Б1.В.ОД.1 Диагностика кризисов в социально-экономических системах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.1 Диагностика кризисов в социально-экономических системах

 

направление подготовки

38.04.02 Менеджмент

Профиль: «Управление экономической безопасностью»

Квалификация: магистр

 

заочная форма обучения

 

Год набора - 2018

 

Ростов-на-Дону, 2017 г.


Авторы – составители:

 

Д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.

 

 

К.ф.н, доцент кафедры менеджмент Кулькова Е.П.

 

 

Заведующий кафедрой, к.э.н., доцент Некрасова В.В.

 


 



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 6

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 11

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………………………………..28

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 30

6.1   Основная литература. 30

6.2   Дополнительная литература. 31

6.3   Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 31

6.4   Нормативные правовые документы. 31

6.5   Интернет-ресурсы. 31

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 32

 


 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

1.1. Дисциплина Б1.В.ОД.1 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
  ПК–4 способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения   ПК-4.1 способность применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований

 

 

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

Обеспечение эффективной работы системы управления рисками (B7) / Разработка системы управления рисками (B/04.7)

Внедрение системы управления рисками (B/05.7)

 

ПК-4.1

на уровне знаний: количественные и качественные методы  проведения прикладных исследований в области диагностики кризисных ситуаций на различных уровнях социально-экономических систем. Знать системные подходы возникновения кризиса и особенности его развития на различных этапах деятельности организации.  
на уровне умений: распознавать предкризисную ситуацию в социально-экономических системах; проводить анализ, исследование и практически, применять свои знания для процедур предотвращения кризиса; управлять бизнес-процессами в области регулирования кризисных ситуаций, предвидеть возникновения кризиса, находить пути решения кризисов, а также смягчать последствия кризисных ситуаций для организации.  
на уровне навыков:           владеть навыками целостного подхода к анализу проблем кризисов в экономической сфере; навыками сбора, обобщения и анализа экономической информации, извлечения необходимых сведений из оригинального текста по проблемам функционирования экономической системы; навыками самостоятельного получения знаний в сфере исследования государственной экономической политики в экономической системе; навыками подготовки аналитических материалов по диагностике кризисных ситуаций и принятию управленческих решений.

 

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Объем дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетные единицы. Для изучения дисциплины предусмотрено 144/108 часа – для заочной формы. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- заочной формы обучения – 18,8/14,1 академических часа (6/4,5 часов – лекции, 12/9 часов – практические занятия, 0,8/0,6 часа - аттестация).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- заочной формы обучения – 125,2/93,9 академических часа.

Промежуточная аттестация проводится:

- для заочной форм обучения в форме экзамена.

По дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы.

 

Место дисциплины в структуре ОП ВО

 

Дисциплина Б1.В.ОД.1 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» изучается на 1 курсе во 2 семестре для студентов очной и заочной форм обучения.

Дисциплина «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории организации, теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области управления организациями. Формирует основу для изучения дисциплин: «Управление экономической безопасностью в макро- и микросистемах», «Механизмы управления антитеневой деятельностью» и др., а также для написания магистерской диссертации.  

 

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

 

№ п / п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, академ. час./астроном час.

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации*



Всего

Заочная форма обучения

Тема 1

Методологические основы управления экономическими системами 12/9

1/

0,75

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 2

Основные направления и тенденции развития современной теории управления экономическими системами 12/9

1/

0,75

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5   Дискуссия Доклад

Тема 3

Функции и методы управления экономическими системами. Развитие механизмов и методов принятия управленческих решений 12/9

1/

0,75

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Ситуационная задача

Тема 4

Организация как объект управления. Реформирование экономических систем и развитие новых форм организаций как объектов управления 12/9

1/

0,75

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 5

Теоретические основы управления организациями. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией 12/9

1/

0,75

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 6

Проектирование систем управления организациями. Системы планирования в управлении организацией 12/9

1/

0,75

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 7

Основные виды и технологии управления в организациях 11/8,25

 

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 8

Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Мониторинг и технологии мониторинга как форма предотвращения экономического кризиса 11/8,25

 

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 9

Понятие и сущность кризиса. Диагностика кризиса. 11/8,25

 

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Тест

Тема 10

Управление интегрированными организациями (интеграционными образованиями) в условиях кризисной экономики 11/8,25

 

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 11

Использование системы показателей оценки эффективности антикризисной экономической политики государства 11/8,25

 

 

1/ 0,75

 

10/ 7,5 Дискуссия Доклад

Тема 12

Оценка эффективности антикризисных мероприятий (микро- и макроуровень): опыт России и зарубежных стран 8/6

 

 

1/ 0,75

 

7/5,25 Дискуссия Доклад

Промежуточная аттестация

9/6,75

 

 

 

0,8/
0,6

8,2/6,15 Экз/КурсРаб

Всего:


144/108

6/4,5 12/9

0,8/

0,6

125,2/93,9                          

*Курсовая работа – (КурсРаб)

Содержание дисциплины

Тема 1 Методологические основы управления экономическими системами

Управленческая деятельность как особая разновидность трудового процесса; основные формы управленческого труда. Управление как функция организованных систем. Системы управления. Экономические системы как объекты управления. Субъекты управления экономическими системами. Организация управления. Классификация систем управления. Эволюция систем управления. Экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты управления экономическими системами. Современные научные подходы к управлению: традиционный, процессный, системный, ситуационный. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации. Единство видов и стадий процесса управления. Методологические основы обеспечения конкурентоспособности стратегических решений.

 

Тема 2 Основные направления и тенденции развития современной теории управления экономическими системами

Менеджмент как наука и практика управления. Эволюция взглядов на менеджмент. Классическая теория управления: научное управление – Ф.В. Тейлор, Ф. Гилберт, Х. Эмерсон; теория организации – Х. Файоль, А.С. Рейли, Л. Урвик; теория бюрократии – М. Вебер. Теория административного поведения Г. Саймона. Теория Гласиер как новый подход к формированию и совершенствованию организации. Теория организационного потенциала И. Ансоффа. Теория институтов и институциональных изменений Д. Норта. Современные направления теоретических исследований, связанных с совершенствованием разработок в области управления.

Тема 3 Функции и методы управления экономическими системами. Развитие механизмов и методов принятия управленческих решений

Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития. Место и роль функций в управленческом процессе. Классификация функций управления. Анализ, планирование и прогнозирование, организация и координация, мотивация и стимулирование, коммуникация и контроль как базовые функции управления. Их сущность, основные характеристики и виды. Основные методы управления, их классификация Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений.

Технология принятия и осуществления управленческих решений. Понятие решения, субъекты и типология управленческих решений. Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений. Этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения. Констатация возникновения проблемы, ее описание. Основные способы определения причин возникновения проблемы: построение «Диаграммы Исикавы», составление карты мнений. Разработка вариантов решения, их оценка. Методы анализа (метод цепных подстановок; факторный анализ; балансовые методы; функционально-стоимостной анализ; анализ эффективности использования ресурсов) и прогнозирования (методы экстраполяции; параметрические методы; экспертные методы; нормативные методы; экспериментальные методы; индексные методы) управленческих решений. Принятие решения, его осуществление. Контроль осуществления решения и получения ожидаемых результатов. Методы координации и формы регламентации управленческой деятельности.

 

Тема 4 Организация как объект управления. Реформирование экономических систем и развитие новых форм организаций как объектов управления

Определение понятия организации. Классификация организаций. Организационно-правовые формы хозяйственных организаций в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Коммерческие и некоммерческие организации. Модели организаций как объектов управления. Модель механистической конструкции организации. Модель, построенная на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Модель организации как сложной иерархической системы. Модель общественной организации. Проблемы и перспективы государственного управления.

Основные цели и задачи реформирования экономики России. Формы собственности и организация управления. Акционерная форма владения собственностью, ее образование и организация. Приватизация государственного и муниципального имущества. Изменения в организации и методах функционирования хозяйствующих субъектов. Организация малых предприятий. Новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: финансово-промышленные группы, виртуальные корпорации, предпринимательские союзы и др. Международные совместные предприятия.

 

Тема 5 Теоретические основы управления организациями. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией

Основополагающие законы организации. Основные механизмы действия и использования законов. Закон синергии. Синергический эффект, его источники. Закон самосохранения, вариантность его проявления. Закон развития. Законы организации второго уровня. Теоретические основы построения организаций. Концепция жизненного цикла организации. Организация как самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Связь жизненного цикла организации с жизненным циклом продукции. Основные этапы жизненного цикла организации, их содержание. Этап предпринимательства. Этап коллективности. Этап формализации и управления. Этап выработки структуры. Этап упадка. Стадии жизненного цикла организации, их особенности.

Основные стадии процесса управления: стратегическое управление, оперативное управление, контроль, их единство. Понятие стратегии. Процесс планирования стратегии. Анализ внешней и внутренней среды. Выработка стратегии. Эталонные, конкурентные, антикризисные стратегии развития организации. Основные инструменты стратегического планирования: SWOT-анализ; модель «продукт – рынок»; матрица BCG; модель Томпсона и Стрикланда; портфельная модель Мак-Кинси; модель Мак-Кинси «7S»; модель комплексного делового анализа. «PIMS». Прогнозирование как предвидение результатов развития. Организация бизнес-планирования. Организация управления по бизнес-процессам. Оперативное управление.

 

Тема 6 Проектирование систем управления организациями. Системы планирования в управлении организацией

Значение и задачи организационного проектирования. Основные методологические принципы, операции и методы формирования организационной структуры. Системный анализ и его роль в управлении организацией. Процесс формирования организационной структуры. Методы проектирования систем управления: экспертно-аналитический метод; метод структуризации целей; метод организационного моделирования. Совершенствование организационных структур. Реорганизация: виды, этапы и методы. Эффективность организационных изменений.

Содержание и задачи внутрифирменного планирования. Формы планирования. Особенности перспективного внутрифирменного планирования. Основные цели и методология долгосрочного и стратегического планирования. Цели и задачи среднесрочного планирования. Текущее (бюджетное, оперативное) планирование. Реализации оперативных планов через систему бюджетов. Виды планов. Планирование деятельности производственного подразделения. Разработка системы плановых показателей. Организационные формы внутрифирменного планирования.

 

Тема 7 Основные виды и технологии управления в организациях

Управление (руководство) организацией в целом. Культура организации и стиль руководства. Понятие, сущность и функции культуры организации, ее место в системе управления. Понятие и виды стиля руководства организацией. Роль лидерства и основные черты эффективного лидера. Управление производством. Управление персоналом. Управление финансами. Управление инновациями и инвестициями. Управление продажами и сбытом.

Управление изменениями и нововведениями. Концепция организационной подвижности. Теория и практика слияния и поглощения компаний. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. Реструктуризация: понятие, виды и возникающие проблемы. Организация мониторинга и контроль хода изменений. Сущность инновационного менеджмента, управленческие и технологические инновации. Принципы, методы и процесс организации нововведений.

Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.

Управление качеством. Понятие управления качеством. Принципы и виды управления качеством. Международные системы управления качеством.

Управление персоналом и кадровые технологии. Системы управления персоналом организации. Обучение персонала. Управление персоналом в концепции всеобщего управления качеством. Сущность, структура и специфика кадровых технологий. Содержание и основные функции оценки персонала. Отбор как кадровая технология. Управление карьерой персонала.

 

Тема 8 Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Мониторинг и технологии мониторинга как форма предотвращения экономического кризиса

Сущность и функции маркетинга. Основные субъекты и виды маркетинга. Особенности некоммерческого маркетинга. Основные технологии маркетинга. Перспективы маркетинга в XXI веке.

Мониторинг и технологии мониторинга в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные субъекты и виды мониторинга. Особенности мониторинга в государственном и муниципальном управлении. Основные технологии мониторинга.

Информационные и коммуникационные технологии в менеджменте. Понятие и сущность информационных и коммуникационных технологий. Виды информационных и коммуникационных технологий. Виртуализация как возможный путь развития управления. Роль геоинформационных (ГИС) и Интернет технологий в управлении организациями.

 

Тема 9 Понятие и сущность кризиса. Диагностика кризиса

Сущность и направления эволюции взглядов на кризис в работах отечественных и зарубежных экономистов. Исследования К. Маркса о динамике коротких и длинных волн в работе «Капитал». Экономические кризисы, их виды в современных исследованиях. Формы государственного регулирования кризисов в кризисной и посткризисной экономике. Прогнозирование кризисных явлений. Финансовое стимулирование инноваций, венчурный капитал как форма минимизации последствий кризиса. Оценка эффективности антикризисных программ в государственной политике.

 

Тема 10 Управление интегрированными организациями (интеграционными образованиями) в условиях кризисной экономики

Виды, типы, формы и методы образования интегрированных структур. Понятие, сущность, структурно-функциональные особенности корпоративного менеджмента. Формирование и роль корпоративных организаций: корпораций (транснациональных корпораций); холдингов; консорциумов; конгломератов; картелей; синдикатов; трестов. Законодательная и нормативная база управления российскими корпорациями, тенденции их становления. Антимонопольное законодательство как элемент государственного регулирования процессов экономической концентрации. Организационное проектирование финансово-промышленных групп: анализ практики и пути совершенствования. Развитие холдинговых отношений в России. Формирование системы стратегического корпоративного планирования, производственной, реализационной и инвестиционной деятельности. Финансовая политика корпорации. Социальные цели и функции корпоративного менеджмента. Оценки эффективности корпоративного менеджмента. Понятие синергии. Показатели экономической эффективности.

 

Тема 11 Использование системы показателей оценки эффективности антикризисной

экономической политики государства

Эффективность как степень достижения организацией намеченных целей. Выбор критерия эффективности в зависимости от конкретных условий функционирования, назначения и стратегии организации, причин осуществляемых изменений. Теория систем и выбор критериев эффективности организационной структуры. Критерии эффективности и время. Конкурентоспособность организации. Основные детерминанты конкурентоспособности. Современные технологии и их роль в повышении качества управления. Переход от концепции предметной унификации к концепции унификации бизнес-процессов. Инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Формирование системы эффективного менеджмента в управлении посткризисной экономикой.

Тема 12 Оценка эффективности антикризисных мероприятий (микро- и макроуровень): опыт России и зарубежных стран

Основные принципы экономической оценки управления организацией. Методы оценки эффективности менеджмента, основанные на использовании показателей официальной финансовой отчетности (по прибыли, рентабельности, доходности акционерного капитала). Метод Д. Синка как метод оценки по результатам количественных и качественных индикаторов состояния системы. Показатели инвестиционной активности. Сбалансированность системы показателей. Оценка эффективности инвестиционного проекта. Зарубежный опыт организации систем образования, здравоохранения и применения антикризисных методов регулирования.

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

 

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.В.ОД.1 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

 

 

Тема (раздел) Методы текущего контроля успеваемости
Тема 1. Методологические основы управления экономическими системами Дискуссия Доклад
Тема 2. Основные направления и тенденции развития современной теории управления экономическими системами   Дискуссия Доклад
Тема 3. Функции и методы управления экономическими системами. Развитие механизмов и методов принятия управленческих решений Ситуационная задача
Тема 4. Организация как объект управления. Реформирование экономических систем и развитие новых форм организаций как объектов управления Дискуссия Доклад
Тема 5. Теоретические основы управления организациями. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией Дискуссия Доклад
Тема 6. Проектирование систем управления организациями. Системы планирования в управлении организацией Дискуссия Доклад
Тема 7. Основные виды и технологии управления в организациях Дискуссия Доклад
Тема 8. Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Мониторинг и технологии мониторинга как форма предотвращения экономического кризиса Дискуссия Доклад
Тема 9. Понятие и сущность кризиса. Диагностика кризиса. Тест
Тема 10. Управление интегрированными организациями (интеграционными образованиями) в условиях кризисной экономики Дискуссия Доклад
Тема 11. Использование системы показателей оценки эффективности антикризисной экономической политики государства Дискуссия Доклад
Тема 12. Оценка эффективности антикризисных мероприятий (микро- и макроуровень): опыт России и зарубежных стран Дискуссия Доклад

 

4.1.2. Экзамен проводится с применением следующих методов (средств):

 

Экзамен проводится в устной форме. Для проведения экзамена разрабатываются билеты, включающие теоретические вопросы из разных разделов дисциплины и практическое  задание. Студенту дается время на подготовку ответов на вопросы и решение практического задания. 

 

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.

 

Темы для дискуссии

1. Эволюция взглядов на менеджмент. Классическая теория управления: научное управление – Ф.В. Тейлор, Ф. Гилберт, Х. Эмерсон.

2. Теория организации – Х. Файоль, А.С. Рейли, Л. Урвик.

3. Теория бюрократии – М. Вебер. Теория административного поведения Г. Саймона.

 

Темы для докладов

1.Теория Гласиер как новый подход к формированию и совершенствованию организации.

       2.Теория организационного потенциала И. Ансоффа. Теория институтов и институ                 

       циональных изменений Д. Норта.

3.Современные направления теоретических исследований, связанных с совершенствованием разработок в области управления.

 

Темы для дискуссии

1. Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития. Место и роль функций в управленческом процессе. Классификация функций управления.

2. Констатация возникновения проблемы, ведущей к кризису, ее анализ.

3.  Основные способы определения причин возникновения проблемы: построение «Диаграммы Исикавы», составление карты мнений.

 

Темы для докладов

1. Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений.

2. Методы анализа (метод цепных подстановок; факторный анализ; балансовые методы; функционально-стоимостной анализ; анализ эффективности использования ресурсов) и прогнозирования (методы экстраполяции; параметрические методы; экспертные методы; нормативные методы; экспериментальные методы; индексные методы) управленческих решений.

Темы для дискуссии

1. Основополагающие законы организации. Основные механизмы действия и использования законов в ситуации возникновения и развития кризиса.

2. Законы организации второго уровня. Теоретические основы построения организаций.

3. Выработка стратегии и ее влияние на минимизацию кризисных последствий. Эталонные, конкурентные, антикризисные стратегии развития.

Темы для докладов

1.Основные инструменты стратегического планирования: SWOT-анализ; модель «продукт – рынок»; матрица BCG; модель Томпсона и Стрикланда.

2.Портфельная модель Мак-Кинси; модель Мак-Кинси «7S»; модель комплексного делового анализа. «PIMS».

 

Темы для дискуссии

1. Значение и задачи организационного планирования и проектирования.

2. Системный анализ и его роль в управлении организацией. Процесс формирования организационной структуры. 

3. Совершенствование организационных структур в условиях кризиса. Реорганизация: виды, этапы и методы. Эффективность организационных изменений.

 

Темы для докладов

  1. Методы проектирования систем управления: экспертно-аналитический метод; метод структуризации целей; метод организационного моделирования
  2. Разработка системы плановых показателей в условиях возникновения кризиса. Организационные формы внутрифирменного планирования

Темы для дискуссии

1. Управление изменениями и нововведениями. Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.

2. Управление персоналом и кадровые технологии. Системы управления персоналом организации. Обучение персонала. Управление персоналом в концепции всеобщего управления качеством.

 

Темы для докладов

 

1.Понятие управления качеством. Принципы и виды управления качеством. Международные системы управления качеством.

2.Сущность, структура и специфика кадровых технологий. Содержание и основные функ    

ции оценки персонала в условиях кризисной экономики. Отбор как кадровая технология.

 

Темы для дискуссии

1. Информационные и коммуникационные технологии в менеджменте. Виды информационных и коммуникационных технологий.

2. Виртуализация как возможный путь развития управления. Роль геоинформационных (ГИС) и Интернет технологий в управлении организациями.

 

Темы для докладов

1.Сущность и функции маркетинга. Основные субъекты и виды маркетинга. Особенности некоммерческого маркетинга. Основные технологии маркетинга. Перспективы маркетинга в XXI веке.

2.Мониторинг и технологии мониторинга в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные технологии мониторинга

Темы для докладов

1.Конкурентоспособность организации. Основные детерминанты конкурентоспособности.

2.Инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Формирование системы эффективного менеджмента в управлении посткризисной экономикой

Контент теста

1.Приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменения среды

А Развитие

Б)Функционирование

В)Мотивация

Г)Функционирование и развитие

   2 Крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде

А)Жизнестойкость

Б) Кризис

В)Жизнеспособность

Г)Стабилизация

3. Причины кризиса, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землятресения и др. называются:

А)Объективными

Б)Произвольными

В+ Субъективными

Г)Производственными

4 Причины кризиса, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации называются:

А Объективными

Б)Произвольными

В)Субъективными

Г)Производственными

   5 Причины кризиса, связанные с тенденциями и стратегией макроэкономического развития называются:

А)Произвольными

Б)Субъективными

В) Внешними

Г)Производственными

6.Причины кризиса, связанные с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления и др. называются:

А)Объективными

Б)Произвольными

В)Субъективными

Г) Внутренними

7. Кризисы, охватывающую всю социально-экономическую систему называются:

А)Производственными

Б) Общими

В)Объективными

Г)Произвольными

8. Кризисы, охватывающую часть социально-экономической системы называются:

А Локальными

Б)Объективными

В)Произвольными

Г)Субъективными

9. Большие объемы и масштабы проблематики присущи:

А)Производству

Б)Автоматизации

В)Субординации

Г) Макрокризису

10. Отдельную проблему или группу проблем охватывает

А)Автоматизация

Б) Микрокризис

В)Субординация

Г)Спецификация

11. Острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы отражают

А)Социальные кризисы

Б)Политические кризисы

В) Экономические кризисы

Г)Организационные кризисы

12. При обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований возникают:

А)Политические кризисы

Б) Социальные кризисы

В)Экономические кризисы

Г)Организационные кризисы

13. Кризис в политическом устройстве общества, кризис власти и др. называется

А)Экономическим

Б)Организационным

В)Психологическим

Г) Политическим

  14. Самый глубокий послевоенный экономический кризис, охвативший все капиталистические страны, отличающийся высоким уровнем инфляции происходил:

А)1956-1959 гг.

Б)1934-1939 гг.

В)1984-1986 гг.

Г) 1973-1975 гг.

 15.Один из распространенных методов интегральной оценки угрозы банкротства предприятия

А)Модель Смита

Б) Модель Альтмана

В)Модель Ларионова

  Г) Модель Ланкастера

Правильные ответы:

1 а 6 г 11 в
2 б 7 б 12 б
3 в 8 а 13 г
4 а 9 г 14 г
5 в 10 б 15 б

Темы для дискуссии

1.Антимонопольное законодательство как элемент государственного регулирования процессов экономической концентрации.

2.Организационное проектирование финансово-промышленных групп: анализ практики и пути совершенствования.

3.Развитие холдинговых отношений в России.

4. Формирование системы стратегического корпоративного планирования, производственной, реализационной и инвестиционной деятельности.

Темы для докладов

1.Виды, типы, формы и методы образования интегрированных структур.

2.Понятие, сущность, структурно-функциональные особенности корпоративного менеджмента.

3.Формирование и роль корпоративных организаций: корпораций (транснациональных корпораций); холдингов; консорциумов; конгломератов; картелей; синдикатов; трестов.

Темы для дискуссии

1.Эффективность как степень достижения организацией намеченных целей

2.. Выбор критерия эффективности в зависимости от конкретных условий функционирования, назначения и стратегии организации, причин осуществляемых изменений.

 

Темы для докладов

1.Теория систем и выбор критериев эффективности организационной структуры

2.Конкурентоспособность организации. Основные детерминанты конкурентоспособности

Темы для дискуссии

1.Показатели инвестиционной активности

2.Зарубежный опыт организации систем образования, здравоохранения и применения антикризисных методов регулирования

Темы для докладов

1.Основные принципы экономической оценки управления организацией.

2.Методы оценки эффективности менеджмента, основанные на использовании показателей официальной финансовой отчетности (по прибыли, рентабельности, доходности акционерного капитала).

3.Метод Д. Синка как метод оценки по результатам количественных и качественных индикаторов состояния системы.

 

Шкалы оценивания

Типовые оценочные средства

Вопросы для подготовки к экзамену

Теоретический блок вопросов

1. Управление как функция организованных систем. Системы управления.

2. Экономические системы как объекты управления. Субъекты управления экономическими системами. Организация управления.

3.  Классификация систем управления. Эволюция систем управления.

4. Экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты управления экономическими системами.

5. Современные научные подходы к управлению: традиционный, процессный, системный, ситуационный.

6. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации. Единство видов и стадий процесса управления.

7. Методологические основы обеспечения конкурентоспособности стратегических решений.

8. Эволюция взглядов на управление экономическими системами. Классическая теория управления: научное управление – Ф.В. Тейлор, Ф. Гилберт, Х. Эмерсон; теория организации – Х. Файоль, А.С. Рейли, Л. Урвик; теория бюрократии – М. Вебер. Теория административного поведения Г. Саймона.

9. Теория Гласиер как новый подход к формированию и совершенствованию организации. Теория организационного потенциала И. Ансоффа.

10.  Теория институтов и институциональных изменений Д. Норта. Направления исследований, связанных с совершенствованием разработок в области управления социально-экономическими системами.

11. Предпосылки возникновения кризисной ситуации в социально-экономической системе. Констатация возникновения проблемы, ее описание.

12. Основные способы определения причин возникновения кризисной проблемы: построение «Диаграммы Исикавы», составление карты мнений.

13. Разработка вариантов решения кризисной проблемы, их оценка. Методы анализа и прогнозирования управленческих решений.

14. Эволюция развития категории «кризис» в научных трудах К. Маркса, А. Смита, А. Кондратьева.

15. Понятие и сущность экономического кризиса в современной экономике и управлении.

16. Короткие и длинные кризисные волны в трудах отечественных и зарубежных экономистов.

17.  Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией.

18. Основные инструменты стратегического планирования как способ предотвращения кризиса: SWOT-анализ; модель «продукт – рынок»; матрица BCG; модель Томпсона и Стрикланда.

19. Использование моделей как фактор предотвращения кризиса: портфельная модель Мак-Кинси; модель Мак-Кинси «7S»; модель комплексного делового анализа «PIMS».

20. Проектирование систем управления организациями как фактор предотвращения кризиса.

21. Совершенствование организационных структур. Реорганизация: виды, этапы и методы. Эффективность организационных изменений.

22. Основные виды и технологии управления в организациях

23. Управление изменениями и нововведениями в социально-экономической системе.

24. Концепция организационной подвижности. Теория и практика слияния и поглощения компаний.

25. Организация мониторинга и контроль хода изменений в условиях кризисных изменений

26.  Сущность инновационного менеджмента, управленческие и технологические инновации.

27. Принципы, методы и процесс организации нововведений.

28. Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков.

29. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.

30. Информационные и коммуникационные технологии в менеджменте. Виртуализация как возможный путь развития управления.

31. Роль геоинформационных (ГИС) и Интернет технологий в управлении организациями в условиях кризиса.

32. Эффективность как степень достижения организацией намеченных целей. Выбор критерия эффективности в зависимости от конкретных условий и причин осуществляемых изменений в условиях кризиса.

33. Теория систем и выбор критериев эффективности организационной структуры. Критерии эффективности и время.

34. Инжиниринг и реинжиниринг бизнеса. Формирование системы эффективного менеджмента.

35. Принципы экономической оценки управления организацией в условиях кризиса.

36. Методы оценки эффективности менеджмента, основанные на использовании показателей официальной финансовой отчетности (по показателям прибыли, рентабельности, доходности акционерного капитала и др.)

37.  Метод Д. Синка как метод оценки по результатам количественных и качественных индикаторов состояния системы.

38. Показатели инвестиционной активности и их реализация в условиях кризиса.

39. Сбалансированность системы показателей и их роль в кризисном менеджменте.

40. Оценка эффективности инвестиционного проекта в условиях кризиса.

Блок практических заданий

1. Правительство  Российской Федерации вводит налог с продаж. Объясните целесообразность и характер мер антикризисного управления для: а) отделений министерств экономического развития субъектов Федерации; б) отраслевых союзов, действующих на территории, где зарегистрирована и действует Ваша коммерческая организация; в) менеджмента Вашей организации.

2. В Российской Федерации с 2014 года фиксируется рост активности в сельскохозяйственном секторе экономике. Очевидно, что кратко- и среднесрочные стимуляторы политико-экономического характера (политика импортозамещения, санкции), по истечению определенного периода (например, пяти лет) утратят/ослабят свое влияние. В данной связи  составьте программу последовательных действий в стратегическом менеджменте компании-операторе рынка сельхозоборудования Юга России, способствующую  предотвращению кризиса (на три года).

3. Составьте SWOT-анализ коммерческой организации, действующей на рынке потребительских товаров (В2С) в условиях ухудшения демографической ситуации и старения населения территории.

 

За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.

Темы курсовых работ

1. Методология управления организацией: понятие, классификация, использование в исследовательской деятельности.

2. Тектология Богданова А.А. и её роль в эволюции науки и практики менеджмента.

3. Предпосылки возникновения кризисной ситуации в социально- экономической системе. Констатация возникновения проблемы, ее описание.

4. Сущность и характеристика кризиса и кризисных явлений в работе К. Маркса «Капитал»: причины возникновения и этапы развития.

5. Эволюция развития категории «кризис» в научных трудах К. Маркса,               А. Смита, А. Кондратьева, Чаянова.

6. Характеристика «длинных» и «коротких» волн в работах отечественных и зарубежных экономистов.

7. Макроэкономические меры предотвращения и смягчения кризиса. Минимизации последствий кризиса для экономического развития.

8. Антикризисное управление организацией: задачи и функции.

9. Сбалансированность системы финансовых показателей и их роль в кризисном менеджменте.

10. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией в условиях кризиса.

11. Изучение международного опыта антикризисного управления как элемент совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики.

12.  Участие государственных институтов в регулировании экономических процессов на микро- и макроуровнях за рубежом.

13.  Задачи и функции государства в антикризисном управлении его экономикой в различных странах.

14. Типология кризисов в социально-экономических системах.

15. Управление рисками в условиях кризисного состояния предприятия.

16. Новая парадигма современной диагностики кризисного состояния предприятия.

17.  CVP – анализ и его значение в антикризисном управлении.

18. Основные аспекты бескризисного развития предприятий.

19. Причины, методы преодоления и последствия кризисов на уровне предприятий.

20. Причины, методы преодоления и последствия кризисов на уровне государств.

21. Теории кризисов. Психологическая теория кризисов Шумпетера.

22.  Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.

23. Проблемы совершенствования управления экономической безопасностью национальной экономики.

24. Опыт антикризисного управления правительства России.

25. Опыт антикризисной деятельности Л.Эрхарда (Германия), опыт Японии. Принципы создания антикризисной команды.

26. Диагностика управления кризисами в организации.

 

Интернет-ресурсы.

1. Административно-управленческий портал (электронные учебные пособия, научные монографии, статьи) /http:// www.aup.ru

2. http://menedzhmenti.ru

3. Журнал «Вопросы экономки» /http://www.vopreco.ru

4. Журнал «Коммерсант» / http://www.kommersant.ru.

5. Журнал «Экономист»/http://economist.com.ru.

6. Журнал «Эксперт» /http://www.expert.ru.

7. Инвестиции: электронный учебник Отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. КНОРУС, 2009. URL: http://www.tcfm.ru.

8. Электронная библиотека по бизнесу, менеджменту, финансам, экономике и смежным темам (электронные книги) / http://www.finbook.biz.

9. Электронный ресурс по проблемам территориального стратегического планирования /http://www.citystrategy.leontief.ru.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.1 Диагностика кризисов в социально-экономических системах

 

направление подготовки

38.04.02 Менеджмент

Профиль: «Управление экономической безопасностью»

Квалификация: магистр

 

заочная форма обучения

 

Год набора - 2018

 

Ростов-на-Дону, 2017 г.


Авторы – составители:

 

Д.э.н., профессор кафедры менеджмента Коваленко Н.В.

 

 

К.ф.н, доцент кафедры менеджмент Кулькова Е.П.

 

 

Заведующий кафедрой, к.э.н., доцент Некрасова В.В.

 


 



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5

3. Содержание и структура дисциплины.. 6

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 11

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины………………………………………..28

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 30

6.1   Основная литература. 30

6.2   Дополнительная литература. 31

6.3   Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 31

6.4   Нормативные правовые документы. 31

6.5   Интернет-ресурсы. 31

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 32

 


 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

1.1. Дисциплина Б1.В.ОД.1 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

 

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
  ПК–4 способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения   ПК-4.1 способность применять количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований

 

 

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

 

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

Обеспечение эффективной работы системы управления рисками (B7) / Разработка системы управления рисками (B/04.7)

Внедрение системы управления рисками (B/05.7)

 

ПК-4.1

на уровне знаний: количественные и качественные методы  проведения прикладных исследований в области диагностики кризисных ситуаций на различных уровнях социально-экономических систем. Знать системные подходы возникновения кризиса и особенности его развития на различных этапах деятельности организации.  
на уровне умений: распознавать предкризисную ситуацию в социально-экономических системах; проводить анализ, исследование и практически, применять свои знания для процедур предотвращения кризиса; управлять бизнес-процессами в области регулирования кризисных ситуаций, предвидеть возникновения кризиса, находить пути решения кризисов, а также смягчать последствия кризисных ситуаций для организации.  
на уровне навыков:           владеть навыками целостного подхода к анализу проблем кризисов в экономической сфере; навыками сбора, обобщения и анализа экономической информации, извлечения необходимых сведений из оригинального текста по проблемам функционирования экономической системы; навыками самостоятельного получения знаний в сфере исследования государственной экономической политики в экономической системе; навыками подготовки аналитических материалов по диагностике кризисных ситуаций и принятию управленческих решений.

 

 

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Объем дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетные единицы. Для изучения дисциплины предусмотрено 144/108 часа – для заочной формы. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- заочной формы обучения – 18,8/14,1 академических часа (6/4,5 часов – лекции, 12/9 часов – практические занятия, 0,8/0,6 часа - аттестация).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- заочной формы обучения – 125,2/93,9 академических часа.

Промежуточная аттестация проводится:

- для заочной форм обучения в форме экзамена.

По дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы.

 

Место дисциплины в структуре ОП ВО

 

Дисциплина Б1.В.ОД.1 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» изучается на 1 курсе во 2 семестре для студентов очной и заочной форм обучения.

Дисциплина «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории организации, теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области управления организациями. Формирует основу для изучения дисциплин: «Управление экономической безопасностью в макро- и микросистемах», «Механизмы управления антитеневой деятельностью» и др., а также для написания магистерской диссертации.  

 

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

 

№ п / п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, академ. час./астроном час.

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации*



Всего

Дата: 2019-07-30, просмотров: 155.