Одной из характерных особенностей развития Италии являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми и отсталыми южными районами.
Существование слаборазвитых районов свойственны многим капиталистическим странам. Однако в силу ряда причин проблема региональных диспропорций в Италии значительно серьезнее , чем в других капиталистических странах.
Следует отметить ,что все послевоенные годы между Севером и Югом сохранялись значительные различия в уровне дохода на душу населения.
В конце 70-х годов этот показатель в Южной Италии был на 43,4% ниже, чем в Северной(в начале 50-х годов разница составляла 50%).
Роль и место Юга в национальной экономике в послевоенный период нельзя определить однозначно. Преобладание сельского хозяйства в экономике Юга ,сохранение в нем даже после аграрной реформы 1950 г. феодальных пережитков, низкий уровень производительности труда во всех сферах хозяйства, социальная и культурная отсталость населения создавали серьезные препятствия для органического включения южных районов в систему капиталистических отношений, сужали внутренний рынок.
В некоторых отношениях социально-экономическая отсталость Юга, обусловившая наличие огромной армии свободных рук, в течение длительного времени являлась одним из решающих факторов ,позволивших Италии к концу 50- х годов, период так называемого экономического чуда, достичь небывало высоких в истории страны темпов экономического роста. Постоянный приток дешевой рабочей силы ,главным образом из южных районов , давал возможность итальянским предпринимателям с успехом конкурировать на международных рынках . Кроме того , переводы от эмигрантов, выехавших с Юга, служили одним из основных источников валютных поступлений в Италию
Они использовались для покрытия дефицита платежного баланса и сыграли немаловажную роль в укреплении экономики после войны.
Началом более или менее широкой и последовательной государственной политики в отношении южных районов можно считать 1950 г., когда была создана Касса Юга- государственный фонд долговременного, специального и чрезвычайного финансирования развития этих районов. С 1950 г. значительная часть государственных инвестиций в Южную Италию идет через эту организацию. Собственно говоря , в послевоенные годы именно Касса Юга ,система государственных участий, кредитные учреждения лежали в основе всей деятельности правительства, пытавшегося приспособить эти инструменты своей политики в отсталых районах к изменениям в развитии экономики всей страны.
Значительные инвестиции направлялись в развитие сельского хозяйства и инфраструктуры, а с конца указанного десятилетия увеличились капиталовложения в промышленность. Однако еще в середине 50-х годов ряд буржуазных экономистов и политических деятелей начали отдавать себе отчет в несостоятельности концепции “автономного развития” южных районов. В 1956 г. появился “план Ванони”, который поставил в качестве одного из важнейших условий ускорения развития экономики Юга включение ее в общую экономическую систему Италии.
Было разработано несколько программ ,и в каждой из них проблеме Юга отводилось одно из центральных мест. Три программы получили названия по именам своих создателей : “план Сарачено”, “план Джолитти” и “план Пьераччини”. Затем “левым центром” было представлено еще два документа: в апреле 1969Г.-“проект 80”- предварительный доклад к национальной экономической программе; в январе 1970 г.- проект второй национальной программы развития на 1971-1975гг. В них была сделана попытка проанализировать экономическое и социальное развитие страны в 60-х годах и определить основные тенденции развития на 70-е годы.
Из всех перечисленных документов только один –первая национальная программа развития экономики на 1960-1970 гг. ( “план Пьераччини”)- был утвержден правительством. По мнению авторов этой программы, проблема Юга могла быть решена за счет территориального перераспределения производственных мощностей. В указанные годы предполагалось направить на развитие Юга 40% всех капиталовложений ,что должно было привести к росту производительности труда и сокращению разрыва между Севером и Югом по этому показателю.» Кроме того, предполагалось создать на Юге не менее 590 тыс. новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе ( в целом по Италии-1400 тыс.). Ни та ,ни другая цель достигнуты не были. По уровню производительности труда разрыв не только сократился , но даже увеличился. Что касается занятости ,то вместо общего ее увеличения на 240 тыс. она сократилась на Юге на 144 тыс., а в несельскохозяйственных отраслях выросла в 2 раза меньше, чем предполагалось.»[4]
70-е годы в Италии были насыщены многообразными и порой драматическими событиями: экономические и социально-политические кризисы , бесконечная смена правительств ,волна терроризма -вот некоторые из них. Однако указанное десятилетие не внесло практически ничего нового в методы ,используемые правительством для решения проблемы Юга. Так же как и в предыдущие 20 лет , государственная деятельность в южных районах осуществлялась в первую очередь через Кассу Юга ,предприятия со смешанным участием и кредитные учреждения.
Естественно, что трудности экономического положения в стране сказались на постановке проблемы Юга. Во-первых ,кризис ставил перед правительством задачу проведения срочных мер по улучшению экономического положения страны. Это объективно приводило к тому , что проблема Юга ,для решения которой краткосрочные меры не годились, оказывалась отодвинутой на второй план.
Во- вторых , в после кризисный период в какой-то мере ослабел нажим трудящихся на правительство. На первый план выдвинулись вопросы заработной платы и сохранения рабочих мест.
Основная роль развития Юга по-прежнему принадлежала Кассе. Учитывая опыт двух с половиной предшествующих десятилетий, а также уроки кризиса 1974-1975 гг., руководство Кассы попыталось теснее увязать отдельные направления ее деятельности. В качестве одной из основных задач в программе указывалось увеличение занятости .С каждым годом эта проблема делается в Италии все более острой. Население почти полностью(на 90%) увеличивается за счет Юга.
Но финансовые трудности не позволяют увеличивать численность занятых в государственных административных органах , а ведь в прошлом именно государственный аппарат обеспечивал немногим менее половины прироста занятости во всей сфере услуг.
Что касается промышленности , то медленный прирост занятости в отрасли объясняется просто. Львиная доля промышленных капиталовложений на Юге идет в металлургическую, химическую и нефтеперерабатывающую промышленность, т.е. капиталоемкие отрасли . Для создания одного рабочего места в них требуется 100-200 млн. лир, тогда как во многих других отраслях, в том числе в машиностроении и электронике,-10-20 млн. лир. Очевидно , что нельзя отрицать необходимость научно-технического прогресса и призывать к строительству мелких предприятий с отсталой технологией. Однако и среди современных отраслей промышленности можно выбрать такие, развитие которых на Юге потребует большого числа рабочих рук (электроника, электронное машиностроение, самолетостроение, фармацевтика и т.д. ). В этой связи встает задача сделать действенным тот комплекс мер, который мог бы гарантировать расширение спроса на рабочую силу на Юге.
Кроме того, новая программа действий Кассы Юга предусматривала ускоренное развитие в южных районах экспортных отраслей, а также преодоление диспропорций в развитии самих этих районов. Это может быть достигнуто за счет увеличения интенсивности сельского хозяйства на Юге путем укрепления его связи с отраслями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, и за счет развития “новых отраслей”.
Важным нововведением был принцип постоянной координации всех типов вмешательства в развитие Юга -чрезвычайного и нечрезвычайного ( предприятия со смешанным участием), а также согласование деятельности и местных правительств на основе годовых программ.
Хотя экономическое развитие Италии после кризиса 1974-1975 гг. было весьма неравномерным , антикризисные мероприятия и возобновление промышленного роста привели к некоторому улучшению общего экономического положения в стране. Это позволило вернуться к вопросу о разработке программы развития экономики Италии. Летом 1978 г. министр казначейства Ф. М. Пандольфи представил на рассмотрение общественности трехлетний план на 1979-1981 гг.
«В “плане Пандольфи ”поставлены три основные задачи:
1. постепенное понижение уровня инфляции и доведение его к 1981 г. до 8% ( т.е. до среднего уровня страны ЕЭС);
2. увеличение темпов экономического роста с 2% в 1978 г. до 4,5% в 1979 г. и 4% в последующие два года;»[5]
3. достижение равновесия платежного баланса.
Центральным и наиболее важным моментом в плане “плане Пандольфи” был поиск рационального использования инвестиций для обеспечения роста занятости и радикального решения проблемы Юга. Как и в предыдущих программах, главным инструментом вмешательства в развитие Юга оставалась Касса. Общая сумма ее затрат должна была составить на 1979-1981 гг. 12375 млрд. лир.
Однако ,несмотря на то что все политические силы страны одобрили общие принципы трехлетнего плана , вследствие затянувшегося политического кризиса он был положен под сукно.
Подводя итог сказанному , отметим, что в послевоенные годы итальянское правительство вложило в развитие южных районов огромные средства. Это способствовало определенному подъему экономики, но далеко не в тех масштабах , на которые рассчитывали буржуазные экономисты и государственные деятели. Безусловно , сегодня южная Италия уже не та, что 20 или 30 лет назад. Здесь развивается тяжелая индустрия , выросла численность рабочего класса и, что особенно важно , сформировались его передовые отряды в ключевых отраслях промышленности, прежде всего в металлургии и машиностроении. Но государственное вмешательство усилило неоднородность социальной и экономической структуры Юга. В целом Юг по сей день остается регионом . где с особой остротой проявляются все присущие итальянскому капитализму противоречия.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 244.