I . Анализ финансового состояния.                          
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение                                                                                   Стр.3

I . Анализ финансового состояния.                          

I .1. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Х».  Стр.6

I .2. Место и роль банкротства в Российской экономике. Стр.21

II . Механизм реализации банкротства в современной России.

II .1. Экономическая сущность банкротства.                          Стр.24

II .2.Причины и признаки неплатежеспособности и банкротства российских предприятий.                                                  Стр.30

II.3.Организация финансово-правовых отношений при осуществлении процедуры банкротства.                                          Стр.36

II.4.Финансовое состояние легкой промышленности Ростовской области.                                                            Стр.45

III . Меры по финансовому оздоровлению российских предприятий и роль банкротства в экономическом процессе.                  

III .1. Государственная стратегия финансового оздоровления предприятий.                                                                    Стр.49

III .2.Внутрихозяйственные резервы предотвращения банкротства на предприятии ОАО «Х».                           Стр.60

Заключение                                                                         Стр.68 Список использованной литературы.                                  Стр.75

 

Введение

 

Складывающаяся рыночная система хозяйствования обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения экономики предприятия, нового подхода к месту и роли последнего в развитии общественного производства. Известно, что в период перехода к рынку возникают и развиваются принципиально новые организационно – правовые формы предприятий, новые экономические отношения с государством, новые хозяйственные отношения с поставщиками сырья и оборудования, с торговлей и т.д.

В ходе ведения экономики предприятия постоянно возникают вопросы, требующие решения: как должна работать экономика предприятия и от чего зависит эффективность ее ведения; как работать с поставщиками и потребителями; в каких случаях необходима ориентация на оптовую торговлю, а в каких – на розничную; нужно ли привлекать посредника для реализации своей продукции; как стимулировать высокопроизводительный труд; что и какие факторы определяют успех в конкурентной борьбе; какова должна быть система управления производством, сбытом и т.д.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Набирающие силу рыночные механизмы ставят предприятия в принципиально новые отношения с государством (бюджетом), с хозяйственными партнерами и наемными работниками. Наряду с предоставленными экономическими свободами в осуществлении деятельности предприятий устанавливается и новые экономико-правовые регуляторы.

 Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую сферу, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.

Принцип ответственности за результаты своей финансово – хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия. Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами. Но их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям. В развитых странах уже выработана система контроля, диагностики и защиты предприятий от банкротства.

Западный опыт имеет большое значение для России, но необходимо учитывать, что это опыт управления в принципиально иных условиях.

Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщение результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейшие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех сфер его отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы – далеко не полный перечень проблем, которые предстоит решать нашей стране. Негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики, возникшие на первом этапе российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Цель данной дипломной работы – проанализировать финансовое состояние предприятия, проблемы банкротства российских предприятий, причины возникновения неплатежеспособности.

Проанализировать финансовое состояние предприятия ОАО «Х», определить финансовое положение, выявить изменения в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе, выявить основные факторы, вызывающие изменения в финансовом состоянии. Прогнозировать основные тенденции финансового состояния.

Определить роль и место банкротства в рыночной экономике. Выявить механизм вступления предприятия, осуществляющего коммерческую деятельность в денежные отношения с налоговыми органами, банками, поставщиками и потребителями и т.д.

Предложить меры по финансовому оздоровлению предприятия. Рассмотреть цель антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства. В работе использовались данные бухгалтерской отчетности действующего предприятия ОАО «Х». Данное предприятие работает в сфере легкой промышленности. Ему характерен весь спектр финансовых проблем. На базе этого предприятия в работе был проведен анализ финансовой устойчивости, а также рассмотрены пути возможного финансового оздоровления предприятий данной отрасли.

 

Таблица 2.4 Анализ ликвидности баланса

Абсолютно

Ликвидный баланс

Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую систему экономики западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности, особенно черной металлургии, тяжелого машиностроения, а также добывающих отраслей, строительства, сельского хозяйства и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др. характер технологий, техническое строение основных фондов и технологический уровень основных средств производства в России и развитых странах настолько различаются, что сравнения становятся бессмысленными, поскольку западные страны и США с начала 1970-х гг. осуществили технологические революции, масштабы и темпы влияния которых пошли дальше самых оптимистических прогнозов 70-х годов, а Россия даже не начинала их.

Структурной перестройке западных стран с развитой рыночной экономикой во многом способствовал кризис начала 70-х годов, так как во время кризиса погибают прежде всего нежизнеспособные, слабые предприятия. Кризисы как составная часть промышленных циклов во многом способствуют обновлению основного капитала, совершенствованию технологий. В этом же направлении действует и спад производства в России, начавшийся в конце 80-х – начале 90-х гг. Однако кризис в России имеет такие существенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке государственной программы, направленной на принципиальные изменения социальных, технологических, межотраслевых, территориальных пропорций:

- структурная перестройка проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотиваций к труду, и, самое главное, в условиях социально-экономической и политической нестабильности в обществе;

- рыночные отношения только начинают возникать, они крайне не развиты и соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад;

- преобладание в России крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка.

Устаревшие производственные мощности (средний срок службы которых около 20 лет), огромные монополизированные государственные предприятия, неразвитая оптовая торговля и телекоммуникационная система, инфраструктура рынка – все это порождает серьезные трудности для осуществления структурной перестройки.

Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инвестиционной политике, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.

Решение проблемы структурной перестройки как основной цели антикризисной государственной инвестиционной стратегии непосредственно связано с программой поддержки малого предпринимательства, которые направлены на создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающий его эффективный рост. Программа предусматривает:

а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

б) совершенствование системы финансовой поддержки;

в) создание системы информационного обеспечения;

г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

е) производственно-техническую поддержку.

Мероприятия по поддержке малого предпринимательства создают условия для более быстрого и менее болезненного развития рынка в России, действия рыночных механизмов, в том числе конкуренции.

Структурная перестройка промышленного производства и развитие малого предпринимательства во многом взаимосвязаны, взаимообусловлены; успешное развитие одного из направлений государственной антикризисной политики, несомненно, будет способствовать успешной реализации и другого направления.

Рассматривая банкротство в качестве инструмента институциональных преобразований Правительство РФ предусматривает комплекс мер по совершенствованию действующей законодательной базы. Одновременно с усовершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных предприятий из числа действующих с использованием механизмов законодательства, будет осуществляться санация предприятий.

Особое внимание со стороны государства уделяется активной подготовке и поддержке деятельности профессиональных антикризисных управляющих, в т.ч. конкурсных и арбитражных менеджеров.

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

· восстановление платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;

· финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.

Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:

· финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

· возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;

· финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

· финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в уставном капитале предприятия.

Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на возвратной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) – с другой.

Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:

· наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;

· наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.1993 г. № 2284;

· безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;

· наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;

· наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.

Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

Органами, осуществляющими от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:

Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ;

федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом).

В случае если установлено не целевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступлений средств, а также невозможность достижения поставленной цели, Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий.

Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние производства на всех этапах промышленного цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени.

Известный русский экономист конца 19 – начала 20 века В. Твердохлебов утверждал, что налоги должны в первую очередь служить целым развития производства. «Развитие производительных сил, - писал он, - вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всей податной системы…»[2] Мысль В. Твердохлебова творчески развил отечественный специалист по теории налогов А. Соколов. Он писал, что «налоги должны содействовать или, по крайней мере, не противодействовать абсолютному и относительному росту чистого национального продукта».[3]

К сожалению, экономические реформы в России начали проводиться в условиях тяжелого системного кризиса. В этой связи политики, ученые и практические работники налоговой сферы, хорошо зная общие основы построения налоговой системы, сразу столкнулись с проблемой пополнения дефицитного бюджета. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса срока платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодательство с упором на фискальную функцию налогов. При этом виду крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку бюджетных расходов ниже необходимого минимального уровня, тяжесть налогового бремени для большинства российских предприятий оказалась непосильной. Взимаемые налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, зачастую изымают у предприятия не только весь чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу будущего поступления налоговых платежей.

Хорошо известно, что в России общая сумма обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды превышает по отношению к прибыли 100%, хотя ставка собственно налога на прибыль находится на достаточно умеренном уровне – 24%. Для сравнения следует сказать, что в отдельных развитых мира уровень ставки налога на прибыль выше, чем у нас, однако изменение этих ставок правительствами соответствующих стран имеют четкую тенденцию к снижению.

Неплатежеспособность большинства российских предприятий, конечно, вызвана не налоговой системой. В основе их тяжелого финансового положения лежит обвальная утрата собственных оборотных средств в период либерализации цен. Но действующий в России порядок налогообложения предприятий тем и не совершенен, что он не учитывает реальную способность налогоплательщика вносить в бюджет суммы, предусмотренные законодательством. Например, начисления на фонд заработной платы до последнего времени (до введения в действие единого социального налога) в совокупности могли превышать 40% его величины, что совершенно неприемлемо с точки зрения уровня затрат. В данном случае обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды делают продукцию российских предприятий неконкурентоспособной.

На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными, однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, а главное причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям. Не случайно Указом Президента РФ от 19.01.1996 г. № 65 «О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.» разрешено предоставлять отсрочку уплаты задолженности по налогам, штрафам и пеням, образовавшейся до 1 января 1996 г., предприятиям и организациям, полностью и своевременно выплачивающим текущие платежи.

В 2000 году Администрацией Ростовской области и некоторыми предприятиями промышленного сектора было заключено соглашение по льготному налогообложению предприятий, находящихся в трудном финансовом положении. ОАО «Х» входит в число этих предприятий.

В 2000 году Администрацией Ростовской области также было разрешено погашать долги прошлых лет по отчислениям во внебюджетные фонды в счет зачета изготовленной товарной продукции для бюджетных организаций области. Изготовление мягкого инвентаря для социальных приютов, домов престарелых и больниц позволило ОАО «Х» в 2000 году сократить долг пенсионному фонду на 300 тыс. руб. 

Такой подход свидетельствует о приближении государственной налоговой политики к интересам и реальным возможностям предприятий-налогоплательщиков.

Вместе с тем, данные изменения практически не коснулись собственно налогового законодательства. На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь некоторые косвенные положения, трактовка которых позволяет рассматривать их в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности. К таким положениям относятся:

· разрешение исчислять сумму причитающихся к уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль исходя из фактических цен реализации в случае невозможности реализовывать продукцию, работы, услуги по ценам выше себестоимости. Это положение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, продукция которых не приносит им достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом;

· разрешение направлять на покрытие убытка (в течении 5 лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более, чем на 50%. Кроме того, предварительным условием для применения этой льготы является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов;

· освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов.

Последняя льгота имеет отношение к неплатежеспособным предприятиям в связи с тем, что они, как правило, остро нуждаются в инвестициях. Подавляющее большинство предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, пришло к такому состоянию из-за невозможности обновлять производственный аппарат, результатом чего явились высокая себестоимость и низкое качество выпускаемой продукции. Для выхода из финансового кризиса этим предприятиям так или иначе нужно менять организацию производства, осуществлять инвестиции в свою компанию это совершенно не зависит от того, какая форма антикризисного воздействия будет применена к той или иной компании. Ведь даже ликвидация предприятия далеко не всегда предполагает его полное физическое уничтожение и чаще всего сводится к перемене собственника с последующим организационно-техническим преобразованием. Следовательно, новый владелец так же, как и прежний, встает перед проблемой инвестирования.

Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система налоговых льгот.

Сегодняшние льготы, предоставляемые инвесторам, включают в себя:

а) освобождение от уплаты НДС предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам, и прошедших регистрацию в установленном порядке;

б) освобождение от всех видов налогов:

1) средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных торгов;

2) средств, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации;

в) освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.

При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не может быть значительным.

Прежде всего, эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. Ведь по существу льготы по средствам, переданным ему в результате инвестиционного конкурса, есть ни что иное, как исправление глубокой деформации самого налогового законодательства. Последнее рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами.

По мнению профессора С.В. Беляева, реальная налоговая льгота для инвесторов могла бы заключаться в полном освобождении от налогов всех их инвестиций, осуществляемых в приватизированные предприятия.[4]

 

 

Коментарий к Федеральному Закону № 127 ФЗ «О несостоятельности»

Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г. № 13-р «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» // Экономика и жизнь, 2001, 22 мая, с.11.

Содержание

Введение                                                                                   Стр.3

I . Анализ финансового состояния.                          

Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.