По предмету: Теория, методика и практика социальной работы
специальность 040101 Социальная работа
(заочная форма обучения)
Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания в подростковом возрасте
Тотьма
2008
Оглавление
Введение
Глава 1. Роль средств массовой информации в процессе воспитания в подростковом возрасте
1.1 Воспитание как педагогическое явление
1.2 Средства массовой информации - как фактор социализации подростка
1.3 Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации
1.4 Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростков
Глава 2. Исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Выводы и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из наиболее влиятельных институтов воспитания в современном обществе являются средства массовой информации. Это наиболее доступный, распространенный и популярный способ информирования и развлечения. Сегодня многие исследователи говорят не только об огромном, но и определяющем влиянии средств массовой информации на развитие подростков, их поведение и сознание. Занимая лидирующее место в жизни современных подростков, средства массовой информации становятся одним из важнейших агентов воспитания.
Средства массовой информации стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на подрастающее поколение.
Тема данной работы сформулирована как "Положительное влияние средств массовой информации на процесс воспитания подростка".
В качестве цели данной работы выступают рассмотрение и анализ возможностей средств массовой информации влиять на воспитание подростка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Выявить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков.
3. Исследовать положительное воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростка может быть положительным.
Объектом данного исследования является процесс воспитания подростков.
Предметом исследования являются особенности воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков.
Методологической основой исследования являются положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности; теории влияния средств визуальной коммуникации на личность; теории нравственного воспитания подростков. Использовался системный подход для анализа проблемы. Для раскрытия избранной темы мы использовали совокупность методов исследования: теоретические методы - анализ психолого-педагогической и другой научной литературы, анализ результатов проведенных опросов, методы статистического и сравнительного анализа, методы сбора и обработки информации; метод научного прогнозирования; и эмпирические методы - беседа, анкетирование.
Практическая значимость исследования. Использование данной работы поможет педагогам и родителям в воспитании подростков, их интеллектуальном и эмоциональном развитии, в формировании адекватного отношения и оценки используемой теле и видео продукции. В работе предоставлен практический материал для руководителей подростковых групп, учителей, консультантов, родителей.
Заключение
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. На сегодняшний день влияние средств массовой информации на воспитание подростков является актуальной проблемой, и является одной из первейших задач педагогики.
Важно отметить, что существует большая опасность того, что развитие средств массовой информации, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики. В настоящее время на существующих детских каналах налажен контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.
Данная политика проводится непосредственно на государственном уровне, путем издания законодательными органами различного рода нормативных актов, регулирующих такого рода отношения.
Таким образом, решается вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на подрастающее поколение. При этом не наносится ощутимый вред свободе средств массовой информации и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам.
По результатам анкет мы выяснили, что телевидение является не только главным источником информации о текущих событиях, но и, главным источником знаний о мире, представлений о жизни вообще. Основная часть подростков проводит у телевидения от 3 до 4 часов в день. Смотрят больше развлекательные передачи, на втором месте стоят познавательные и научные. Подросткам нравится смотреть приключенческие и исторические фильмы. Так же подростки увлекаются чтением печатных изданий - это газеты, журналы, книги. В выходные дни свободное время они проводят в общение с друзьями и слушают музыку. Практически все подростки регулярно слушают радио. Оно служит средством отдыха и развлечения.
Естественно, разработка данной темы позволяет выявить ориентиры развития российских средств массовой информации и их взаимодействия с подростками, их влияния на развитие, воспитание и социализацию подростка.
Именно анализ сложившегося в данной области положения позволяет констатировать, что у общества имеются реальные возможности полностью использовать потенциал, заложенный в средствах массовой информации для развития и воспитания подрастающего поколения.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. "Психология личности". - М., 1998.
2. Венгеров А.Б. "Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества" "Компьютер и право", №1, июнь 1994. С.: 36
3. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей /сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд., - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
4. Гальвецкий К.А. "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" - М., 1938. - с.10.
5. Гундарова И. "О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками" // Воспитание школьников - 2005год. - № 9. - С.49-53.
6. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация \\ Сов. Педагогика. 1991. №1. - 36
7. Демушкина О.П. Социальная работа. Курсовые и рефераты. Ростов н /Д: "Феникс", 2004. - 352с.
8. Звонарева Л.У. Статья: "противостоять негативному информационному потоку".
9. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: "Как выжить в мире СМИ" // Народное образование, №1, 1999.
10. Ильенков Э.В. "Что такое личность?" - М., 1991
11. Кон И.С. "Социология личности" - М., 1997.
12. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2002
13. Кравченко А.И. Социология: Словарь. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр "Академия". 1997
14. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи \\ Новое педагогическое мышление. М., 1989
15. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
16. Ливингстон С. Дети и медиа. http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/livingstone 0l. htm
17. Мудрик А.В. Социализация. \\ Магистр. 1993. №3.
18. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
19. "Медиаобразование в школе: Как выжить в мире СМИ" // Народное
образование, 2007. - № 2 С.234.
20. Мудрик А.В. "Социальная педагогика" - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 стр.
21. Массовая информация и общественное мнение молодежи. Киев. 1990.
22. Немов Р.С. "Психология". - М., 1990.
23. Новый телеканал для детей "Бибигон"" http://www.bibigon.ru/
24. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие/. Аксененк Ю. Н о и др.; Под ред. Дыльнова Г. В.2-е изд., перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России, 1999
25. Подласый П.И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений-М.: Просвещение, 1996
26. Подласый И.П. Педагогика - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004 - Кн.2. Процесс воспитания. - 256 стр.
27. Реферат "Взаимодействие СМИ и аудитории" htt: // www.socreferat. popal.ru.
28. Российские подростки в информационном мире - Творческое объединение Юнпресс, 1998
29. Статья "Влияние пропаганды на сознание людей" htt: // www.korpunkt.ru/mnews
30. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. - 1999. - 80 с
31. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Мардахаев Л.В. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 368 с
32. Специальная педагогика: Учебн. Пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений/Под ред. Назоровой Н.М. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. -304с
33. Социология: Основы общей теории. Учеб пособие для вузов / Отв. ред. Осипов Г.В. М.: Аспект Пресс, 1998
34 Свенцицкий А.Л. "Социальная психология". - М., 2004.
35. Краткий словарь по социологии/под общей редакцией Д.М. Гвишиани.Н. Н. Лапина. - М., 1988. - С.318
36. Тертычный Д. Голубой экран глазами ребенка // http. izvestia/ru/media/article34473
37. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс. Для вузов.2-е изд., доп., перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998
38. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка меда: острые проблемы // Школьная библиотека. - 2005 год. - № 1-2. - с.77
39. Чудинова В.П. Голубева Е. Что читают современные подростки // Воспитание школьников - 2004 год. - № 4. - С.38-43
40. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека - 2004 год. - № 4 - с.40-46
41. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека. - 2005год. - №4. - с.25-29
42. Школьник Л.С. "О педагогических функциях массовой коммуникации // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи": Сб. науч. Тр. - М., Изд-во АПН СССР, 1989. с.4
43. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
по предмету: Теория, методика и практика социальной работы
специальность 040101 Социальная работа
(заочная форма обучения)
Дата: 2019-07-30, просмотров: 211.