Анализ финансовых результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин определили следующие задачи анализа финансовых результатов:

- Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

- Факторный анализ прибыли от продаж продукции (услуг) и затрат на ее производства, факторный анализ рентабельности.

А.Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции (услуг) в следующей последовательности:

1. Выделение показателей – валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыли до налогообложения, чистая прибыль (убыток);

2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям (отношению прибыли к выручке от продаж – рентабельность от продаж;

3. Углубленный анализ – исследование влияния факторов на величину прибыли и показателей рентабельности;

4. Определяется точка безубыточности объема производства.

Последуем этим рекомендациям и проанализируем финансовые результаты производственной деятельности ООО «ТРИСА-М». Как уже отмечалось ранее, учет финансовых результатов отражаемых в «Отчете о прибылях и убытках» ведется только по цеху индивидуального пошива – цех на вмененном налогообложении, которое предполагает при отчетности предоставление бухгалтерского баланса (форма №1) и «Отчета о прибылях и убытках» (форма №2).

На основании данных отчетности предоставленной ООО «ТРИСА-М» изучим динамику прибыли. В таблицах 3.1 и 3.2 приведен анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ООО «ТРИСА-М».


Таблица 3.1 – Уровень и динамика показателей финансовых результатов ООО «ТРИСА-М» за 2007-2008 гг. тыс. руб.

Показатель Код строки ф. №2  2007 Год  2008 Год Абсолютное отклонение Отклонение в % к 2007
Выручка от продажи продукции 010 636 1841  1205 289
Себестоимость проданной продукции 020 619 2360  1741 381
Валовая прибыль 029 17 - 519 - 536 - 3053
Управленческие расходы 040 - 31 31 -
Прибыль от продаж 050 17 - 550 - 567 - 3235
Прибыль до налогообложения 140 17 - 550 - 567 - 3235
Чистая прибыль 190 13 - 550 - 563 - 4231

 

По данным таблицы 3.1, предприятие в отчетном периоде (2008 г) не смотря на положительную динамику выручки от продаж – увеличение на 1205 тыс. руб., что составило 289 % к 2007 г., осталось в убытках – валовая прибыль (убыток) составила минус 519 тыс. руб., это минус 3053 % к уровню 2007 г. Это произошло за счет стремительного роста себестоимости производства – рост ее составил 1741 тыс. руб. или 381 % к уровню 2007 г. Валовая прибыль в 2007 г. составила 17 тыс. руб., а в 2008 г. предприятие в убытках минус 519 тыс. руб., что составило минус 3053 % к уровню 2007 г. Кроме того появились управленческие расходы 31 тыс. руб., хотя в 2007 г они отсутствовали. Прибыль от продаж и прибыль до налогообложения также в провале в 2008 г. Она составила минус 550 тыс. руб., ее снижение составило минус 567 тыс.руб. или минус 3235 % к 2007 г. Чистая прибыль в 2007 г. Равна 13 тыс. руб., в 2008 г. убытки минус 550 тыс. руб. или минус 4231% к уровню 2007 г.


Таблица 3.2 – Уровень и динамика показателей финансовых результатов ООО «ТРИСА-М» за 2008-2009 гг. тыс. руб.

Показатель Код строки ф. №2 2008 Год 2009 Год Абсолютное отклонение Отклонение в % к 2008
Выручка от продажи продукции 010 1841 1858 17 101
Себестоимость проданной продукции 020 2360 1901 - 459 81
Валовая прибыль 029 - 519 - 43 476 8
Управленческие расходы 040 31 20 - 11 65
Прибыль от продаж 050 - 550 - 63 487 11
Прибыль до налогообложения 140 - 550 - 63 487 11
Чистая прибыль 190 - 550 - 63 487 11

 

По данным таблицы 3.2, за 2009 г предприятие увеличило выручку от продаж на 17 тыс. руб., величина ее составляет 101 % к уровню 2008 г. Себестоимость продукции (услуг) составила 1901 тыс. руб. Она снизилась на 459 тыс. руб., ее уровень составил 81 % к уровню 2008 г., что снизило убыточность производства на 476 тыс. руб. Уровень валовой прибыли (убытка) составил всего 8 % к 2008 г. Снизились и управленческие расходы на 11 тыс. руб. Они составим 64 % от уровня 2008 г. Прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль возросли на 487 тыс. руб. Убыточность деятельности снизилась до уровня 11 % к 2008 г., то есть наметились, положительные тенденции в развитии производственной деятельности ООО «ТРИСА-М» в 2009г.

В таблицах 3.3 и 3.4 приведены результаты факторного анализа валовой прибыли.


Таблица 3.3 – факторный анализ состава валовой прибыли ООО «ТРИСА-М» за 2007-2008 гг.

Показатели

2007

2008

Сумма, тыс. руб. Уд. вес,% Сумма, тыс. руб. Уд. вес,%
Валовая прибыль 17 100 - 519 100
Прибыль от продажи товаров 17 100 - 550 106
Управленческие расходы - - 31 - 6

 

Таблица 3.4 - Факторный анализ состава валовой прибыли ООО «ТРИСА-М» за 2008-2009 гг.

Показатели

2008

2009

Сумма, тыс. руб. Уд. вес,% Сумма, тыс. руб. Уд. вес,%
Валовая прибыль - 519 100 - 43 100
Прибыль (убыток) от продажи товаров - 550 106 - 63 146
Управленческие расходы 31 - 6 20 - 46

 

Из таблиц 3.3 и 3.4 видно, что финансовое состояние в 2008 году ухудшилось относительно базового 2007 г – значительную долю в прибыли (убытках) 2008 года составляет убыток (минус 550 тыс. руб.) от продаж (106%). В 2009 г. сумма убытков сократилась до 43 тыс. руб., но доля убытков от продаж возросла до 146 %. Отсюда можно сделать вывод, что дела у предприятия несколько улучшилась, но оно по прежнему несет убытки от продаж по причине высокой себестоимости продукции (услуг) и лишь на 6 % и 46% от управленческих расходов, соответственно в 2008 и 2009 гг.

По результатом факторного анализа прибыли до налогообложение (табл. 3.5), учитывая, что она равна объему продаж за минусом постоянных и переменных затрат, очевидны выводы, что основная доля затрат приходиться на объем продаж и себестоимость (212 и 307%) в убытках 2008 г., и себестоимость (95%) в 2009 г.


Таблица 3.5 – Факторный анализ состава прибыли до налогообложения ООО «ТРИСА-М» за период 2008-2009 г.

Показатели

2008

2009

Сумма, тыс. руб. Уд. вес,% Сумма, тыс. руб. Уд. вес,%
Прибыль до налогообложения -567 100 487 100
Выручка (нетто) от продаж 1205 -212 17 3
Затраты переменные (себестоимость) 1741 -307 -459 95
Затраты постоянные (Управленческие расходы) 31 -5 -11 2

 

Таким образом, основным задачей при нормализации работы ателье является снижение себестоимости производимой продукции (услуг).

Проследим динамику показателей объема продаж, прибыли, себестоимости и рентабельности ООО «ТРИСА-М» метод маржинального анализа.

Расчет динамики показателей приведены в таблицах 3.6 и 3.7. Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:

Базовый 2007 год в отношении прибыли вполне благополучный: чистая прибыль составили 13 тыс. руб., валовая прибыль 17 тыс.руб.; чистая маржа 2, валовая маржа 3;

Рентабельность 2007 г. Характеризуется следующими показателями:

- рентабельность продаж составила 3;

- рентабельность производственной деятельности 3;

- рентабельность оборотных активов 8;

- рентабельность активов в целом 3;

- рентабельность использования собственного капитала характеризуется отрицательным значение (минус 13).


Таблица 3.6 - Показатели рентабельности ООО «ТРИСА-М» за 2007-2008 гг

Показатели 2007 г. 2008 г. +,-⌂  В % к прошлому периоду
1.Чистая маржа (1.1/1.2*100) 1.1 чистая прибыль 1.2 выручка (нетто) продаж 2 13 636 - 30 - 550 1841 - 32 - 563 1205 - 1500 - 4231 289
2. Валовая маржа (2.1/ 1.2* 100) 2.1 валовая прибыль 3   17 - 30   - 550 - 33   - 567 - 1000   - 3235
3. Рентабельность собственного капитала (1.1/ 3.1*100) 3.1 величина собственного капитала   - 13   - 97     86   - 642     99   - 545     - 662   662  
4. Рентабельность активов (1.1/4.1*100) 4.1 Величина активов 3   417 - 152   361 - 155   - 56 4883   87
5. Рентабельность оборотных активов (1.1/5.1*100) 5.1 Величина оборотных активов   8 172     - 1618 34     - 1626 - 138   - 21397 20
6. Рентабельность продаж (6.1/6.2*100) 6.1 Прибыль от продаж 6.2 Выручка (нетто) от продаж 3   17 636 - 30   - 550 1841 33   - 567 1205 - 1000   -- 3235 289
7. Рентабельность затратам производственной деятельности (6.1/7.1*100) 7.1 Полная себестоимость товаров   3     619   - 23     2391   - 26     1772   - 836     386

 

2008 год относительно базового 2007 года характеризуется отрицательными значениями чистой и валовой прибыли (минус 550 тыс.руб.). Аналогично – чистая и валовая маржа имеют отрицательные значения (минус 30). Это произошло из-за роста себестоимости продукции (услуг) почти в 4 раза, что повлекло падение чистой и валовой прибыли в 42 и 32 раза, соответственно.

Рентабельность продаж по сравнению с 2007 г снизилась в 10 раз, рентабельность производственной деятельности упала в 8 раз, рентабельность оборотных активов составила всего 20 % от уровня 2007 года, рентабельность активов в целом упала в 48 раз относительно 2007 г., рентабельность собственного капитала снизилась в 6 раз.

Факторный анализ динамики рентабельности товарной продукции за 2008 год можно провести по данным табл. 3.6. (методика А.А. Канке):

1. Полная себестоимость проданной продукции:

ü отчетного периода S1 = 2391;

ü базисного периода S0 = 619.

2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:

 

⌂ rсS = (1841 / 2391) – (1841 / 619) = - 2,2

 

3. Влияние изменения объема проданной продукции на динамику рентабельности продукции:

 

⌂ rсN = (1841/ 619) – (636/ 619) = 1,9

 

4. Общее изменение рентабельности продукции:

 

⌂ rс = 1,9 – 2,2 = - 0,3.

 

Вывод: по сравнению с базисным периодом рентабельность товарной продукции снизилась на 0,3:

ü за счет изменения себестоимости проданной продукции она уменьшилась на 2,2;

ü за счет изменения объема проданной продукции в отпускных ценах она возросла на 1,9.

В 2009 г., как уже упоминалось, возросла выручка от продаж на 17 тыс.руб. и составила почти 101 %, а себестоимость снизилась на 470 тыс.руб. и составили 80 % к уровню 2008г. Это повлекло рост рентабельности продаж до 10 %, рентабельности производственной деятельности – до 13%, рентабельность оборотных активов также поднялось до 2%, рентабельность активов в целом до 9%, поднялась и рентабельность использования собственного капитала и составила 8%. Чистая маржа и валовая маржа составили соответственно 10% и 11%. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что оздоровительные мероприятия предпринятые в 2009 г. учредителями и руководством ООО «ТРИСА-М» давать приносить положительный результат и финансовое положение, надеюсь, со временем выправиться.

 

Таблица 3.7 - Показатели рентабельности ООО «ТРИСА-М» за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 г. 2009 г. +,-⌂  В % к прошлому периоду
1.Чистая маржа (1.1/1.2*100) 1.1 чистая прибыль 1.2 объем продаж - 30 - 550 1841 - 3 - 63 1858 27 487 17 11 12 101
2. Валовая маржа (2.1/ 1.2* 100) 2.1 валовая прибыль - 30   - 550 - 2   - 43 28   417  
3. Рентабельность собственного капитала (1.1/ 3.1*100) 3.1 величина собственного капитала   86   - 642     7   - 850   - 79   - 208   9   132
4. Рентабельность активов (1.1/4.1*100) 4.1 Величина активов - 152   361 - 14   447 138   86 9   124
5. Рентабельность оборотных активов (1.1/5.1*100) 5.1 Величина оборотных активов   - 1618 34     - 37   169   158   135   2   497
6. Рентабельность продаж (6.1/6.2*100) 6.1 Прибыль от продаж 6.2 Выручка - 30   - 550 1841 - 3   - 63 1858 27   487 17 10   11 101
7. Рентабельность производственной деятельности (6.1/7.1*100) 7.1 Полная себестоимость товаров   - 23     2391   - 3     1921   20     - 470   - 14     80  

 

Факторный анализ динамики рентабельности товарной продукции за 2009 год можно провести по данным табл. 3.7. (методика А.А. Канке):

1.Полная себестоимость проданной продукции:

ü отчетного периода S1 = 1921;

ü базисного периода S0 = 2391.

2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:

 

⌂rсS = (1858 / 1921) – (1858 / 2391) = 0,2

 

3. Влияние изменения объема проданной продукции на динамику рентабельности продукции:

 

⌂rсN = (1858/ 2391) – (1841/ 2391) = 0,01

 

4. Общее изменение рентабельности продукции:

 

⌂rс = 0,2 + 0,01= 0,21.


Вывод: по сравнению с базисным периодом рентабельность товарной продукции снизилась на 0,21:

ü за счет уменьшения себестоимости проданной продукции она возросла на 0,2;

ü за счет изменения объема проданной продукции в отпускных ценах она увеличился на 0,01.

Пользуясь рекомендациям и формулами Савицкой Г.В. рассчитаем и представим в табличной форме показатели качества финансовых результатов:

- критическая точка объема продаж (порог рентабельности, точка безубыточности);

- зона безопасности, разность между фактическим и безубыточным объемом продаж (производства).

 

Таблица 3.12 - Исходные данные и расчет показателей оценки качественного уровня финансовых результатов ООО «ТРИСА-М» за 2007 – 2009 гг.

Показатель

Код строки

ф.№2

 

Сумма, тыс. руб.

2007 г. 2008 г. 2009 г.
1 2 3 4 5
1. Выручка от продаж, В 010 636 1841 1850
2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (производственная) — переменные затраты 020 619 2360 1901
3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2) 029 17 - 519 - 43
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, (Ду), % (п. 3 / п. 1*100) - 23 - 28 - 2
5. Постоянные и условно-постоянные затраты (Зп) 040 - 31 20
6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности), тыс.руб. (п. 5 / п. 4*100), - - - 111 - 1000
7. Запас финансовой прочности а) тыс.руб., (п. 1 - п. 6) б) % (п. 7 / п. 1*100) - 636 100 1952 106 2850 154

 

Критическая точка объема продаж (производства) или точка без убыточности, рассчитана по формуле:

 

Т = Зпост/Ду, (3.1)

 

где Зпост – затрат постоянные;

Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке.

Запас финансовой прочности или зона безопасности определяется по формуле:

 

ЗФП = В – Т = В – (Зпост/Ду), (3.2)

 

Как разность суммы выручки и точки без убыточности.

Исходя из полученных расчетом результатов можно сделать следующие выводы:

В базисном 2007 г. предприятие сработало без убытка и постоянных затрат. Его запас финансовой прочности равен выручке, т.е. 636 тыс. руб.

В 2008 г. точка безубыточности равна минус 111 тыс.руб., запас финансовой прочности составил 1952 тыс. руб. В относительном плане запас прочности вырос на 6 %, а доля маржинального дохода в выручке упала на 48%.

В 2009 г. Запас финансовой прочности составил 2850 тыс. руб., при пороге рентабельности минус 1000 тыс. руб. и вырос на 48; относительного 2008 г., а доля маржинального дохода в выручке выросла на 26% к 2008 г.

Обобщим результаты анализа финансовых результатов за период 2007-2009 гг. В этот период мы наблюдаем только положительного динамику производства и продаж, соответственно 636; 1841 и 1858 тыс. руб. Это ее время характеризуется скачкообразным ростом себестоимости продукции и услуг. Ее рост в 2008 г. составил 381 %, в 2009 минус 307% относительно 2007г. Стоит упомянуть и о том, что управленческие расходы за этот период растут также скачкообразно. Если в 2007 г. они отсутствуют то в 2008 г. составляют 31 тыс. руб., а в 2009 составляют 20 тыс. руб., т.е. рост более чем в 20 – 30 раз. Соответственно, полная себестоимость за 2008 г. составила 386 %, за 2009 г. 310% к уровню 2007 г. Таким образом, 3-4 кратный скачек себестоимости не логичен и никакими внешними обстоятельствами не объясним. Причины видимо, в достоверности бухгалтерского учета. Попытаемся по статье «Себестоимость» пройтись с аудиторской проверкой. Это необходимость, т.к. завышение себестоимости влечет за собой снижение или полное отсутствие прибыли в 2007 г. прибыль до налогообложения составила 17 тыс. руб., а в 2008 г – в убытках минус 550 тыс. руб. В 2009 г. так же в убытках минус 63 тыс. руб.







Дата: 2019-07-30, просмотров: 277.