ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
Выбор номенклатуры параметров, используемых при оценке
Конкурентоспособности
1.2.1. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.
1.2.2. Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:
параметров качества (технических);
экономических параметров.
1.2.2.1. К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:
параметры назначения;
эргономические параметры;
эстетические параметры;
нормативные параметры.
1.2.2.2. Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.
Параметры назначения подразделяются:
на классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);
параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;
конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;
1.2.2.3. Эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
1.2.2.4. Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
1.2.2.5. Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).
1.2.3. К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке.
1.2.3.1. Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.
1.2.3.2. Единовременные затраты представляют собой затраты по приобретению продукции (цена продукции), транспортировка, таможенные сборы и расходы, затраты на наладку, пробный пуск, если они не включены в цену продукции. Иногда это расходы на сооружения, необходимость в которых обусловлена требованиями эксплуатации или потребления продукции.
Затраты на транспортирование состоят из затрат на погрузку и разгрузку, доставку, страхование в пути, расконсервацию, хранение, обслуживание продукции при доставке.
Затраты на приобретение продукции определяются ценой, фактически уплачиваемой покупателем в соответствии с договором купли - продажи или другими договорными документами. При сопоставлении цен на оцениваемую продукцию и товары - конкуренты учитываются различия в коммерческих условиях соответствующих сделок.
1.2.3.3. Текущие затраты включают:
затраты на оплату труда обслуживающего персонала, которые определяются нормами и местными тарифами в конкретных условиях использования (эксплуатации) продукции;
затраты на топливо и энергию, которые включают их стоимость согласно нормам и ценам, действующим на конкретном рынке, а также дополнительные затраты, связанные с доставкой, погрузкой и разгрузкой топлива;
затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, потребляемые при использовании продукции, определяемые согласно нормам их расхода для эксплуатации или потребления оцениваемой продукции и ценами конкретного рынка;
затраты на ремонт, запасные части и прочие статьи расходов для конкретного покупателя, определяемые исходя из условий эксплуатации (потребления) продукции у этого покупателя, а также нормами, ставками и ценами на услуги и части на конкретном рынке (в случае отсутствия конкретной информации для конкретного покупателя, указанные затраты определяются с использованием данных, средних для отрасли или страны, к которым относится потребитель продукции.
1.2.4. Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана на рис. 1.2.
Рис 1.2. Показатели конкурентоспособности.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Анализ результатов расчета
В результате полученных групповых показателей по техническим параметрам третья модель компьютеров наиболее конкурентоспособная, то есть в целом третья модель компьютеров полнее удовлетворяет запросы потребителя, чем все остальные модели компьютеров. Так как групповой показатель характеризует степень соответствия исследуемого изделия соответствующим потребностям по всем техническим параметрам (для данного случая: быстродействие, объем памяти, качество обслуживания).
А из полученных расчетов по экономическим параметрам видно, что первая модель компьютеров более конкурентоспособная по экономическим параметрам из всех остальных моделей компьютеров, так как имеет самый маленький групповой показатель, который у первой модели равен 0,629. А это значит, что покупатель будет с большей охотой покупать первую модель компьютеров, чем все остальные. Но так как срок морального старения у компьютеров очень маленький, то выгоднее покупать третью модель. Хоть она и дороже, но по техническим параметрам она вполне конкурентоспособная.
Из расчетов интегрального показателя конкурентоспособности видно, что первая и вторая модели компьютеров уступают образцу по конкурентоспособности в целом, так как у них интегральный показатель меньше единицы. А третья модель превосходит образец по конкурентоспособности в целом, потому что у нее интегральный показатель больше единицы и равен 1,147. Это говорит о том, что для российских покупателей выгоднее покупать третью модель, так как она по техническим параметрам не уступает образцу, а ее стоимость гораздо меньше.
Требования безопасности труда к освещению производственных
Помещений
4.2.1. Освещенность рабочего места работников фирмы должна соответствовать оптимальным установленным нормам, которые определяются характером и разрядом по степени точности, характеристики фона и контраста объекта различия.[7]
4.2.2. Рациональное освещение помещений является одним из основных факторов по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний работников. В помещениях используют как естественное, так и искусственное освещение.
4.2.3. Искусственное освещение может быть общее, местное и комбинированное. В качестве общего освещения принимаются осветительные приборы, установленные под потолком производственного помещения и освещающие большую площадь. В качестве местного освещения принимаются осветительные приборы, установленные непосредственно на рабочем месте работника, и которые освещают только рабочее место. При комбинированном освещении используется и местное, и общее освещение. Чаще всего используется комбинированное освещение.
4.2.4. Коэффициент пульсации освещенности производственных помещений от люминесцентных ламп должен быть не более 10%, а показатель дискомфорта не менее 40%, который достигается выбором светильников и их расположения. [6]
4.2.5. Для исключения бликов на экранах мониторов и измерительной аппаратуры от светильников общего освещения необходимо использовать антибликовые сетки, специальные экранные фильтры или защитные козырьки.[8]
4.2.6. При редком размещении аппаратуры не допускается расположение экранов навстречу друг к другу. При эксплуатации осветительных установок необходимо их очищать от производственной пыли не реже одного раза в квартал, при повышенной запыленности не реже одного раза в месяц.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
В ходе проделанного дипломного проектирования были произведены расчеты конкурентоспособности отечественного компьютера фирмы «ВИСТ», были сделаны выводы по конкурентоспособности и качеству рассматриваемой модели. Расчеты были сделаны по техническим и экономическим параметрам. В результате получилось, что отечественные компьютеры фирмы «ВИСТ» в данный момент времени являются на рынке вполне конкурентоспособными, что говорит о том, что отечественная компьютерная промышленность не стоит на месте, а развивается и по качеству готовые изделия не уступают импортным аналогам. Но так как сборка происходит на территории России, то это позволяет снизить цену на компьютеры, что выгодно для отечественных покупателей, а значит и для отечественных производителей. На данный момент времени фирма «ВИСТ» добилась нужного соотношения качества и цены - при высоком качестве доступная цена.
Программа, приведенная в приложении 1, написана на языке Basic и работает в системе QBasic под DOS. Запускать следует файл start.bat. Дополнительные инструкции в файле read.me.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Хоскинг, «Курс предпринимательства», Москва, «Международные отношения», 1993.
2. П. М. Стуколов, «Организация, планирование и управление предприятиями электронной промышленности», Москва, «Высшая школа», 1986.
3. Е. М. Феоктистова, И. Н. Красюк «Маркетинг: теория и практика», Москва, «Высшая школа», 1993.
4. М. Х. Мескон, М. Альберт "Основы менеджмента", Москва, «Высшая школа», 1988.
5. Д. Тейлор "Основы научного менеджмента" Москва, «Высшая школа», 1991.
6. А. И. Курносов, «Безопасность труда в полупроводниковом производстве», Москва, «Высшая школа», 1981.
7. Требования по безопасности ГОСТ Р 50377-92 (МЭК 950-86)
8. ГОСТ 26329-84
9. Соответствие качества выпускаемых изделий по ГОСТ 21552-84 утвержденным техническим условиям
10.По электромагнитной совместимости ГОСТ Р 50628-93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОГРАММА ДЛЯ РАСЧЕТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
REM DIPLOM BY ANDY FISENKO 49PA-893
SCREEN 12
10 : CLS
GOSUB menu
GOSUB vibor
1000 END
menu:
CLS
LOCATE 11, 21: PRINT "1. Немного информации к размышлению ..."
LOCATE 12, 21: PRINT "2. Расчет конкурентоспособности отечественных "
LOCATE 13, 21: PRINT " компьютеров фирмы `ВИСТ`."
LOCATE 14, 21: PRINT "3. Краткие теоретические сведения"
LOCATE 15, 21: PRINT "4. Выход из программы"
LOCATE 25, 19: PRINT "Программа по расчету конкурентоспособности"
LOCATE 26, 21: PRINT "отечественных компьютеров фирмы `ВИСТ`."
LOCATE 27, 21: PRINT " Составил Фисенко Андрей Вячеславович"
LOCATE 28, 21: PRINT " группа 49РА-893"
LOCATE 29, 21: PRINT " МКЭТ 1997"
PSET (145, 130)
q$ = "d110 r385 u110 l385"
DRAW "x" + VARPTR$(q$)
RETURN
vibor:
100 a$ = INKEY$
IF a$ = "" THEN GOTO 100
IF a$ = "1" THEN GOTO shema
IF a$ = "2" THEN GOTO schet
IF a$ = "3" THEN GOTO annot
IF a$ = "4" THEN GOTO 1000
GOTO 100
RETURN
shema:
SHELL "c:\diplom\bitmap.exe screen.bmp"
GOTO 10
schet:
GOSUB help
'ВВОД
LOCATE 2, 2: PRINT "Введите необходимые параметры:"
LOCATE 4, 2: INPUT "Быстродействие первой модели, МГц ", Mhz1
LOCATE 5, 2: INPUT "Быстродействие второй модели, МГц ", Mhz2
LOCATE 6, 2: INPUT "Быстродействие третьей модели, МГц ", Mhz3
LOCATE 7, 2: INPUT "Быстродействие модели-образца, МГц ", Mhz0
LOCATE 9, 2: INPUT "Объем памяти первой модели, Мб ", Mb1
LOCATE 10, 2: INPUT "Объем памяти второй модели, Мб ", Mb2
LOCATE 11, 2: INPUT "Объем памяти третьей модели, Мб ", Mb3
LOCATE 12, 2: INPUT "Объем памяти модели-образца, Мб ", mb0
LOCATE 14, 2: PRINT "Дальше по пятибальной системе !!!"
LOCATE 16, 2: INPUT "Качество обслуживания для первой модели ", o1
LOCATE 17, 2: INPUT "Качество обслуживания для второй модели ", o2
LOCATE 18, 2: INPUT "Качество обслуживания для третьей модели ", o3
LOCATE 19, 2: INPUT "Качество обслуживания для модели-образца ", o0
CLS
LOCATE 4, 2: INPUT "Цена первой модели, млн. руб ", p1
LOCATE 5, 2: INPUT "Цена второй модели, млн. руб ", p2
LOCATE 6, 2: INPUT "Цена третьей модели, млн. руб ", p3
LOCATE 7, 2: INPUT "Цена модели-образца, млн. руб ", p0
LOCATE 9, 2: INPUT "Расходы на эксплуатацию в год для первой модели, млн. руб ", r1
LOCATE 10, 2: INPUT "Расходы на эксплуатацию в год для второй модели, млн. руб ", r2
LOCATE 11, 2: INPUT "Расходы на эксплуатацию в год для третьей модели, млн. руб ", r3
LOCATE 12, 2: INPUT "Расходы на эксплуатацию в год для модели-образца, млн. руб ", r0
CLS
'РАСЧЕТ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ МЕТОДОМ
a1 = .3
a2 = .5
a3 = .2
'РАСЧЕТ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ
q11 = Mhz1 / Mhz0
q12 = Mb1 / mb0
q13 = o1 / o0
q21 = Mhz2 / Mhz0
q22 = Mb2 / mb0
q23 = o2 / o0
q31 = Mhz3 / Mhz0
q32 = Mb3 / mb0
q33 = o3 / o0
'РАСЧЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ
qe1 = p0 / p1
qe2 = p0 / p2
qe3 = p0 / p3
'РАСЧЕТ КОМПЛЕКСНЫМ МЕТОДОМ
'РАСЧЕТ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ
itp1 = q11 * a1 + q12 * a2 + q13 * a3
itp2 = q21 * a1 + q22 * a2 + q23 * a3
itp3 = q31 * a1 + q32 * a2 + q33 * a3
'РАСЧЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ
iep1 = (p1 + r1 * (1 + .877 + .77 + .675)) / (p0 + r0 * (1 + .877 + .77 + .675))
iep2 = (p2 + r2 * (1 + .877 + .77 + .675)) / (p0 + r0 * (1 + .877 + .77 + .675))
iep3 = (p3 + r3 * (1 + .877 + .77 + .675)) / (p0 + r0 * (1 + .877 + .77 + .675))
'РАСЧЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ
k1 = itp1 / iep1
k2 = itp2 / iep2
k3 = itp3 / iep3
IF itp1 = itp2 AND itp2 = itp3 THEN GOTO andy
GOTO parametrs:
andy: IF iep1 = iep2 AND iep2 = iep3 THEN GOTO andy1
GOTO parametrs:
andy1: IF k1 = k2 AND k2 = k3 THEN GOTO jokefromandy
GOTO parametrs:
parametrs:
CLS
PRINT "Единичные показатели по техническим параметрам для первой модели:"
PRINT ; q11
PRINT ; q12
PRINT ; q13
PRINT "Единичные показатели по техническим параметрам для второй модели:"
PRINT ; q21
PRINT ; q22
PRINT ; q23
PRINT "Единичные показатели по техническим параметрам для третьей модели:"
PRINT ; q31
PRINT ; q32
PRINT ; q33
PRINT "Единичные показатели по экономическим параметрам:"
PRINT "Для первой модели "; qe1
PRINT "Для второй модели "; qe2
PRINT "Для третьей модели "; qe3
SLEEP 0
CLS
PRINT "Групповые показатели по техническим параметрам:"
PRINT "Для первой модели "; itp1
PRINT "Для второй модели "; itp2
PRINT "Для третьей модели "; itp3
PRINT "Групповые показатели по экономическим параметрам:"
PRINT "Для первой модели "; iep1
PRINT "Для второй модели "; iep2
PRINT "Для третьей модели "; iep3
PRINT "Интегральный показатель:"
PRINT "Для первой модели "; k1
PRINT "Для второй модели "; k2
PRINT "Для третьей модели "; k3
SLEEP 0
'ВЫВОДЫ
IF itp1 < itp2 AND itp2 < itp3 THEN GOTO 200
IF itp1 < itp3 AND itp3 < itp2 THEN GOTO 201
IF itp2 < itp1 AND itp1 < itp3 THEN GOTO 202
IF itp2 < itp3 AND itp3 < itp1 THEN GOTO 203
IF itp3 < itp2 AND itp2 < itp1 THEN GOTO 204
IF itp3 < itp AND itp1 < itp2 THEN GOTO 205
300 :
IF k1 >= 1 AND k1 >= k2 AND k1 >= k3 THEN GOTO 301
IF k2 >= 1 AND k2 >= k1 AND k2 >= k3 THEN GOTO 302
IF k3 >= 1 AND k3 >= k2 AND k3 >= k1 THEN GOTO 303
400 :
SLEEP 0
GOTO 10
help:
CLS
LOCATE 28, 30: PRINT "После ввода жми ENTER"
LOCATE 29, 2: PRINT STRING$(50, " ")
RETURN
annot:
CLS
OPEN "annota.txt" FOR INPUT AS #1
50 :
FOR x = 1 TO 6
CLS
FOR y = 0 TO 23
IF EOF(1) THEN GOTO 56
LOCATE 1 + y, 12: PRINT annotation$
LINE INPUT #1, annotation$
NEXT y
LOCATE 28, 21: PRINT "Для продолжения нажмите любую клавишу"
55 : a$ = INKEY$
IF a$ = "" THEN GOTO 55
IF a$ = CHR$(27) THEN GOTO 10
NEXT x
56 : CLOSE
GOTO 10
200 :
m$ = "первая"
b$ = "третья"
GOSUB 222
GOTO 300
201 :
m$ = "первая"
b$ = "вторая"
GOSUB 222
GOTO 300
202 :
m$ = "вторая"
b$ = "третья"
GOSUB 222
GOTO 300
203 :
m$ = "вторая"
b$ = "первая"
GOSUB 222
GOTO 300
204 :
m$ = "третья"
b$ = "первая"
GOSUB 222
GOTO 300
205 :
m$ = "третья"
b$ = "вторая"
GOSUB 222
GOTO 300
301 :
b$ = "первая"
GOSUB 333
GOTO 400
302 :
b$ = "вторая"
GOSUB 333
GOTO 400
303 :
b$ = "третья"
GOSUB 333
GOTO 400
222 : CLS
PRINT " В результате полученных групповых показателей по техническим параметрам "; b$
PRINT "модель компьютеров наиболее конкурентоспособная, то есть в целом "; b$; " модель"
PRINT "компьютеров полнее удовлетворяет запросы потребителя, чем все остальные модели"
PRINT "компьютеров. Так как групповой показатель характеризует степень соответствия"
PRINT "исследуемого изделия соответствующим потребностям по всем техническим"
PRINT "параметрам (для данного случая: быстродействие, объем памяти, качество"
PRINT "обслуживания)."
PRINT " А из полученных расчетов по экономическим параметрам видно, что "; m$; " модель"
PRINT "компьютеров более конкурентоспособная по экономическим параметрам из всех"
PRINT "остальных моделей компьютеров, так как имеет самый маленький групповой"
PRINT "показатель. А это значит, что покупатель будет с большей охотой покупать эту"
PRINT "модель компьютеров, чем все остальные. Но так как срок морального старения у"
PRINT "компьютеров очень маленький, то в целом выгоднее "; b$; " модель. Хоть она и"
PRINT "дороже, но по техническим параметрам она вполне конкурентоспособная."
RETURN
333 :
PRINT " Из расчетов интегрального показателя конкурентоспособности видно, что "; b$
PRINT "модель превосходит образец по конкурентоспособности в целом, потому что у нее"
PRINT "интегральный показатель больше единицы. Это говорит о том,что для российских"
PRINT "покупателей выгоднее именно "; b$; " модель, так как она по техническим"
PRINT "параметрам не уступает образцу, а ее стоимость гораздо меньше."
RETURN
jokefromandy:
LOCATE 15, 30: PRINT "ЧЕ ИХ СРАВНИВАТЬ-ТО, А ?"
SLEEP 0
GOTO 10
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
При активном формировании ассортимента товара весьма полезным может стать опыт маркетинговой деятельности по исследованию жизненного цикла изделий. [1]
Жизненный цикл товара - период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая временные рамки. Динамика жизни товара показывает объем возможных (фактических) продаж в каждое определенное время существования спроса на него. При всем разнообразии жизненных циклов товаров можно выделить следующие основные фазы (стадии) жизненного цикла как концепции товара: разработку, внедрение, рост, спроса, зрелость (или стабилизацию) и спад.
Внедрение - фаза появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж). Цель маркетинга - создать рынок нового товара. На этой стадии товар еще является новинкой. Чтобы товар был признан и принят потребителями в коммерческом смысле и доказал свои достоинства в смысле техническом, требуется значительное время и большие затраты денежных средств. При этом объем реализации мал и увеличивается очень медленно.
Если внедрение прошло успешно, товар вступает в фазу роста. Рост спроса - фаза признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. В этот период цель маркетинга - расширить сбыт и совокупность модификаций продукта. Возрастает число и объем повторных и многократных покупок, репутация и популярность товара повышаются в результате обмена мнениями между покупателями. Часто конкурирующие фирмы обращают внимание на этот потенциальный рынок, начинают предлагать аналогичные или сходные товары и, проводя собственные рекламные мероприятия, тем самым ускоряют увеличение емкости рынка.
Зрелость (стабилизация) - фаза постепенного удовлетворения спроса на данный товар. Главная задача маркетинговой деятельности в этих условиях - сохранить преимущественное положение товара на рынке как можно дольше. Снижаются темпы роста спроса и стабилизируются объемы продаж. В этой фазе становится необходимым увеличение расходов на маркетинг - рекламу, повышение качества товара, улучшение сервиса; возможно снижение цен для поддержания объемов продажи. Прибыльность торговли может быть обеспечена в этой фазе только на основе уменьшения производственных расходов. В конце этой фазы должны приниматься тактические и стратегические решения по продукту - его дальнейшая модификация или переход на новую модель.
Наконец товар вступает в фазу спада. Спад - фаза резкого снижения объемов продаж, а затем и прибыли. Для выигрыша времени в осуществлении изменений в ассортиментной политике фирма может усилить маркетинговые мероприятия (реклама, упаковка, методы сбыта и т.д.) или же вообще отказаться от производства потерявшего популярность товара. Объем реализации начинает уменьшаться. Рассматриваемый товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с рынка очередным поколением новых и перспективных товаров. [2]
Характеристика основных этапов жизненного цикла товара:
Разработка. Это анализ возможностей производства продукции. Исследования и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования. Рыночные испытания.
Выведение на рынок. Это поступление товара в продажу. Новая марка товара имеет кратковременные (монополистические) преимущества.
Рост. Это ответная реакция конкурентов. Быстро растущий рынок. Марка товара увеличивает или сокращает свою долю. Рост потребления на душу населения. Изменчивый, нестабильный характер.
Зрелость. Это стабилизация. Рост продаж, но все более медленными темпами, затем приостановка и в конце концов сокращение. Значительное число покупателей выбирают марку товара, то есть предпочтение марке становится существенным фактором, потребление на душу населения падает.
Насыщение рынка и упадок. Весь рынок сокращается. Возникает излишек мощностей. Возможны слияния фирм. Появляются товары-заменители.
Фаза внедрения:
Товар и его изменения. Ключевое значение для успеха имеют конструкция (дизайн), потребительские свойства товара, а также обратная связь с потребителями. На рынке множество разных товаров.
Маркетинг. Очень высокие затраты на рекламу по отношению к объему реализации товара. Максимальное использование возможностей цен. Большие расходы на мероприятия по маркетингу.
Производство и распределение. Избыток и не загруженность производственных мощностей. Выпуск товаров малыми и средними партиями. Высокая себестоимость. Специально выделенные каналы товарораспределения.
Конкуренция. Лишь немногие фирмы являются конкурентами.
Доля розницы в цене товара и прибыли. Высокие цены, высокая доля розницы. Низкая прибыльность. Эластичность цен, доступная отдельной розничной фирме, не столь велика, как в фазе зрелости.
Покупатель и его поведение. Покупатель инертен. Покупателя необходимо убедить попробовать испытать товар.
Фаза роста:
Товар и его изменения. Товары имеют технические и функциональные различия. Качество товаров высокое. Появляются конкурирующие товары.
Маркетинг. Высокие расходы на рекламу, но все же составляющие меньшую долю оборота, чем в фазе внедрения. Для товаров, не имеющих технического характера, ключевыми задачами являются реклама и товарораспределение.
Производство и распределение. Производственных мощностей не хватает. Сдвиг в сторону массового производства. Товарораспределение осуществляется по каналам массового сбыта.
Конкуренция. Многие фирмы вступают в конкурентную борьбу. Численность конкурентов становится значительной.
Доля розницы в цене товара и прибыли. Высокие прибыли. Весьма высокие цены, однако ниже, чем в фазе внедрения. Доля розницы в цене и прибыли устойчива к воздействию экономического спада.
Покупатель и его поведение. Контингенты покупателей расширяются. Потребители принимают товары даже нестабильного и неодинакового качества.
Фаза зрелости:
Товар и его изменения. Превосходное качество. Замедление изменений товаров.
Маркетинг. Сегментация рынка: его разделение на отдельные сегменты. Усилия, направленные на продление жизненного цикла. Углубление ассортимента. Конкуренция рекламных кампаний.
Производство и распределение. Некоторый избыток производственных мощностей. Применяются стабильные, отработанные технологии. Товар выпускается крупными партиями. Высокие затраты на физическое распределение вследствие углубления ассортимента.
Конкуренция. Конкуренция цен. Увеличение количества фирменных торговых марок.
Доля розницы в цене товара и прибыли. Цены падают. Доля розницы в цене товара и прибыли уменьшается. Структура цен и распределение долей рынка между конкурирующими фирмами устоялись.
Покупатель и его поведение. Массовый рынок. Насыщение. Повторные и многократные покупки. Как правило, покупатель выбирает из нескольких фирменных марок товара.
Фаза спада:
Товар и его изменения. Малая дифференциация между товарами. Качество товара нестабильное.
Маркетинг. Низкое отношение расходов не рекламу к объему и реализации. Малые прочие расходы по маркетингу.
Производство и распределение. Значительный избыток производственных мощностей. Использование лишь некоторых каналов товарораспределения.
Конкуренция. Фирмы начинают выходить из конкурентной борьбы, количество конкурентов уменьшается.
Доля розницы в цене товара и прибыли. Низкая цена, низкая доля розницы в этой цене. В самом конце фазы цены могут повыситься.
Покупатель и его поведение. Покупатели опытны, хорошо знают товар.
Выбранная тема актуальна для данного дипломного проектирования, потому что необходимо анализировать конкурентоспособность на каждом этапе жизненного цикла товара для организации эффективного сбыта продукции, пользующейся спросом на рынке.
ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
Дата: 2019-07-30, просмотров: 234.