В начале данного раздела рассмотрим определения государства и правового государства с точки зрения принципов политического права.
Как бы ни была хороша идея государства, представляющая его в качестве оптимально согласующей общественные и личные интересы формы организации общества, в действительности все обстоит гораздо сложнее. В истории человечества государство по большей части выступает как форма угнетения и эксплуатации одним классом других в собственных корыстных интересах, эту реальность государственной жизни прекрасно удалось отразить в своих работах К.Марксу.
Однако вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что государство, в чьих бы интересах оно ни действовало, с момента своего зарождения и по сей день является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим жизнедеятельность всего общества. Под социальным институтом здесь и далее будем понимать целесообразную устойчивую форму организации социальной деятельности и социальных отношений, комплекс, включающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, с другой – устойчивое социальное образование, обеспечивающее реализацию данных потребностей.
В соответствии с тем или иным пониманием сущности государства в литературе даны различные определения его признаков. Тем не менее, в главном исследователи сходятся. Первым и самым важным признаком государства является население, которое характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, поскольку именно через государство происходит объединение людей в рамках всего общества и только через государство они выступают в качестве целостной социальной системы.
Второй не менее значимый признак – учреждение особых организаций, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых управлением (чиновников всевозможных рангов, обеспечивающих исполнение постановлений того или иного органа власти), характеризуют государство как институт. Появление институтов публичной власти, распространяющих свое действие на все общество, более того, обладающих монополией на применение насилия, позволяет рассматривать государство не только как организацию властвующих социальных групп, но и как организацию всего общества.
В качестве третьего важнейшего признака государства обычно называют распространение управляющего воздействия по территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.
Четвертый признак – налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для функционирования, а получить их может через систему отчисления части дохода населения с целью создания единого источника финансирования государственной деятельности, государственного бюджета.
Среди основных функций государственного института традиционно выделяют управленческо-обеспечительную и охранительную. В соответствии с первой задача государства – гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия общественного согласия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических, политических и духовных факторов. Вторая, охранительная, функция государства носит в основном компенсационный характер и направлена на пресечение нарушений установленных порядков, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного чьими-либо действиями состояния согласия в обществе.
Таким образом, государство, как и любой другой социальный институт, не есть внешняя и искусственная по отношению к обществу система, а представляет собой некую форму организации совместной (общественной) жизнедеятельности людей, проживающих на одной территории.
Разработка современной концепции правового государства в основном сводится к обсуждению вопросов организации власти и способов ее ограничения. На фоне растущих внегосударственных настроений в лагере приверженцев концепции гражданского общества это особенно настораживает.
В частности, анализируя «идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым», В.Д. Перевалов говорит о совокупности принципов, определяющих эту модель. В их числе он называет приоритет права, правовую защищенность человека и гражданина, единство права и закона, правовое разграничение деятельности различных ветвей власти. «Наряду с изложенными, – уточняет он, – правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.».
В свою очередь, у К.С. Гаджиева «представление о правовой государственности ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность гражданина». Они, с точки зрения автора, реализуются в политической демократии через ее основные институты: идеологический и политический плюрализм, парламентаризм, выборность должностных лиц, а также через связанность государства правом (примат права), разделение властей, правозаконность и т.д.
По мнению французского исследователя Жака Шевалье, содержание концепции правового государства зиждется на «либеральном фундаменте», который образуют механизмы ограничения власти и культ права. «Первый аспект ограничения власти сопряжен с правами человека. В конечном итоге правовое государство базируется на утверждении приоритета индивида в социальной и политической жизни общества… Этот индивидуализм – глубинное основание правового государства – наследие революции». Второй аспект ограничение власти – это опора правового государства «на демократический постулат, согласно которому в государстве воплощается нация и оно является ее юридической персонификацией. Государство изначально не принимается за политически самопорождающийся феномен, а видится естественным продолжением нации, генетически связанным с ней». Наконец, третий аспект заключается в «наличии строгих границ той роли, которую государство играет в социальной жизни… уважает автономию социума и не выходит за рамки легитимно выполняемых функций».
Известный философ ХХ в. Ю. Хабермас в работе «Фактичность и значимость. Очерки дискурсивной теории права и демократического правового государства» начинает перечисление признаков правового государства с принципа народного суверенитета. С его точки зрения, этот принцип соединяет систему права и организацию демократического правового государства. Из теоретической трактовки народного суверенитета вытекают принципы: всесторонней защиты индивидуальных прав, гарантируемой независимой юстиции, законности управления, а также судебного и парламентского контроля за административной деятельностью, отделения государства от общества, призванного воспрепятствовать превращению власти социальной во власть административную.
Такие российские авторы, как В.В. Ильин и А.С. Ахиезер, указывают, что: «Доктрина правового государства в части выработки рецептуры совершенного общественного достояния предполагает ограничение государственной власти правом; верховенство права над государством; конституционно-правовые гарантии свободы индивидов (коллективов); невмешательство власти в сферу неотчуждаемых прав человека … самоограничение государства перед гражданином». И далее совершенно верно подмечают, что упомянутые ими рецепты рассчитаны на модель правового государства в качестве «некоего индивидоцентричного идеала».
Сведение функций правового государства только к обеспечению прав человека скрывает в себе с точки зрения поиска оптимального варианта согласования общественных и личных интересов серьезную опасность. В рассматриваемой нами концепции акцент делан на правах человека, слабо подкрепленных обязанностями все того же человека, как следствие, свобода выбора варианта поведения в рамках правовых норм, очерченных взаимными правами и обязательствами граждан и государства, грозит превратиться в ничем не ограниченную волю по реализации права. Все это, в свою очередь, может поставить под сомнение не только возможность равной реализации права всеми людьми в таких условиях, но и существование самого правового государства.
Более того, особого внимания заслуживает способ обеспечения прав человека, заключающийся в невмешательстве государства в эту сферу, в результате чего должна формироваться область, так называемого гражданского общества представленного в виде «сообщества вольных граждан в проявлении их социальной активности», в рамках которого государство уже прекратило свое существование. Все вытекающие из этого факта последствия нами показаны ранее.
В свое время односторонность индивидуалистического понимания роли государства резко критиковал Б.Н. Чичерин. «Нет сомнения, – писал он, – что излишняя регламентация со стороны государства и вмешательство его во все дела могут действовать вредно. Гумбольдт прав, когда он говорит, что этим подрывается самодеятельность и тем самым умаляются материальные и нравственные силы народа, который привыкает во всем обращаться к правительству, вместо того, чтобы полагаться на самого себя. Но это доказывает только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоничном согласовании обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». Именно такое пожертвование случилось в активно разрабатываемых сегодня концепциях гражданского общества и правового государства.
Основу концепции правового государства составляет, по нашему мнению, идея права как формы выражения социальной справедливости. Как следствие, ограничение государства правом, его верховенство, означает не более и не менее как определение сферы правосубъектности и правоспособности государства в процессе поиска им оптимальных параметров согласования общественных и личных интересов. В данном контексте важным условием является гражданское общество, но не как самостоятельный внегосударственный субъект. Напротив, в нашем случае под гражданским обществом понимается гражданское состояние общества, характеризующееся нахождением всех социальных субъектов (граждан, социальных групп и образований) в определенных правовых отношениях с государством, основанных на имеющейся у каждого из них правосубъектности и правоспособности. Характерная черта этих отношений – наличие строго прописанных взаимных прав и обязательств всех указанных субъектов, включая государство, а также необходимая мера свободы и ответственности каждого субъекта в реализации его интересов в определенных правом границах. Другими словами, формулировка «правовое государство» фиксирует наличие четко отлаженной социально-правовой связи между различными социальными субъектами и государством как выразителем их идей, субъектом, оптимально согласующим их интересы в рамках единого общественного целого.
Можно выделить следующие аспекты взаимодействия правовой системы и политического права:
1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит, прежде всего, от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. То общество, которое смогло создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества.
2. Важное значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности, уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.
3. Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство, используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность общества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.
4. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе, декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации – свободу человека, упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.
5. Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.
6. Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой – в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственно-гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.
Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различии их структур, принципов организации и строения.
Любое государство организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация – охрана общества и управление им.
В отличие от государства гражданское общество представляет собой систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.
Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым – на систему политического права.
Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений могут регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.
Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещённых, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения.
Права граждан – это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию. Использование права не является обязанностью гражданина. Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями, которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для решения стоящих перед ними задач.
Отношения между гражданами, их объединениями, союзами (и внутри этих объединений) основываются на соглашениях, договорах, строятся на началах равенства, свободы, координации. Образно говоря, гражданское общество основано на горизонтальных отношениях равноправных лиц.
Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинен прямому вышестоящему начальству (органу, учреждению). Государственные отношения восходят к единому центру [и (или) «подцентрам»], управленческие отношения носят вертикальный характер.
Гражданам разрешено все, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано приказом.
Гражданин может быть привлечен к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностное лицо отвечает не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.
Нормы публичного права охраняются от нарушений преимущественно штрафными, карательными санкциями (уголовными, административными, дисциплинарными). Для охраны частно-правовых норм и отношений первостепенное значение имеют правовосстановительные санкции и ответственность.
В отношениях между частными лицами или объединениями, регулируемых частным правом, закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; он обязательно должен иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или взыскание) за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого деяния.
Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых последствий, обусловливающих те особенности современного государства, которые отличают его от государств кастово-сословной эпохи.
Во-первых, разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, вставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права закрепляются идеи равенства членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, освобождения от свойственных сословным обществам идей «соборности», покорности властям и коллективам.
Во-вторых, развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но также права и свободы граждан (Билль о правах, Декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство – публичная власть, сфера общих интересов, общество – сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Исследователи отмечают, что если исходным пунктом европейского конституционализма как политического течения было свойственное еще эпохе абсолютизма крайне неопределенное истолкование конституции в качестве «основных законов всякого общества», не содержащее идей ограничения обществом власти государства, то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия, «которое приобретает конвенциональный (договорный) характер и определяет основной закон взаимоотношений общества и государственной власти. Конституция интерпретируется, по существу, как договор о распределении власти между ними».
В-третьих, развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Именно становление гражданского общества дало возможность теоретически осмыслить проблему «политического отчуждения» и создало предпосылки его преодоления. В структуре высших органов государства Нового времени появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии – явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).
Притязания представительных учреждений на участие в государственной власти (от имени общества) в ряде стран сталкивались с сопротивлением абсолютных монархов и приводили к революционным потрясениям; отражением этих потрясений стала идея разделения властей в целях обеспечения прав и свобод членов общества. Одновременно появились понятия «правовое государство» и «законность». Эти понятия возникли как политико-правовые идеи, направленные против деспотизма «полицейского государства», под которым понималось бесправие податных сословий перед абсолютистским государством, а затем (в периоды революций и контрреволюций конца XVIII – начала XIX в.) – незащищенность личности от произвола должностных лиц различных правительств, чрезвычайных трибуналов, многочисленных агентов власти. Наряду с критической направленностью идеи «законности» и «правового государства» имели глубокое позитивное содержание.
В сословно-кастовых обществах государство порой существенно меняло правовое положение различных сословий (например, поэтапно узаконивалось крепостное право в России, законами и указами учреждались или отменялись отдельные привилегии дворянства, духовенства, мещанства и т.п.), но законы, принятые по этому поводу, никак не нарушали «законность», ибо любой закон, данный высшей властью, считался и был общеобязателен в соответствии с началами законопослушности. В гражданском обществе закон – это не только правило, установленное верховной властью (хотя бы и всенародно избранной), но и норма, изданная в соответствии с конституционными границами между обществом и государством, учитывающая права и свободы членов общества.
Во-вторых, только при таком подходе к понятию законности гражданин в случае нарушения его прав ставится на один правовой уровень с государством и его должностными лицами при рассмотрении и решении спора о нарушенном праве. «Член гражданского общества имеет право искать суда и обязан предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право, – писал Гегель. – В эпоху феодализма могущественные лица часто не являлись на судебное заседание, вели себя вызывающе по отношению к судебным инстанциями рассматривали вызов в суд могущественного лица как неправое деяние. Это – состояние, противоречащее тому, чем должен быть суд. В новейшее время правитель обязан по частным вопросам признавать над собой власть суда, и в свободных государствах он обычно проигрывает свои процессы.
Государство и политическое право познаются не только «через самих себя» – через их сущность, содержание, социальную роль и назначение, но и через систему их взаимосвязей и взаимодействий с другими, примыкающими к ним явлениями, институтами и учреждениями. Среди них особое значение имеет демократия.
Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи, например, считают, что демократия – это:
а) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми;
б) государство, страна, сообщество, имеющие демократическое правительство;
в) правление большинства;
г) восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей.
Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos – народ и kratos – власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне
В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии исходят, так же, как и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отличие от последних основной акцент при ее определении зачастую ставится не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, – это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод».
Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук – философии, социологии, истории, политологии и др., многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий «атрибут государства», характеризующийся «принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации...»
Демократия не может быть сведена только к какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же, как она не может рассматриваться исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений. Она не может проявляться, например, только в качестве особого политического и государственного режима, т.е. совокупности методов осуществления власти или в качестве формы организации государства и отдельного государственного или общественно-политического института. Она выступает в самых различных своих качествах и проявлениях. В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти – народу – демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и интересов, их характеристика. Применительно к непосредственным носителям этой власти – государственным, партийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отношению к процессу осуществления государственной и общественной власти демократия проявляется как совокупность соответствующих методов и способов властвования, т.е. как соответствующий режим. Наконец, по отношению к объекту проявления власти – отдельным гражданам, юридическим лицам, социальным слоям, группам, классам, ассоциациям и организациям демократия выступает в виде их соответствующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга конституционно закрепленных прав и свобод.
К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народа и многое другое в таком же духе – это все так же есть не что иное, как пути и способы проявления всего того, что именуется демократией.
Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «приложения» демократии, а также различных путей, форм и способов ее проявления, о демократии как явлении в каждой отдельно взятой стране можно говорить не как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.
Составными частями или структурными элементами такой системы в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня (своего рода «среза») рассматриваемой системы могут выступать, например, отдельные разновидности демократии – демократия внутрипартийная, государственная, профсоюзная и т.д. Они проявляются как первичные (по своему объему, содержанию, месту в системе и социальному назначению) элементы, непосредственно образующие общую систему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы.
Кроме выделения первичных элементов общей системы демократии возможно также выделение и ее вторичных элементов, которые непосредственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вторичных элементов общей системы демократии можно назвать, например, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии различные демократические (партийные, государственные и общественные) институты и учреждения; на уровне содержания демократии – соответственно ее различные принципы (выборность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руководства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, конституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и в частности, с политической системой, теория которой считается более или менее разработанной в литературе), в общей системе демократии можно выделить в качестве самостоятельных элементов также и взаимодействие субъектов демократии, их общественно-политическую активность и фактические отношения, возникающие между ними в процессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принципов демократии.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 177.