А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин определили следующие задачи анализа финансовых результатов:
- Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
- Факторный анализ прибыли от продаж продукции (услуг) и затрат на ее производства, факторный анализ рентабельности.
А.Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции (услуг) в следующей последовательности:
1. Выделение показателей – валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыли до налогообложения, чистая прибыль (убыток);
2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям (отношению прибыли к выручке от продаж – рентабельность от продаж;
3. Углубленный анализ – исследование влияния факторов на величину прибыли и показателей рентабельности;
4. Определяется точка безубыточности объема производства.
Последуем этим рекомендациям и проанализируем финансовые результаты производственной деятельности ООО «ТРИСА-М». Как уже отмечалось ранее, учет финансовых результатов отражаемых в «Отчете о прибылях и убытках» ведется только по цеху индивидуального пошива – цех на вмененном налогообложении, которое предполагает при отчетности предоставление бухгалтерского баланса (форма №1) и «Отчета о прибылях и убытках» (форма №2).
На основании данных отчетности предоставленной ООО «ТРИСА-М» изучим динамику прибыли. В таблицах 3.1 и 3.2 приведен анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ООО «ТРИСА-М».
Таблица 3.1 – Уровень и динамика показателей финансовых результатов ООО «ТРИСА-М» за 2007-2008 гг. тыс. руб.
Показатель | Код строки ф. №2 | 2007 Год | 2008 Год | Абсолютное отклонение | Отклонение в % к 2007 |
Выручка от продажи продукции | 010 | 636 | 1841 | 1205 | 289 |
Себестоимость проданной продукции | 020 | 619 | 2360 | 1741 | 381 |
Валовая прибыль | 029 | 17 | - 519 | - 536 | - 3053 |
Управленческие расходы | 040 | - | 31 | 31 | - |
Прибыль от продаж | 050 | 17 | - 550 | - 567 | - 3235 |
Прибыль до налогообложения | 140 | 17 | - 550 | - 567 | - 3235 |
Чистая прибыль | 190 | 13 | - 550 | - 563 | - 4231 |
По данным таблицы 3.1, предприятие в отчетном периоде (2008 г) не смотря на положительную динамику выручки от продаж – увеличение на 1205 тыс. руб., что составило 289 % к 2007 г., осталось в убытках – валовая прибыль (убыток) составила минус 519 тыс. руб., это минус 3053 % к уровню 2007 г. Это произошло за счет стремительного роста себестоимости производства – рост ее составил 1741 тыс. руб. или 381 % к уровню 2007 г. Валовая прибыль в 2007 г. составила 17 тыс. руб., а в 2008 г. предприятие в убытках минус 519 тыс. руб., что составило минус 3053 % к уровню 2007 г. Кроме того появились управленческие расходы 31 тыс. руб., хотя в 2007 г они отсутствовали. Прибыль от продаж и прибыль до налогообложения также в провале в 2008 г. Она составила минус 550 тыс. руб., ее снижение составило минус 567 тыс.руб. или минус 3235 % к 2007 г. Чистая прибыль в 2007 г. Равна 13 тыс. руб., в 2008 г. убытки минус 550 тыс. руб. или минус 4231% к уровню 2007 г.
Таблица 3.2 – Уровень и динамика показателей финансовых результатов ООО «ТРИСА-М» за 2008-2009 гг. тыс. руб.
Показатель | Код строки ф. №2 | 2008 Год | 2009 Год | Абсолютное отклонение | Отклонение в % к 2008 |
Выручка от продажи продукции | 010 | 1841 | 1858 | 17 | 101 |
Себестоимость проданной продукции | 020 | 2360 | 1901 | - 459 | 81 |
Валовая прибыль | 029 | - 519 | - 43 | 476 | 8 |
Управленческие расходы | 040 | 31 | 20 | - 11 | 65 |
Прибыль от продаж | 050 | - 550 | - 63 | 487 | 11 |
Прибыль до налогообложения | 140 | - 550 | - 63 | 487 | 11 |
Чистая прибыль | 190 | - 550 | - 63 | 487 | 11 |
По данным таблицы 3.2, за 2009 г предприятие увеличило выручку от продаж на 17 тыс. руб., величина ее составляет 101 % к уровню 2008 г. Себестоимость продукции (услуг) составила 1901 тыс. руб. Она снизилась на 459 тыс. руб., ее уровень составил 81 % к уровню 2008 г., что снизило убыточность производства на 476 тыс. руб. Уровень валовой прибыли (убытка) составил всего 8 % к 2008 г. Снизились и управленческие расходы на 11 тыс. руб. Они составим 64 % от уровня 2008 г. Прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль возросли на 487 тыс. руб. Убыточность деятельности снизилась до уровня 11 % к 2008 г., то есть наметились, положительные тенденции в развитии производственной деятельности ООО «ТРИСА-М» в 2009г.
В таблицах 3.3 и 3.4 приведены результаты факторного анализа валовой прибыли.
Таблица 3.3 – факторный анализ состава валовой прибыли ООО «ТРИСА-М» за 2007-2008 гг.
Показатели | 2007 | 2008 | ||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | |
Валовая прибыль | 17 | 100 | - 519 | 100 |
Прибыль от продажи товаров | 17 | 100 | - 550 | 106 |
Управленческие расходы | - | - | 31 | - 6 |
Таблица 3.4 - Факторный анализ состава валовой прибыли ООО «ТРИСА-М» за 2008-2009 гг.
Показатели | 2008 | 2009 | ||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | |
Валовая прибыль | - 519 | 100 | - 43 | 100 |
Прибыль (убыток) от продажи товаров | - 550 | 106 | - 63 | 146 |
Управленческие расходы | 31 | - 6 | 20 | - 46 |
Из таблиц 3.3 и 3.4 видно, что финансовое состояние в 2008 году ухудшилось относительно базового 2007 г – значительную долю в прибыли (убытках) 2008 года составляет убыток (минус 550 тыс. руб.) от продаж (106%). В 2009 г. сумма убытков сократилась до 43 тыс. руб., но доля убытков от продаж возросла до 146 %. Отсюда можно сделать вывод, что дела у предприятия несколько улучшилась, но оно по прежнему несет убытки от продаж по причине высокой себестоимости продукции (услуг) и лишь на 6 % и 46% от управленческих расходов, соответственно в 2008 и 2009 гг.
По результатом факторного анализа прибыли до налогообложение (табл. 3.5), учитывая, что она равна объему продаж за минусом постоянных и переменных затрат, очевидны выводы, что основная доля затрат приходиться на объем продаж и себестоимость (212 и 307%) в убытках 2008 г., и себестоимость (95%) в 2009 г.
Таблица 3.5 – Факторный анализ состава прибыли до налогообложения ООО «ТРИСА-М» за период 2008-2009 г.
Показатели | 2008 | 2009 | ||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | |
Прибыль до налогообложения | -567 | 100 | 487 | 100 |
Выручка (нетто) от продаж | 1205 | -212 | 17 | 3 |
Затраты переменные (себестоимость) | 1741 | -307 | -459 | 95 |
Затраты постоянные (Управленческие расходы) | 31 | -5 | -11 | 2 |
Таким образом, основным задачей при нормализации работы ателье является снижение себестоимости производимой продукции (услуг).
Проследим динамику показателей объема продаж, прибыли, себестоимости и рентабельности ООО «ТРИСА-М» метод маржинального анализа.
Расчет динамики показателей приведены в таблицах 3.6 и 3.7. Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:
Базовый 2007 год в отношении прибыли вполне благополучный: чистая прибыль составили 13 тыс. руб., валовая прибыль 17 тыс.руб.; чистая маржа 2, валовая маржа 3;
Рентабельность 2007 г. Характеризуется следующими показателями:
- рентабельность продаж составила 3;
- рентабельность производственной деятельности 3;
- рентабельность оборотных активов 8;
- рентабельность активов в целом 3;
- рентабельность использования собственного капитала характеризуется отрицательным значение (минус 13).
Таблица 3.6 - Показатели рентабельности ООО «ТРИСА-М» за 2007-2008 гг
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | +,-⌂ | В % к прошлому периоду |
1.Чистая маржа (1.1/1.2*100) 1.1 чистая прибыль 1.2 выручка (нетто) продаж | 2 13 636 | - 30 - 550 1841 | - 32 - 563 1205 | - 1500 - 4231 289 |
2. Валовая маржа (2.1/ 1.2* 100) 2.1 валовая прибыль | 3 17 | - 30 - 550 | - 33 - 567 | - 1000 - 3235 |
3. Рентабельность собственного капитала (1.1/ 3.1*100) 3.1 величина собственного капитала | - 13 - 97 | 86 - 642 | 99 - 545 | - 662 662 |
4. Рентабельность активов (1.1/4.1*100) 4.1 Величина активов | 3 417 | - 152 361 | - 155 - 56 | 4883 87 |
5. Рентабельность оборотных активов (1.1/5.1*100) 5.1 Величина оборотных активов | 8 172 | - 1618 34 | - 1626 - 138 | - 21397 20 |
6. Рентабельность продаж (6.1/6.2*100) 6.1 Прибыль от продаж 6.2 Выручка (нетто) от продаж | 3 17 636 | - 30 - 550 1841 | 33 - 567 1205 | - 1000 -- 3235 289 |
7. Рентабельность затратам производственной деятельности (6.1/7.1*100) 7.1 Полная себестоимость товаров | 3 619 | - 23 2391 | - 26 1772 | - 836 386 |
2008 год относительно базового 2007 года характеризуется отрицательными значениями чистой и валовой прибыли (минус 550 тыс.руб.). Аналогично – чистая и валовая маржа имеют отрицательные значения (минус 30). Это произошло из-за роста себестоимости продукции (услуг) почти в 4 раза, что повлекло падение чистой и валовой прибыли в 42 и 32 раза, соответственно.
Рентабельность продаж по сравнению с 2007 г снизилась в 10 раз, рентабельность производственной деятельности упала в 8 раз, рентабельность оборотных активов составила всего 20 % от уровня 2007 года, рентабельность активов в целом упала в 48 раз относительно 2007 г., рентабельность собственного капитала снизилась в 6 раз.
Факторный анализ динамики рентабельности товарной продукции за 2008 год можно провести по данным табл. 3.6. (методика А.А. Канке):
1. Полная себестоимость проданной продукции:
ü отчетного периода S1 = 2391;
ü базисного периода S0 = 619.
2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:
⌂ rсS = (1841 / 2391) – (1841 / 619) = - 2,2
3. Влияние изменения объема проданной продукции на динамику рентабельности продукции:
⌂ rсN = (1841/ 619) – (636/ 619) = 1,9
4. Общее изменение рентабельности продукции:
⌂ rс = 1,9 – 2,2 = - 0,3.
Вывод: по сравнению с базисным периодом рентабельность товарной продукции снизилась на 0,3:
ü за счет изменения себестоимости проданной продукции она уменьшилась на 2,2;
ü за счет изменения объема проданной продукции в отпускных ценах она возросла на 1,9.
В 2009 г., как уже упоминалось, возросла выручка от продаж на 17 тыс.руб. и составила почти 101 %, а себестоимость снизилась на 470 тыс.руб. и составили 80 % к уровню 2008г. Это повлекло рост рентабельности продаж до 10 %, рентабельности производственной деятельности – до 13%, рентабельность оборотных активов также поднялось до 2%, рентабельность активов в целом до 9%, поднялась и рентабельность использования собственного капитала и составила 8%. Чистая маржа и валовая маржа составили соответственно 10% и 11%. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что оздоровительные мероприятия предпринятые в 2009 г. учредителями и руководством ООО «ТРИСА-М» давать приносить положительный результат и финансовое положение, надеюсь, со временем выправиться.
Таблица 3.7 - Показатели рентабельности ООО «ТРИСА-М» за 2008-2009 гг.
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | +,-⌂ | В % к прошлому периоду |
1.Чистая маржа (1.1/1.2*100) 1.1 чистая прибыль 1.2 объем продаж | - 30 - 550 1841 | - 3 - 63 1858 | 27 487 17 | 11 12 101 |
2. Валовая маржа (2.1/ 1.2* 100) 2.1 валовая прибыль | - 30 - 550 | - 2 - 43 | 28 417 | |
3. Рентабельность собственного капитала (1.1/ 3.1*100) 3.1 величина собственного капитала | 86 - 642 | 7 - 850 | - 79 - 208 | 9 132 |
4. Рентабельность активов (1.1/4.1*100) 4.1 Величина активов | - 152 361 | - 14 447 | 138 86 | 9 124 |
5. Рентабельность оборотных активов (1.1/5.1*100) 5.1 Величина оборотных активов | - 1618 34 | - 37 169 | 158 135 | 2 497 |
6. Рентабельность продаж (6.1/6.2*100) 6.1 Прибыль от продаж 6.2 Выручка | - 30 - 550 1841 | - 3 - 63 1858 | 27 487 17 | 10 11 101 |
7. Рентабельность производственной деятельности (6.1/7.1*100) 7.1 Полная себестоимость товаров | - 23 2391 | - 3 1921 | 20 - 470 | - 14 80 |
Факторный анализ динамики рентабельности товарной продукции за 2009 год можно провести по данным табл. 3.7. (методика А.А. Канке):
1.Полная себестоимость проданной продукции:
ü отчетного периода S1 = 1921;
ü базисного периода S0 = 2391.
2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:
⌂rсS = (1858 / 1921) – (1858 / 2391) = 0,2
3. Влияние изменения объема проданной продукции на динамику рентабельности продукции:
⌂rсN = (1858/ 2391) – (1841/ 2391) = 0,01
4. Общее изменение рентабельности продукции:
⌂rс = 0,2 + 0,01= 0,21.
Вывод: по сравнению с базисным периодом рентабельность товарной продукции снизилась на 0,21:
ü за счет уменьшения себестоимости проданной продукции она возросла на 0,2;
ü за счет изменения объема проданной продукции в отпускных ценах она увеличился на 0,01.
Пользуясь рекомендациям и формулами Савицкой Г.В. рассчитаем и представим в табличной форме показатели качества финансовых результатов:
- критическая точка объема продаж (порог рентабельности, точка безубыточности);
- зона безопасности, разность между фактическим и безубыточным объемом продаж (производства).
Таблица 3.12 - Исходные данные и расчет показателей оценки качественного уровня финансовых результатов ООО «ТРИСА-М» за 2007 – 2009 гг.
Показатель | Код строки ф.№2
| Сумма, тыс. руб. | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка от продаж, В | 010 | 636 | 1841 | 1850 |
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная) — переменные затраты | 020 | 619 | 2360 | 1901 |
3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2) | 029 | 17 | - 519 | - 43 |
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, (Ду), % (п. 3 / п. 1*100) | - | 23 | - 28 | - 2 |
5. Постоянные и условно-постоянные затраты (Зп) | 040 | - | 31 | 20 |
6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности), тыс.руб. (п. 5 / п. 4*100), | - | - | - 111 | - 1000 |
7. Запас финансовой прочности а) тыс.руб., (п. 1 - п. 6) б) % (п. 7 / п. 1*100) | - | 636 100 | 1952 106 | 2850 154 |
Критическая точка объема продаж (производства) или точка без убыточности, рассчитана по формуле:
Т = Зпост/Ду, (3.1)
где Зпост – затрат постоянные;
Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке.
Запас финансовой прочности или зона безопасности определяется по формуле:
ЗФП = В – Т = В – (Зпост/Ду), (3.2)
Как разность суммы выручки и точки без убыточности.
Исходя из полученных расчетом результатов можно сделать следующие выводы:
В базисном 2007 г. предприятие сработало без убытка и постоянных затрат. Его запас финансовой прочности равен выручке, т.е. 636 тыс. руб.
В 2008 г. точка безубыточности равна минус 111 тыс.руб., запас финансовой прочности составил 1952 тыс. руб. В относительном плане запас прочности вырос на 6 %, а доля маржинального дохода в выручке упала на 48%.
В 2009 г. Запас финансовой прочности составил 2850 тыс. руб., при пороге рентабельности минус 1000 тыс. руб. и вырос на 48; относительного 2008 г., а доля маржинального дохода в выручке выросла на 26% к 2008 г.
Обобщим результаты анализа финансовых результатов за период 2007-2009 гг. В этот период мы наблюдаем только положительного динамику производства и продаж, соответственно 636; 1841 и 1858 тыс. руб. Это ее время характеризуется скачкообразным ростом себестоимости продукции и услуг. Ее рост в 2008 г. составил 381 %, в 2009 минус 307% относительно 2007г. Стоит упомянуть и о том, что управленческие расходы за этот период растут также скачкообразно. Если в 2007 г. они отсутствуют то в 2008 г. составляют 31 тыс. руб., а в 2009 составляют 20 тыс. руб., т.е. рост более чем в 20 – 30 раз. Соответственно, полная себестоимость за 2008 г. составила 386 %, за 2009 г. 310% к уровню 2007 г. Таким образом, 3-4 кратный скачек себестоимости не логичен и никакими внешними обстоятельствами не объясним. Причины видимо, в достоверности бухгалтерского учета. Попытаемся по статье «Себестоимость» пройтись с аудиторской проверкой. Это необходимость, т.к. завышение себестоимости влечет за собой снижение или полное отсутствие прибыли в 2007 г. прибыль до налогообложения составила 17 тыс. руб., а в 2008 г – в убытках минус 550 тыс. руб. В 2009 г. так же в убытках минус 63 тыс. руб.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 277.