В предыдущем параграфе мы уже касались этого вопроса и рассматривали один из методов, которым пользуется Иоанн Дамаскин. Напомним здесь, что он использует при доказательстве своих тезисов метод последовательного исключения, а также метод доказательства от противного. В частности, при поиске причин происходящего он рассматривает все потенциально возможные причины, затем последовательно доказывает невозможность каждой из них, кроме последней, и на основании этого делает вывод о истинности этой последней причины, когда все предыдущие уже не претендуют на истинность.
Особый интерес для нас представляет метод, используемый Дамаскином при изложении взглядов на психологические явления. Прежде чем обсуждать какой-либо предмет, он сначала водит понятия, необходимые для обсуждения. Практически ни одно понятие не употребляется им в значении, не совпадающем с тем, которое дано в определении понятия. Проблемным здесь является понятие воли, о чем мы говорили выше, а также понятие чувств, которое, как было указано, зависит от контекста употребления.
То, что мы сейчас называем понятием, опираясь на взгляды В.В. Давыдова, Дамаскин называет определением. Сравним эти два термина.
В.В. Давыдов писал о понятии: «мы можем отвлечься от индивидуальных особенностей отдельных столов и выделить только то, что существенно для в с я к о г о письменного стола. Так у нас возникает понятие о письменном столе вообще»[120]. То есть принципиальным является выделение существенных свойств объекта, без которых этот объект перестает быть собой.
Иоанн Дамаскин говорит, что «определение есть краткая речь, выражающая природу подлежащего, т.е. речь, обозначающая эту природу немногими словами... Достоинство определения заключается в том, чтобы не быть ни недостаточным, ни избыточным в словах, а порок - в скудности или избыточности слов»[121]. Под подлежащим он понимает здесь предмет высказывания[122]. Для нас принципиально важно, что определение должно быть ни недостаточным, ни избыточным в словах, то есть должно отражать сущность предмета, его принципиальное отличие от всех остальных предметов. Термин не будет определением, если он дает недостаточную или избыточную информацию о предмете. Понятно, что под предметом мы понимает любой объект исследования. О чем, как не о понятии по Давыдову здесь идет речь.
Более того, по результатам анализа текстов Иоанна Дамаскина, мы можем констатировать, что он активно использует метод введения понятий в своей работе. Как уже отмечалось, прежде чем обсуждать какой-либо предмет или выдвигать относительно него какие-либо тезисы, Дамаскин вводит четко очерченные понятия в своей работе. В дальнейшем он использует их только в том значении, которое было оговорено им заранее. На наш взгляд, это является необходимым условием любой научной работы, данное требование и сегодня предъявляется к научным текстам. Невозможно обсуждать предмет, не определив его четко заранее, иначе может получиться разговор на разных языках. Мы уже говорили, что не все понятия, вводимые Дамаскином, не являются проблемными и используются всегда однозначно. Это проблема представляет отдельный интерес для анализа его работ и не умаляет значимости методов, используемых им при исследовании психологических явлений.
Если разделять все методы психологии на описательные и объяснительные, то можно сказать, что Дамаскин в основном пользуется описательным методом, что неудивительно, если принять во внимание, что он исходит, конечно, из идеалистических оснований, а не материалистических[123]. Особенно наглядно видно, что он использует прежде всего описания, когда речь идет об эмоциональной сфере человека, где Дамаскин описывает феноменологию чувств.
Таким образом, мы выделяем у Иоанна Дамаскина следующие методы исследования психологических явлений: метод доказательства от противного, последовательного исключения, метод введения и использования теоретических понятий, описательный метод.
Заключение
Итак, мы проанализировали психологические взгляды Иоанна Дамаскина и постарались ввести их в содержание отечественной истории психологии.
Обосновывая значение психологических взглядов Иоанна Дамаскина для средневековой психологии христианского Востока, мы показали особую значимость выбранного нами временного периода в целом и данного конкретного автора, в частности.
Изучив представленность взглядов Иоанна Дамаскина в современной отечественной историко-психологической науке, мы имеем возможность констатировать, что развитие и содержание психологической мысли в период Средневековья исследовано недостаточно, взгляды Иоанна Дамаскина не рассматриваются в историко-психологических исследованиях, а его имя в современных учебниках по истории психологии вообще не встречается.
Анализируя психологическую концепцию Иоанна Дамаскина, мы пришли к следующему. Рассматривая познавательную сферу, Дамаскин выделяет два типа познания - через разум и через чувство. Говоря о мыслительных процессах, он разводит понятия ум, разум, мышление и мнение. В уме он различает две способности, или части - созерцательную и деятельную (см. Приложение, рис. 2). Созерцательную часть он называет умом в тесном смысле, или мудростью, она рассматривает, каково есть сущее. Деятельная же часть обсуждает и определяет смысл, что делать. Ее он называет разумом, разумением, или словом. Итак, в уме по функциям различаются собственно ум и разум; мышление - это результат деятельности ума, т.е результат познания посредством разума, мнение - продукт восприятия, результат познания через чувство.
Дамаскин рассматривает как познавательные процессы по отдельности (мышление, восприятие, ощущение, память), так и процесс познания в целом. То, что мы сегодня называем восприятием, он именует воображением.
В эмоциональной сфере Иоанн Дамаскин выделяет различные чувства, описывает их феноменологию. Чувства удовольствия он разделяет на душевные и телесные, четко оговаривая, что телесных удовольствий в чистом виде не существует, а есть чисто душевные и как бы смешанные, которые происходят при участии и тела.
Отдельное внимание уделяется проблеме психофизического в человеке. Дамаскин выделяет в человеке душу и тело, подчеркивая их неразрывную и тесную связь и взаимовлияние, но главенствующее положение отдает душе.
Рассматривая поведенческий аспект, Иоанн Дамаскин подчеркивает сущностные отличия взрослого человека от ребенка или бессловесного животного. Разум, который он так же называет словом, является сущностным свойством человека и неразрывно связан со свободой выбора. Человек совершает поступок, который подлежит оценке, когда он совершается добровольно, произвольно и осознанно, то есть человек знает обстоятельства, при которых его совершает. Теме произвольности уделяется особое внимание, она, наряду с разумом, свойственна только человеку и позволяет ему быть свободным от своей природы, а не быть ведомым ею. Произвольность как свойство разума неразрывно связана со словом.
Понятие воля, употребляемое Дамаскином, не однозначно, не полностью соответствует современному пониманию этого термина, для него воля сообразна природе. Близким к современному является понятие власти, самовластия.
Говоря о движущих силах поведения, он разводит желание и хотение, где желание – этоопредмеченное хотение.
Проанализировав исследовательский метод Иоанна Дамаскина, нам удалось выделить у него следующие методы исследования психологических явлений: метод доказательства от противного, последовательного исключения, метод введения и использования теоретических понятий, описательный метод.
Насколько это было возможно сделать в рамках квалификационной работы, мы изучили связь психологических взглядов Иоанна Дамаскина с идеями предшественников и последователей, показали отражение его идей в ведущих концепциях отечественной психолгии.
Перспектива исследования нам видится в дальнейшем изучении развития психологической мысли в эпоху Средневековья, в более глубоком анализе взглядов мыслителей этого периода. Также важным представляется более полный анализ связей идей Иоанна Дамаскина с идеями предшественников и последователей. Интересным представляется дальнейший анализ метода и системы понятий, используемых Дамаскином.
Литература
1. Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999.
2. Аристотель. О душе // Сочинения в 4 томах. Т. 1. - М., 1976. - С. 369 - 448.
3. Безрогов В. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: ХХ век и перспектива // Развитие личности, 2002, № 4. С. 115 - 137.
4. Братусь Б.С. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. - М., 1995.
5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. - М., 2000.
6. Братусь Б.С. Психология и этика: опыт построения дискуссии. - Самара, 1999.
7. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М., 1982.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1999.
9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6, М., 1984.
10.Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1998.
11.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 2000.
12.Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002.
13.Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; Ред. В.А. Крохи. - СПб., 2001.
14.Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. I / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. - М., 1989. С. 481 - 572.
15.Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1993.
16.Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1996.
17.Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М., 1990.
18.Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского. Автореф. ... канд. психол. н. - М., 2002.
19.Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. - СПб., 1997.
20.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М., 1981.
21.Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.
22.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.
23.Махнач А.В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии, 1995, № 6. С. 146 - 151.
24.Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Клин, 2001.
25.Минея служебная. Декабрь. Ч. 1. - М., 1882.
26.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
27.Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.С. Мухиной // Развитие личности, 2002, № 2. С. 5 - 12.
28.Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.
29.Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп.- М., 1986.
30.Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии, 1993, № 2. С. 6 - 8.
31.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М., 2001.
32.Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
33.Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) - Киев, 1991.
34.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
35.Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М., 1935.
36.Святоотеческая хрестоматия. - М., 2001.
37.Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. - Пермь, 2002.
38.Сильвестр. Опыт православного догматического богословия, т. 1. - Киев, 1884.
39.Спиноза Б. Избранные произведения, т. 1. - М., 1957.
40.Филарет. Историческое учение об Отцах Церкви. - СПб., 1859.
41.Флоровский Г.В. Восточные Отцы V - VIII веков. - М., 1992.
42.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
43.Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1998.
44.Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии, 1997, № 3. С. 112 - 132.
45.Христианство: Энциклопедический словарь: В 2-х т.: т. 1: А-К / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М., 1993.
46.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб., 1998.
47.Шеховцова Л. III Международная конференция "Психология и христианство: путь интеграции" // Вопросы психологии, 1997, № 5. С. 147 - 151.
48.Щедрина Е.В. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000, № 6. С. 146 - 148.
49.Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985.
[1] Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985. - С. 9.
[2] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - С. 4.
[3] Там же. - С. 4.
[4] Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985.
[5] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.
[6] Там же. - С. 11.
[7] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000. С. 28.
[8]Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии, 1993, № 2. С. 8.
[9] Махнач А.В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии, 1995, № 6. С. 146.
[10] Щедрина Е.В. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000, № 6. С. 146 - 148.
[11] Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 387.
[12] Там же.
[13] Безрогов В. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: ХХ век и перспектива // Развитие личности, 2002, № 4. С. 115 - 137. Щедрина Е.В. Коллоквиум «Семья в России: христианский брак и воспитание детей» // Вопросы психологии, 2000, № 6. С. 146 - 148.
[14] Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 1993.
[15] Там же. - С. 49.
[16] Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского. Автореф. ... канд. психол. н. - М., 2002.
[17] Братусь Б.С. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. - Ì., 1995. Братусь Б.С. Психология и этика: опыт построения дискуссии. - Самара, 1999. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. - М., 2000.
[18] Безрогов В. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: ХХ век и перспектива // Развитие личности, № 4, 2002. С. 115.
[19] Безрогов В. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: ХХ век и перспектива // Развитие личности, № 4, 2002. С. 132.
[20] Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. - СПб., 1997. - С. 79.
[21] Сильвестр. Опыт православного догматического богословия, т.1. - Киев, 1884.
[22] Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. С. 20.
[23] Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.
[24] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под. Ред. А. В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп.- М., 1986.
[25] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989.
[26] Гриншпун И. Б. Введение в психологию. – М., 1998. – С. 26.
[27] Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985. - С. 89 - 91.
[28] Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М., 1985. - С. 90.
[29] Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М., 1990. С. 61.
[30] Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М., 1990. С. 62.
[31] Там же. - С. 62.
[32] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - С. 89 - 92.
[33] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - С. 82 - 83.
[34] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - С. 3.
[35] Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.- С. 85.
[36] Андреева И.Н. Философия и история образования. - М., 1999.
[37] Там же. - С. 80.
[38] Там же. - С. 80.
[39] Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; Ред. В.А. Крохи. - СПб., 2001. Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. - СПб., 1997. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Клин, 2001. Минея служебная. Декабрь. Ч. 1. - М., - 1882. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) - Киев, 1991. Флоровский Г.В. Восточные Отцы V - VIII веков. - М., 1992. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2-х т.: т. 1: А-К / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М., 1993.
[40] Минея служебная. Декабрь. Ч. 1. - М., - 1882.
[41] Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Клин, 2001.
[42] Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; Ред. В.А. Крохи. - СПб., 2001.
[43] Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - Клин, 2001.
[44] Христианство: Энциклопедический словарь: В 2-х т.: т. 1: А-К / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М., 1993. - С. 625.
[45] Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) - Киев, 1991.
[46] Минея служебная. Декабрь. Ч. 1. - М., - 1882. - С. 145.
[47] Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; Ред. В.А. Крохи. - СПб., 2001. - С. 11.
[48] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002.
[49] Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; Ред. В.А. Крохи. - СПб., 2001.
[50] Там же. - С. 11.
[51] Христианство: Энциклопедический словарь: В 2-х т.: т. 1: А-К / Ред. кол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) и др. - М., 1993. - С. 625 - 626.
[52] Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) - Киев, 1991. - С. 468.
[53] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 8.
[54] Там же. - С. 57.
[55] Филарет. Историческое учение об Отцах Церкви. - СПб., 1859.
[56] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. - СПб., 1997. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.) - Киев, 1991. Святоотеческая хрестоматия. - М., 2001. Флоровский Г.В. Восточные Отцы V - VIII веков. - М., 1992.
[57] Флоровский Г.В. Восточные Отцы V - VIII веков. - М., 1992. - С. 229.
[58] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 42.
[59] Там же. - С. 42.
[60] Там же. - С. 43.
[61] Там же. - С. 43.
[62] Сильвестр. Опыт православного догматического богословия, т.1. - Киев, 1884.
[63] Там же.
[64] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 46.
[65] Дильтей В. Описательная психология. - СПб., 1996.
[66] Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. - С. 7-8.
[67] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 181.
[68] Там же. - С. 66.
[69] Там же. - С. 210.
[70] Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. - Пермь, 2002. - С. 83.
[71] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 207.
[72] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 216.
[73] Там же. - С. 214.
[74] Там же. - С. 214.
[75] Там же. - С. 214.
[76] Там же. - С. 218.
[77] Там же. - С. 219.
[78] Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1999.
[79] Там же.
[80] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 163.
[81] Там же. - С. 183.
[82] Там же. - С. 163.
[83] Там же. - С. 222.
[84] Там же. - С. 216.
[85] Там же. - С. 217.
[86] Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. I / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. - М., 1989. - С. 481 - 572.
[87] Аристотель. О душе // Сочинения в 4 томах. Т. 1. - М., 1976. - С. 369 - 448.
[88] Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 1. - Пермь, 2002. - С. 83.
[89] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 257.
[90] Там же. - С. 216.
[91] Декарт Р. Страсти души // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. I / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. - М., 1989. С. 481 - 572.
[92] Спиноза Б. Избранные произведения, т. 1. - М., 1957. - С. 458 - 459.
[93] Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1998. - С. 28.
[94] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 172.
[95] Там же. - С. 219.
[96] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб., 1998.
[97] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 220.
[98] Там же. - С. 219 - 220.
[99] Там же. - С. 220.
[100] Там же. - С. 224 - 225.
[101] Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч., Т. 6, М., 1984. - С. 50.
[102] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 219.
[103] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М., 1981.
[104] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 220.
[105] Там же. - С. 220.
[106] Рубинштейн С.Л. Основы психологии. - М., 1935.
[107] Там же.
[108] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 224.
[109] Там же. - С. 224.
[110] Там же. - С. 226.
[111] Там же. - С. 226.
[112] Там же. - С. 225 - 226.
[113] Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1998.
[114] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
[115] Там же.
[116] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 227.
[117] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002.
[118] Там же. - С. 212.
[119] Там же. - С. 280.
[120] Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 2000. - С. 57.
[121] Дамаскин И. Источник знания. - М., 2002. - С. 66 - 67.
[122] Там же. - С. 78.
[123] Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М., 1982.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 171.