Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения. 4

1.1 Сущность налогов... 4

1.2 Региональные и местные налоги – нормативно-правовая база 11

Глава 2. Современное состояние региональных и местных налогов. 23

2.1 Анализ налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от юридических лиц в 2004-2006 году. 23

2.2 Проблемы, связанные с неуплатой налогов юридическими лицами. 30

Глава 3. Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов. 42

3.1 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами. 42

3.2 Динамика развития предприятия ЮФО на примере ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит». 54

Заключение 59

Список использованной литературы .. 61

Приложения . 64

 

Введение

 

 

Актуальность данной темы.  Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства региональных и местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных и местных бюджетов, по причине того, что доля региональных и местных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Объектом дипломной работы выступают местные и региональные налоги.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы анализа, выявить особенности уплаты местных и региональных налогов.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

- выявить теоретические аспекты налогообложения;

- классифицировать региональные и местные налоги в соответствии с НК РФ;

- проанализировать проблемы неуплаты налогов;

- провести анализ современного состояния региональных и местных налогов;

- предложить программу по разграничению налоговых полномочий между различными уровнями бюджета.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, поставленные цели и задачи, определяется объект исследования. В первой главе - «Теоретические аспекты налогообложения» - проанализирована экономическая природа налогов, история их развития, классифицированы местные и региональные налоги в соответствии с измененным Налоговым кодексом РФ. Во второй главе - «Современное состояние региональных и местных налогов» - выявляются современное состояние, основные проблемы налогов. В третьей главе - «Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов» - предлагаются пути преодоления проблем. В заключении делаются выводы по данной теме дипломной работы. В списке использованных источников приведен перечень литературы изученной в процессе работы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

Сущность налогов

 

Процесс становления налоговой системы, в более или менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

 Поступление податей до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций

Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г. [1].

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России.

Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов. Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. [2]

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям - все более и более очевидным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х годов налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

По остальным налогам до 2003 г. продолжали действовать соответствующие законы, определяющие порядок и условия их исчисления и уплаты.

После принятия остальных глав второй части Налогового кодекса в январе 2006 года он становится единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации, хотя до сих пор в нем происходят изменения.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.[3]

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[4]

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.[5]

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. [6]

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего – расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. [7]

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.[8]

Транспортный налог.

Согласно пп. «ж» п.1 ст.20 Федерального Закона N 2118-1, транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога.[15]

Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (Ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. [16] (Ст. 358 НК РФ).

Внесены изменения в статью 359 с 2005 года, в соответствии с которыми Налоговая база по воздушным транспортным средствам с реактивным двигателем определяется исходя из тяги реактивного двигателя, измеряемой в килограмм-силах. Налоговая ставка составляет 20 рублей с каждого килограмма силы тяги.[17]

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» №131-ФЗ от 20.10.2005, согласно которому Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, вводя транспортный налог, не будут определять форму отчетности. Закон устанавливает отчетный период по транспортному налогу для налогоплательщиков – организаций (ст.360 НК РФ), обязанность и порядок уплаты ими авансовых платежей (ст. 362 НК РФ) по транспортному налогу.

  Для организаций не может быть установлен срок уплаты налога ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С начала текущего года также вступил в силу и следующий Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов» №168-ФЗ от 20.12.2005, по которому дополняется перечень транспортных средств (ст. 258 НК РФ) не подлежащего налогообложению для судов, зарегистрированных в Реестре.[18] 

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в таблице 1.[19]

При сравнении старых и новых ставок налога можно заметить, что:

- в среднем в 2 раза увеличены налоговые ставки по грузовым автомобилям и другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу;

- по автобусам с мощностью двигателя до 200 л. с. налоговые ставки увеличены в 5 раз, а по автобусам с мощностью двигателя свыше 200 л. с. - в 10 раз;

- по мотоциклам и мотороллерам налоговые ставки увеличены в среднем в 10 раз (в зависимости от мощности);

- по легковым автомобилям прослеживается такая тенденция, что чем выше мощность автомобиля, тем в большее количество раз увеличены налоговые ставки. Так, по автомобилям с мощностью до 100 л. с. ставки увеличены в 10 раз, по автомобилям с мощностью свыше 100 л. с. до 150 л. с. ставки увеличены в 5 раз, по автомобилям с мощностью свыше 150 л. с. до 200 л. с. ставки увеличены в 7,8 раз, по автомобилям с мощностью свыше 200 л. с. до 250 л. с. ставки увеличены в 11 раз, а по автомобилям с мощностью свыше 250 л. с. ставки увеличены даже в 23 раза.

Такое значительное увеличение базовых ставок объясняется следующим. Дело в том, что в п.5 ст.6 Закона N 1759-1 была предусмотрена норма, согласно которой увеличение (уменьшение) ставок налога относительно ставок, указанных в ст.6 Закона N 1759-1, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога является прерогативой законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и устанавливалась ими в законах, действующих в отдельных регионах. Используя свое право на установление собственных налоговых ставок без каких-либо

Таблица 1

Базовые ставки транспортного налога [20]

 

N п/п Наименование объекта налогообложения       Налоговая ставка (руб.)

Ставки, устанавливаемые с каждой лошадиной силы        

Автомобили легковые с мощностью двигателя:          

1 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно          5  
2 свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно                          7  
3 свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно                           10  
4 свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно                           15  
5 свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)                 30  

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя:        

6 до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно            2  
7 свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно                           4  
8 свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)                  10  

Автобусы с мощностью двигателя:                

9 до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно          10  
10 свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)                 20  

Грузовые автомобили с мощностью двигателя:          

11 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно          5  
12 свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно                          8  
13 свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно                           10  
14 свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно                           13  
15 свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)                 17  

Другие транспортные средства:                 

16 другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)                         5  

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя:          

17 до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно         5  
18 свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)                  10  

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя:      

19 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно          10  
20 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)                 20  

Яхты и другие парусно - моторные суда с мощностью двигателя:                    

21 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно          20  
22 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)                 40  

Гидроциклы с мощностью двигателя:               

23 до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно          25  
24 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)                 50  

Воздушные суда, имеющие двигатели:              

25 Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)               25  

Ставки, устанавливаемые с каждой регистровой тонны валовой вместимости                   

26 Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость                  20  

Ставки с единицы транспортного средства            

27 Водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме указанных в строке 27)  200  

 

ограничений, регионы произвольно повышали ставки налога по сравнению со ставками, предусмотренными федеральным законом.[21]

С 2006 года увеличивается транспортный налог в Ростовской области. Увеличение ставки налога для всех видов транспортных средств на 20 процентов дополнительно привлечет в областной бюджет 79 миллионов рублей.

Этот налог на Дону не пересматривался три года. Теперь причиной роста налога называют повышение уровня официальной заработной платы за это время и рост инфляции. Аналитики подчеркивают, что даже после увеличения, налог на транспортные средства в Ростовской области будет одним из самых низких в России. [22]

Земельный налог.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.[23]

В 2005 году земельный налог по нормам новой (31) главы НК РФ будут уплачивать налогоплательщики тех местностей, муниципальные власти которых примут соответствующий закон. Для прочих регионов налогообложение земельным налогом по-прежнему регламентируется Законом Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 «О плате за землю».

Главой 31 установлен новый порядок налогообложения земельных участков. Земельный налог является местным налогом, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму 10 000 рублей для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе:

- Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;

- инвалидов, имеющих III степень ограничения способностей к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004 без внесения заключения по степени ограничения способности к трудовой деятельности;

- инвалидов с детства;

- ветеранов и инвалидов ВОВ, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и др. категорий.

В Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» был с 01.01.2005 года также внесены изменения:

1) Ставки земельного налога, действовавшие в 2004 году применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1 (кроме земель сельскохозяйственного назначения).

2) Налог на земли, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, составит 3% от ставки земельного налога, установленной органами местного самоуправления в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр в 1994 году или 62,72 коп. за квадратный метр в 2005 году.

3) Организации и граждане - собственники земельных участков в период проектирования и строительства жилья (кроме индивидуального) будут платить земельный налог с застраиваемого участка в двукратном размере в течение трех лет. Если жилищное строительство продолжается более трех лет налог с организаций и граждан будет взиматься в четырехкратном размере. Для индивидуального жилищного строительства, взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок.

4) Определены ставки земельного налога за земли, предоставленные под ИЖС.

       5) Отменены статьи 18 и 19 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», в которых устанавливается порядок перечисления налога на счета соответствующих бюджетов.

Также с 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №117-ФЗ от 22.07.2005, в соответствии с которым предоставлена льгота по земельному налогу для резидентов особых экономических зон (п.9 ст.395 НК РФ).[24]

Налог на игорный бизнес.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: 1) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) касса тотализатора; 4) касса букмекерской конторы.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.

В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол - 25 000 рублей;

2) за один игровой автомат - 1 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.[28]

С 01. 0.1 2005 года закрепляется норма, устанавливающая обязанность постановки на учет и уплаты налога в налоговых органах по месту нахождения объектов налогообложения, а также уточняется порядок расчета налога при изменении количества объектов налогообложения в течение налогового периода.[29]

С 1 января 2006 года в Ростовской области увеличатся размеры ставок налога на игорный бизнес: за один игровой стол, за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы – до 75 тыс. руб., за один игровой автомат – до 7 тыс. руб.

Решение об этом приняли на последнем своем заседании депутаты Законодательного собрания. Накануне был проведен анализ, согласно которому последние годы в Ростовской области наблюдаются весьма высокие темпы развития игорного бизнеса. В частности, в период с 2001 по 2004 год общее количество объектов налогообложения возросло в этой сфере более чем на 3 тыс. единиц, или в 4,5 раза. Утвердив соответствующие изменения в областной закон, народные избранники рассчитывают теперь на дополнительное поступление в 2006 г. в бюджет региона 71 млн. руб.[30]

 

 

Таблица 2

Доля налогов разного уровня в консолидированном бюджете РФ (в % ко всем налоговым поступлениям)[40]

Виды налогов 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Всего налоговых поступлений 100 100 100 100
из них:        
Федеральные налоги 88 91 92 91
Региональные налоги 7 7 7 7
Местные налоги 5 2 1 2

То есть, из данной таблица видно, что доля налогов в федеральный бюджет неуклонно растет, тогда как на прежнем уровне в течение трех лет находится региональный налоги, а доля местных налогов снизилась в 2, 5 раза. В 2005 году положение дел ухудшилось. Доля региональных налогов составила 4,3%, а местных – еще снизилась до 1, 2%. Это все связанно с отменой большинства региональных и местных налогов, поэтому местным бюджетам и нечем себя подпитывать.

В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15 процентов расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены.

Заключение

 

Проведенное исследование региональных и местных налогов и путей совершенствования налоговых отношений между тремя уровнями бюджетной системы позволило получить следующие выводы теоретического и прикладного характера:

1. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. После ряда изменений в НК РФ, к местным налогам следует относить – земельный налог, налог на имущество физических лиц, к региональным - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

3. На 2006 год состояние региональных и местных налогов находится в плачевном состоянии. Доля региональных налогов на конец 2005 года составила 4,3%, а местных всего 1,2%, что связано с отменой многих налогов.

4. Существую меры и санкции за нарушение налогового законодательства: уклонение от уплаты налогов, просрочка платежей. Также существуют отсрочки и рассрочки платежей, невозможность наказания за одно и тоже нарушение.

5. Для решения данных проблем необходимо увеличить доходность регионального народнохозяйственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов, создание новой схемы районирования страны. Следует законодательно закрепить следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.

6. Одним из лидеров деревообрабатывающей отрасли Ростовской области и Южного Федерального округа, членом Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, Ассоциации мебельщиков Южного региона, Ростовской торгово-промышленной палаты является ОАО «ВКДП». За последние пять лет объемы производства выросли почти в четыре раза. Удельный вес выпуска мебели в общем объеме производства продукции составляет порядка 60%. На 2006 год был поставлен план увеличения производства на 14,3% – до 1,6 млрд. рублей, а налоговые платежи в областной и местный бюджеты – на 11,5%. Сейчас «ВКДП» активно продолжает развиваться и имеет очень высокую инвестиционную привлекательность.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

3. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 № 126-ФЗ (с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001г.)

4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» //www.openbudget.ru

5. Администрация Ростовской область. Новости. Донские власти продолжают диалог с бизнесом. 14 мая 2005 // www.donland.ru

6. Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2005 года // www. nalog.ru

7. В Ростовской области увеличится транспортный налог. Новости. Дон-ТР. 25.07.2005 //www.dontr.ru

8. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

9. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2003

10. Колчин С.П. Налогообложение. М., 2002

11. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2001

12. Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1999

13. Лысов Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. 2004. № 8 //www.dis.ru

14. Налоговые доходы //www.fpcenter.ru

15. Налоговые правонарушения. Курс лекций. СПб. 2000

16. Новикова А.И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник. 2001. № 11

17. Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru

18. Основные итоги поступления администрируемых ФНС Росси налогов и сборов за январь 2006 года по Ростовской области. 13.02.2006 //www.nalog.ru

19. Отраслевые новости. Новости рынка материалов. Волгодонский комбинат древесных плит попал в реестр лидеров экономики.21.01.2005//www.tdserver.ru

20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2002

21. Пансков В.Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // налоговый вестник. 2002, № 12

22. Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2003

23. Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года // www.nalog.ru

24. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых ФНС России доходов в январе-феврале 2006 года по Ростовской области. 24.03.2006 //www.nalog.ru

25. Промышленный комплекс ЮФО. Ростовская область. ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит» //www.prestige.info.ru

26. Расчеты ЦФП на основе данных Минфина РФ //www.fpcenter.ru

27. Региональные и местные налоги и сборы. М., 2002

28. Романовский М.В. Бюджетная система РФ. М., 2000

29. Романцов А.А. Межбюджетные отношения и формирование доходов территориальных бюджетов // Финансы. 2001.№9

30. Ростовцев Александр. Главы Ростовской области не справляются со сбором налогов. Агентство национальных новостей. 22.03.2006 //www.annewes.ru

31. Соловьев И.Н. Как избежать ошибок при налоговом планировании. Налоговые санкции. М.,2002

32. Стрельникова Светлана. «Серые» схемы – есть, а наказания нет //Главбух. 2004. № 18 //www.glavbukh.ru

33. Сысуев Сергей. В Ростовской области увеличивается размер налога на игорный бизнес. Агентство национальных новостей. 1.08.2005//www.annews.ru

34. Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика //www. gks.ru

35. Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru

36. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2000

37. Взыскание налоговых санкций: коллизии порождают споры // Российская правовая газета «Экономика и Жизнь-Юрист». 2006.№4 //www.akdi.ru

38. Южакова Ирина. ВКДП намерен стать миллиардером // Донская правда. 18 сентября 2003 г. № 38/512 //www.vdonsk.ru

39. Чвыков И. Налог на имущество – по новым правилам // Экономика и жизнь //www.akdi.ru

 

 

Приложения

Приложение 1

Схема 1[52]

*) 113,3% - ИПЦ за январь-апрель 2005 года к январю-апрелю 2004 года.

147,5% - темп роста поступлений в целом по Российской Федерации.

Приложение 2

Таблица 1

Структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2006 года[53]

 

Задолженность

В том числе

Млрд. руб.

В % к итогу

Недоимка

Отсроченные (рассроченные) платежи

Реструктурированная задолженность

Приостановленные к взысканию платежи

Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу
Всего В том числе: 754,1 100 246,4 100 0,3 100 21,5 100 485,8 100
по федеральным налогам и сборам 656,0 87,0 191,7 77,8 0,1 28,5 18,2 84,8 446,0 91,8
по региональным налогам и сборам 54,4 7,2 30,1 12,2 0,2 69,5 1,6 7,3 22,5 4,6
по местным налогам и сборам 35,1 4,7 17,5 7,1 0,0 1,8 1,6 7,6 16,0 3,3
по налогам со специальным налоговым режимом 8,5 1,1 7,1 2,9 0,0 0,1 0,1 0,3 1,4 0,3

 Без учета задолженности территориальным дорожным фондам и по уплате пеней и налоговых санкций.

 

Приложение 3

Бухгалтерский баланс

 

Коды

Форма № 1 по ОКУД

0710001

на 1 января 2006 г.

Дата (год, месяц, число)

2005 12 31

Организация: Открытое акционерное общество "ВКДП"

по ОКПО

 

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

 

Вид деятельности: промышленность

по ОКВЭД

 

Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество/частная

по ОКОПФ/ОКФС

 

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

 

АКТИВ

Код стр. На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2 3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

   

 

Нематериальные активы

110 25

19

Основные средства

120 210417

246761

Незавершенное строительство

130 3510

5739

Долгосрочные финансовые вложения

140 5

5

Отложенные налоговые активы

145 7487

13564

ИТОГО по разделу I

190 221444

266088

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

   

 

 

   

 

Запасы

210 75972

87431

В том числе Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211 37916

36361

затраты в незавершенном производстве

213 8497

12716

готовая продукция и товары для перепродажи

214 29195

37958

расходы будущих периодов

216 364

396

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220 1495

2111

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

240 36597

29289

В том числе покупатели и заказчики

241 7805

10859

Краткосрочные финансовые вложения

250 -

-

Денежные средства

260 24

327

Прочие оборотные активы

270 97

109

ИТОГО по разделу II

290 114185

119267

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300 335629

385355

ПАССИВ

Код стр. На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2 3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

   

 

Уставный капитал

410 4000

4000

Добавочный капитал

420 72707

72707

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470 46746

65933

ИТОГО по разделу III

490 123453

142640

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

   

 

ИТОГО по разделу IV

590 2678

4743

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

   

 

Займы и кредиты

610 91414

167404

Кредиторская задолженность

620 118084

70568

В том числе поставщики и подрядчики

621 110322

51961

задолженность перед персоналом организации

622 2098

6004

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623 1392

2090

Задолженность по налогам и сборам

624 1641

2071

прочие кредиторы

625 2631

8442

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630  

-

Резервы предстоящих расходов

650  

-

ИТОГО по разделу V

690 209498

237972

БАЛАНС

700 335629

385355

             

Приложение 4

Отчет о прибылях и убытках

 

Коды

Форма № 2 по ОКУД

0710002

 На 1 января 2006г.

Дата (год, месяц, число)

2005 12 31

Организация: Открытое акционерное общество "ВКДП"

по ОКПО

 

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

 

Вид деятельности: промышленность

по ОКВЭД

 

Организационно-правовая форма / форма собственности: открытое акционерное общество /частная

по ОКОПФ/ОКФС

 

Единица измерения: тыс. руб.

по ОКЕИ

 

           

 

Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
1 2 3 4
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности      
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 353843 252458
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (322911) (229567)
Валовая прибыль 029 30932 22891
Коммерческие расходы 030 (1795) (1629)
Управленческие расходы 040 (3203) (2872)
Прибыль (убыток) от продаж 050 25934 18390
Прочие доходы и расходы      
Проценты к уплате 070 (1683) (927)
Доходы от участия в других организациях 080 - 122
Прочие операционные доходы 090 2997 3284
Прочие операционные расходы 100 (1093) (977)
Внереализационные доходы 120 2362 2149
Внереализационные расходы 130 (5332) (3288)
Чрезвычайные доходы 135 14 -
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 23199 18753
Отложенные налоговые активы 141 (6077) -
Отложенные налоговые обязательства 142 2065 -
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 19187 18753
СПРАВОЧНО. Постоянные налоговые обязательства (активы)   200 1546  

[1] Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1999. С. 15 - 19

[2] Налоговые правонарушения. Курс лекций. СПб. 2000. С. 5-13

[3] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2002. С. 3-5

[4] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 8., п. 1

[5] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2001. С.50

 

[6] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 12

[7] Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2001. С.55

[8] Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, 2003.С 39

 

[9] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 14

[10] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 15

[11] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. Ст. 14

[12] Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru

[13] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

[14] Формы установленной отчетности для юридических лиц. Региональные налоги. Местные налоги //www.nalog.ru

[15] Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2003. С. 18

[16] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.2. М.:ИКФ Омега-Л, 2002.

[17] Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru

[18] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года // www.nalog.ru

[19] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

[20] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

[21] Пархачева М.А., Шаронова Е.А. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб, 2003. С. 21-24

[22] В Ростовской области увеличится транспортный налог. Новости. Дон-ТР. 25.07.2005 //www.dontr.ru

[23] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

[24] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года // www.nalog.ru

[25] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

[26] Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru

[27] Перечень законов Российской Федерации, принятых в 2005 году, по вопросам законодательства о налогах и сборах и вступивших в силу с 1 января 2006 года // www.nalog.ru

 

[28] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч.1., Ч.2 (в ред. от 06.02.2006) //www.nalog.ru

[29] Об изменениях законодательства за 2005 год //www.nalog.ru

[30] Сысуев Сергей. В Ростовской области увеличивается размер налога на игорный бизнес. Агентство национальных новостей. 1.08.2005 //www.annews.ru

[31] Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика  //www. gks.ru

[32] Поступление в бюджетную систему Российской Федерации администрируемых ФНС России доходов в январе-феврале 2006 года по Ростовской области. 24.03.2006 //www.nalog.ru

[33] Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика  //www. gks.ru

[34] Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2005 года // www. nalog.ru

 

[35] Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика  //www. gks.ru

[36] Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2005 года // www. nalog.ru

[37] Ростовцев Александр. Главы администраций Ростовской области не справляются со сбором налогов. Агентство национальных новостей. 22.03.2006 //www. annews.ru

[38] Стрельникова Светлана. «Серые» схемы – есть, а наказания нет //Главбух. 2004. № 18 //www.glavbukh.ru

[39] Налоговые доходы //www.fpcenter.ru

[40] Расчеты ЦФП на основе данных Минфина РФ //www.fpcenter.ru

[41] Колчин С.П. Налогообложение. М., 2002 31-49

[42] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 2002. С. 45-52

 

[43] Взыскание налоговых санкций: коллизии порождают споры // Российская правовая газета «Экономика и Жизнь-Юрист». 2006.№4 //www.akdi.ru

[44] Программа Развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года от 15.08.2001 №584 //www.openbudget.ru

[45] Лысов Е.А. особенности местного налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. 2004. № 8 //www.dis.ru

[46] Промышленный комплекс ЮФО. Ростовская область. ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит» //www.prestige.info.ru

[47] Администрация Ростовской область. Новости. Донские власти продолжают диалог с бизнесом. 14 мая 2005 // www.donland.ru

[48] Южакова Ирина. ВКДП намерен стать миллиардером // Донская правда. 18 сентября 2003 г. № 38/512 //www.vdonsk.ru

[49] Отраслевые новости. Новости рынка материалов. Волгодонский комбинат древесных плит попал в реестр лидеров экономики.21.01.2005//www.tdserver.ru

[50] Администрация Ростовской область. Новости. Донские власти продолжают диалог с бизнесом. 14 мая 2005 // www.donland.ru

[51] Южкова Ирина. ВКДП намерен стать миллиардером // Донская правда. 18 сентября 2003 г. № 38/512 //www.vdonsk.ru

 

[52] Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в январе-апреле 2005 года // www. nalog.ru

 

[53] Федеральная служба государственной статистики. Налоговая статистика  //www. gks.ru

 


Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения. 4

1.1 Сущность налогов... 4

1.2 Региональные и местные налоги – нормативно-правовая база 11

Глава 2. Современное состояние региональных и местных налогов. 23

2.1 Анализ налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от юридических лиц в 2004-2006 году. 23

2.2 Проблемы, связанные с неуплатой налогов юридическими лицами. 30

Глава 3. Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов. 42

3.1 Программа по разграничению налоговых полномочий между федеральным и местными бюджетами. 42

3.2 Динамика развития предприятия ЮФО на примере ОАО «Волгодонской комбинат древесных плит». 54

Заключение 59

Список использованной литературы .. 61

Приложения . 64

 

Введение

 

 

Актуальность данной темы.  Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства региональных и местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных и местных бюджетов, по причине того, что доля региональных и местных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Объектом дипломной работы выступают местные и региональные налоги.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы анализа, выявить особенности уплаты местных и региональных налогов.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

- выявить теоретические аспекты налогообложения;

- классифицировать региональные и местные налоги в соответствии с НК РФ;

- проанализировать проблемы неуплаты налогов;

- провести анализ современного состояния региональных и местных налогов;

- предложить программу по разграничению налоговых полномочий между различными уровнями бюджета.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, поставленные цели и задачи, определяется объект исследования. В первой главе - «Теоретические аспекты налогообложения» - проанализирована экономическая природа налогов, история их развития, классифицированы местные и региональные налоги в соответствии с измененным Налоговым кодексом РФ. Во второй главе - «Современное состояние региональных и местных налогов» - выявляются современное состояние, основные проблемы налогов. В третьей главе - «Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов» - предлагаются пути преодоления проблем. В заключении делаются выводы по данной теме дипломной работы. В списке использованных источников приведен перечень литературы изученной в процессе работы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

Сущность налогов

 

Процесс становления налоговой системы, в более или менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

 Поступление податей до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций

Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г. [1].

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России.

Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов. Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. [2]

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям - все более и более очевидным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х годов налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса посвящена налогу с продаж.

По остальным налогам до 2003 г. продолжали действовать соответствующие законы, определяющие порядок и условия их исчисления и уплаты.

После принятия остальных глав второй части Налогового кодекса в январе 2006 года он становится единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации, хотя до сих пор в нем происходят изменения.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.[3]

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[4]

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.[5]

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. [6]

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего – расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. [7]

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.[8]

Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.