Результаты методики семейного взаимоотношения детей и взрослых в быту.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В семье 01 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 02 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 03 взаимоотношения адекватные, позитивные (8 б).

В семье 04 взаимоотношений позитивные (7 б).

В семье 05 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 06 взаимоотношения носят неустойчивый характер (4 б).

В семье 07 взаимоотношений позитивные (7 б).

В семье 08 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные (9).

В семье 10 взаимоотношения носят негативный характер (1 б).

В семье 11 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 12 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 13 взаимоотношения стабильные, позитивные (9 б).

В семье 14 взаимоотношения неустойчивые (5 б).

В семье 15 взаимоотношений позитивные (общая сумма 7 б).

 



ПРИЛОЖЕНИЕ Л

 

Социально-педагогическая помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание.

Цель социально-педагогической помощи: формирование и коррекция супружеских взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание, снятие эмоционального дискомфорта.

Задачи:

По отношению к детям:

1. Коррекция и развитие личности подростка, снижение внутриличностных противоречий.

2. Увеличить уверенность в себе и поднять самооценку, предоставить подросткам возможность быть услышанным

3. Увеличить доверие детей к родителям и уверенность в них.

4. Обеспечить существование атмосферы открытости и близости в семейных отношениях

По отношению к родителям:

1. Оказать помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений.

2. Улучшить понимание закономерностей развития детей.

3. Углубить понимание собственного ребенка

4. Помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми

5. Увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях.

6. Усилить чувство тепла и доверия к детям

Форма коррекции: групповая.

Предмет коррекционной программы: влияние супружеских взаимоотношений в семье на семейное воспитание.

Объект коррекционной программы: полные семьи МОУ "Новогеоргиевской СОШ", Шимановского района.

Коррекционная программа проводится как игровое занятие для учеников и их родителей, состав группы 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов. Длительность занятия 50 минут; на таком "игровом уроке" могут использоваться 4– 5 игр. Частота игровых занятий – 2 раза в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 блок: Диагностический.

Цель: Изучение с помощью социально-педагогической диагностики супружеских взаимоотношений и их влияние на семейное воспитание.

Первая группа методов направлена на изучение супружеских взаимоотношений со стороны ребёнка в семье. Для определения влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, нами были использованы следующие методы исследования для подростков:

- тестирование: 1. Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка /15, с.333/. 2.Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.

Вторая группа методов направлена на выявление супружеских отношений со стороны супругов. В ходе исследования супругов нами были использованы следующие методы:

- беседа;

-анкетирование;

-тестирование: 1. Тест супружеских отношений; Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС).

Данные методики просты в применении, а также позволяют выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.

2 блок: Установочный.

Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сферы супругов и их детей.

Задачи:

Пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств.

Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

Снижение эмоциональной нестабильности, повышение эмоционального фона.

ЗАНЯТИЕ

(проводится с супругами и детьми)

Упражнение "Какой я?"

Участники должны назвать свои положительные и отрицательные качества. Все качества обсуждаются отдельно с каждым учеником. Задача педагога – выделять хорошие качества, а плохие качества преобразовывать в хорошие. Можно провести беседу как положительные качества влияют на учебный процесс.

Упражнение "Я горжусь"

Игроки закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: "Я горжусь, что я …". После того как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно "дописать" это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

Упражнение "Пиктограмма".

Цель: научить участников обозначать предметы символами и значками, снять эмоциональное напряжение.

Участники зашифровывают (зарисовывают) в символах, значках любую сказку, а затем рассказывает её по своим записям.

Упражнение "Закорючка".

Каждый играющий поочередно рисует на общем листе бумаги закорючку, завиток. Таким образом, получается образ.

2 ЗАНЯТИЕ

Упражнение "Хоровод".

Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят в глаза друг другу, улыбаются.

Упражнение "Баба Яга".

Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Ведущий просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых (мамы, папы, бабушки, учителя), когда они сердятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: улыбаетесь, дерётесь, боитесь? (Разыгрывают 2-3 сценки).

Спортивные игры.

Упражнение "Дракон кусает свой хвост".

Играющие стоят друг за другом, держа за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает хвост, то следующий раз на роль головы другого назначается другой ребёнок.

Упражнение "Белые медведи".

Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: "Медведи идут на охоту" они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Когда переловят всех, игра кончается.

3 ЗАНЯТИЕ.

Упражнение "Знатоки чувств"

Участники делятся на две команды. Команды располагаются по кругу. Задача, поставленная ведущим, такова: поочерёдно называть эмоции или чувства, которые может пережить человек. Этот конкурс может быть организован по-разному. Если в каждой команде равное число игроков, то какую-либо эмоцию должен назвать каждый член команды, затем ход передаётся другой команде. Если число игроков в командах неравно можно ребятам называть по одной эмоции от каждой команды. Ведущий может все названные эмоции фиксировать на классной доске.

Упражнение "Объясняю - понимай".

Каждая команда задумывает какое-либо слово, связанное с эмоциональной сферой. Это может быть название какого-либо переживания, а может быть понятие, означающее форму переживаний, например, "стресс", "аффект" или "страсть". Нужно объяснить соперникам, что означает это слово, раскрыть его содержание, но само слово при этом не называть. Соперники должны определить слово. В этом конкурсе ведущему следует оценивать не только ответы, но и сами задания – определения соответствующих слов: они должны быть ясными, полными, конкретными.

Упражнение "Передача чувств".

Команды выстраиваются в колонны. Необходимо заранее приготовить карточки с названиями эмоций. Примерный набор: "радость", "вина", "обида", "грусть", "удивление", "интерес", "гнев", "спокойствие", "отвращение", "страх", "презрение", "стыд", "горе".

Процедура "передачи чувств" состоит в следующем: участники, оказавшиеся в колоннах последними, поворачиваются к ведущему и вытягивают из стопки карточек с названиями эмоций по одной карточке. Поразмышляв требуемое время над тем, как можно невербально изобразить указанную в карточке эмоцию, они дотрагиваются до плеча стоящего перед ним участника; он оборачивается и наблюдает за мимикой и пантомимой первого игрока; далее эмоция невербально передаётся по цепочке. Когда эта "эмоциональная информация" достигнет впереди стоящего игрока, он быстро возвращается в хвост колонны. После того как все "правофланговые" окажутся в конце колонны, ведущий предлагает каждому из них изобразить эмоцию, которую они получили, а затем назвать её. Ответ сопоставляется с надписью на карточке.

При подведении итогов конкурса учитывается и скорость "передачи" эмоции по цепочке, и правильность её определения.

Упражнение "Чувства животных".

Необходимо каждой команде выдвинуть тройку игроков. В тройках участники договариваются, кто станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Только тут они получают инструкцию ведущего касательно собственно задания. Первый игрок должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. После этого они "на ушко" сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пойти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Соперникам нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает. В этом конкурсе оценивается качество исполнения.

3 блок: Коррекционный.

Цель: Коррекция формирования супружеских взаимоотношений и их влияние на воспитание ребенка.

Занятия с супругами:

4 ЗАНЯТИЕ

Упражнение: "Ребенок и коллективная мама".

Цели: определение родительских воздействий на ребенка, осознание влияния ребенка на чувства родителя, осознание жизненного пространства ребенка.

Ролевая игра.

Содержание: Одному участнику группы предлагается побыть "ребенком" и попробовать ощутить давление родительских воздействий. Остальные участники группы выступают в роли "коллективной мамы", которая осуществляет определенные родительские воздействия на ребенка, определяет его жизненное пространство, решает что можно, чего нельзя. В случае запретов используются ленточки. В зависимости от запретов лентами завязываются руки, ноги, уши. Когда "ребенок" весь перевязан, родителям предлагается оценить адекватность родительских воздействий.

После этого идет обсуждение и делаются основные выводы участников.

Вопросы:

* Как "ребенку" быть естественным в "завязанном" состоянии?

* Какие последствия могут быть в результате продемонстрированных воздействий для ребенка, родителя, для семьи?

* Какова роль родительских запретов?

Упражнение "Совместное рисование семейного счастья".

Каждый участник рисует не доминантной рукой, с закрытыми глазами свое представление о счастье. После этого все вместе складывают фрагменты в целостную картину и обсуждают.

Терапевтические занятия

5 ЗАНЯТИЕ "КОНФЛИКТЫ".

Коррекционные задачи: раскрепощение, объединение участников в группу; актуализация негативного опыта общения с детьми; формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.

1 – Игра "Скажи другому комплимент".

2 – Беседа о конфликтах с детьми.

3 – Игра "Как поступят родители?" (проигрывание возможных вариантов негативного решения конфликтной ситуации).

4 – Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением.

"ГРУСТНЫЙ – РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ".

Коррекционные задачи: раскрепощение, объединение участников в группу; актуализация негативного позитивного опыта общения с детьми; развитие саморефлексии.

1 – Игра "Продолжение фразы".

2 – Игра "Одна минута на разговор".

3 – Этюд-беседа "Самый грустный день с моим ребёнком".

4 – Этюд-беседа "Самый весёлый день с моим ребёнком".

5 – Игровые тесты на умение общаться.

6 ЗАНЯТИЕ "НАСТРОЕНИЯ".

Коррекционные задачи: объединение участников в группу; развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов).

1 – Игра "Продолжение фразы".

2 – Беседа о настроении детей.

3 – Практическое групповое упражнение: каждый рисует настроение (брови, нос, рот, овал) и передаёт другому для отгадывания.

4 – Изображение настроения мимикой (используются рисунки)..

7 ЗАНЯТИЕ "ОБРАЗ ОТЦА И МАТЕРИ".

Коррекционные задачи: объединение, раскрепощение участников группы; переформирование родительских стереотипов; развитие адекватного восприятия родительской роли; ознакомление с детскими играми.

1 – Игра "Продолжи фигуру".

2 – Этюд-беседа "Идеальные мать и отец".

3 – Этюд-беседа "Плохие мать и отец".

4 – Разговор о себе как о матери, об отце.

8 ЗАНЯТИЕ "СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ".

Коррекционные задачи: развитие взаимопонимания с использованием невербальных средств общения (мимики, пантомимики, жестов); формирование позитивных образов общения в семье; ознакомление с детскими играми.

1 – Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем".

2 – Беседа на тему "Досуг в семье и в гостях".

3 – Ролевое исполнение ярких образов.

4 – Лекторий. Тема "Знакомство с играми, способствующими эмоциональному сближению".

9 ЗАНЯТИЕ "НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ".

Коррекционные задачи: развитие невербальных средств общения; развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей; развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания; ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.

1 – Этюды: "Дерево", "Бельё на верёвке", "Памятник", "Резиновый мяч", "Резиновая игрушка", "Бросание мяча", "Бросание снега", "Бросание печёной картошки".

2 – Дискуссия на тему "Наказания и поощрения ребёнка".

3 – Игра "Суд" (упражнение для группового тренинга).

10 ЗАНЯТИЕ "ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ".

Коррекционные задачи: развитие саморефлексии; развитие адекватного восприятия домашних обязанностей; развитие умений распределять домашние обязанности между всеми членами семьи; ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.

1 – Игровые тесты на определение черт характера.

2 – Дискуссия на тему "Домашние обязанности".

3 – Проигрывание негативных и позитивных образов.

11 ЗАНЯТИЕ "РОДНЫЕ ТРУДНОСТИ".

Коррекционные задачи: развитие взаимопонимания; развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.

1 – Игра "Чувство другого".

2 – Дискуссия на тему "Как я отношусь к трудностям другого члена семьи (жены, мужа, детей)".

3 – Игра "Почётный гость" (упражнение для тренинга общения).

4 – Лекторий. Тема "Домашний театр, его ценность для позитивного внутрисемейного общения".

12 ЗАНЯТИЕ "НАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ"

Упражнение "Тет-а-тет"

Соберитесь вместе с женой (мужем), сядьте близко, касаясь коленей и сохраняя контакт глаз. Посмотрите, как долго вы сможете говорить о себе и о своих взаимоотношениях, а не о третьих лицах или дополнительных темах.

Упражнение "Умеете ли вы слушать других"

Необходимо попросить одного из супругов вспомнить содержание своего последнего разговора с супругом (это должен быть такой разговор, в котором отчетливо проявилось недопонимание супругов) и в связи с этим ответить на следующие вопросы:

· О чем был этот разговор, каково его содержание?

· Что попытался объяснить и доказать вам, в чем пытался убедить вас супруг в этом разговоре?

· Как он это делал?

· О чем он говорил в начале и в конце разговора?

· Какие аргументы он использовал для доказательства своей правоты?

· Какие чувства испытывал ваш супруг, разговаривая с вами?

· Почему он считал себя правым в этом разговоре и не соглашался с вами?

Если участник затрудняется ответить хотя бы на один из этих вопросов, то это означает, что он плохо умеет слушать своего супруга (супругу), и чем больше подобных вопросов вызывают у него затруднения, тем хуже развито у него умение слушать других людей.

В заключение разговора следует предложить участникам в течение одной – двух недель во время бесед со своей супругой (супругом) тщательно контролировать себя, процесс своего слушания, ориентируясь на сформулированные выше вопросы. Как только участник научится быстро, легко и точно отвечать на сформулированные выше вопросы, это будет означать, что его умение слушать уже сформировалось.

Занятия с детьми

1 ЗАНЯТИЕ Игры для релаксации

1.Игра "ДОЖДЬ В ЛЕСУ"

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом – они "превращаются" в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. "В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни".

2. Игра "ПОДСНЕЖНИК"

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).

Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растёт, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают).

Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).

Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). "Это я – первый весенний цветок и зовут меня подснежник", - кивает он всем головой.

Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся всё ниже и ниже и совсем лёг на проталину (дети ложатся на ковёр).

Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывёт и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка, дети лежат на ковре и "путешествуют" с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывёт в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).

3. Игра "ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ"

Цель: развитие взаимопомощи

Каждая семья получает "волшебные картинки", которые постоянно рассыпаются и "ломаются" (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. "Фанты" платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание небольшого объёма). В конце игры "фанты" выкупаются (исполняются песни, стихи и др.).

Игра "НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК"

Цель: развитие зрительного внимания

"На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика". Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт лепестки семи цветов(красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

2 ЗАНЯТИЕ

1 Игра "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"

Цель: развитие децентрации внимания, нравственных качеств личности.

Каждая семейная команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

3 Игра "УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ"

Цель: объединение, раскрепощение

Ведущий игры придумывает слово (количество слов равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги. Далее игра продолжается так же, как и игры "Продолжение фразы", "Продолжи фигуру".

 

3 ЗАНЯТИЕ "Театрализованные игры"

Цель: Развитие положительных эмоций, творческой активности, коррекция детско-родительских отношений

1. Игра-сказка "О РЫБАКЕ И РЫБКЕ"

Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или кратко пересказывает эту сказку. Дети выбирают роли старика, старухи, золотой рыбки. Остальные дети держатся за руки, изображая море (поднимают и опускают сцепленные руки). Можно использовать музыкальный фон – морские звуки. Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или переделать её.

2. Игра-сказка "ТРИ ПОРОСЁНКА"

Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют действия героев (мимикой, пантомимикой, интонацией). Можно распределить роли между детьми, использовать маски.

4 ЗАНЯТИЕ

Соревновательные игры

1. Игра "ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК"

Цель: сплочение родителей и детей

Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, - "поросята" прячутся в свои домики. Но им очень хочется погулять, побегать, порезвиться и похрюкать. По сигналу взрослого (музыка, бубён и др.) "поросята" выбегают и веселятся. Но наступает вечер, пора возвращаться домой. По сигналу взрослого дети спешат в свои "домики".

Пока "поросята" играли, ветер унёс чей-то соломенный домик (взрослый незаметно убирает один стульчик в процессе детского веселья). Но шустрый "поросёнок" занимает домик своего соседа, и кто-то остается без домика. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один самый шустрый "поросёнок".

2.Игра "АПЕЛЬСИН"

Цель: развитие взаимопомощи, эмпатии

Участники игры делятся на две команды. Первый игрок в каждой команде держит апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин своему товарищу. Дети начинают играть по сигналу ведущего. Побеждает та команда, которая быстрее вернёт апельсин первому игроку.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие умения общения с детьми

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– будьте терпимы и внимательны к своему ребенку;

– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребёнка.

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия".

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: "Ты самый любимый", "Мы любим, понимаем, надеемся на тебя", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: "Саша, Сашенька, сын, сынок…".

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Рекомендации для поддержания благоприятных супружеских взаимоотношений.

1. Супружеские взаимоотношения должны отличаться высокой степенью взаимопонимания, уважения и взаимопомощи, способствовать решению возникающих перед мужем и женой в быту и на работе трудностей и проблем.

2.Достоинстов одного супруга должно не унижать, а поддерживать достоинство другого.

3. Для того чтобы ваши взаимоотношения и общение не стали губительными для вашей семьи, необходимо быть хорошо информированными друг о друге.

4. Говорите друг с другом. Делитесь впечатлениями, интересуйтесь работой другого супруга.

5. Будьте всегда корректны в вашем общении. Почаще хвалите друг друга и избегайте проявлений негативизма в любой из его обычных форм – грубости или бестактности; безразличии и потере интереса или формально-язвительной вежливости.

6. Не старайтесь перевоспитать своего супруга(у).

7. Искренне восхищайтесь достоинством друг друга.

8. Читайте литературу по вопросам брака и семьи.

9. Уделяйте достаточного внимания своей семье. Подходите согласованно к методам и формам воспитания.

10. Не унижайте самолюбие ваших детей. Уважайте и поддерживайте их достоинство.

Практические рекомендации для супругов

Для предупреждения повторных конфликтов в семье необходимо предложить обоим супругами решать их совместно, руководствуясь следующими правилами, значительно уменьшающими степень расхождения мнений и предупреждающими возникновение конфликтов:

· Правило 1. Выслушивать собеседника до конца, не перебивая и не критикуя его.

· Правило 2. Излагая свою точку зрения, не противопоставлять ее точке зрения супруга. Признавать его право иметь свою собственную позицию по любому вопросу внутрисемейной жизни, не обязательно полностью совпадающую с позицией другого супруга.

· Правило 3. Настраиваться на поиск компромисса в любом вопросе, и в первую очередь искать то общее, что есть в позициях обоих супругов. Пытаться сблизить их точки зрения по разным вопросам, а если это не удастся сделать, то отложить разговор по спорным вопросам на будущее.

· Правило 4. Самостоятельно не предпринимать никаких действий, предварительно не согласовав их с другим супругом, не поставив его об этом в известность.

· Правило 5. Исключить из своих высказываний и действий все, что вызывает раздражение у собеседника, может быть им воспринято и истолковано не так, как надо.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ М

 

Таблица М. 4- Статистическая и математическая обработка данных

По критерию Т – Вилкоксона.

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
№ испытуемых п/п До После Сдвиг (значение разности с учётом знака) Абсолютные величины разностей Ранги абсолютных величин разностей Символ нетипичного сдвига
01 4 4 0 0 6,75  
02 2 3 +1 1 7,5  
03 6 6 0 0 6,75  
04 4 4 0 0 6,75  
05 3 5 +2 2 8  
06 1 4 +3 3 20  
07 3 4 +1 1 7,5  
08 2 2 0 0 6,75  
09 5 5 0 0 6,75  
10 4 2 -2 2 8 *
11 3 3 0 0 6,75  
12 4 5 +1 1 7,5  
13 5 6 +1 1 7,5  
14 3 3 0 0 6,75  
15 6 6 0 0 6,75  
Сумма         120 Тэмп = 8

 

Обработка данных по критерию Т – Вилкоксона осуществляется следующим образом:

1. В четвёртый столбец таблицы вносим величины сдвигов с учётом знака. Их вычисляем путём вычитания из чисел третьего столбца соответствующих чисел второго столбца.

2. В пятом столбце в соответствии каждому значению сдвига ставим его абсолютную величину.

3. В шестом столбце ранжируем абсолютные величины сдвигов, представленных в пятом столбце.


4. Подсчитываем сумму рангов. В нашей работе она составляет:

 

6,75+7,5+6,75+6,75+8+20+7,5+6,75+6,75+8+6,75+7,5+7,5+6,75+6,75=120

 

5. Подсчитываем сумму рангов по формуле (1.1):

 

 

6. Проверяем правильность ранжирования на основе совпадения сумм рангов полученных двумя способами. У нас совпали две величины, 120 = 120, следовательно, ранжирование проведено правильно.

7. Символом * отмечаем все имеющиеся в таблице нетипичные сдвиги. У нас один отрицательный сдвиг.

8. Суммируем ранги нетипичных сдвигов. Это будет искомая величина Т эмп. В нашем случае эта сумма равна: Т эмп. = 8.

По сводной таблице определяем критические значения Т кр. Для n = 15

 

 

Зона значимости у нас простирается влево.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 167.