Принципы формирования временного детского коллектива.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Социального педагога оздоровительного лагеря

(профильного оздоровительного лагеря, лагеря дневного пребывания)

1. Общие положения.

1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ.

1.2. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование.

1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется начальнику ЛОЛ.

1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, имеющее высшее профессиональное образование, назначенное приказом начальника ЛОЛ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и современное исполнение возложенных на него обязанностей

1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией РБ, Законом РБ “Об образовании”. Типовым положением о ЛОЛ, инструкцией по охране жизни и здоровья детей. Уставом МОУ, локально-правовыми актами МОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка)

Функции.

Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

2.1. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников.

2.2. Обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса.

2.3.Создание благоприятных условий для организации педагогического процесса.

2.4. Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.

Должностные обязанности.

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников.

3.2. Изучает психолого–медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности.

3.3. Осуществляет развитие, коррекцию, просвещение, консультирование, профилактику воспитанников, проводит занятия в закрепленном за ним по распределению учебной нагрузке помещении, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину.

3.4. Организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

3.5. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.

3.6. Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости воспитанников, своевременно представляет отчетные данные.

3.7. Допускает в установленном порядке на занятия начальника ЛОЛ в целях контроля и оценки деятельности педагога.

3.8. Заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника ЛОЛ.

3.9. Участвует в организации дополнительных услуг.

3.10. Обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.

3.11. Обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала.

3.12. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников. Проводит самоэкспертизу воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад)

3.13. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.

Права.

Социальный педагог имеет право:

4.1. Участвовать в управлении ЛОЛ в порядке, определенном Уставом МОУ.

4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.4. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с рекомендациями органов МО РБ и Управлений образования.

4.7. Давать воспитанникам во время оздоровительно-образовательного процесса обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.

4.8. Давать педагогические рекомендации участникам педагогического процесса.

Ответственность.

5.1. За исполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин законных распоряжений начальника ЛОЛ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанники, педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РБ “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил, организации воспитательного процесса, социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За причинение ЛОЛ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

Взаимоотношения.

6.1.Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки, в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях ЛОЛ и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

6.2. Получает от начальника ЛОЛ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3. Работает в тесном контакте с родителями воспитанников, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с коллегами.

С инструкцией ознакомлен:_______________________

(подпись)___(расшифровка подписи)“ ” ____ 20 г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Примерная структура комплексно-целевой программы летней оздоровительной смены

 

1. Цели, задачи — определяются на основе концепции развивающего каникулярного отдыха детей и подростков, с учетом сложившихся традиций и имеющихся возможностей

2. Организационная работа — в данный раздел включается деятельность администрации, педагогического коллектива образовательных и оздоровительных учреждений по подготовке детского отдыха. Здесь предполагается активное взаимодействие педагогов родителями, детским активом, общественностью, заинтересованными организациями и учреждениями.

3. Работа с педагогическими кадрами — в этом разделе планируется проведение административных планерок и совещаний, педагогических советов, методических занятий по обсуждению вопросов о деятельности педагогов, подготовке и проведении массовых мероприятий, а также работа по подбору, расстановке и инструктивно-методическому обеспечению деятельности педагогических кадров. В разделе планируется деятельность психолога, социального педагога и других специалистов.

4. Работа с детьми — планирование деятельности с детьми осуществляется по направлениям:

- массовая деятельность, планируемая в соответствии с программой летних мероприятий;

- оздоровительная деятельность — планирование мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, пропаганде здорового образа жизни;

- спортивно-физкультурная деятельность планирование летних спортивно-массовых мероприятий, организация оздоровительного плавания, различных водных процедур и солнечных ванн, дней физкультуры и спорта, спартакиад, спортивных соревнований» и т. д.; организация работы спортивных кружков и секций.

- работа с детским активом — планирование проведения учебы, мероприятий и сборов для актива самоуправления.

- культурно-массовая деятельность — организация посещения социокультурных учреждений, развлекательно-досуговых мероприятий;

- туристско-краеведческая деятельность — планирование проведения туристических и краеведческих мероприятий (походов, экскурсий, турпоездок), организация туристических отрядов, групп, осуществление работы по изучению родного края.

5. Социальное партнерство с заинтересованными организациями и учреждениями — в данном разделе планируется совместная деятельность администрации, педагогических коллективов образовательных и детских летних оздоровительных объединений с предприятиями, хозяйствами, заинтересованными организациями, учреждениями по обеспечению разнопланового, содержательного летнего труда и отдыха учащихся (творческие встречи, заключение договоров, организация проведения совместных летних мероприятий и т.д.);

6. Текущий и итоговый анализ — в этом разделе планируются административные и педагогические мероприятия для осуществления контроля, текущего, промежуточного и итогового анализа хода и проведения летнего отдыха детей (педагогические советы, совещания, планерки, рейды-проверки, диагностика и т.п.).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Примерная программа деятельности социального педагога в период функционирования детского оздоровительного лагеря

Цель: укрепление психофизического здоровья детей во время пребывания в летнем лагере

Задачи:

- оказание помощи в создании благоприятного микроклимата в отрядах, как основного фактора адаптации в условиях лагеря;

- содействие эффективному взаимодействию детей и педагогов;

- содействие снятию эмоционального напряжения;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие рефлексивного сознания детей с учетом их возрастных особенностей;

- развитие социальных эмоций, лидерских способностей;

- приобщение и формирование здорового образа жизни.

Основные направления работы:

- диагностическое;

- консультационное;

- просветительское;

- коррекционно-развивающее;

- профилактическое.

Этапы сопровождения:

1. Подготовительный этап.

Цель: - обучение педагогического персонала;

- разработка программы психологической поддержки всех членов коллектива лагеря.

Содержание работы:

- изучение литературы по данной проблеме;

- подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;

- просвещение педагогов по темам:

«Проблемы адаптации детей в летнем лагере»;

«Психолого-педагогические особенности формирования временного детского коллектива. Учет возрастных особенностей»;

«Метод конгруэнтной коммуникации – как основа эффективного сотрудничества с детьми».



Индивидуальная работа

Цель: помощь детям с низким уровнем адаптации.

Индивидуальная работа проводится по результатам диагностики и наблюдений, заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной помощи:

· консультации (по запросу) очные и заочные «Вы спрашиваете – социальный педагог отвечает»

Тематика:

- общение со сверстниками;

- решение конфликтных ситуаций;

- как справиться с чувством одиночества;

- как найти друга;

- как снять накопившееся напряжение;

- взаимоотношения между мальчиками и девочками;

- страхи и другие вопросы.

· Час психологической разгрузки для детей:

- аутогенная тренировка;

- релаксации;

- медитации;

для педагогов:

- Программа снятия эмоционального напряжения у педагогов.

 

Работа с родителями

- Консультации (по запросам)

- Организация и проведение «Семейного праздника».

1. Этап рефлексии

Цель: подведение итогов работы.

Содержание работы:

- занятие с элементами тренинга «Прощание» с целью получения обратной связи;

- проведение диагностического среза с целью изучения эффективности программы.

Информационно-рекламная деятельность:

«Служба доверия»

Исследовательская работа

Ожидаемые результаты работы летнего оздоровительного лагеря::

- Укрепление здоровья детей

- Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и интересов

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей

Инструкция: на каждый из вопросов дайте ответ «да» или «нет». Над вопросами долго не задумывайтесь.

Вопросы:

1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вам включаться в новые для Вас коллективы?

12.Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли в решении ваших дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31.Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?

37.Верно ли, что у Вас много друзей?

38.Часто ли Вы оказываетесь в центре своих товарищей?

39.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ

Коммуникативные склонности:

(+) Да – 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) Нет – 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности:

(+) Да – 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) Нет – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов:

Подсчитывается число совпадений ответов по ключу, а затем определяется суммарная оценка по каждой шкале. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 10 баллов и указывают на значимость конкретного параметра.


Тест

«Я и мое здоровье»

Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.

Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.

3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

6. Последнее время несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Обработка результатов: за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.

 

Тест «Кто ты?»

Из представленных фигур выбери одну, которая тебе больше понравилась.

             
     

 


Квадрат. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работ, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей жизни. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.

Прямоугольник. Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны.

Круг. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом, стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество. Зигзагам нравится комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Он способен многих увлечь своими идеями.

 


Тест «Вы – лидер?»

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в». Будьте честными, насколько можете!

1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного вечера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо» понять;

в) вас обычно слушают и понимают.

4. Вы затратили на какое-то дело много времени. Но вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите дело, потому что считаете это нужным.

5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при подготовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым участником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую часть работы другим;

б) все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно;

в) распределите отдельные поручения между всеми в соответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…

а) недовольство собой;

б) гнев;

в) стремление продвинуть дело.

10.Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам этого хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было бы, если бы…;

б) обвиняете во всем других;

в) ищете пути для продвижения дела дальше.

Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в».

7 или больше «а» означают, что вам, для того, чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте разобраться, почему. Когда-нибудь в жизни вам наверняка придется быть лидером. Если вы начнете вырабатывать в себе качества, необходимые лидеру, сейчас – это здорово поможет вам в будущем.

 

Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить детей друг с другом; дать возможность детям осознать себя частью одного общества.

Материалы: цветные карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, булавки.

Инструкция: детям предлагается на листках бумаги написать свое имя и нарисовать свой символ. Затем они должны объединиться в пары и попытаться найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены.

Упражнение «Если бы я был бы вожатым то…»

Цель: побудить детей к высказыванию своих мыслей.

Инструкция: каждый по кругу продолжает данную фразу.

Упражнение «Друг к дружке»

Цель: обеспечить возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом.

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Будьте внимательны, когда я крикну: «Друг к дружке!» вам будет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и дотрагиваться друг к другу теми частями тела, которые я буду называть. Итак, «Друг к дружке! Пятка к пятке!»

- правая рука к правой руке,

- нос к носу,

- спина к спине,

- ухо к уху,

- бедро к бедру.

Рефлексия: Каждый по кругу отвечает на вопросы: что понравилось на занятии, что нет? Какое у него настроение?


ПРИЛОЖЕНИЕ М

 

Методические рекомендации по проведению сказкотерапии

 

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Самое сложное для восприятия детей (и взрослых) можно объяснить сказкой, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Главная задача педагога-психолога при проведении сказкотерапии – помочь детям осознать смысл сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он будет более мудрым и созидательным, а его поведение будет адекватным жизненным ситуациям.

Общие закономерности работы со сказками.

Принципы работы со сказками:

1. Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача психолога - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что, на первый взгляд, это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Этого можно достигнуть задавая вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

2. Множественность – понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов. Задача психолога – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача психолога - прорабатывать с детьми сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

Структура занятия по сказокотерапии.

1. Создать настрой на совместную работу. Это могут быть различные ритуалы:

- присесть на сказочный «летающий» ковер, на несколько минут закрыть глаза и представить, что вы летите в страну сказок;

- взяться за руки, улыбнуться друг другу, на счет раз… два… три… в центре круга зажечь «костер улыбок»;

- взяться за руки в кругу и некоторое время смотреть на зажженную свечу.

2. Рассказ или показ сказки детям.

3. Ролевая игра, позволяющая детям приобрести новый опыт.

Проигрывается сюжет сказки или отдельные моменты детьми. Роли дети могут выбирать сами, могут вытаскивать жребий «кто кем будет», если необходим коррекционно-развивающий эффект для определенных детей, то «роли» «назначает» психолог по своему усмотрению.

4. Анализ, обсуждение сказки, проработка сказочных смыслов и связь с реальными жизненными ситуациями.

Возможные вопросы: о чем эта сказка? Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Что приносят поступки героя окружающим? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Какие чувства вызывает эта сказка? Почему герой реагирует именно так?

5. Рефлексия. Каждый проговаривает «Чему научила сказка?» Как он себя чувствовал на занятии?

Психолог подводит итог занятия, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

6. Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Психолог говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились. Эти знания пригодятся в жизни»

 

Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок

Жила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в большой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы было замечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи.

Однажды в воскресное утро вся семья собралась на кухне пить чай. «Ой, я же варенье забыла достать, — сказала мама, — Настенька, сходи возьми в кладовке баночку с вареньем». Застучало у Насти сердечко, но она встала и пошла за вареньем. Подошла Настенька к двери кладовки, сердечко еще громче забилось» А ну никак не хотелось ей дверь открывать, потопталась она возле двери и пошла обратно на кухню. «Нет, мамочка, - тихонько сказала она, - ты лучше сама варенье принеси, а то я не знаю, какое взять...» «Ну, ладно, принесу сама», - ответила мама.

Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку.

Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто вся квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой.

«Какие хорошие у нас хозяева, добрые, заботливые, аккуратные. А маленькая хозяйка - такая милая», - сказал зал. «У меня она часто бывает, она у меня спит, и играет здесь и часто болтает у меня со своими друзьями, — сказала детская комната, - ...а по выходным она сама приводит меня в порядок». «И у меня она часто бывает, — сказала кухня, - часто она втихаря от мамы залезает в буфет и лакомится конфетами, но я не говорю об этом маме». «А знаете, какая смешная она по утрам, такая сонная, - сказала ванная комната, - а когда она купается, то так весело играет с мыльными пузырями, ну просто умиление!». «А по вечерам она часто сидит у меня и смотрит мультфильмы по телевизору», — сказала самая большая комната.

«А ко мне она не заходит и даже не заглядывает», — раздался тихий обиженный голосок. Это сказала маленькая кладовка. «Но почему? — воскликнула ванная. — Ведь у тебя хранится столько всего вкусного!» «А когда наша маленькая хозяйка болела и кашляла, у тебя нашлась для нее баночка меда», - подтвердила кухня. «Наверное, она боится меня, потому что на самых нижних полках у меня хранится много старых, пыльных ненужных вещей, и вообще я темная и невзрачная и у меня нет ничего интересного», — грустно сказала кладовка. « Но вместе со старыми вещами в тебе хранятся их истории: таинственные и загадочные, романтичные и веселые. Не плачь, кладовочка, я уверена, моя хозяйка к тебе заглянет, обязательно заглянет и увидит, что ты совсем не страшная», — воскликнула детская комната. Тут в окно заглянул первый луч света и комнаты замолчали.

Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или правда она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь. Солнечные лучи с кухни проникли в темную маленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым Настиным вареньем.

«Настя, ты что там делаешь? Беги умываться», — раздался голос мамы. «Я еще загляну к тебе», — шепнула Настя и побежала в ванную.

Потом как всегда семья собралась за завтраком. «Сейчас я принесу варенье», — сказала мама. «Сиди, сиди, мамочка, — закричала Настя, — я сама принесу!» Она подбежала к кладовке, распахнула дверцу, и, казалось, все баночки на полках заулыбались ей. «Я теперь часто буду к тебе заглядывать», — прошептала Настя и провела рукой по серой крашеной стене.

Вечером, когда Настя ложилась спать, она оглядела свою комнату, подмигнула ей и тихонько спросила: «Я все правильно сделала?» И ей показалось, что люстра весело качнулась ей в ответ, как бы кивая: «Да».


Принципы формирования временного детского коллектива.

Организация отряда (временного детского коллектива) чаще всего строится на разнообразных принципах. Самый простой и широко распространенный – принцип возраста.

Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным.

Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. В результате может оказаться, что все девочки отряда на голову выше мальчиков, или выявится резкое несоответствие в развитии у девочек одного возраста. При этом одни выглядят и ведут себя взрослее, претендуя на роль более знающих и раскованных, другим же достается роль “закомплексованных”. Полностью избежать “детского неравноправия невозможно”, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей.

Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс” возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но и по “вертикали” (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности “быть братом (сестрой)”, получают опыт “преемственности поколений” – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

Принцип организации детского коллектива – хобби, или увлечение. В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. Это может быть спортивная, танцевальная, юнкоровская смена и др. Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло “зацикливание” и детей и руководителей на одном – “профильном” виде деятельности. Например, спортивный отряд, наряду с тренировками и соревнованиями может участвовать в КВН, конкурсах рисунков, готовить спектакли и многое другое, т.к. разнообразная деятельность позволяет ребенку проявить себя во многих областях, наиболее полно реализовать все свои возможности.

Принцип, на основе которого могут быть объединены дети во временные детские коллективы в летнем оздоровительном лагере – уровень мастерства, степень овладения делом. Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленность. Самое простое деление – на “новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребенка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую – “более опытную”.

Возможны ситуации, когда отряд, коллектив собирается “под человека”. В этом случае возможно столкновение с “дискриминацией” ребенка на основании того, что он не соответствует запросу организатора. Такой принцип максимально субъективен и не должен приводить к дискриминации детей.

Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 264.