов

- исследование потребителей и их мотивов

- изучение конкурентов

- изучение отраслевых, общеэкономических тенденций

- оценка новых продуктов

2. стратегические: разработка маркетинговой политики

3. исполнительные:

- товародвижение

- сбыт

- коммуникации

- сервис

Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.

Маркетинг в Хоум Банке можно определить как стратегию выявления и использования потребностей общества в услугах банка в коммерческий целях. Глубина проработки отдельных вопросов маркетинга может быть различной в зависимости от масштаба деятельности банка, общей стратегии его развития и квалификации специалистов, занимающихся вопросами маркетинга. В общем случае наиболее полно вопросы маркетинга должны быть разработаны при принятии особенно важных для деятельности банка решений, таких, как планируемое увеличение уставного капитала, расширение географии деятельности банка, в том числе открытие филиалов и представительств, а также других решений, учитывающих значимые изменения в условиях внешней среды и внутренней организации банка. Успешно функционирующая система маркетинга в банке включает следующие основные элементы:- Продукты (услуги)- Сбыт- Рынок- Цены- Продвижение

В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиента. Если ранее банк предлагал клиентам стандартный набор банковских услуг, то сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов – крупным предприятиям, мелким фирмам, отдельным категориям физических лиц и т.д.

Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк.

В банке все больше применяется интегрированный маркетинг, целью которого является не только привлечение клиентов, но и постоянное улучшение качества их обслуживания. Специфика интегрированного маркетинга заключается в том, что банк заинтересован не только в привлечении денежных средств клиентов, но и в активном их использовании с помощью эффективного кредитования предприятий, учреждений, государства, населения.   Это обуславливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками, так и в сфере кредитных вложений. Цели банка в этих двух сферах различны: в первой – привлечение клиентов в качестве вкладчиков денежных средств, а во второй – направить кредитные ресурсы банка таким предприятиям, которые использовали их с наибольшей пользой и были бы в состоянии возвратить кредит в установленные сроки.

В рамках маркетинга в банке реализовываться следующие принципы:

1. Направленность действий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей.

2. Комплексность процесса функционирования маркетинга (маркетинговая информация, планирование, организация и контроль).

3. Единство стратегического и оперативного планирования маркетинга.

4. Разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работника банка.

5. Обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном повышении своей квалификации.

6. Создание благоприятного психологического климата в коллективе банка.

Многие из этих принципов перекликаются с принципами менеджмента, которые мы изучали в Теории менеджмента.

Основными задачами маркетинга в банке можно назвать:

1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся условиях денежного рынка.

2. Повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка.

3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений.

4. Поиск новых потребностей в банковских услугах. Проведение маркетинговых исследований.

5. Привлечение в банк новых клиентов. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации.

В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется на достижение высоких количественных, качественных и социальных показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком операций и услуг, показателей доходов расходов банка, сроки обработки документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и качеству услуг.

По своему характеру банковские услуги делятся на кредитные, операционные, инвестиционные и прочие. Кроме того, российские банки развивают и другие операции по поручению клиентов: факторинговые услуги, лизинговые, доверительные, консультационные, информационные и прочие.

Факторинг представляет собой особую форму деятельности на рынке, связанную с взысканием средств с предприятий-покупателей, являющихся клиентами учреждения. Эта деятельность особо популярна и прибыльна для банка в условиях тотальных неплатежей, которые сложились на российском рынке.

Лизинг представляет собой выступление банка в роли арендодателя или посредника между арендодателем и арендатором. При этом арендатор является клиентом банка. Лизинг отличается от обычной аренды тем, что арендатор в итоге выкупает арендуемое имущество. Получается, что лизинг – это покупка товара в рассрочку. Банк, таким образом, дает арендатору кредит на покупку товара, причем товар сразу переходит во владение покупателя.

Доверительные услуги (траст). По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Объектом доверительного управления может быть в общем случае только имущество учредителя управления. Причем деньги сами по себе не могут быть объектом доверительного управления. В чем же выгода банка от доверительного управления? Дело в том, что с формированием в России рынка ценных бумаг у многих юридических и физических лиц в собственности оказываются ценные бумаги. Собственники ценных бумаг встают перед выбором: либо просто держать ценные бумаги и ждать получения по ним дивидендов или иного дохода, либо передать эти бумаги в доверительное управление банку, чтобы тот, руководствуясь конъюнктурой рынка, получал дополнительный доход по этим ценным бумагам. Доверительное управление делает возможным для мелких держателей ценных бумаг доступ не рынок ценных бумаг, так как банк аккумулирует в своем портфеле ценные бумаги всех учредителей управления, а в этом случае снижаются операционные расходы на операции с ценными бумагами.

При организации службы маркетинга в Хоум Банке тем более встанет необходимость в проведении обширных маркетинговых исследований в этой области. Рассмотрим, какие методы анализа могут использовать банки в процессе проведения маркетингового исследования, и какие виды маркетинговой информации могут быть собраны.

Сбор информации необходим для выявления реального и потенциального рынков коммерческого банка, изучения потребностей и перспектив этого рынка. Для оценки рынка вычисляется доля, принадлежащая банку, в том числе доля рынка займов и депозитов, а также доля рынка отдельных видов услуг; делается сравнение рынка данного коммерческого банка с рынком конкурирующих банков. Проведению данных исследований очень способствует то, что по закону коммерческие банки должны публиковать в открытой печать экономические и финансовые отчеты о хозяйственной деятельности за прошедший год. В частности, уже в течение нескольких лет журналы «Профиль» и «КоммерсантЪ-Деньги» раз в квартал публикуют рейтинги крупнейших и надежнейших коммерческих банков России. Используя эту информацию, можно оценить долю рынка коммерческого банка по сравнению с другими банками.

Банк в настоящее время использует современные информационные технологии для хранения информации и обеспечения ее оборота внутри банка. Наличие единого стандарта для обмена информацией внутри организации позволяет иметь единообразные архивы по различным разделам. Так сотрудник отдела маркетинга может получить уже собранную статистическую информацию о количестве клиентов, видах заказываемых ими услуг, среднем объеме сделки, средней величине депозита, количестве сделок в течение временного периода и тому подобное. Данная унификация позволяет маркетологу избежать трудоемкого процесса сбора данных и привидения их в удобный для анализа вид. Наличие единого формата файлов, содержащих маркетинговую информацию, позволяет автоматизировать процесс ее обработки. Написанная программистами банка программа будет автоматически получать по сети файл, форматировать его, убирать лишние поля с данными, а затем добавлять полученную информацию в единую базу данных, а также вычислять различные коэффициенты, индексы, строить графики.

Подобный подход к сбору маркетинговой информации значительно ускоряет весь процесс маркетингового исследования в банке. Между появлением информации и ее обработкой проходит значительно меньше времени, чем, если бы этот процесс проходил с помощью обычных методов. Такая оперативность позволяет банку быстрее реагировать на изменение внешней среды, вносить изменения в свою деятельность, разрабатывать новые услуги, которые бы полнее удовлетворяли потребности клиентов.

Особую роль для детального анализа рынка имеет его сегментация. В основе сегментации рынка лежит характер банковских услуг (кредитные, операционные, инвестиционные и прочие), и клиентурный признак (юридические и физические лица, корпорации, банки-корреспонденты, государственные органы). На практике применяется также географическая, демографическая, психокультурная и поведенческая сегментации.

В качестве объектов географической сегментации выступают территориальные образования, экономические районы, административные единицы страны, города и микрорайоны городов. Банк обычно концетрирует свое внимание , в первую очередь, на ближайшие рынки.

Демографическая сегментация основывается на социально-профессиональном делении населения, на делении по возрасту, по доходам, по семейному положению и т.д. Банк выявляет интересующие его группы населения и работает с ними для максимального привлечения вкладов, оптимального размещения кредитов. Такого рода сегментация приобретает в России немалое значение в связи с непропорциональным разделением по доходам работников различных отраслей народного хозяйства (например, энергетика и образование, медицина).

Поведенческая сегментация проводится на основе изучения досье, имеющегося в банке на каждого клиента. При этом определяется состоянеие счета и характер операций, осуществляемых банком. По своему поведению население может классифицироваться следующим образом: люди, живущие сегодняшним днем; авантюристы; реалисты, недостаточно активные, однако относящиеся с уважением к материальным ценностям; лица, думающие о будущем; очень осторожные люди. Эту информацию можно получить, анализируя оборот по счетам клиентов. Так, недавний финансовый кризис поставил под сомнение надежность вкладов населения в банки, повысил рискованность, но в тоже время и доходность, ценных бумаг, снизил цены на государственные облигации. По поведению клиентов в эти месяцы можно было сказать, кто как реагировал на изменившуюся ситуацию, кто предпочел рисковать, вкладывая деньги, а кто предпочел забрать их из банка. Опять же при этом анализе очень поможет единая информационная система банка.

Сегментация открывает возможность:

- более точно оценить целевой рынок с точки зрения потребностей клиентов;

- выявить преимущества или недостатки деятельности банка в освоении конкретного рынка;

- более отчетливо поставить цели и прогнозировать реальность успешного осуществления маркетинговой программы.

    Для проведения сегментации требуется соблюдение следующих условий:

- сегмент должен быть достаточно весомым, чтобы были оправданы операционные расходы банка, связанные с проведением кампании по продвижению новых услуг на рынок.

- ответная реакция на действия банка группы людей или компаний, выбранных в качестве целевого рынка, должна выгодно отличаться от реакции других сегментов.

 В клиентурном рынке обычно выделяют пять сегментов:

1. Юридические и физические лица, открывающие счета в банке.

2. Корпорации, финансово-промышленные группы.

3. Банки-корреспонденты.

4. Правительственные и муниципальные органы ( рынок государственных долговых облигаций).

5. Юридические и физические лица как учредители доверительного управления имуществом.

После сегментации рынка банковских услуг банк проводит позиционирование своей услуги в определенном сегменте рынка.

В результате сбора маркетинговой информации отдел маркетинга банка подготавливается к анализу ситуации на рынке. Для проведения анализа отдел маркетинга может использовать самые современные средства исследования рынка, которые есть в распоряжении банка. Те банки, которые проводят на рынке активную политику, направленную на выживание, комплектуют свои аналитические отделы по последнему слову техники. Поскольку мне известны некоторые современные методы, применяемые для анализа в российских банках, то я о них немного расскажу.

Товаром и основной банковской продукцией является услуга. Поэтому банковский маркетинг в вопросе разработки нового товара имеет много общего с маркетингом в сфере услуг. В литературе выделяют следующие особенности услуг как специфических товаров:

1. Услуга не может долго храниться, она может быть потреблена клиентов только в момент ее оказания.

2. Качество услуги нельзя гарантировать заранее, так как каждый раз она оказывается конкретным человеком, а человеку свойственно ошибаться.

3. Каждый раз услуга оказывается по-новому, и поэтому не существует двух совершенно одинаковых услуг.

При разработке нового депозита или кредита Хоум Банк ориентируется на потребности клиентов. Обычно возникновение новой услуги следует за появлением совершенно новой потребности или существенным изменением старой. Выявить новую потребность можно в результате маркетинговых исследований, о которых я уже говорил в предыдущем разделе курсовой работы.

Депозит характеризуется несколькими характеристиками: размером минимального взноса, величиной и постоянством процента, минимальным сроком хранения, условиями дополнительных взносов и снятия денег со счета. Изменяя эти характеристики, можно получить совершенно новый вид услуги. Но так как такая банковская услуга как депозит является продолжительной во времени (имеется ввиду то, что деньги кладут на определенный срок), то банк должен планировать изменения во внешней среде, чтобы, в конце концов, получить прибыль.

При разработке нового вида кредита банк может изменять следующие его характеристики: срок, плата за кредит, условия возврата, обеспечение кредита, условия предоставления кредита, вид расчета. Каждая новая комбинация этих характеристик будет являться новой услугой. Поэтому разработка нового товара в банке, да и вообще в сфере услуг, значительно проще и быстрее, чем в сфере реального производства. Маркетологам не приходится придумывать упаковку товара, товарную марку, оптимальный размер одной покупки и многое другое.

Важное место в системе банковского маркетинга и маркетинга вообще занимает ценовая политика. Возможность снизить цену за услуги и потеснить таким образом конкурентов определяется для банка уровнем затрат и рентабельностью услуги. Бесспорно, что ниже определенного уровня цена опуститься не может, так как операция может стать убыточной.

В маркетинговой деятельности банка цена выполняет исключительно важную роль, которая состоит в обеспечении для него выручки от реализации услуг. Помимо этого цена имеет большое значение для клиентуры, определяя выбор клиентом банка, но при этом нельзя оставлять без внимания и неценовые факторы. Поэтому перед банками особую важность имеет назначение наиболее рациональной цены на оказываемые услуги. Последовательность действий при этом следующая. Сначала определение основных целей маркетинга, как-то: обеспечение выживаемости банка, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на местном рынке. Затем следует оценка динамики спроса, определение вероятных объемов услуг, которые реально реализовать на рынке в течение конкретного отрезка времени по предполагаемым ценам. При этом, чем не эластичнее спрос, тем выше может быть цена услуг банка. Далее производится оценка изменений суммы издержек банка при различных уровнях объема предоставляемых услуг, исследование цен конкурентов для использования их в качестве ориентира при ценовом позиционировании собственных услуг, а также выбор методов ценообразования.

Важность ценообразования в деятельности банка связана со следующим:

1. Ценообразование является одной из ключевых проблем рыночной экономики, выступая не только гибким инструментом, но и важным рычагом ее управления.

2. Целевая направленность предприятия, ориентированного на маркетинг, отводит цене одно из основных мест в маркетинговой деятельности, так как позволяет формировать прибыль в заданном объеме.

3. Свободное установление цен выдвинуло в России ряд проблем, среди которых критерии, порядок образования цен в новых рыночных условиях, а также порядок регулирования со стороны государственных органов.

4. Методы ценовой конкуренции в условиях становления рыночного механизма в России не исчерпали себя. Поэтому цена способна выступать орудием конкурентной борьбы за рынки сбыта, за потенциальных клиентов, рост объема услуги и так далее.

5. Большинство мелких, средних банков не обладают еще достаточными ресурсами для того, чтобы активно использовать методы неценовой конкуренции.

 В процессе формирования цены банком используются методы ценообразования, основанные на учете затрат и на учете спроса. При определении спроса банк должен использовать результаты маркетинговых исследований, проведенных аналитическим отделом.

Чтобы эффективно действовать на рынке банковских услуг, банк не только пассивно изучает требования клиентуры к услугам, но и адаптировать к ним эти услуги. Для этого он осуществляет тесные взаимосвязи со своими клиентами. Среда, в которой происходит функционирование банка, пронизана различными связями, взаимоотношениями, в том числе не только с клиентами, но и с другими банками, Центробанком, различными финансовыми организациями. Для любого банка поэтому столь необходима четкая система взаимосвязей, коммуникаций, которая должна постоянно совершенствоваться в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды.

Рассмотрим далее основные средства коммуникации с внешней средой банка.

Public Relations – система мероприятий, направленная на обеспечение взаимопонимания, взаимной доброжелательности банка и общественности.

В рамки PR входит обеспечение общественности информацией о банке, изучение общественного мнения о нем, ориентация деятельности банка с учетом интересов публики, изучение складывающихся тенденций и заблаговременная разработка мер по укреплению авторитета банка, предотвращению возможных конфликтов и непонимания. Цель PR – обеспечение благоприятного мнения о банке, преодоления барьера к нему, его услугам. Уже многие российские банки используют PR в своей деятельности. Для достижения благожелательного отношения общественности к банку используются различные методы. Основные из них:

налаживание отношений с прессой. Поскольку от позиции средств массовой информации, связанных с банком, зависит очень многое, представителям прессы должно оказываться всяческое содействие. Обычно им подготавливаются необходимые информационные материалы, ответы на запросы. Службе маркетинга приходится следить за сведениями о банке, появляющимися в газетах, журналах и т.д., принимать меры к исправлению ошибок в публикациях. Очень эффективны пресс-релизы – краткая насыщенная информация о конкретной проблеме. Действенна также организация поседения банка, его филиалов репортерами;

использование возможностей печати. Опыт убеждает, что при рассылке проспектов банка каждые пакет должен выглядеть так, будто бы его направили только одному адресату;

создание фирменного стиля.

устная пропаганда – яркие, лаконичные, впечатляющие выступления руководителей банка на различных форумах, семинарах, конференциях.

реклама престижа – информация о вкладе банка в улучшение экономики страны, повышение благосостояния людей. Все должны знать, какую пользу он приносит обществу.

исследования общественного мнения, реакции рынка. Сбор, обобщение и анализ относящихся к делу фактов позволят правильно оценить складывающуюся обстановку.

Реклама – это средство информации о банке или услугах, им оказываемых, коммерческая пропаганда потребительских свойств предоставляемых им услуг для клиентуры и достоинств деятельности банка, готовящая активного и потенциального клиента к расширению деловых контактов с банком.

Реклама, занимая особое место в коммуникационной политике, призвана решать наиболее сложную задачу: формировать и стимулировать спрос. Ее можно рассматривать как форму коммуникации, которая имеет цель – перевести качества предоставляемых банком услуг на язык нужд и запросов клиента.

В литературе по банковскому маркетингу говорится, что сфера деятельности рекламы включает в себя:

1. изучение потребителей услуг, которые предстоит рекламировать

2. исследование особенностей рынка, который предстоит освоить

3. стратегическое планирование с точки зрения постановки целей, определения границ рынка, обеспечения ассигнований

4. принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляций объявлений

5. составление рекламных объявлений, включая подготовку текста, макета, художественное оформление и их производство.

Престижная или фирменная реклама представляет достоинства банка, выгодно отличающих его от конкурентов. Цель престижной рекламы – создать среди общественности, и прежде всего среди активных и потенциальных клиентов, привлекательный имидж банка, который вызвал бы доверие к нему самому и предоставляемым им услугам. Престижная реклама подчеркивает заботу банка о клиентуре, о расширении новых, удобных для клиента услуг. Из всех возможностей рекламного дела реклама престижа самая сложная.

Реклама товара представляет донесение до клиентов информации о предоставляемых банком услугах. Выделяют информативную, увещевательную, напоминающую и подкрепляющую рекламы.

Основа работы Хоум Банка – принцип ответственного кредитования и прозрачности бизнеса. Мы не просто выдаем потребителям кредиты – мы стремимся заботиться о своих Клиентах, помогаем решать финансовые вопросы и способствовать росту личного благосостояния.

Являясь членом международной финансовой Группы «Хоум Кредит», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» в своей ежедневной работе использует уникальный международный опыт операционной деятельности Группы на потребительских и финансовых рынках Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии и Дальнего Востока.

Клиенты Банка предпочитают обращаться в Банк за новыми кредитами и рекомендуют Банк знакомым, потому что в Банке действует Кодекс ответственного кредитования, определяющий подход к разработке кредитных продуктов и стандартов обслуживания Клиентов.

· Выбор кредита и банка – право Клиента

На российском рынке действуют сотни банков, предоставляющих потребительские кредиты. Выбор Клиента – признак профессионализма и эффективной работы любого финансового учреждения. Банк гордится, что его услуги выбрали более 13 миллионов Клиентов по всей России.

· Информационная открытость и дружественность

Банк предоставляет полную информацию об условиях кредита – все рекламные материалы Банка содержат характеристики кредитных продуктов, на сайте Банка действуют калькулятор стоимости кредитных продуктов и словарь банковских терминов, Клиент также может обратиться по любому вопросу в Контактный центр или к консультанту Банка.

· Каждому Клиенту гарантирован индивидуальный подход

Банк предлагает более 100 кредитных продуктов, при этом потребности каждого Клиента индивидуальны. Задача Банка – подобрать конкретный продукт под индивидуальные нужды каждого потребителя. Ответственное отношение к Клиенту, персональный сервис и внимание к любым пожеланиям Клиента – главные требования к работе каждого сотрудника Банка от Калининграда до Магадана.

· Справедливые отношения с Клиентом

Банк рассчитывает на добросовестные отношения с Клиентом и ожидает получать правдивую информацию о финансовых возможностях заемщика. Банк заинтересован в стабильном финансовом состоянии Клиента и готов предоставить финансовые продукты, отвечающие запросам и возможностям Клиента. В то же время Банк гарантирует каждому Клиенту получение исчерпывающей информации об условиях кредита: сроках, ставках, графике погашения и комиссиях.

· Банк предлагает оптимальное кредитное решение в соответствии с финансовыми возможностями Клиента

Принцип работы Банка – эффективное использование финансовых ресурсов. Этим опытом мы готовы поделиться с нашими Клиентами. Для Банка важно, чтобы Клиент остался доволен услугами и стал нашим постоянным клиентом. Как правильно рассчитать личный бюджет, как правильно спланировать график возврата займа – вот те практические советы, которыми Банк делится со своими заемщиками.

· Конфиденциальность и защита личной информации Клиента – превыше всего

Доверие Клиента – самый ценный актив Банка. Клиентская база – основной капитал Банка. Защищать и беречь ее – задача специалистов Банка. Наши Клиенты уверены, что банковская тайна – безусловный приоритет в работе компании на рынке.

· Доступность кредита – залог успешной работы Банка

Россия – приоритетный рынок для развития Группы «Хоум Кредит». Банк инвестирует в экономику России, предлагая россиянам доступные кредиты, и намерен удерживать позиции лидера в своем сегменте. Банк заботится о своих Клиентах, помогает решать финансовые вопросы и способствует росту их личного благосостояния.

· Повышение финансовой грамотности населения – общее дело всего банковского сообщества

Чем большими финансовыми знаниями владеет потребитель, чем больше информации предоставляет о своих финансовых возможностях, тем проще Банку подобрать для него оптимальный кредит с наилучшими условиями. Задача консультантов Банка – предоставить Клиенту в максимально доступной форме информацию по любому финансовому вопросу.

Аналитическую задачу маркетинга выполняет администратор банка путем создания и отправки по электронной почте в конце дня статистики положительных и отрицательных решений о выдаче кредита. На основе этих отчетов банк анализирует свои показатели и проводит мероприятия по повышению числа выдаваемых кредитов.

 Стратегическая задача маркетинга банка базируется на совершенствовании кредитных акций в пользу определенного сегмента потребителей кредитных услуг.

Информирование потенциальных клиентов и продвижение кредитных продуктов на рабочем месте администратора осуществляется с помощью следующих мероприятий:

1. Наружная уличная реклама с помощью вывесок и рекламных щитов

2. Внутренняя реклама с помощью информационных материалов, вывесок, наклеек и т.д.

В обязанности администратора в области продвижения кредитных услуг и акций входит:

1. Информирование о кредите потенциальных потребителей в торговом зале

2. Расчет стоимости товара в кредит

3. Консультирование о акциях банка

4. Оказание помощи клиентам банка

Рекламу своих услуг банк обеспечивает через:

- СМИ (в основном рекламные ролики по телевидению)

- Оформление рабочего места кредитного эксперта рекламными вывесками, наклейками, брошюрами, раздаточными материалами

- Участие в спонсорской поддержки массовых общественных, главным образом спортивных мероприятий

- Дарение своим клиентам маленьких подарков с логотипом Хоум Банка (канцелярские принадлежности, календари и все прочее).

 

Таблица 6

 

Кредиторы, на долю которых приходится не менее 10 процентов от общей суммы кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период (на 01.10.2008)

 

Полное фирменное наименование Eurasia Capital S.A.
Сокращенное наименование Eurasia Capital S.A.
Место нахождения 1, allee Scheffer L-2520 Luxembourg the Grand Duchy of Luxembourg
Сумма кредиторской задолженности, тыс.руб. 25 269 425
Размер просроченной кредиторской задолженности, тыс.руб. задолженность не является просроченной
Условия просроченной кредиторской задолженности -
Является/не является аффилированным лицом Банка не является

 

Просроченная задолженность по платежам в бюджет, внебюджетные фонды и Банку России отсутствует.

 

Таблица 7

Информация о выполнении кредитной организацией – эмитентом нормативов обязательных резервов.

(тыс.руб.)

Дата Средства, подлежащие депонированию в Банке России, исходя из установленного норматива обязательного резерва Фактически внесено обязательных резервов Подлежит дополнительному перечислению в обязательные резервы Подлежат возврату излишне перечисленные средства в обязательные резервы
01/10/2008 380 732 397 546 0 16 814

 

У Банка отсутствуют штрафы за нарушение порядка обязательного резервирования за отчетный квартал.

 

Таблица 8

Сведения о совершенных кредитной организацией - эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность

 

Наименование показателя 3 квартал 2008 г.
Общее количество и общий объем в денежном выражении совершенных кредитной организацией - эмитентом за отчетный квартал сделок, в совершении которых имелась заинтересованность и которые требовали одобрения уполномоченным органом управления кредитной организации - эмитента, штук / тыс.руб. 4 / 22 749 333 
Количество и объем в денежном выражении совершенных кредитной организацией - эмитентом за отчетный квартал сделок, в совершении которых имелась заинтересованность и которые были одобрены общим собранием участников (акционеров) кредитной организации-эмитента, штук / тыс.руб. 2 / 20 700 000
Количество и объем в денежном выражении совершенных кредитной организацией - эмитентом за отчетный квартал сделок, в совершении которых имелась заинтересованность и которые были одобрены советом директоров (наблюдательным советом кредитной организации - эмитента), штук / тыс.руб. 2 / 2 049 333
Количество и объем в денежном выражении совершенных кредитной организацией - эмитентом за отчетный квартал сделок, в совершении которых имелась заинтересованность и которые требовали одобрения, но не были одобрены уполномоченным органом управления кредитной организации - эмитента, штук / тыс.руб. 0

 

Сделки (группы взаимосвязанных сделок), цена которых составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов кредитной организации - эмитента, определенной по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату перед совершением сделки:

 

Таблица 9

 

Дата совершения сделки Предмет сделки и иные существенные условия, стороны сделки Лицо, заинтересованное в сделке, основание для признания в заинтересованности Дата принятия решения, Дата составления и № протокола Наименование органа, одобрившего сделку Размер сделки, срок исполнения обязательств по сделке, сведения об исполнении указанных обязательств
1 2 3 4 5 6
03.09.2008 Депозитный договор Home Credit B.V. (участник Банка , доля 99,9919%) 01.08.2008 г. Протокол № 218 от 01.08.2008 г. Общее собрание участников 8 200 000 тыс. руб. (6,5% от балансовой стоимости активов на 01.07.2008 г.), срок исполнения: 07.09.2009 г., обязательство еще не исполнено

 

Общий объем в денежном выражении сделок, в совершении которых имелась заинтересованность, совершенных кредитной организацией - эмитентом за последний отчетный квартал: 22 749 333 тыс. руб.

Сделки (группы взаимосвязанных сделок), в совершении которой имелась заинтересованность и решение об одобрении которой советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров (участников) кредитной организации - эмитента не принималось в случаях, когда такое одобрение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации: такие сделки отсутствуют.

 

Исполнение кредитной организацией - эмитентом обязательств по действовавшим в течение 5 последних завершенных финансовых лет либо за каждый завершенный финансовый год, если кредитная организация - эмитент осуществляет свою деятельность менее 5 лет, и действующим на дату окончания отчетного квартала кредитным договорам и/или договорам займа, сумма основного долга по которым составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов кредитной организацией - эмитента на дату окончания последнего завершенного отчетного квартала, предшествующего заключению соответствующего договора, а также иным кредитным договорам и/или договорам займа, которые кредитная организация - эмитент считает для себя существенными.Исполнение кредитной организацией - эмитентом обязательств по каждому выпуску облигаций, совокупная номинальная стоимость которых составляет 5 и более процентов балансовой стоимости активов кредитной организации - эмитента на дату окончания последнего завершенного квартала, предшествующего государственной регистрации отчета об итогах выпуска облигаций, а в случае, если размещение облигаций не завершено или по иным причинам не осуществлена государственная регистрация отчета об итогах их выпуска, - на дату окончания последнего завершенного квартала, предшествующего государственной регистрации выпуска облигаций.

 

Таблица 11

Исполнение кредитной организацией - эмитентом обязательств

 

Наименование обязательства Наименование кредитора (займодавца) Сумма основного долга, руб./иностр. валюта Дата погашения ссуды по договору/ фактический срок погашения (число/месяц/год) Длительность просроченной задолженности по основному долгу и процентам за весь период кредитования, дней Максимальная сумма допущенной просроченной задолженности по основному долгу и/или процентам по кредиту (займу)
1 2 3 4 5 6
кредит Prvni mestska banka, a.s. 1 400 000 000 Чешск. крон 01.03.2004/01.03.2004 - -
кредит Prvni mestska banka, a.s. 600 000 000 Чешск. крон 15.03.2004/15.03.2004 - -
кредит eBanka, a.s. 1 000 000 000 Чешск. крон 10.05.2004/10.05.2004 - -
кредит Prvni mestska banka, a.s. 1 400 000 000 Чешск. крон 07.06.2004/07.06.2004 - -
кредит Prvni mestska banka, a.s. 600 000 000 Чешск. крон 09.06.2004/09.06.2004 - -
кредит ING Bank N.V., London Branch 1 000 000 000 Руб. 30.11.2005/30.11.2005 - -
1 2 3 4 5 6
кредит Citibank N.A. 35 000 000 $ 28.04.2009/02.05.2006 - -
кредит Citibank N.A. 35 000 000 $ 14.05.2009/26.04.2006 - -
кредит Citibank N.A. 25 000 000 $ 10.06.2009/24.04.2006 - -
кредит ING Bank N.V., London Branch 40 000 000 $ 28.02.2005/28.02.2005 - -
кредит ING Bank N.V., London Branch 20 000 000 $ 28.06.2005/28.06.2005 - -
заем Сeska pojistovna a.s 1 200 000 000 Чешск. крон 03.12.2004/03.12.2004 - -
заем Home Credit B.V. 3 000 000 000 Руб. 09.08.2005/09.08.2005 - -
заем Home Credit B.V. 35 000 000 $ 28.02.2014/- - -
кредит PPF Banka a.s. 650 000 000 Чешск. крон 16.12.2005/01.06.2005 - -
кредит PPF Banka a.s. 450 000 000 Чешск. крон 17.01.2005/17.01.2005 - -
кредит Home Credit B.V. 69 400 000 $ 20.12.2005/05.04.2005 - -
кредит ING Bank N.V., London Branch 60 000 000 $ 13.09.2009/28.06.2005 - -
Рублевый облигационный заем ООО "ХКФ Банк" серии 01 владельцы облигаций, неограниченный круг лиц 1 500 000 000 Руб. 16.10.2007/16.10.2007 - -
заем Сeska pojistovna a.s 1 500 000 000 Чешск. крон 04.02.2005/04.02.2005 - -
кредит J.P. Morgan Bank Luxembourg 150 000 000 $ 03.02.2008/03.02.2008 - -
кредит Сeska pojistovna a.s 800 000 000 Чешск. крон 05.05.2005/05.05.2005 - -
Рублевый облигационный заем ООО "ХКФ Банк" серии 02 владельцы облигаций, неограниченный круг лиц 3 000 000 000 Руб. 11.05.2010/- - -
кредит Eurasia Capital S.A. 275 000 000 $ 30.06.2008/27.06.2008 - -
Рублевый облигационный заем ООО "ХКФ Банк" серии 03 владельцы облигаций, неограниченный круг лиц 3 000 000 000 Руб. 16.09.2010/- - -
Рублевый облигационный заем ООО "ХКФ Банк" серии 04 владельцы облигаций, неограниченный круг лиц 3 000 000 000 Руб. 12.10.2011/- - -
кредит HVB A.G.; ЗАО «АБН АМРО А.О.» 2 000 000 000 Руб. 27.08.2007/27.08.2007 - -
кредит HVB A.G.; ЗАО «АБН АМРО А.О.» 2 000 000 000 Руб. 27.08.2007/27.08.2007 - -
кредит Calyon Rusbank 1 836 492 000 Руб. 09.06.2007/09.06.2007 - -
кредит Eurasia Capital S.A. 200 000 000 $ 11.04.2010/- - -
кредит Calyon; Erste Bank AG 265 000 000 евро 12.08.2008/12.08.2008- - -
Рублевый облигационный заем ООО "ХКФ Банк" серии 05 владельцы облигаций, неограниченный круг лиц 4 000 000 000 Руб. 17.04.2011/-    
кредит Eurasia Capital S.A. 500 000 000 $ 20.06.2011/- - -
кредит Eurasia Capital S.A 450 000 000 $ 11.08.2011/-    

Анализ финансовой деятельности коммерческого банка проведем с помощью финансовой отчетности банка (Приложение), и сведем в следующие таблицы:

Таблица 12

 

Результаты финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации - эмитента за 2007 год

тыс.руб.

 

№ п/п Наименование статьи 01.10.07  
1 2 3  
  Проценты, полученные и аналогичные доходы от:    
1 Размещения средств в кредитных организациях 65 322  
2 Ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям) 4 822 473  
3 Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 0  
4 Ценных бумаг с фиксированным доходом 70 486  
5 Других источников 16 593  
6 Всего процентов полученных и аналогичных доходов 4 974 874  
  Проценты, уплаченные и аналогичные расходы по:    
7 Привлеченным средствам кредитных организаций 691 947  
8 Привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) 382 977  
9 Выпущенным долговым обязательствам 538 799  
10 Всего процентов уплаченных и аналогичных расходов 1 613 723  
11 Чистые процентные и аналогичные доходы 3 361 151  
12 Чистые доходы от операций с ценными бумагами 220 490  
13 Чистые доходы от операций с иностранной валютой - 465 911  
14 Чистые доходы от операций с драгоценными металлами и прочими финансовыми инструментами 0  
15 Чистые доходы от переоценки иностранной валюты 452 852  
16 Комиссионные доходы 6 764 901  
1 2 3  
17 Комиссионные расходы 402 231  
18 Чистые доходы от разовых операций 988 063  
19 Прочие чистые операционные доходы 313 659  
20 Административно-управленческие расходы 4 805 665  
21 Резервы на возможные потери - 3 321 197  
22 Прибыль до налогообложения 3 106 112  
23 Начисленные налоги (включая налог на прибыль) 726 734  
24 Прибыль (убыток) за отчетный период 2 379 378  

 

Таблица 13

Результаты финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации – эмитента за 2008 год

тыс.руб.

 

Номер п/п

Наименование статьи

3 квартал 2008 г.

1

2

 

1

Процентные доходы, всего,

10 022 087

 

в том числе:

 

1,1

От размещения средств в кредитных организациях

59 774

1,2

От ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям)

9 949 654

1,3

От оказания услуг по финансовой аренде (лизингу)

0

1,4

От вложений в ценные бумаги

12 659

2

Процентные расходы, всего,

3 240 349

 

в том числе:

 

2,1

По привлеченным средствам кредитных организаций

494 708

2,2

По привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций)

1 877 303

2,3

По выпущенным долговым обязательствам

868 338

3

Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)

6 781 738

4

Изменение резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, а также средствам, размещенным на корреспондентских счетах, всего,

-3 225 957

 

в том числе:

 

4,1

Изменение резерва на возможные потери по начисленным процентным доходам

-31 876

5

Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери

3 555 781

6

Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток

1 143 330

7

Чистые доходы от операций с ценными бумагами, имеющимися в наличии для продажи

0

8

Чистые доходы от операций с ценными бумагами, удерживаемыми до погашения

0

9

Чистые доходы от операций с иностранной валютой

-1 396 329

10

Чистые доходы от переоценки иностранной валюты

-1 212 839

11

Доходы от участия в капитале других юридических лиц

566 922

12

Комиссионные доходы

12 716 531

13

Комиссионные расходы

719 870

14

Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, имеющимся в наличии для продажи

0

15

Изменение резерва на возможные потери по ценным бумагам, удерживаемым до погашения

0

16

Изменение резерва по прочим потерям

-619 753

17

Прочие операционные доходы

1 628 016

18

Чистые доходы (расходы)

15 661 789

19

Операционные расходы

11 701 878

20

Прибыль до налогообложения

3 959 911

21

Начисленные (уплаченные) налоги

2 110 608

22

Прибыль (убыток) за отчетный период

1 849 303

 

Экономический анализ прибыльности/убыточности кредитной организации - эмитента исходя из динамики приведенных показателей.

По мнению органов управления Банка (Совета директоров и Правления) финансовое положение можно охарактеризовать как устойчивое.

Чистая прибыль за период с 01.10.2007 г. по 01.10.2008 г. снизилась на 530 075 тыс. руб. Данный факт обусловлен увеличением процентных выплат по привлеченному финансированию, а также увеличением доли административных расходов вследствие продолжающейся экспансии Банка в предыдущие периоды.

К факторам, оказавшим значительное влияние на результаты финансово - хозяйственной деятельности Эмитента, можно отнести увеличении доли Банка в общем объеме потребительского кредитования, а также улучшение качества кредитного портфеля.

Факторы, оказавшие влияние на изменение размера прибыли (убытков) кредитной организации - эмитента от основной деятельности

По оценке органов управления Банка (Совета директоров и Правления) чистая прибыль по состоянию на 01.10.2007 г. по 01.10.2008 г. снизилась на 530 075 тыс. руб. по сравнению с соответствующим отчетным периодом 200 г.

К внешним факторам, влияющим на деятельность Банка, можно отнести:

· значительное увеличение стоимости заимствований как на локальном, так и на международном рынках для российских эмитентов в связи с кризисом ликвидности на международных рынках, вызванным обстановкой на ипотечном рынке в США.

· рост курса доллара США по отношению к рублю с 23,45 до 25,25 за период с 31.07.2008 г. и 30.09.2008 г. соответственно.

· снижение курса Евро по отношению к рублю с 36,53 руб. до 35,88 за период с 31.07.2008 г. и 30.09.2008 г. соответственно.

Из решений органов государственной власти, оказавших влияние на финансовый деятельность, следует отметить изменение требований к обязательным резервам, размещенным в ЦБ - их снижение позволило Банку распоряжаться высвобожденными средствами, вкладывая их в основную деятельность.

При сохранении существующих тенденций в экономике и развитии Банка, его прибыль в перспективе будет увеличиваться.



Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке потребительского кредитования.

 

Мероприятия для улучшения финансовой деятельности можно разделить на следующие группы:

- расширять и постоянно совершенствовать спектр предлагаемых клиентам продуктов и услуг, которые бы отвечали рыночным тенденциям, например, увеличить беспроцентный период по карточным кредитам до двух месяцев вместо одного;

- расширять и диверсифицировать каналы дистрибуции кредитных продуктов, посредством открытия новых представительств и кредитно-кассовых офисов в регионах страны, поддержания долгосрочных отношений с магазинами-партнерами, поиск новых партнеров и открытие кредитных точек, а также за счет расширения сотрудничества с ФГУП Почта России;

- модифицировать и совершенствовать методы работы с просроченной задолженностью для повышения качества кредитного портфеля, например, обмен базами клиентов из «черного списка» с другими банками;

- развивать маркетинговую деятельность, повышать узнаваемость и доступность бренда Банка для различных целевых аудиторий на всех сегментах рынка, на которых представлен Банк, например, реклама на радио и телевидение;

- постоянно совершенствовать эффективность функционирования и управления, например, получение ежедневных отчетов в виде СМС от кредитных экспертов о размере выданных кредитов;

- повышать инвестиционную привлекательность компании, например, эмиссия облигаций с дисконтом более высоким, чем у конкурентов;

- привлекать к работе высокопрофессиональных специалистов для успешной реализации стратегии Банка, например, экспертов фондовой биржи для успешной реализации эмиссии облигаций.

Рассмотрим подробнее инвестиционный проект по увеличению количества кредитных точек на 34% за 1 год для достижения доли российского рынка потребительского кредитования 40%.

Цель инвестиционного проекта: Открытие новых кредитных точек в перспективных регионах России в количестве 10946 шт. за 1 год (в среднем каждый год открывается 8000 кредитных точек; каждая из них в среднем приносит ежегодный доход 524 000 руб. ).

Задачи:

1- Увеличение кредитных точек за 1 квартал 2009 на 8,5%=34/4 (2737 шт.=10946/4)

2- Увеличение кредитных точек за 2 квартал 2009 на 8,5% (2736 шт.)

3- Увеличение кредитных точек за 3 квартал 2009 на 8,5% (2736 шт.)

4- Увеличение кредитных точек за 4 квартал 2009 на 8,5% (2736шт.)

Результат: Увеличение доходов банка на 32%, прибыли на 33% и доли рынка товарного потребительского кредитования до 40%

Этапы проекта:

1. Этап сбора информации и прогнозирования объемов реализации.

Аналитические данные, полученные из ежегодных отчетов Хоум Банка, для составления проекта представлены в следующей таблице:

 

Таблица 23

Показатели кредитных точек, доходов, прибыли и доли рынка за 3 года (по данным отчета о прибылях и убытках за 2007 и 2008 гг.)

 

Наименование показателя

Значение показателя

за 2007 год за 2008 год за 2009 год (план)
Количество кредитных точек 25163 шт. 32954 шт. 43900 шт.
Доходы банка по товарному кредитованию 12,2 млрд.руб. 17,3 млрд.руб. 23 млрд.руб.
Налоги (включая налог на прибыль) 2,7 млрд. руб. 2,1 млрд. руб. 2,8 млрд. руб.
Чистая прибыль по товарному кредитованию 2,3 млрд. руб. 1,8 млрд. руб. 2,4 млрд. руб.
Доля рынка товарного кредитования 21% 30% 40%

 

Вывод: Количество кредитных точек увеличилось за 2008 год на 7791 шт. (32954-25163) или 31% (32954/25163*100%-100%), при этом доходы банка возросли на 5,1 млрд. руб. (17,3-12,2) или на 40% (17,3/12,2*100%-100%), налоги уменьшились на 0,6 млрд. руб. (2,1-2,7) или на 22% (2,1/2,7*100-100%) а доля рынка – на 9% (30-21). Но в связи с увеличением процентных выплат по привлеченному финансированию прибыль снизилась на 0,5 млрд. руб. (1,8-2,3) или на 22% (1,8/2,3*100-100%)

Планируется за 2009 год выполнить план инвестиционного проекта, то есть увеличить число кредитных точек на 10946 шт. (43900-32954), доходы банка на 5,7 млрд. руб. (23-17,3), чистой прибыли на 0,6 млрд. руб. (2,4-1,8) и доли рынка на 10% (40-30).

2. Этап прогнозирования объемов работ и прибыли.

Таблица 24

Показатели потребительского кредитования, осуществляемого в магазинах-партнерах на 2009 год.

 

Наименование показателя Единица измерения 2009 год
Кредитные точки 1 квартал 2009 2 квартал 2009 3 квартал 2009 4 квартал 2009 итог шт.   10975 10975 10975 10975 43900
Доход от потребительского кредитования 1 квартал 2009 2 квартал 2009 3 квартал 2009 4 квартал 2009 итог млрд. руб.   5,75 5,75 5,75 5,75 23
Прибыль 1 квартал 2009 2 квартал 2009 3 квартал 2009 4 квартал 2009 итог млрд. руб.   0,6 0,6 0,6 0,6 2,4

 

3. Этап определения требуемого размера инвестиций.

 

Таблица 25

Планируемые показатели затрат инвестиционного проекта

 

Наименование показателя Единица измерения Стоимостное значение Комментарии
Затраты на открытие 1 кредитной точки (включая - Оборудование -Оплата труда - Канцелярские принадлежности - Маркетинг кредитной точки (реклама) - Представительские расходы – заключение договоров, транспортные, организационные расходы) руб. 70000     45000 5000 1000   10000     9000 Единовременные затраты - по данным справок бухгалтерского отдела развития
Общие затрата за год на открытие 10946 точек 1 квартал 2009 2 квартал 2009 3 квартал 2009 4 квартал 2009 итог млрд. руб.   0,192 0,192 0,192 0,192 0,768 Единовременные затраты – расчет осуществляется путем умножения затрат на 1 точку и количества точек

 



Заключение

 

Достижение устойчивого экономического роста и поддержание его высоких темпов является одной из главных целей на современном этапе развития России. Важная роль в формировании совокупного спроса принадлежит конечному потреблению сектора домашних хозяйств, составляющему около половины ВВП, предопределяет возможности дальнейшего роста экономики за счет повышения расходов этого сектора.

В условиях девальвации рубля в результате кризиса августа 1998 г. у российских производителей появились реальные возможности расширить объемы производства главным образом ввиду начавшегося процесса импортозамещения. Сокращение внутреннего спроса, обусловленное снижением реальных денежных доходов населения, препятствовало большей динамичности ВВП. Экономический кризис продемонстрировал большую чувствительность населения к изменению условий хозяйствования. Начиная с 2000 г., определяющими для роста экономики стали внутренние факторы спроса, опирающиеся на увеличение расходов на конечное потребление сектора домашних хозяйств. На современном этапе реальные денежные доходы основной части населения, несмотря на наметившуюся тенденцию к росту, недостаточно велики. Очевидно, что спрос при слабом развитии финансового рынка и доминировании самофинансирования имеет свои внутренние ограничения. Потребительский кредит представляется одним из способов решения указанной проблемы. Устраняя противоречие между потребностями населения и возможностью их удовлетворения за счет текущих денежных доходов, потребительский кредит активизирует спрос, способствует повышению уровня благосостояния населения. По состоянию на 01.12.2008 г. объем кредитов населению составил 281,9 млрд. руб. В последние годы он рос быстрыми темпами, ежегодно увеличиваясь в 1,5-2 раза. Однако по отношению к объему оборота розничной торговли задолженность населения по кредитам составляет менее 4%. В то же время есть сегменты потребительского рынка, на которых потребительский кредит играет важную роль: в секторе бытовой и компьютерной техники уже около 25% покупок совершается в кредит. Таким образом, в перспективе потребительский кредит может приобрести большое макроэкономическое значение. В последние несколько лет в России сложились благоприятные условия для развития рынка потребительского кредита. Быстрое наращивание капитала в банковской сфере в связи с действием ряда макроэкономических факторов вызвало проблему размещения средств. Одним из перспективных направлений деятельности банков, когда они вынуждены искать относительно новые сферы применения капитала, является потребительское кредитование. На современном этапе развития России актуальной задачей становится формирование цивилизованного рынка потребительского кредита, способного в значительной степени стать источником стимулирования спроса населения на товары и услуги и, как следствие, повышения уровня его благосостояния и создания дополнительных импульсов экономического роста.

В нашей работе мы рассмотрели деятельность Хоум Банка, по данным финансовой отчетности и мнениям экспертов, она признана стабильной по всем параметрам. Банка занимает одну из ведущих мест на рынке потребительского кредитования. Главная цель банка – расширение географических просторов своей кредитной деятельности и увеличение доходных показателей. Поэтому был предложен ряд мероприятий по эффективному развитию потребительского кредитования. Более конкретно рассмотрен инвестиционный проект по увеличению кредитных точек по России с целью увеличения доходов, прибыли и доли рынка. Мы представили все фактические и плановые показатели в таблицах для более удобного представления. Распределили затраты и доходы по кварталам года. И получили срок окупаемости 5,16 месяцев.



Список литературы

 

1. Банки и банковские операции. Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жуковой – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2007.

2. Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. – М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Гольцберг, М.А. Хасан-Бек, Л.М. Кредитование. Пер. с англ. – Киев: Торгово-издательское бюро ВHV, 2008.

4. Гизман А.В., журнал «Деньги и кредит». - М.: Вагриус, №6 2008

5. Лаврушина, О.И. Организация и планирование кредита. – М.: Финансы и статистика, 2006.

6. Липсиц, И.В. Экономика без тайн. – М.: Дело ЛТД, 2006.

7. Лукьянов, А. Предпринимательство. Финансовая и ценовая политика. - Таллинн, 2005.

8. Прикладная экономика. Пер. с англ./ Junior Achievement. – М.: Просвещение, 2006.

9.  Положение ЦБРФ “Федеральный закон о банках и банковской деятельности” – М.: 2007.

10. Современный финансово-кредитный словарь. /Под общ. Ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского – М.: ИНФРА – М.:2008.

11.Чацкис, Е.Д. Толковый словарь финансово – бухгалтерских терминов и понятий. – С.-П.: Сталкер, 2005.

12.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

13.Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2007.

14. Хайнуллин Г.Г., журнал «Финансовый эксперт». - М.: Сириус, №7, 2008

15. Чешкин В.А., журнал «Коммерсантъ». - М.: Деловая литература, №11, 2008

Приложение 1

 

ООО «ХКФ Банк»

 

Квартальная бухгалтерская отчетность

ООО «ХКФ Банк»

 

                                                                                    Банковская отчетность

               +--------------+------------------------------------------------------------------+

              |Код территории|            Код кредитной организации (филиала)|

       | по ОКАТО +----------------+---------------------+---------------+-----------+

            |         | по ОКПО | Основной  |Регистрационный| БИК|

                     |         |           | государственный |номер (/поряд- |      |

              |         |           |регистрационный номер| ковый номер) |      |

            +--------------+----------------+---------------------+---------------+-----------+

       |45272    |09807804   |1027700280937   | 0316   | 044585216 |

           +--------------+----------------+---------------------+---------------+-----------+

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика банка «Хоум Кредит»…………………………….....7

1.1. Характеристика банка, его структуры и системы управления…………...7

1.2. Маркетинг банковских услуг……………………………………………...12

1.3. Экономический анализ деятельности банка………………………….….29

1.3.1. Анализ финансового состояния коммерческого банка за два года……………………………………………..………………………….……...29

1.3.2. Оценка результатов анализа финансового положения коммерческого банка за два года…………………………………………………………………45

2. Потребительское кредитование на российском рынке……………………..55

2.1. Понятие потребительского кредитования. История создания….……....55

2.2. Виды предлагаемых потребительских услуг…………………………..…74

2.3. Современный рынок потребительских услуг…………….……………...83

3. Анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования, предложения по ее усовершенствованию……………………………………..90

3.1. Виды потребительского кредитования Хоум Банка……………………..90

3.2. Структура кредитного портфеля…………………………………………..98

3.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке потребительского кредитования………………………………………………102

Заключение…………………………………………………………………...…108

Список литературы……………………………………………………………..110

Приложение…………………………………………………………………….111



ВВЕДЕНИЕ

 

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).

Наличие товарного производства и денег обусловливает существование и функционирование кредита. С развитием товарного производства кредит становится обязательным атрибутом хозяйствования. Кредит содействует закреплению хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, так как он является необходимым условием производственных фондов и фондов обращения в условиях расширенного воспроизводства, даёт возможность беспрерывно совершать процесс оборачивания и как следствие влияет производству и реализации продукции.

На практике оценку финансового состояния банка осуществляют органы государственного регулирования банковской деятельности (в лице Центрального Банка), непосредственно банки и независимые экспертные группы или рейтинговые агентства.

Затяжной характер кризиса вызывает всё новые проблемы. Многие банки пересматривают политику своего развития, перестраивают работу, смещают акценты в деятельности. Банковская система пришла в движение. Волна неплатежей продолжает “подсаживать” банки, в том числе в области потребительского кредитования.

Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей. Актуальность данной темы состоит в том, что потребительское кредитование продолжает набирать обороты в России. Пожалуй, сегодня уже трудно найти человека, который никогда не слышал о возможности купить что угодно за чужой счет. Устоять перед этим практически невозможно, и банки выдумывают все новые и новые предложения, чтобы завлечь клиентов. кредита.

Данная работа поможет понять, какую роль играет потребительское кредитование для финансовой деятельности банка.

Итак целью исследования является анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования, что соответствует теме дипломной работы.

Задачами будут являться:

- ознакомление с общей характеристикой банка, его структурой и экономическими показателями

- изучение теории потребительского кредитования

 - анализ финансового состояния и финансовой деятельности банка

- анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования

- предложение мероприятий по улучшению работы банка и оценка планируемых результатов.

Объектом исследования будет ООО «Хоум кредит энд Финанс Банк».

Основным видом деятельности Банка является предоставление конкурентоспособных продуктов и финансовых услуг в сегменте банковской розницы.

Эмитент осуществляет свою деятельность в 80 регионах Российской Федерации в тесной кооперации с федеральными и региональными партнерами.

Партнерами Банка на рынке потребительского кредитования в настоящее время являются крупные федеральные и региональные торговые сети, а также отдельные магазины столицы и регионов России. Постоянно расширяя партнерскую сеть, Банк делает основной акцент на развитии долгосрочных и взаимовыгодных деловых взаимоотношений с надежными и опытными компаниями. На 30 сентября 2008 количество точек продаж (магазинов), в которых доступны продукты Банка составляет свыше 30 000.

В регионах Российской Федерации работает 93 представительства Банка. Услуги Банка доступны более чем в 115 офисах России, клиентами Банка стало более 15 млн. человек, а объем предоставленных кредитов увеличился на 47,6% до 49,7 млрд. рублей по сравнению с 3 кварталом 2007 года.

Результаты одного из последних исследований уровня удовлетворенности российских потребителей услугами Банка (Market, Brand & Advertising) демонстрируют, что индекс в сегменте кредитования наличными составляет 66 и максимально приблизился к европейскому показателю, который составляет 68.

В соответствии со стратегией развития на региональных рынках и дистрибуции кредитных продуктов в 2005 году Банк начал развитие собственной сети кредитно-кассовых офисов в различных регионах России.

Поэтому Хоум Кредит занимает одну из ведущих позиций в области потребительского кредитования на российском банковском рынке.



О бщая характеристика банка «Хоум Кредит»

Дата: 2019-07-30, просмотров: 201.